В Харькове будет реконструировано самое высокое в свое время здание Европы и первый в СССР небоскреб – Дом Государственной Промышленности, расположенный на площади Свободы (Дзержинского). Уникальность этого гиганта состоит в том, что его построили всего за два с половиной года (1925-1928), практически без средств механизации. Полезная площадь здания Госпрома составляет более 50 000 м2, оно скомпоновано из девяти разновысотных корпусов высотой от шести до тринадцати этажей, связанных между собой закрытыми переходами на уровне третьего, пятого и шестого этажа. По информации компании «Хенкель Баутехник Украина», в срочном восстановлении нуждаются такие важнейшие элементы здания – железобетонные плиты перекрытий, несущие конструкции переходов, балконы и козырьки на фасадах, внешнее обрамление фасадных стен, парапеты и ограждения, кровля, металлические витражи и окна. Полностью пришло в негодность инженерное оснащение: системы электроснабжения, отопления и водоснабжения, канализация. В июле 2003 года Кабинет Министров Украины включил Госпром в перечень объектов, финансирующихся за счет централизованных капиталовложений, и утвердил задачу его реконструкции. После этого был объявлен тендер на комплексное решение задачи восстановления ограждающих конструкций здания с предоставлением систем материального и инженерно-технического сопровождения, поскольку восстановление первоначального вида фасада представляет особую сложность. К празднованию 350-летия Харькова в августе 2004 года планируется отреставрировать главные фасады здания Госпрома, которые выходят на центральные улицы и площадь Свободы.
«ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН» УКРАИНЫ Как сообщили «СР» в пресс-службе Министерства финансов Украины, в апреле, в рамках 13-го ежегодного собрания Европейского Банка Реконструкции и Развития, состоялась инвестиционная презентация Украины. По словам Жана Лемьера, президента ЕБРР, она привлекла внимание более чем 300 ведущих игроков европейского финансово-инвестиционного рынка. Николай Азаров, глава делегации Украины на собрании ЕБРР, вице-премьер-министр и министр финансов Украины, отвечая на многочисленные вопросы со стороны зарубежного инвестиционного сообщества, назвал развитие экономики Украины в последние несколько лет «инвестиционным феноменом». Он отметил, что поступательный и стойкий рост макроэкономических показателей, в частности ВВП, является следствием системных реформ в бюджетной политике, налоговой модернизации и стимулировании частного сектора. Демонстрируемая неизменность экономического курса государства должна стать достойной гарантией для зарубежных инвесторов. По словам Николая Азарова, завершение до октября 2004 года переговорного процесса по вступлению Украины во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с возможностью дальнейшего получения полноправного членства, выглядит практически решенным вопросом. Если это произойдет, то наше государство уже через несколько лет должно выйти на уровень получения прямых иностранных инвестиций в размере не менее $15 миллиардов ежегодно.
КРЫМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ИНИЦИИРУЕТ РАССЛЕДОВАНИЕ Крымский парламент направил в Кабинет Министров Украины обращение с просьбой принять решение по поводу признания прав собственности России на санатории, расположенные на полуострове и подчиненные мэрии Москвы. В документе указывается, что в Крыму работают санатории, подчиненные государственному унитарному предприятию «Московское лечебно-санаторное объединение» мэрии Москвы, с ежегодным финансированием в размере около 198 миллионов рублей. В частности, это санатории «Меллас» и «Понизовка», расположенные в Ялте; «Первомайский» и Детский санаторий имени Т. Шевченко, расположенные в Евпатории. Эти санаторные учреждения включены в перечень объектов, на которые в рамках соглашения между Украиной и Россией о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года заявлены претензии со стороны России. Как отмечается в документе, Крым заинтересован в развитии этих санаториев, поскольку они зарегистрированы плательщиками налогов в автономии. По данным Государственной налоговой администрации, в Крыму в течение 2003 года от деятельности этих четырех санаториев в госбюджет Украины поступило 1,08 миллиона гривен, в Ялтинский бюджет – 1,207 миллиона гривен, в Евпаторийский – 641 тысяча гривен. В обращении указывается, что, урегулировав отношения собственности, санатории смогут осуществлять полноценное инвестирование своего развития, что даст возможность дополнительных перечислений в государственный и местные бюджеты.
КИЕВСКИЕ МОСТЫ: ПОПОЛНЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЯ
фото: Елена Губанова
Помимо объявленной в 2004 году реконструкции моста Патона, власти столицы приняли решение провести реконструкции и других мостовых переходов. Так, коммунальная корпорация «Киевавтодор» в скором времени начнет капитальный ремонт Паркового моста на Труханов остров, который был построен в 1957 году. Стоимость ремонта, который планируется завершить до конца года, оценивается в 1,2 миллиона гривен. В мае 2004 года «Киевавтодор» начнет и реконструкцию Южного моста, которая будет проводиться с ограничением движения автотранспорта. Реконструкция затронет не сам мостовой переход, а подъездную эстакаду к нему на правобережье протяженностью около трех километров, которая проходит от Надднепрянского шоссе и улицы Саперно-Слободской над промышленной зоной Нижней Телички. Стоимость реконструкции составит 3 миллиона гривен, ее планируется завершить до середины осени 2004 года. Реконструкция предусматривает полную замену асфальтного покрытия путепровода и гидроизоляции инженерных сооружений. Что же касается строительства нового автомобильно-железнодорожного моста в южной части Киева по заказу Министерства транспорта Украины, то мэр столицы Александр Омельченко распорядился провести анализ земельных участков и организации схем движения транспорта для начала подготовительных работ. Главное управление земельных ресурсов КГГА обязали провести инвентаризацию земельных участков в полосе строительства и вместе с Юго-Западной железной дорогой и Фондом государственного имущества предложить компенсации собственникам участков, находящихся в районе промзоны Теличка. Главное управление земельных ресурсов КГГА также должно разработать проекты отвода земельных участков под строительство моста. Проектной организации «Киевпроект» поручено подать на утверждение Киевского городского совета изменения генерального плана развития Киева до 2020 года, вызванные строительством нового моста. По предварительным данным, строительство затронет интересы 79 землепользователей, общая площадь участков, попадающих в зону строительства, составляет около 70 гектаров.
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПЛАНЫ БЕЛОЙ ЦЕРКВИ Руководство Белой Церкви, крупнейшего города Киевской области, объявило о намерении вплотную заняться развитием городского рекреационного потенциала. По словам Виктора Осауленко, начальника отдела инвестиционной политики, предпринимательства и внешнеэкономических связей Белоцерковской городской государственной администрации, уже объявлены инвестиционные конкурсы по проекту создания на острове Молодежный, на земельном участке площадью 12 гектаров, развлекательного парка аттракционов, наподобие «Диснейлэнда», с рекреационной инфраструктурой (аквапарк, гостиница, спортивные сооружения и пляжи). Также предполагается развитие территории района Галендерня с созданием туристического комплекса на базе дендропарка «Александрия». Инвестиции, необходимые для реализации этого проекта, оцениваются в сумму более $30 миллионов.
В КИЕВЕ ОТКРОЕТСЯ 43-Я СТАНЦИЯ МЕТРО
фото: Олег Герасименко
Новая станция киевского метрополитена, «Сырецкая», будет введена в строй в октябре, – сообщил Николай Шавловский, начальник Киевского метрополитена. Данная станция станет продолжением Сырецко-Печерской линии в направлении жилого массива Виноградарь после станции «Дорогожичи». Для сохранения интервалов в движении поездов на этой линии метро необходимо приобрести еще четыре поезда, в то время как в бюджете города предусмотрены средства на покупку лишь одного. Николай Шавловский напомнил, что в 2003 году Киев приобрел 3 новых состава поездов метро для сохранения нормативных временных интервалов движения поездов на Святошинско-Броварской линии столичного метрополитена после пуска станций «Академгородок» и «Житомирская». Сегодня в Киеве действует три линии метрополитена общей протяженностью 55 километров, на которых расположены 42 станции. Как сообщил Николай Шавловский, в столичном метрополитене ежедневно выходят на линию 480-500 вагонов, которые перевозят 1,63-1,65 миллиона пассажиров в день. В 2003 году были капитально отремонтированы 25 вагонов, что позволило увеличить срок их эксплуатации на 15 лет. С 1 апреля на базе ремонтных мастерских Киевского метрополитена создан завод по подготовке и ремонту подвижного состава. Сейчас идет техническое и технологическое переоснащение этого предприятия, и планируется, что до конца года на нем будут капитально отремонтированы более 50 вагонов. Начальник метрополитена сообщил, что в первом полугодии будет подготовлена проектно-сметная документация на изготовление этим предприятием первых украинских вагонов метрополитена. Также в первом полугодии будут завершены работы по оснащению всех станций и вестибюлей столичного метрополитена устройствами для пользования мобильной связью. Кроме того, до 2005 года планируется оснастить 600 вагонов мониторами для размещения информации и рекламы. На сегодняшний день три станции метро – «Дорогожичи», «Петровка» и «Площадь Независимости» – уже оборудованы системами видеонаблюдения, что содействует поддержанию общественного порядка и безопасности пассажиров. В дальнейшем эта работа будет продолжаться.
ЯЛТА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В КИЕВСКИХ ЗАСТРОЙЩИКАХ Мэрия Ялты планирует привлечь к реализации программ коммерческого и социального жилищного строительства крупные киевские строительные компании, в частности «Познякижилстрой» и ХК «Киевгорстрой». Об этом решении сообщил Сергей Брайко, мэр Ялты. По его словам, в настоящее время жилищное строительство в Большой Ялте осуществляют две крымские компании («Консоль» и «Профессионал») и одна киевская; увеличение же количества застройщиков будет содействовать повышению качества сооружаемых объектов. По словам Сергея Брайко, городской совет Ялты выделяет инвесторам площадки под жилищное строительство с условием передачи городу 20% квартир в рамках программы социального жилья.
КОМУ НУЖНЫ ПРИЧАЛЫ КИЕВСКОГО ПОРТА? В ОАО «Киевский речной порт» недовольны решением Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины о передаче всех пассажирских и половины грузовых причалов, находившихся на балансе ОАО, ЗАО «Волжско-днепровская компания». По словам Георгия Душника, главы правления ОАО «Киевский речной порт», в результате таких действий ФГИ без работы могут остаться до 700 человек. В процессе приватизации и организации ОАО «Киевский речной порт» причалы не вошли в уставный фонд общества, однако уже четыре года пребывали на его балансе. Все это время ОАО «Киевский речной порт» неоднократно обращалось к ФГИ с просьбами передать ему причалы в долгосрочную аренду, однако получало отказы. По мнению представителей ОАО, таким решением ФГИ нарушил законодательство Украины об аренде государственного имущества, поскольку порту не было предоставлено первоочередное право аренды. Исходя из этого, ОАО «Киевский речной порт» намерено обжаловать решение ФГИ в Киевском хозяйственном суде.
КГГА ОБЪЯВЛЯЕТ НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНКУРСЫ 15 апреля киевскими властями были объявлены инвестиционные конкурсы по реконструкции подземного пешеходного перехода с созданием торгово-выставочного комплекса под проезжей частью пр. Победы, возле ст.м. «Политехнический институт» и по строительству подземного пешеходного перехода с торгово-бытовым комплексом под проезжей частью пр. Бажана, возле ст.м. «Позняки». Как сообщили в КГГА, общая площадь объекта инвестирования по пр. Победы составит 5250 м2, из них торгово-выставочный комплекс – 2750 м2, подземный паркинг – 2500 м2. Ориентировочная стоимость строительства одного м2 составляет 3,975 тысячи гривен плюс НДС 795 гривен; площади подземного паркинга – 2,606 тысячи гривен, а также НДС 521,33 гривны за м2. Общая стоимость строительства – 17,447 миллиона гривен плюс НДС 3,489 миллиона гривен, из них торгово-выставочного комплекса – 10,9 миллиона гривен, а также НДС 2,2 миллиона гривен; подземного паркинга – 6,5 миллиона гривен плюс НДС 1,3 миллиона. Общая площадь объекта инвестирования по пр. Бажана составит 2000 м2, из них торговый комплекс – 930 м2, места общего пользования и подземный переход – 1025 м2. Ориентировочная стоимость создания м2 объекта инвестирования составляет 3780 гривен плюс НДС 756 гривен. Общая стоимость объекта инвестирования – 7,389 миллиона гривен, а также НДС 1,477 миллиона гривен, торгово-бытового комплекса – 3,5 миллиона гривен плюс НДС 703 тысячи гривен, мест общего пользования и подземных переходов – 3,9 миллиона гривен плюс НДС 775 тысяч гривен. Согласно условиям конкурсов, победитель обязан будет выплатить на развитие социальной и транспортной инфрастуктуры города 10% ориентировочной стоимости строительства объектов без учета НДС. Помещения будут переданы инвестору в собственность, а пешеходные переходы и общественные места – в пользование. В 2003 году по результатам 21-го проведенного в Киеве инвестиционного конкурса определено 14 инвесторов, готовых инвестировать до 1,7 миллиарда гривен. В 2004 году планируется выставить на инвестиционные конкурсы около 15 объектов на общую сумму более 1 миллиарда гривен. В результате этого в бюджет города ожидаются поступления в размере около 100 миллионов гривен, которые предполагается направить на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города.
ПРОБЛЕМЫ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА По словам Григория Ревы, министра чрезвычайных ситуаций, на сегодняшний день 1805 (37%) зданий повышенной этажности в Украине эксплуатируются с неисправными системами противопожарной защиты, из них 1690 (93%) составляют жилые дома. Специалисты госдепартамента разработали концепцию противопожарной безопасности зданий повышенной этажности, на основании которой Государственный комитет по архитектуре и строительству разработает соответствующие строительные нормативы, в том числе и по возведению зданий выше 35 этажей. В 2003 году на объектах жилищно-коммунального хозяйства Украины было зафиксировано 5720 пожаров (на 15% больше, чем в 2002 году), в которых погиб 281 человек (на 20% больше). Убытки от пожаров составили около 30 миллионов гривен. До сих пор в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует проблема противопожарной защиты высотных зданий. На данный момент упорное сопротивление пожарной охраны принято считать одной из основных причин отставания высотного строительства от темпов строительства в целом. Сейчас выявляется много недостатков системы противопожарной защиты (например, необходимость приобретения пожарных лестниц), которая до недавнего времени считалась необходимой для застройщиков высотных зданий. В связи с этим, как сообщил Петр Борисов, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, МЧС предложило Госстрою Украины свою концепцию противопожарной защиты высотных зданий, согласно которой обеспечивалась бы безопасность сооружений в 25 этажей и выше. Однако, несмотря на все дополнительные средства противопожарной защиты, здание должно быть защищено инженерно: с необходимым количеством выходов, автоматических систем пожаротушения. Известно, что строительство высотных жилых зданий в 50 и более этажей экономически невыгодно именно из-за существенных дополнительных затрат по обеспечению пожаробезопасности. Однако архитекторы не исключают возможности строительства высотных офисных зданий, особенно в условиях дефицита земельных ресурсов в центральной части города.
КИЕВ АКТИВНО ЗАНИМАЕТСЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Коммунальная корпорация «Киевавтодор» в 2004 году завершит несколько крупных проектов по улучшению автотранспортной инфраструктуры столицы Украины. В частности, планируется построить автомагистраль от ул. Кировоградской до ул. Саперно-Слободской в Голосеевском районе. Длина четырехполосной автотрассы составит один километр. Эта дорога призвана обеспечить дополнительную разгрузку улиц Большой Васильковской и Антоновича, а также вывод автотранспортных потоков на ул. Саперно-Слободскую и Краснозвездный проспект. Строительство дороги запланировано в рамках реконструкции улицы Николая Гринченко, стоимость строительства автодороги составит 19,7 миллиона гривен. Этот проект также должен стать подготовительным этапом перед строительством жилого массива на участке в 45 гектаров по ул. Протасов Яр, в Соломенском районе. Также в 2004 году предполагается завершить реконструкцию и строительство участка ул. Набережно-Рыбальской протяженностью 1,5 километра (от ул. Электриков до проспектов Московского и Героев Сталинграда). Реконструкция станет первым этапом создания в 2005 году полноценной транзитной магистрали от Московского моста до ул. Набережно-Крещатицкой вдоль Днепра на Рыбальском полуострове с созданием мостового перехода через Гавань. Стоимость работ в 2004 году составит 4 миллиона гривен. Решение КГГА от 16 апреля 2004 года обязывает «Киевавтодор» провести работы по организации новой схемы движения автотранспорта по Московскому мосту с применением реверсивной схемы. Утром с 7:00 до 10:00 в направлении с Левого берега Днепра на Правый будет задействовано четыре полосы движения транспорта. Вечером с 17:00 до 20:00 также будет задействовано четыре полосы в направлении с Правого берега Днепра на Левый. В настоящее время движение по Московскому мосту осуществляется по трем полосам движения в каждом направлении. Внедрение соответствующих технических средств регулирования дорожного движения для создания реверсивных полос поручено осуществить ОАО «Киевпроект». При этом на съезде с Московского моста на Труханов остров, по проспекту Генерала Ватутина планируется провести установку разделительного барьерного ограждения во избежание аварий, связанных с выездом на встречные полосы движения. Еще один проект «Киевавтодора» в 2004 году – начало реконструкции Автовокзального путепровода между Лыбидской и Московской площадями. Работы по гидроизоляции пролетных строений путепровода, а также по ремонту тротуаров планируется завершить уже в 2005 году. Стоимость работ в 2004 году составит 1 миллион гривен. В целом в этом году ассигнования из городского бюджета Киева на реконструкцию, ремонт и развитие объектов автодорожной инфраструктуры составляют 107,5 миллиона гривен.
ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ
До 2010 года на украинском рынке земли может быть сформировано предложение в объеме 12 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Этот прогноз озвучил Николай Гарбуз, первый заместитель главы Государственного комитета по земельным ресурсам (Госкомзема) Украины. По его словам, на сегодня в Украине зарегистрировано около 200 тысяч не выкупленных сертификатов права собственности на землю, что соответствует примерно 800 тысячам гектаров земли. Он также сообщил, что, по оперативным данным Госкомзема, из 27 миллионов гектаров распаеванных земель интенсивно обрабатываются только около 14 миллионов. При этом более 50% владельцев земельных участков – пенсионеры, а 30% – граждане, не имеющие в Украине правопреемников. «Сегодня площадь земель, которые могут быть проданы, составляет около 6 миллионов гектаров, и, если мораторий будет продлен еще на 5 лет, это количество может удвоиться», – сказал он. Комментируя позицию Госкомзема по вопросу моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, Николай Гарбуз отметил, что комитет не видит необходимости в его продлении: «У нас есть договоренность о формировании соответствующей законодательной базы, и когда она будет сформирована, можно ставить вопрос об отмене моратория».
ХАРЬКОВ РАБОТАЕТ НАД ГЕНПЛАНОМ Разрабатываемый в настоящее время генеральный план развития Харькова предусматривает расширение центральной части города. Согласно предварительному варианту, в восточном направлении центральной части города запланировано создание центра деловой и коммерческой активности. В южном направлении центр будет развиваться в пределах улиц Первой Конной Армии, железнодорожной станции «Харьков-Левада» и проспекта Гагарина. Кроме того, планируется, что центральная часть города будет активно развиваться в западном направлении – вдоль ул. Полтавский шлях с проведением реконструкции в районах Гончаровки, Карповки и Холодной Горы. Помимо этого, планируется реконструкция исторического центра города. Проектом генплана предусмотрено четкое функциональное зонирование города. Предполагается, что со временем в Харькове будут более конкретно обозначены не только центральная часть, но и зоны жилых районов и микрорайонов, общественно-торговых центров, магистралей, а также промышленно-складских и ландшафтно-рекреационных зон. Работу над генпланом Харькова ведет киевский институт «Гипроград». Ожидается, что документ будет передан на утверждение городским властям к середине 2004 года. Предположительно, в генплане будут отражены основные направления развития города до 2026 года.
ДНЕПРОПЕТРОВСК: АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕБАТЫ Мэр Днепропетровска Иван Куличенко выступил против монополизации застройки исторического центра города по проектам одной из местных архитектурных мастерских. По его словам, городскую власть беспокоят архитектурные решения пяти значительных новостроек на центральном проспекте Днепропетровска и нескольких близлежащих к нему улицах, выполненные специалистами архитектурной мастерской «Дольник и Ко». Мэр города отметил, что в ближайшее время на заседании градостроительного совета все проекты будут пересмотрены, а в дальнейшем разрешение на разработку архитектурно-проектной документации и строительство новых объектов социально-культурного назначения будет выдаваться только после проведения конкурса с участием специалистов-историков. Раньше такие конкурсы проводились редко, а историки в состав градостроительного совета не входили. «Я за инвестиции, лично работаю с каждым инвестором, но город должен быть красивым, нельзя строить что угодно», – подчеркнул мэр Днепропетровска. По словам Ивана Куличенко, к сентябрю 2004 года в Днепропетровске должна быть завершена реконструкция крупного исторического квартала, который, в частности, украсит фонтан стоимостью около 250 тысяч долларов США. Как уже сообщалось, городские власти Днепропетровска в начале 2004 года впервые за 14 лет утвердили генеральный план застройки города, одним из основных направлений которого является создание в центральной части города делового, культурного, коммерческого центра.
КИЕВСКАЯ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИЯ: НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ? Руководство Киевской областной государственной администрации ввиду активизации интереса отечественных и иностранных инвесторов к земельному фонду прилегающих к Киеву районов намерено пересмотреть свои подходы в отношении режима предоставления инвесторам земли в этих зонах. В частности, планируется в ближайшем будущем ввести в действие особый режим инвестирования (долевого участия) при развитии проектов в Киево-Святошинском, Обуховском, Броварском и Вышгородском районах Киевской области. Согласно этому режиму инвесторы должны будут нести социальную нагрузку в размере не менее 25% от общей сметной стоимости инвестиционных проектов. В то же время, предполагается, что в более депрессивных районах Киевской области, таких как Таращанский, Ставыщенский и Мироновский, будет действовать режим способствования инвесторам. В настоящее время ведутся работы по созданию соответствующей нормативной базы.
В УКРАИНЕ СОЗДАДУТ АГЕНТСТВО ПО ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ В Украине будет создано Агентство по вопросам иностранных инвестиций. Соответствующее распоряжение утвердил Кабинет Министров Украины. Фонду государственного имущества поручается выступить основателем Агентства от имени государства, исходя из того, что государственная часть в уставном фонде Агентства должна составлять не менее 51%. Кроме того, ФГИ вместе с Министерством экономики поручено определить других основателей Агентства и перечень государственного имущества, которое подлежит передаче в его уставный фонд, а также осуществить организационные мероприятия, связанные с созданием Агентства. Решением правительства также предусматривается передать Министерству экономики в установленном порядке полномочия по управлению корпоративными правами государства в уставном фонде Агентства.
УТВЕРЖДЕНА ПРОГРАММА ОХРАНЫ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН КИЕВА
фото: Александр Кутлахметов
Коллегия КГГА утвердила программу развития и охраны зеленых зон столицы до 2010 года, а также концепцию формирования зеленых насаждений в центральной части города. В частности, среди целей данной программы – утверждение границ и статуса существующих зеленых зон общего пользования в Киеве, правила эксплуатации и возможностей строительства на их территории. Программа разработана на основе положений генплана развития Киева до 2020 года. Программой предусмотрено «зеленое строительство» 23-х объектов на территории около 669 гектаров, определен перечень участков общей площадью 1859 гектаров, которые до 2010 года будут зарезервированы для создания озелененных территорий. На территории лесных массивов планируется создание 14 буферных парков, переформатирование спортивных комплексов и стадионов в общедоступные спортивные парки городского и районного значения (23 объекта на площади 164 гектаров), озеленение вдоль улиц и транспортных развязок, промышленных и складских территорий. В программе развития зеленых зон Киева отмечается, что территория зеленых насаждений в городе сейчас составляет около 56,5 тысячи гектаров, или 67,4% площади города, в том числе 21,6 тысячи гектаров зеленых насаждений находятся в городской застройке. При этом фактическая площадь озелененных территорий в застроенной части города по состоянию на 1 января 2004 года составляет 4338 гектаров.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКУЮ ЛАВРУ РЕКОНСТРУИРУЮТ
фото: Михаил Антипов, ПП «ФОРМАТ»
Решение о реконструкции Киево-Печерской Лавры в 2004 году закреплено соответствующим распоряжением премьер-министра Украины Виктора Януковича. Из резервного фонда госбюджета на реконструкцию исторического памятника первым траншем выделено 2 миллиона гривен. Распорядителем этих средств стало Министерство культуры и искусств Украины, которое до конца года должно отчитаться перед Кабмином о ходе ремонтных работ и использовании средств.
ЗАПОРОЖЬЕ: КОМУ ЗЕМЛЮ? Как сообщил журналистам Валерий Черкаска, заместитель городского головы Запорожья, в ближайшее время городские власти планируют начать проведение конкурсов по продаже земельных ресурсов города. Говоря о ценах на землю, он подчеркнул, что в Киеве, Днепропетровске и других городах страны они значительно выше, чем в Запорожье. Например, владелец коммерческого киоска в центре Запорожья платит арендную плату за землю в городской бюджет в размере всего 40 гривен, тогда как комбинат «Запорожсталь» ежегодно перечисляет около 7 600 000 гривен. Это, по мнению городских властей, неадекватная ситуация. Исправить ее может продажа земли, которая позволит, по замыслу чиновников, повысить поступления в городскую казну в несколько раз. При этом планируется ограничить земельные ресурсы, предлагаемые пользователям в аренду, а также повысить ставки аренды. В то же время, Валерий Черкаска подчеркнул, что промышленным гигантам города, таким как ОАО «Запорожсталь», ОАО «Днепроспецсталь» и ОАО «Мотор Сич», повышение уровня арендной платы за землю пока не угрожает. По информации мэрии Запорожья, в городе до сих пор не было продано ни одного квадратного метра земли.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ПОЛЯ ВМЕСТО СУПЕРМАРКЕТОВ Санкт-петербургская администрация наложила запрет на изменение статуса городских земель сельскохозяйственного назначения. Пострадать от этого решения городских властей могут девелоперы промышленной недвижимости и торговых объектов. В частности, сети «Пятерочка» и Metro Cash & Carry уже приобрели земли сельскохозяйственного назначения суммарной площадью 27 гектаров для развития торговых центров стоимостью несколько десятков миллионов долларов США, однако не успели перевести их в промышленный фонд. Поскольку в России изменение функционального назначения земельных ресурсов происходит в соответствии с законодательством конкретного субъекта федерации, а не общегосударственным, то решение проблемы для девелоперов может оказаться чрезвычайно осложненным. Теоретически, «Пятерочка» и Metro Cash & Carry могут решить вопрос, только подав иски об убытках к продавцу земли или к городской администрации. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Санкт-Петербурге составляет 28 500 гектаров, в то же время, по некоторым данным, в городе уже практически не осталось свободной земли не сельскохозяйственного назначения под развитие крупных проектов, что может быть чревато для северной столицы России инвестиционным кризисом.
В КИЕВЕ УПАЛ БАШЕННЫЙ КРАН 12 мая 2004 года по бул. Л. Украинки, 21-в, на площадке строительства 12-этажного жилого дома ООО «Строительной компании «Савой» сошел с рельсов и упал башенный кран. В результате падения от полученных травм скончался машинист крана. Строительная площадка находится рядом с детским садом, и лишь по счастливой случайности там никто не пострадал – стрела крана легла вдоль входа в дошкольное учреждение, частично попав на детскую площадку. При этом стрела крана накрыла две легковые машины, которые, судя по визуальному осмотру, не подлежат ремонту. Госкомитет по надзору за охраной труда создал специальную комиссию по расследованию причин аварии. Кран принадлежит ЗАО «Киевское строительное управление механизации» и находится в эксплуатации с 1979 года. В 2003 году было проведено его экспертное обследование и продлен срок эксплуатации. Среди возможных причин аварии называют неисправность приборов и устройств безопасности крана, а также человеческий фактор. Комиссия предложила изъять лицензию у предприятия и совместно с отделом охраны труда КГГА проверить все площадки, на которых ведутся строительные работы. С начала 2004 года в Украине на строительных площадках погибли 48 человек, что на 15 человек больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе в Киеве и Киевской области погибли 10 человек. При строительно-монтажных работах произошло падение трех кранов, погиб один крановщик, еще один получил травмы.
ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПРОВЕРКА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ КИЕВА Распоряжением КГГА от 11 мая 2004 года №755 «О проведении внеочередного обследования технического состояния зданий производственного, жилищно-гражданского и другого назначения, а также инженерно-технических сооружений и сетей в Киеве» устанавливается, что будет проведено внеочередное обследование многих объектов недвижимости Киева на предмет их соответствия требованиям безопасности и эксплуатационным нормам. Согласно документу, комиссии, состоящей из 14 человек, возглавленной заместителями главы КГГА Михаилом Поживановым и Василием Присяжнюком, в период до 1 июня 2004 года надлежит провести проверки следующих объектов: Национального дворца «Украина», Киевского Цирка, Центрального железнодорожного вокзала «Киев-Пассажирский», Центрального автовокзала, Аэропорта «Киев» (Жуляны), Речного вокзала, Дворца спорта, НСК «Олимпийский», Дворца бракосочетаний, Национальной филармонии, Бессарабского рынка, Владимирского рынка, Сенного рынка, Жытнего рынка, Печерского торгового центра, Национальной оперы Украины, Театра оперетты, Дома органной и камерной музыки, Театра драмы и комедии, Театров имени Ивана Франко и Леси Украинки, Театра на Подоле, Театра кукол, Театра юного зрителя на Липках, кинотеатров «Зоряний», «Русь», «Киев», «Жовтень», «Россия», «Баттерфляй»; гостиниц «Украина», «Киев», «Лыбидь», «Днепр», «Турист», «Славутич», «Братислава», «Спорт», «Салют», «Казацкая»; выставочных комплексов на Броварском проспекте, 15 и по улице Салютной, 2; катка «Льдинка», фитнесс-центра «Аквариум», ипподрома и фуникулера. Также распоряжением КГГА районным администрациям Киева поручено провести проверки объектов коммунальной собственности районов и общественно-социальных объектов, находящихся в частной собственности, в сроки до 1 августа 2004 года. Среди них: детские дошкольные учреждения, школы, учреждения здравоохранения, жилые дома, спортивные и выставочные комплексы, рынки и торговые комплексы, вокзалы и станции, культурные и развлекательные центры, инженерно-технические сооружения и сети. Кроме того, Управлению государственного архитектурно-строительного контроля КГГА до 31 августа 2004 года предложено провести внеочередные проверки ряда объектов, находящихся на стадии строительства, реконструкции и капитального ремонта. Список этих объектов пока не разглашается.
МОСКОВСКИЕ ЗАСТРОЙЩИКИ НАЦЕЛИЛИСЬ НА УКРАИНУ По данным российских экспертов и аналитиков рынка жилой недвижимости, конъюнктура российского рынка жилой недвижимости в целом, и московского в частности, вынуждает российских застройщиков обратить более пристальное внимание на страны СНГ и, главным образом, на Украину. По мнению Михаила Степанова, эксперта ИК «Велес Капитал», интерес московского стройкомплекса к Украине связан с невозможностью дальнейшего вложения инвестиций в жилищные проекты Москвы. «У строительных компаний появляется все больше денег ввиду существующего колоссального уровня рентабельности жилых проектов. Однако на сегодняшний день в столице России сложилась ситуация, когда количество площадок под застройку стало очень ограниченным, объемы строительства увеличиваются очень незначительно и уже распределены на два-три года вперед». Исходя из этого, очень многие российские застройщики, заработав за последние годы колоссальное количество денег, сталкиваются с необходимостью их дальнейшего перспективного вложения. По мнению аналитиков, переориентация застройщиков на рынок коммерческой недвижимости мало целесообразна из-за отсутствия у них глубокого опыта девелоперской деятельности, необходимости реформирования структур компаний и вхождения на рынок с уже существующей относительно жесткой конкуренцией. Поэтому единственным выходом из ситуации для многих московских застройщиков является переориентирование на работу в нефтедобывающих регионах и экономически успешных агломерациях России (Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Сочи, Калининграде) наряду с экспансией на рынки соседних стран, даже несмотря на меньшие уровни доходности по сравнению с Москвой и риск быстрого удовлетворения существующего спроса на жилую недвижимость в небольших городах. Определенные региональные программы и планы относительно освоения украинского рынка уже озвучили такие московские застройщики, как «Конти», «С-Холдинг», «Главмосстрой-Инвест», «Декра», «Социальная инициатива», «СУ-155», «Авгур Эстейт» и группа компаний «Правовой центр жилья». Предполагается, что еще ряд застройщиков в настоящее время оценивают аналогичные программы Уже сейчас можно с уверенностью говорить о вхождении на украинский рынок компании «Интеко», которая совместно с компанией «Конти» и специально созданной для строительства в Украине «Московской инвестиционно-строительной компанией» планирует застройку жилого массива в Киеве на участке в 150 гектаров с созданием не менее 150 000 м2 жилья. Кроме того, в мае этого года «Интеко» совместно с «Московской инвестиционно-строительной компанией» должна начать застройку квартала в Луганске на 40 000 м2 жилья. В 2005 году этими же застройщиками планируется строительство жилой недвижимости в Харькове, Днепропетровске, Одессе и Николаеве.