«О’КЕЙ Украина»: «Мы не хотим упустить момент благоприятного развития на украинском рынке»


CP: Как давно и почему компания «О’КЕЙ» приняла решение о выходе на украинский рынок?
В 2005 году компания «О’КЕЙ» провела исследование украинского рынка продуктового ритейла и пришла к выводу: он развивается очень динамично, можно даже сказать, агрессивно. По подсчетам нашей компании, ежегодные темпы роста составляют 20-25%. Более того – есть все основания предполагать, что такая динамика сохранится на протяжении пяти лет и к 2011 году украинский розничный рынок по насыщенности достигнет уровня Польши. Кроме того, мы отметили отсутствие на рынке профессиональных ритейл-операторов, работающих в формате гипермаркета.
На основании всех перечисленных факторов был сделан вывод о привлекательности Украины для развития нашей сети. В мае 2006 года мы основали компанию «О’КЕЙ Украина».
CP: Что для компании является приоритетным – развитие сети в Киеве или региональных центрах Украины?
Конечно же, Киев является стратегически важным городом для каждого ритейл-оператора, однако нас интересуют также региональные центры, такие как Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Одесса, Хмельницкий, Черкассы, Луцк, Черновцы и др.
Проведя соответствующие исследования, был сделан вывод: если сегодня не выйти на украинский рынок, то уже завтра, возможно, будет поздно. Мы намерены активно развиваться, потому что нам не хотелось бы упустить благоприятный момент. Спустя некоторое время здесь появится большое количество игроков, и строить сеть будет гораздо сложнее из-за более жесткой конкуренции.
CP: Какие форматы компания намерена развивать в Украине?
Мы пришли к выводу, что формат гипермаркета позволит нашей сети развиваться более интенсивно. Мы знаем, как правильно использовать его преимущества, чтобы достичь лидерства. Со временем мы планируем также внедрять формат супермаркета.
Площадь торгового зала гипермаркетов сети «О’КЕЙ» составит от 8300 м2 до 14 000 м2, супермаркета – около 5000 м2. В магазинах сети будет представлен широкий ассортимент товаров продовольственной и непродовольственной групп. Кроме того, покупатель сможет воспользоваться сопутствующими услугами – приобрести цветы, заказать ключи и т.д.
Важно понимать, что для того, чтобы создать качественный гипермаркет, кроме больших объемов площадей, необходимы также удобное месторасположение и большой паркинг.


Армен Папазян, директор сети гипермаркетов «О’КЕЙ Украина»
фото: Иван Рудюк

CP: С какими сложностями приходится сталкиваться зарубежным ритейл-операторам, которые намерены развиваться на украинском рынке?
Многие зарубежные компании планируют выход на украинский рынок, однако не всем удается здесь успешно развиваться. Одной из основных причин является то, что они долго принимают стратегически важные решения.
Украинский рынок довольно специфичен. Работая на нем, необходимо уметь рисковать, принимать решения в условиях неопределенности. К примеру, нам иногда приходится интуитивно решать ту или иную проблему, связанную с землей. Часто у зарубежных компаний разработаны четкие параметры, которым должен соответствовать земельный участок. Однако найти идеальные участки практически невозможно. Кроме того, зарубежным компаниям сложно конкурировать с местными игроками, которые быстро адаптируются к реалиям рынка.
CP: В чем, по вашему мнению, причины пока неуспешной деятельности российских ритейл-сетей в Украине?
Чтобы понять причины неуспешной деятельности российских компаний, которым не удалось закрепиться на украинском рынке, необходимо проанализировать их ошибки.
По моему мнению, в этом случае следует говорить о комплексе причин. Компании, вышедшие на украинский рынок, очень активно развиваются в России, где сегодня идет война за лидерство. Сосредоточившись на российском рынке, ритейл-операторы не смогли разделить российский и украинский инвестиционные потоки. Кроме того, чтобы приспособиться к рынку, необходимо изучать потребителя, прислушиваться к его пожеланиям. Возможно, им не удалось «услышать» потребителя, понять его предпочтения. Еще одной причиной стала неприспособленность концепции ритейл-объектов к реалиям местного рынка.
CP: Какие принципы работы будут положены в основу деятельности компании «О’КЕЙ» в Украине?
Одним из принципов работы «О’КЕЙ Украина» станет открытость – мы позволим всем, в том числе и конкурентам, следить за деятельностью компании. Мы не боимся, что у нас будут заимствовать какие-то идеи, поскольку их реализация принесет пользу конечному потребителю. Мы намерены предоставлять лучшие услуги, товар и цены на украинском ритейл-рынке.
Компания «О’КЕЙ» имеет три основных направления деятельности. Первое – контроль за качеством товаров, а также безопасность персонала и клиентов. Второе – забота об охране окружающей среды (мы активно используем новые технологии, позволяющие минимизировать объем производственных отходов). Третье – участие в социально-экономическом развитии региона, где работает наша компания Мы хотим жить и развиваться параллельно с городами, в которых представлена наша сеть.
Выходя на рынок того или иного региона, компания начинает сотрудничество с местными властями, создает новые рабочие места, заключает контракты с региональными поставщиками, которые получают возможность увеличивать сбыт. Кроме того, мы обеспечиваем работой местные строительные компании.


Первый гипермаркет «О’КЕЙ» откроется в ТРЦ «Днепровская пристань» в Киеве
фото: Иван Рудюк

CP: Кого из украинских ритейл-операторов вы считаете своими основными конкурентами?
Конкурентами для нас являются все представленные в Украине ритейл-операторы, поскольку их работа уже дала определенные результаты – функционирующие магазины, определенный круг покупателей, репутация и т.д. Мы каждый день контролируем и анализируем их деятельность. Конечно, мы не разделяем некоторых принципов их работы, поскольку у нас имеется собственное мнение и видение того, как необходимо развиваться.
Мы намерены действовать таким образом, чтобы опережать конкурентов на несколько шагов, и в этом нам помогут наши клиенты. Два раза в год мы планируем проводить исследования и интересоваться у наших потребителей, почему они не приобретают ту или иную нашу продукцию. Стратегия развития и функционирования компании будет корректироваться в соответствии с полученными результатами исследований. Мы считаем, что путь в развитии компании должен указывать клиент.
CP: Намерена ли компания «О’КЕЙ» приобретать ритейл-сети в Украине или ее развитие будет осуществляться собственными силами?
На сегодняшний день каких-либо шагов в этом направлении пока сделано не было. Однако вполне возможно, что поглощения будут, так как это широко распространенный инструмент развития.
Мы стараемся не упустить ни одной возможности развития и пополнения сети новыми магазинами.
CP: Планируете ли вы развитие в Украине по системе франчайзинга?
Сегодня у нас нет таких планов, однако со временем они могут возникнуть, поскольку у нас могут появиться партнеры, которые, захотят развиваться на розничном рынке под брэндом «О’КЕЙ».
CP: Будет ли развиваться категория Private Label в Украине?
Да, такие планы есть, однако их реализация пока отложена. Сегодня у нас несколько другие задачи. Мы только начинаем свою деятельность и нам необходимо заявить о себе, показать преимущества своих гипермаркетов, продемонстрировать качество товаров.
Имея большой торговый зал и широкий ассортиментный ряд, гипермаркеты сети «О’КЕЙ» смогут удовлетворить запросы практически всех клиентов. На основании ценовой стратегии разрабатываются решения, согласно которым каждый клиент сможет найти товар по той цене, которая его устроит. Ассортимент наших магазинов, не учитывая сезонных продуктов, составит 50-55 тысяч наименований. Мы нацелены на максимальное использование товаров украинского производства, поскольку можем контролировать их качество. Онако есть продукты, которых в Украине, к сожалению, нет, поэтому мы обеспечиваем их поставку из-за границы.
Ассортиментная матрица гипермаркетов «О’КЕЙ» выстраивается на основании анализа предпочтений клиентов и ассортимента конкурентов.
CP: За счет каких финансовых ресурсов вы планируете развивать свою сеть в Украине?
На сегодняшний день мы инвестируем исключительно собственные средства. Когда у нас появится товарооборот, мы сможем воспользоваться кредитами банков. Кредитные средства помогут сформировать большой финансовый поток, который необходим для динамичного развития компании.
В деятельности «О’КЕЙ Украина» были выделены три основных направления финансового сотрудничества: операционное, инвестиционное, а также потребительское кредитование. Каждое из них будут сопровождать разные украинские банки.
CP: Планируете ли вы развивать девелоперское направление бизнеса в условиях крайне медленного роста рынка торговой недвижимости в Украине?
Прежде всего, мы хотим работать в структуре ТЦ/ТРЦ как якорные арендаторы, однако мы намерены также реализовать собственные проекты торговых центров, что ускорит наше развитие на территории Украины. В структуре компании работает инвестиционный департамент, который занимается всеми вопросами реализации проектов ТЦ – поиском земельного участка, финансовыми расчетами, строительством, привлечением арендаторов, управлением торговыми объектами и т.д.
Мы будем реализовать проекты небольших по площади торговых центров, поскольку «О’КЕЙ Украина» – прежде всего ритейл-оператор, и девелопмент в чистом виде нас не интересует. Приоритетным заданием при реализации проектов ТЦ станет создание большого профессионального гипермаркета. Также в торговом центре будет располагаться торговая галерея. В качестве подрядчиков будут привлечены местные строительные компании. К примеру, в Кривом Роге мы сотрудничаем со строительной компанией «Криворожиндустрой».
Первым девелоперским проектом инвестиционного департамента компании «О’КЕЙ Украина» станет ТЦ общей плошадью 11 000 м2 в Кривом Роге. В его состав войдет гипермаркет, площадь которого составит около 7000-7800 м2. На сегодняшний день ведется разработка проекта.
CP: Назовите ближайшие даты открытия супермаркетов сети «О’КЕЙ» в Украине.
В течение полугода у нас запланирована реализация четырех проектов гипермаркетов.
Наш первый магазин, торговая площадь которого составит 11 800 м2, откроется в Киеве по проспекту Генерала Ватутина в ТРЦ «Днепровская пристань». Открытие гипермаркета запланировано на ноябрь.
Также в ноябре состоится открытие второго гипермаркета, который расположится в Кривом Роге по проспекту 30-летия Победы. Он станет якорным арендатором шоппинг-молла «Солнечная галерея». Торговая площадь гипермаркета составит 8300 м2. Такой же объем площадей запланирован в запорожском супермаркете, строительство которого ведется не менее интенсивно, а открытие состоится уже этой зимой. На 2007 год мы запланировали также открытие гипермаркета в Симферополе. Мы надеемся, что мягкий климат Крыма позволит вести строительные работы и в зимний период. Объект находится в сейсмически неблагоприятной зоне, что обязывает нас пройти дополнительные согласования. Прохождение каждой экспертизы занимает некоторое время, поэтому открытие может быть перенесено в Симферополе на 2008 год.
CP: С какими компаниями вы сотрудничаете в Украине по вопросам развития собственной сети?
Мы сотрудничаем со всеми компаниями, которые могут помочь нам приобрести хороший земельный участок. Развиваться самостоятельно очень тяжело, поэтому мы работаем над созданием альянса, который позволит нам быстро закрепиться на украинском рынке. Среди наших партнеров – компании Colliers International (Украина), Jones Lang LaSalle, «Украинская Торговая Гильдия», а также DTZ, проводящая due diligence для «О’КЕЙ Украина». Специалисты этой компании проверяют конструктив, концепцию наших объектов. Не исключено, что в будущем мы будем сотрудничать с компанией Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.
CP: Планируете ли вы строительство собственного склада?
Пока у нас нет большого количества торговых объектов, мы будем использовать логистическую цепочку наших поставщиков. Однако в конце 2008 – начале 2009 годов, когда у нас будет уже около 15 магазинов, нам понадобится собственный распределительный центр. Сейчас сложно точно ответить, будем ли мы строить собственный склад или воспользуемся услугами логистических операторов.