OBI: «Мы надеемся, что украинские девелоперы и потребители отдадут предпочтение магазинам нашей сети»




Кит Смит, генеральный директор компании OBI Ukraine
фото: OBI

CP: Расскажите о компании OBI. На каких рынках компания развивается на сегодняшний день?
ОВI – европейская розничная сеть формата DIY. Первый магазин сети открылся в 1970 году в Германии. На сегодняшний день компания управляет более 500 магазинами в Европе, в таких странах как Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Польша, Италия, Россия, Словения, Хорватия, Босния. Вскоре состоятся открытия магазинов в Украине, Румынии и Словакии.
По итогам 2006-2007 фискального года объем продаж сети OBI составил 7,1 миллиарда евро.
CP: Как давно и почему компания OBI приняла решение о выходе на украинский рынок?
После успешного выхода на рынок России, где открылось 12 магазинов, мы заинтересовались украинским рынком.
Украина – крупнейшая европейская страна с большой долей городского населения, что является основой для развития ритейла. В 2006 году мы открыли офис в Киеве. Процесс анализа украинского рынка и его потенциальных возможностей продолжается и сегодня. Я и моя команда проводим много времени в поездках по стране: встречаемся с девелоперами, чтобы лучше узнать рынок и особенности каждого отдельного города. Конечно же, необходимую информацию можно получить с помощью современных технологий, я имею ввиду статистическую информацию – показатели социально-экономического развития регионов, демографической ситуации и др. Однако я считаю, нет ничего лучше, чем ездить по стране с картой в руках, фиксируя реальный уровень развития региональных центров, выделяя основных игроков рынка, ключевые транспортные магистрали и т.п.
CP: С какими сложностями вам пришлось столкнуться при выходе на украинский рынок?
Компания ОВI имеет опыт выхода на многие рынки. Сложности возникали везде, поэтому не думаю, что Украина существенно отличается в этом аспекте от других европейских стран. Многие говорят, что основными проблемами украинского рынка являются поиск и покупка земельного участка, формирование логистической системы, поиск хорошего персонала. Признаюсь, с этими сложностями мы сталкивались в каждой стране, и все они решаемы. Серьезные проблемы возникают тогда, когда компания останавливается в развитии.


фото: OBI

CP: Как в целом вы можете охарактеризовать украинский рынок строительного ритейла? На какой стадии развития он находится?
По моему мнению, украинский рынок все еще находится на ранней стадии развития и четкой грани между оптовым рынком и ритейлом нет. Тем не менее, я вижу постоянные положительные изменения. Сильным импульсом для развития рынка ритейла является формирование в Украине среднего класса, нуждающегося в магазинах и услугах высокого качества.
CP: Можете ли вы назвать кого-то из украинских операторов строительного ритейла своими конкурентами?
Отличительной чертой украинского рынка является присутствие сильных отечественных игроков. Наиболее яркие примеры – супермаркеты сети «ЭпиЦентр» и «Новая Линия», конкурирующие между собой. Я считаю, что украинские сетевые операторы вполне могут конкурировать с европейскими компаниями.


Компания OBI управляет более 500 торговыми объектами в Европе
фото: OBI

CP: Рассматривалась ли возможность покупки украинских операторов? Практикует ли компания подобные сделки на европейских рынках?
ОВI совершала такие сделки на европейских рынках только после формирования собственной сети. Конечно же, покупка операторов нам интересна, однако необходимо некоторое время поработать на рынке, чтобы определиться с компанией и договориться о хорошей цене.
CP: Как будет выстраиваться политика выхода, принимая во внимание то, что практически одновременно о начале своей деятельности в нашей стране объявили несколько зарубежных операторов – Praktiker, Leroy Merlin и др.?
Прежде всего, хочу сказать, что формат магазинов ОВI отличается от форматов наших конкурентов. Компания ОВI функционирует в европейских странах параллельно с операторами Praktiker и Leroy Merlin, мы знаем, чего от них можно ожидать.
Надеемся, что украинский потребитель отдаст нам предпочтение, а девелоперы сделают выбор в пользу магазинов нашей сети в процессе формирования пула арендаторов ТЦ, поскольку компания ОВI имеет позитивный имидж и сможет благоприятно повлиять на развитие торгового центра.
CP: Что для компании является приоритетным – развитие в Киеве или региональных центрах Украины?
Мне сложно расставить приоритеты в выборе городов. Дело в том, что население Киева составляет около 3 миллионов человек, в четырех других крупнейших городах – Харькове, Днепропетровске, Донецке, Запорожье – проживает в общей сложности более 6 миллионов. Кроме названных региональных центров, для нас большое значение имеет целый ряд других городов Украины.
CP: Почему для открытия первого гипермаркета OBI был выбран Харьков?
Потому что сделка со строительно-инвестиционным холдингом «Дафи» – первый договор, подписанный нами в Украине. Мы заключаем сделки и в других городах, в том числе в Киеве, однако информация по этим проектам появится позже. Открою секрет: первый магазин сети может открыться не в Харькове, однако назвать город пока не могу.
CP: Какие принципы работы будут положены в основу деятельности компании OBI в Украине?
Основными принципами работы, выделяющими нашу компанию среди конкурентов, является предварительный отбор ассортимента, облегчающий процесс выбора товара; приятный интерьер магазина вместо «заводской» атмосферы, присущий украинским гипермаркетам формата DIY; высокий уровень обслуживания и т.д.
CP: Какой объем инвестиций запланирован компанией на начальном этапе развития в Украине?
Назвать точных цифр я не могу, однако мы планируем развивать сеть национального масштаба, что, естественно, предполагает серьезные инвестиции.
CP: Назовите ближайшие сроки открытия гипермаркетов сети OBI.
В 2008 году запланировано открытие гипермаркета в Харькове и еще двух магазинов.
CP: С какими компаниями вы сотрудничаете в Украине по вопросам развития собственной сети?
Мы сотрудничаем со многими украинскими девелоперами, и было бы нечестно выделять кого-либо из них. Кроме того, ведутся тесные переговоры с поставщиками, и вскоре вы увидите результаты нашей совместной работы: в магазинах сети ОВI будет отличное сочетание известных зарубежных и украинских брэндов.
CP: Расскажите, пожалуйста, о специфике формата гипермаркетов OBI. Будет ли он претерпевать какие-либо изменения в зависимости от особенностей украинского рынка?
В Украине хорошо развит полупрофессиональный рынок. На рынках европейских стран компания ОВI мало занималась этим сегментом, однако Украина станет исключением.
Мы будем развивать также наши традиционные направления «сад-огород» и «сделай сам» (DIY). Мы не намерены вмешиваться в сферу продажи мебели и бытовой техники, как поступают наши конкуренты. В Украине есть прекрасные сети мебельных магазинов и электроники. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.
CP: Как вы решаете вопросы логистики в Украине?
Мы тесно сотрудничаем с провайдерами логистических услуг и постараемся объединить в логистических центрах как можно больше поставок для удобства поставщиков и своевременной поставки товара в магазины сети.
CP: Какие требования предъявляются к площадям для расположения объектов сети?
Магазины ОВI развиваются в нескольких форматах, для реализации которых необходимы земельные участки площадью от 2,5 до 5 гектаров.
CP: По какому принципу вы формируете команду (топ-менеджеры и рядовые сотрудники) в Украине?
Безусловно, подбор персонала с опытом работы в сфере ритейла формата DIY является проблемой. С одной стороны, лучше взять людей без опыта работы, но имеющих желание учиться. С другой стороны, в Украине есть специалисты с опытом работы в успешных сетях, способные быстро влиться в команду.
Могу сказать, что топ-менеджерами нашей компании станут украинские специалисты, что немаловажно для эффективного взаимодействия с персоналом и покупателями.