Новости


МЕТРОПОЛИТЕН ПРОТЯНЕТСЯ НА ТРОЕЩИНУ
Уже в следующем году киевская сетка метрополитена протянется в направлении Троещины, благодаря чему уменьшится нагрузка на наземный транспорт данного района. Проектные работы Подольско-Вигуровской линии, которые начнутся в ближайшее время, будет проводить Институт «Укрметротоннельпроект».
Виктор Яникин, директор института, сообщил, что есть ряд причин, по которым проектирование будет закончено в кратчайшие сроки – до лета 2005 года. Главная из них – высокие темпы строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода, задание которого – обеспечить половину протяженности первой очереди Подольско-Вигуровской линии.
От станции «Вокзальная» новая линия протянется через Подол и Труханов остров на Левый берег, где будет разветвлена в стороны Воскресенки и Троещины. Управление метрополитена приняло решение, что на Троещине для строительства пяти станций метро будет использована скоростная линия трамвая. Пропускная способность Подольско-Вигуровской линии, протяженностью 13 километров, составит до 40 тысяч пассажиров в час.


ПАССАЖ НА КРЕЩАТИКЕ НАКРОЮТ?
По словам Александра Омельченко, киевского городского головы, к концу мая 2005 года, а именно ко Дню Киева, будет проведена реконструкция Пассажа, в ходе которой над зданиями построят купол. Финансироваться данное мероприятие будет за счет размещенных в Пассаже предприятий. Функции заказчика реконструкции выполняет Печерская районная горгосадминистрация.
Руслан Кухаренко, начальник Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды КГГА, архитектор проекта, напомнил, что в доперестроечные времена было предложено отдать Пассаж творческим союзам, в связи с чем магазин «Детский мир» был перемещен в новое помещение на Левом берегу. Уже тогда планировалось, что в Пассаже творческие союзы будут выставлять свои работы, откроются маленькие кофейни, – все это способствовало бы становлению особой, богемной атмосферы. Однако, с началом перестройки данная идея так и не была воплощена в жизнь.


ЧТО МОЖНО СТРОИТЬ НА ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ ДНЕПРА?
Строительные организации всегда проявляли особый интерес к прибрежной полосе Киева. Ведь не секрет, что красивый, а порой и элитный вид из окон в несколько раз увеличивает стоимость одного м2 объекта недвижимости.
На днях Анатолий Муховиков, начальник главного управления земельных ресурсов КГГА, заявил о завершении разработки проектов застройки прибрежных полос прилегающих к Днепру районов города, таких как Оболонский, Деснянский, Шевченковский. Следующий этап – рассмотрение проектов на заседании Киевсовета, который в праве их не утвердить.
Необходимо отметить, что в обязанности Главного управления земельных ресурсов входит определение так называемого режима застройки. Данное планирование возникло в связи с необходимостью строительства прибрежных защитных полос, на которых запрещается сооружение жилых объектов. Данная территория используется исключительно под строительство гидротехнических сооружений.
Однако практика строительства на прибрежной защитной полосе развивается по сей день. Помимо существующих на данный момент на территории прибрежной защитной полосы дачных участков, хозяева которых претендуют на их приватизацию, некоторые компании получают права на аренду данных участков под строительство. Так, например, компания «Аква-Шерл» получила право на краткосрочную аренду земельного участка площадью 2,3 гектара, из которых 0,51 гектара – земля прибрежной защитной полосы, для строительства аквапарка.
До сегодняшнего дня в Украине проекты аквапарков реализовывались преимущественно в Крыму. Однако у Киева есть все условия для строительства на его территории аквапарков, главная из них – наличие водной артерии, Днепра. В соответствии с имеющейся информацией, на стадии проектирования сейчас находятся сразу несколько киевских аквапарков. Компания «Аква-Шерл» использует для строительства водно-развлекательного объекта остров Венецианский в Днепровском районе столицы.
Также Анатолий Муховиков сообщил, что институт «Киевпроект» по заказу коммунального предприятия «Киевзеленстрой» разработал Программу сохранения зеленых насаждений города. Сейчас она находится на согласовании в структурах горадминистрации и Киевсовета. Программа предусматривает введение жесткого контроля над использованием территорий зеленых зон. В ней будут определены границы каждой зоны, предусматривается проведение паспортизации, предоставление статуса, а также создание соответствующих структур, в частности, дирекций территорий, имеющих особенную ценность.
Всего общая площадь Киева составляет 83,6 тысячи гектаров, из которых зеленые насаждения и водные объекты занимают около 50%, застроено – около 30% территории столицы.


ПОДОЛЬСКО-РЫБАЛЬСКИЙ МОСТОВОЙ «СОЮЗ»
Проект строительства моста через гавань Днепра, утвержденный на градостроительном совете, в скором времени будет представлен к реализации. Он соединит Подол с Рыбальским островом. Целесообразность проекта определяется замыслом проектировщиков: мост разгрузит Подол от транзитного транспорта, который направляется в Оболонский и Троещинский районы Киева.
Как известно, уже около шести месяцев ведется строительство шестиполосной Набережно-Рыбальской дороги. Сооружение моста – планомерный этап данного строительства. Как объяснил Владимир Воробьев, заместитель директора «Киевинжпроект», преимущества Набережно-Рыбальской дороги большие – водители смогут минимум втрое сократить свой путь, при этом избегнув длительного «путешествия» от Почтовой площади до развязки в районе Московского моста.
Проект сооружения моста имел несколько вариантов, среди которых – идея построить его разводным. Окончательным же стал проект, который технически обосновал целесообразность поднятия моста на один метр, что само собой исключило необходимость строительства разводной конструкции.
Реализация проекта строительства шестиполосной дороги требует около 221 миллиона гривен. Почти половина этой суммы будет вложена в строительство моста. В планах строительной организации – завершить сооружение дороги и моста к 2008 году.


30% НАСЕЛЕНИЯ БУДЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ЖИЛЬЕ
Разговоры о том, что владельцев недвижимости могут заставить платить за «лишние» метры, ведутся давно. И основания для их правдоподобности достаточно серьезные, поскольку в Законе Украины «О системе налогообложения» данный вид платежа значится как обязательный. Правительство вплотную подошло к подготовке основных положений Закона – определяется круг плательщиков – физических лиц, разрабатывается методика оценки недвижимости, выбирается орган, на который будет возложена миссия выполнения соответствующих функций.
В список налогооблагаемых лиц попадают, прежде всего, субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют на балансе сооружения, составляющие первую группу основных фондов в соответствии с Законом «О налогообложении прибыли предприятий»; частные лица, владеющие домами, квартирами, дачами и гаражами, в том числе и расположенными за пределами Украины.
Правительство уже определилось с принципом налогообложения, в соответствии с которым не будет подлежать налогообложению жилая площадь из расчета до 21 м2 на каждого прописанного на ней человека плюс 20 м2 на семью. Естественно, будет определен список льготников, в число которых попали пенсионеры. Для таких граждан предусмотрен следующий порядок налогообложения: одному или двум пенсионерам можно проживать без налогообложения на 80 м2. Если их дачный домик имеет такой же метраж, то он также не подлежит налогообложению. В число тех, кто налогом облагаться не будет, подпадают неприбыльные организации (кроме жилищно-строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов), также предприятия и организации инвалидов.
Залогом погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами будут налогооблагаемые активы (квартира, дом, гараж). Ставка налога не будет фиксированной. Однако правительство намерено ввести четкие рамки для ее определения, которые установят на показателе 0,5-1% от стоимости объекта налогообложения. На размер налога будет влиять балансовая стоимость объекта. Властям предстоит выделить определенный объем средств для проведения оценки объектов налогообложения. Хотя многие аспекты введения нового типа налога не установлены, правительство успело подсчитать, сколько получит бюджет в результате введения налога. Цифра в 1,5 миллиарда гривен ежегодно стоит того, чтобы ускорить процесс принятия соответствующего закона.


ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
Как сообщил Геннадий Бабенко, заместитель председателя Совета Министров Крыма, Украина и Россия хотят построить подземный транспортный переход под Керченским проливом между Крымом и Кубанью (Россия). По его словам, Украина со своей стороны подготовила проект перехода, который будет состоять из трех тоннелей. Два из них предназначены для движения транспорта в обоих направлениях, третий будет представлять собой технологический коридор.
По словам Геннадия Бабенко, суммарная стоимость строительства ориентировочно составит $1,3 миллиарда. Он также отметил, что в ближайшее время министерства иностранных дел Украины и России согласуют проект перехода.


ГОСУДАРСТВО НАМЕРЕНО КОМПЕНСИРОВАТЬ КРЕДИТЫ
Кабинет Министров Украины издал распоряжение, согласно которому станет возможным эксперимент по внедрению в Киеве нового механизма частичной компенсации процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками молодым семьям и одиноким молодым гражданам для строительства и приобретения жилья.
Согласно данному распоряжению, Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству должен в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для Киева в государственном бюджете, обеспечить предоставление льготных долгосрочных кредитов для строительства и приобретения жилья в Киеве молодым семьям и одиноким молодым гражданам (преимущества имеют многодетные семьи и ученые).
Фонд также должен частично компенсировать в размере учетной ставки Нацбанка процентную ставку по кредитам для оплаты стоимости жилья, которое превышает расчетную стоимость или на оплату сверхнормативной площади. По утвержденному в 2001 году положению о порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким гражданам на приобретение жилья, кредиты предоставляются на срок до 30 лет по ставке 3% годовых для заемщика, не имеющего детей, 0% – для заемщика, имеющего одного ребенка, с уменьшением на 25% суммы обязательства по кредиту для заемщика, имеющего двоих детей, и 50% для заемщика, имеющего троих и более детей. Норматив жилой площади установлен в размере 21 м2 общей площади жилья на одного члена семьи плюс 20 м2 на семью.


НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНКУРС КГГА
На территории озера Выдубецкое в Печерском районе Киева будет застроена зона отдыха с общественным центром. Киевской горгосадминистрацией объявлен конкурс по привлечению инвесторов на данный объект.
По словам специалистов Главного управления экономики и инвестиций КГГА, комплекс расположится на территории в 62 800 м2. Он будет включать физкультурно-оздоровительный комплекс с яхт-клубом (22 800 м2); торговые помещения (2300 м2); культурно-зрелищные (27 700 м2) и административно-хозяйственные сооружения (10 000 м2). Определена и цена одного квадратного метра строительства каждого из запланированных подразделений комплекса: физкультурно-оздоровительного комплекса с яхт-клубом – 2214,91 гривен с НДС 442,98 гривен; торговых помещений – 1725,69 гривен с НДС 345,14 гривен; культурно-зрелищных сооружений – 1881,38 гривен с НДС 376,28 гривен; административно-хозяйственных сооружений – 1861,78 гривен с НДС 372,36 гривен. К инвестиционным расходам компании, которая выиграет конкурс, необходимо также причислить подготовку территории, подведение инженерных и транспортных сетей, а также благоустройство территории, которые обойдутся в 51 900 508 гривен с НДС 10 380 102 гривен. Если суммировать все расходы, их общее число составит 177 101 865 гривен с учетом НДС 35 420 371 гривен.
Кроме того, разработана концепция проектно-сметной документации, в которой закрепляется обязанность инвестора дополнительно профинансировать отделочные работы на объекте инвестирования, подключить его к инженерным сетям, обеспечить технологическое оборудование и другие дополнительные работы. Окончательное утверждение проектно-сметной документации позволит определить соотношение между площадью объекта инвестирования, которая после завершения строительства передается инвестору в собственность, и площадью объекта, которая остается в коммунальной собственности территориальной общины Киева с последующей передачей ее инвестору в пользование.
Киевская горгосадминистрация в число обязательных условий включила предоставление участниками конкурса гарантий (банковские гарантии, обязательства и др.). Они определяются несколькими пунктами. Во-первых, обеспечение выполнения участниками обязательств, которые возникают в связи с предоставлением конкурсных предложений. Во-вторых, в случае признания участника победителем предоставление организатору конкурса средств на создание социальной, а также инженерно-транспортной инфраструктуры города Киева в размере 10% от общей ориентировочной стоимости строительства объекта инвестирования без учета НДС на протяжении 10 календарных дней с момента заключения с ним инвестиционного договора. В-третьих, компенсацию организатору конкурса расходов, связанных с подготовкой инвестиционного проекта, в размере 1% от общей ориентировочной стоимости строительства объекта инвестирования без учета НДС в случае признания участника победителем на протяжении 10 календарных дней с момента заключения с ним инвестиционного договора. В-четвертых, оплату регистрационного взноса в размере 4250 гривен. Деньги, предоставленные участником конкурса в качестве регистрационного взноса, возвращению не подлежат. Проектно-сметная документация также определяет сроки строительства объекта, которым обязательно должен следовать инвестор.


МОСКВА БЬЕТ РЕКОРДЫ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В то время, как Владимир Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ, заявляет о том, что Москва не испытывает потребности в небоскребах, архитектурные решения продолжают активно тянуться ввысь. Как сообщил Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве Москвы, в сентябре 2005 года будет сдан самый высокий жилой дом в Европе, который носит название «Триумф Палас». Хотя на сегодняшний день еще ведутся работы над интерьером здания, информация о нем уже помещена в книге рекордов Гиннеса с пометкой о самом высоком жилом доме в Европе – 264,1 метра. Безусловно, к данному зданию предъявляются самые строгие требования технического и эксплуатационного характера. В связи с этим функцию контроля и наблюдения за зданием берут на себя научно-исследовательские институты. По словам Владимира Ресина, в строительстве задействованы 5 тысяч человек. Вместе с работами по сооружению здания, будет проведена реконструкция парка, находящегося в непосредственной близости к многофункциональному жилому комплексу.
Однако москвичи не собираются останавливаться на достигнутом. Проектные и строительные организации захлестнула волна модерновых веяний. На Новом Арбате будет построен небоскреб в форме книжки. Для реализации данного проекта москвичи готовы снести здание гостиницы «Мир». Однако полной определенности в вопросе архитектурной формы здания нет. Достоверной остается информация о том, что 45-этажный многофункциональный комплекс будет иметь площадь наземной части 125 тысяч м2 и подземной – 60 тысяч м2.


МЕТРО «РОЕТ» ПОД ЦЕНТР ДНЕПРОПЕТРОВСКА
Примеру столицы, в которой сеть метрополитена удлиняется с каждым месяцем, следует и Днепропетровск. На сегодняшний день работы с бюджетом в 200 миллионов гривен ведутся в центральной части города.
По словам Владимира Яцубы, главы Днепропетровской облгосадминистрации, ориентировочные сроки завершения строительства – 2007-2008 годы. Он аргументировал трудности прокладки тоннелей наклонным ходом в центральной части города, продолжительностью около 2 километров. Из запланированных денежных средств, которые привлекаются как из государственного бюджета, так и из областного и городского, в строительство метрополитена уже вложено 40 миллионов гривен. Сейчас в Днепропетровске действует одна ветка метрополитена, к которой в скором времени присоединятся станции «Вокзальная» и «Центральная». Их строительство ведется с декабря 2003 года.


МИНТРАНСПОРТА УКРАИНЫ «РАЗГРУЗИТ» СИМФЕРОПОЛЬ
Как известно, крымские магистрали в направлении Симферополя, особенно в курортный сезон, перегружены потоком транзитного транспорта. Поправить ситуацию вызвался соответствующий орган власти – Министерство транспорта Украины, отдав распоряжение о строительстве западного участка объездной дороги вокруг столицы АР. Данное решение получило устное одобрение у Георгия Кирпы, министра транспорта Украины. Президент Украины пока еще только знакомится с документацией по техническому обоснованию необходимости проекта.
Сейчас есть два направления путей продвижения к Севастополю и Бахчисараю. Первое – дорога, пролегающая на востоке от Симферополя; вторая – магистраль, проходящая через саму столицу Автономии. По словам Сергея Куницына, главы правительства АРК, дорога будет огибать Симферополь с северо-запада. В данный момент проводятся расчетные проектные работы.


CТРАСТИ ПО ЗЕМЛЕ
Земельный рынок, особенно если он столичный, является предметом заинтересованности многих сторон. В этих отношениях Главное управление земельных ресурсов выполняет роль наблюдателя-ревизора. В последнее время управление сконцентрировалось на выполнении своих обязанностей – контроле и ревизии выделенных Киевсоветом земельных участков для строительства жилья за последние 2,5 года, что дало возможность подвести итоги наличия свободных для строительства участков. Полученные результаты не очень порадовали специалистов управления. Проведенный анализ показал, что в настоящее время строительство начато на 102 участках; приняты решения о выделении участка, но строительство не начато на 294 участках; еще около 580 участков находятся в состоянии оформления. Если суммировать все вышеперечисленные данные, получим приблизительную цифру 980 земельных участков. Фактически, их можно назвать свободными от застройки. Однако, по словам Анатолия Муховикова, помимо указанных 980, свободных участков в столице под застройку больше нет. По мнению начальника управления, выходом из данной ситуации может быть использование земли, на которой стоят морально и физически устаревшие здания и строения. Как заметил Анатолий Муховиков, такой земли хватит для строительства еще на 20-30 лет. Приплюсовав к этим данным оставшиеся, незастроенные на сегодняшний день участки, получается 30-40 лет.
Главное управление земельных ресурсов прорабатывает еще ряд вариантов выхода из положения. Первый из них – это использование земель сельскохозяйственного назначения, которые на сегодняшний день составляют 2,4 тысячи гектаров. Хотя такая перспектива кажется отдаленной, тенденция уменьшения земель сельскохозяйственного назначения, по всей вероятности, актуализируется уже в ближайшее время. Второй вариант – свободные территории можно получить в результате выноса экологически опасных и неэффективных предприятий за черту города. Необходимо заметить, что в столице уже практикуется использование земель, полученных таким способом, под застройку жилых зданий (например, на территории Голосеевского кирпичного завода будет построен жилой дом).
Однако помимо сложностей, связанных с выделением земельных участков, существует ряд других проблем, которые возникают уже в процесе пользования ими. В последнее время особенно остро проявляется проблема с незаконной перепродажей земельных участков. По словам Анатолия Муховикова, ее возникновение связано с тем, что при осуществлении сделки по покупке земельного участка на вторичном рынке люди не наводят справки о данном участке в Киевземе. Покупателю нужно четко уяснить, что купить землю, если она государственная, можно только у власти, которая должна принять по этому поводу соответствующее решение.
Одним из вариантов упорядочивания земельных отношений в столице Анатолий Муховиков считает введение конкурентных основ при выделении земельных участков. На последних пленарных заседаниях Киевсовета рассматривался проект решения о введении конкурентных основ в земельных отношениях, однако проголосован он не был. Вместе с тем, Александр Омельченко своим распоряжением создал рабочую группу, которая занимается разработкой нормативных документов по этому вопросу.
Несмотря на большое количество обязанностей и возникающих в этой связи проблем, специалисты Главного управления земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации занялись несколько не свойственной для них функцией – подсчетом «полезного» количества автозаправочных станций в Киеве, чтобы не допустить перенасыщения рынка нефтепродуктов. Анатолий Муховиков назвал цифру в 360 АЗС (202 из них уже функционируют, остальные находятся в стадии оформления документации). Для сравнения, в Москве на сегодняшний день функционирует около 400 АЗК.
Специалисты Главного управления земельных ресурсов Киевской горгосадминистрации убеждены, что превышение количества 360 автозаправок приведет к перенасыщению сегмента продажи топлива. Такое же мнение высказывают и сами участники рынка. Уже сейчас карта Киева пестрит от большого количества АЗС. Этот аргумент, по мнению Анатолия Муховикова, довольно красноречив в ситуации с новыми заказчиками строительства АЗС.
Что касается цифр, то за первое полугодие 2004 года в бюджет столицы от продажи земли поступило около 100 миллионов гривен при запланированных на год 200 миллионов гривен. При этом средняя стоимость 1 м2 земли составила 902 гривны. Для сравнения, в 2002 году цена за 1 м2 земли в столице составляла 470 гривен, в 2003 году – 740 гривен. По данным Госкомзема, стоимость земли в столице в 36 раз больше, чем в среднем по Украине.
Вместе с тем, на вторичном рынке земли ежегодно осуществляется 3 тысячи трансакций. Киевзем проводит мониторинг цен на вторичном рынке, результаты которого учитываются при денежной оценке земельных участков коммунальной собственности. Анатолий Муховиков отметил, что темпы роста поступлений в бюджет от продажи и аренды земли в Киеве достаточно серьезные. Так, в 1998-2000 годах они составили 84 миллиона гривен, в текущем году запланированы поступления от аренды в размере 315 миллионов гривен, от продажи – 200 миллионов гривен в местный бюджет и 20 миллионов гривен – в государственный. За первое полугодие 2004 года поступления от аренды земли составили 160 миллионов гривен.