О чем говорит форма?

Commercial Property №6 (130) июнь 2014

БУДУЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ДИЗАЙНЕ ОТЕЛЕЙ И КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, REARDONSMITH ARCHITECTS ДОВЕЛОСЬ ПОРАБОТАТЬ С ШИРОКИМ СПЕКТРОМ ЗДАНИЙ – С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ, ТИПАМИ И ПРОЕКТАМИ С УНИКАЛЬНОЙ ИСТОРИЕЙ. ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПРОЕКТОВ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ, ИМЕЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ, РАССКАЗАЛ ПАТРИК РИРДОН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР REARDONSMITH ARCHITECTS.

Текст: Патрик Рирдон, исполнительный директор АБ ReardonSmith Architects

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Патрик Рирдон, исполнительный директор ReardonSmith Architects 

Когда бюро ReardonSmith Architects только начинало свой профессиональный путь, было сложно говорить о разнообразии подходов в реализации проектов гостиничной недвижимости – проекты отелей были весьма типичными и предсказуемыми, особенно в странах Западной Европы. 

Появление бюджетных авиалиний, которые сделали путешествия доступными для многих людей, стимулировало рост спроса на гостиничные услуги. Однако существующий номерной фонд уже не мог удовлетворить растущий спрос. В то же время в Европе и Азии существовало крайне мало отелей, соответствующих международным стандартам по доступным ценам. Активное развитие международных гостиничных сетей открыло новые возможности для дизайнеров отелей. Количественное развитие рынка сопровождалось качественными изменениями – чтобы повысить конкурентоспособность своего бизнеса, девелоперы начали обращать внимание на необычные объекты и проекты для размещения гостиниц. Для ReardonSmith Architects, в свою очередь, открылись возможности работать на международном рынке с новыми, не похожими на предыдущие, проектами.

Президентский номер Liman в гостинице Four Seasons Hotel Baku (Баку, Азербайджан). ФОТО: PAUL THUYSBAERT

ФОРМА СЛЕДУЕТ ЗА ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ

Работа с новыми проектами отелей значительно проще для архитекторов и дизайнеров в сравнении с проектами реконструкций существующих объектов гостеприимства. Еще на стадии проектирования архитекторы могут задать помещениям необходимые объемы и пропорции, которые будут положены в основу создания комфортного пространства. 

Однако архитекторам и дизайнерам не стоит забывать, что гостиница – это, прежде всего, коммерческий объект, подчиненный экономическому расчету. Поэтому творческие идеи должны воплотиться в реальную основу для коммерческого успеха гостиницы. Так, когда летом 2010 года состоялось открытие после реконструкции гостиницы Travelodge Waterloo (Лондон, Великобритания), экспертами было подсчитано, что гостиница должна генерировать дополнительную прибыль в размере около $1,5 миллиона в год. Однако на тот момент это казалось невозможным. Причина подобных финансовых ожиданий связана с расширением пространства гостиницы: был создан дополнительный пятый этаж, надстроенный над 4-уровневым зданием, которое расположено на оживленной улице. Удачная локация объекта и профессиональные архитектурные решения в ходе реконструкции стали основой для ожиданий потенциального дополнительного дохода.

 

Фасад гостиницы Four Seasons Hotel Baku в Баку, Азербайджан. ФОТО: PAUL THUYSBAERT 

Архитекторы должны разрабатывать дизайн отеля с учетом ожиданий посетителей и того факта, что объект обязан приносить прибыль. Этих целей проще достичь при работе с новым зданием, даже если оно создано в необычном эклектическом стиле «боз-ар» (Beaux-Arts). Подобный опыт бюро ReardonSmith Architects приобрело при работе с гостиницей Four Seasons Baku в Баку (Азербайджан): стиль гостиницы был создан по просьбе клиента, при этом внешний облик здания разрабатывался по факту работы с интерьерами. 

Ознакомиться с основными зонами гостиницы постояльцы могут уже на первом этаже: для гостей, прибывающих в центральный лобби, открывается вид на круглосуточный ресторан, бар и лаунж-зону. Имея возможность обозревать основные зоны отеля, гости чувствуют больший комфорт и расслабленность.

Бассейн в структуре отеля Four Seasons Hotel Baku (Баку, Азербайджан). ФОТО: PAUL THUYSBAERT 

Номерной фонд гостиницы Four Seasons Baku представлен 175 номерами и сьютами. Номера достаточно просторны – их площадь составляет от 52 м2 и больше, из них открывается захватывающий вид на город Баку либо Каспийское море. По задумке архитекторов, центральная часть гостиницы, «рассекающая» семь этажей, не должна была быть перенасыщена архитектурными элементами. Эта часть – своеобразный атриум, созданный в стиле «Римской базилики» высотой 12 метров с огромным бассейном на крыше. 

Несмотря на то, что гостиница Four Seasons Baku имеет традиционный внешний вид, в ее архитектурной реализации можно наблюдать воплощение принципа «форма следует за функциональностью». Аналогичный принцип был воплощен в проекте отеля JW Marriott Absheron в том же городе – Баку, над которым работало архитектурное бюро ReardonSmith Architects. Однако, несмотря на идейную близость, стилистически два объекта являются полными противоположностями. В связи с тем, что отель JW Marriott примыкает к Дому правительства и выходит на Площадь свободы, заказчик пожелал сделать здание отеля одним из символов города, который идеально бы вписался в симметрию площади. Одной из задач, которые были поставлены перед проектировщиками, стало создание в отеле JW Marriott большой востребованной ресторанной зоны и многофункционального пространства, которое носит название «Great Room».

Отель The Savoy в Лондоне, Великобритания. ФОТО: ARCHIMAGE 

В целом, гостиница JW Marriott Absheron появилась на месте известного отеля Absheron Hotel. После переоценки проекта по реконструкции, заказчик принял решение о сносе старого здания и сооружении нового – JW Marriott Absheron. Это позволило создать качественный архитектурный образец XXI столетия и расширить социально значимую зону – прилегающий парк. 

Новое здание представляет собой 23-этажную остекленную башню с расположенными по флангам круглыми балконами. Парк, раскинувшийся возле отеля, размещен на ступенях разной высоты и плавно «перетекает» в сад, благодаря чему создается эффект торжественного променада, ведущего сквозь зеленые насаждения к террасам ресторана, бара и банкетным площадкам у подножья первого этажа. Открытая терраса позволяет наблюдать за событиями, происходящими на площади перед гостиницей.

«Ступенчатые» сады выполняют еще одну функцию. Высокий уровень грунтовых вод в Баку позволяет создать лишь один подземный уровень под зданием – и он был использован под паркинг. Ступенчатая система зеленых насаждений стала отличным решением для визуального укрытия служебных помещений и технических систем сооружения.

 

Лобби в гостинице The Savoy (Лондон, Великобритания). ФОТО: FAIRMONT HOTELS & RESORTS 

Интерьеры JW Marriott Absheron находятся в полной гармонии с внешним обликом здания. Внутри гостиницы можно найти фойе, бальный зал, рестораны и бары. Бальный зал площадью 1200 м2 может быть трансформирован в помещение с несколькими обособленными пространствами. Многофункциональное пространство «Great Room» было создано путем объединения ресепшена, расположенного с восточной стороны первого этажа, с барами и ресторанами с западной стороны уровнем выше. Верхний уровень поддерживается группой центральных колонн, создавая эффект монументальности, который полностью соответствует архитектуре Площади свободы. 

РЕКОНСТРУКЦИЯ «С НОЛЯ» 

Разрабатывая проект нового здания, архитекторы более-менее уверены, что в ходе реализации проекта не возникнет непредвиденных «сюрпризов». Однако такой сценарий исключен в случае со старыми объектами, где реконструкция и модернизация должны проводиться в соответствии с имеющимися исходными данными, такими как, например, инфраструктура. Совет, который можно дать заказчикам, которые берутся за реконструкцию старого здания, разобрать его до каркаса. Это снижает риски и сокращает длительность реализации проекта, что, в свою очередь, может сэкономить средства.

Однако данный совет не подразумевает игнорирование исторической ценности сооружений. Как раз наоборот – если здание имеет историческую ценность, необходимо следовать оригинальной архитектуре, вернуть ему изначальный вид, который, возможно, стерся в ходе реконструкций, проводившихся в течение жизни здания. Восстановление архитектурных особенностей и модернизация направлены на то, чтобы подготовить объект к требованиям XXI столетия.

Кафе Zest в отеле JW Marriott Absheron Baku Hotel (Баку, Азербайджан). ФОТО: WA INTERNATIONAL 

Данный подход архитектурное бюро ReardonSmith Architects использовало в проекте отеля The Savoy в Лондоне. Некоторые части гостиницы были реконструированы, но большинству из них был возвращен исконный облик посредством разборки здания. Для восстановления объекта были использованы новые материалы и системы, появился новый лифт и ранее не существовавшие пространства. Главная цель проекта заключалась в улучшении уникального духа The Savoy. Это здание само по себе было «звездой» на небосклоне архитектурного искусства, и в задачи архитекторов входило освежить его и заставить блистать. Как только первые гости посетили отреставрированный отель, и была произнесена фраза «здесь все так же, как и ранее», это означало, что мы добились своей цели.

ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ — И ПОДСКАЗКА, И ПОМЕХА

Начало любого проекта, связанного со зданием, имеющим историческую ценность, – это шанс обратиться к истории и узнать, как появился данный объект. Подсказки о том, что необходимо будет сделать в будущем, можно найти, изучая оригинальное сооружение. Однако здесь можно столкнуться с некоторыми препятствиями – многочисленными перестройками и реконструкциями объекта, в результате которых возникло наслоение облицовочных материалов, архитектурные искажения и пространство, которое функционально не использовалось. 

Однако архитекторы обязаны «погрузиться» в здание, чтобы понять его историю и назначение. Почему и как оно было построено? Почему было расширено подобным образом? Каким современным влияниям подверглось здание, др.? Важно ничего не предполагать заранее при работе с реставрируемым зданием, ведь невозможно предугадать, что обнаружится, когда с объекта снимут «наслоения эпох». Архитекторы должны быть готовы к постоянному пересмотру деталей в частности и дизайна в целом, поскольку новая информация об объекте может обнаружиться на любом этапе проекта.

Успешная реконструкция знаковых отелей требует жесткого контроля вопросов проектирования, инжиниринга, планирования и управления, чтобы адаптировать пространство объекта, создать новые возможности для генерирования дохода, увеличить стоимость актива и модернизировать инфраструктуру, – и все это в рамках требований к сооружениям исторического наследия. Трепетность по отношению к истории создания и существования объекта – это также немаловажный момент.

Фасад гостиницы Travelodge Waterloo (Лондон, Великобритания). ФОТО: ARCHIMAGE 

НОВЫЕ ПУТИ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Вариант развития отельного сектора, который все чаще можно наблюдать в Лондоне, представляет собой преобразование. Речь идет об объектах, которые больше не используются по своему функциональному назначению, однако не могут быть снесены. К таковым относятся, к примеру, старые банковское офисы, суды магистрата, пожарные станции, др., – все они в перспективе могут стать высококлассной гостиничной недвижимостью. 

Архитектурному бюро ReardonSmith Architects довелось несколько лет искать под заказчика подходящее здание для реализации проекта luxury-отеля. Объект должен был стать коммерчески успешным, поскольку подразумевал создание сравнительно небольшой по количеству номеров гостиницы (75 номеров), с отличным рестораном и баром. Существенным преимуществом объекта являлось то, что в роли заказчика выступал крупный британский ресторатор – Corbin & King. 

Реализация проекта осуществлялась в сотрудничестве с градостроительным советом Лондона, который имел право оспаривать решения, принятые по проекту. Перед стартом проекта здание вошло в список охраняемых государством памятников архитектуры. Вначале подобное новшество казалось не особо радужной перспективой, однако участникам проекта удалось извлечь из него выгоду и разработать проект в рамках нового статуса. Таким образом, гостиница под названием The Beaumont вскоре начнет свою работу. 

Существовавшее ранее здание отеля, построенное в 1926 году, потребовало расширения, в целях которого проектировщики разработали несколько вариантов. Финальным из них стал вариант увеличения площадей на север и восток от главного сооружения, а также создания подземных уровней и дополнительного этажа сверху. Ключевой особенностью проекта является надстройка, которая стала своеобразным «вмешательством» современности, поскольку не была адаптирована к исторической стилистике здания отеля. Номерной фонд пятизвездочного люкс-отеля The Beaumont представлен 50 комнатами, 13 студиями и 10 сьютами. Инфраструктура включает лобби-бар, обеденный зал, ресторан и SPA-салон. 

Сложности создания отеля The Beaumont были значительными, однако их нельзя сравнить с вопросами, возникшими в ходе масштабного восстановления и реконструкции гостиницы The Savoy. Отель открылся в 1889 году, поэтому проект реконструкции, разработанный 120 лет спустя, предусматривал, в первую очередь, проведение инженерных работ для стабилизации основы и каркаса здания с применением 600 тонн стали, 201 километра кабеля и 12 000 м2 черепицы, – и это перечень лишь основных материалов. 

Шаткие и физически устаревшие элементы здания были укреплены и в точности воспроизведены мастерами настолько искусно, что никто не мог определить период их создания и подлинность. Это позволило сохранить дух и архитектурное наследие гостиницы The Savoy. 

При реконструкции здания отеля важную роль играет опыт и знания архитектора. Каждый проект имеет уникальные особенности. В свою очередь архитектор должен знать, как провести реконструкцию таким образом, чтобы объект, который будет функционировать в условиях современности, оставался при этом гарантом прошлого.