«Новая Линия»: «Чтобы развиваться в Украине, необходимо уметь рисковать»




Олег Шандар, глава правления ЗАО «Новая Линия»
фото: Олег Герасименко

CP: Когда была основана компания «Новая Линия»? Сколько объектов строительных гипермаркетов и в каких городах представлено в портфеле компании?
Компания «Новая Линия» была основана в 2000 году и уже в 2001 открыла в Киеве свой первый гипермаркет. Сеть строительных гипермаркетов «Новая Линия» является одной из крупнейших в Украине, работающих в торговом формате DIY. Она специализируется на реализации полного спектра товаров для строительства и ремонта. Помимо основного ассортимента, покупателям предлагается ряд услуг – прокат инструмента, распил материалов, пошив штор, консультации специалистов, обмен валют и пр.
На сегодняшний день открыто 6 гипермаркетов «Новая Линия»: два – в Киеве, по одному – в пгт Чабаны (Киевская область), Львове, Днепропетровске и Борисполе.
CP: Кто ваша целевая аудитория?
Изначально, открывая в 2001 году первый магазин сети «Новая Линия» по Харьковскому шоссе, 168, мы делали ставку на частных клиентов, которые на сегодняшний день составляют 95% наших покупателей. Около 5% составляют корпоративные клиенты, представленные небольшими компаниями, приобретающими материалы для ремонта собственных помещений. Конечно же, мы заинтересованы в привлечении крупных клиентов, таких как строительные компании, однако не планируем радикальных изменений основной целевой аудитории.
CP: Какие требования вы предъявляете к участкам, на которых планируется строительство супермаркетов сети? Какие характеристики участка для вас наиболее важны?
Я выделил бы два основных критерия, по которым проводится отбор земельного участка. Первый – характеристики, позволяющие использовать его как площадку для возведения строительного гипермаркета сети; второй – реальность получения данного участка.
Мы анализируем интересующий нас участок по ряду параметров: месторасположению, площади, конфигурации, рельефу, наличию подъездных путей для большегрузных и легковых автомобилей, удаленности коммуникационных систем (электричество, газ, вода). Дело в том, что прокладка коммуникационных систем – очень дорогостоящий процесс, составляющий около 30% сметной стоимости нового строительства. Кроме того, мы проводим маркетинговые исследования, которые позволяют нам определить, насколько удачным будет бизнес в данном месте, микрорайоне и городе в целом (если речь идет о новом для нашей сети населенном пункте). Маркетинговые исследования включают анализ действующих предприятий и уровня заработной платы, активности ведения жилищного строительства, реконструкционных работ. Выясняется также, востребован ли в городе строительный супермаркет, готовы ли люди тратить деньги в период открытия магазина или в ближайшие 1,5-2 года.
Мы отдаем предпочтение приобретению земельного участка, что, к сожалению, не всегда возможно. В таком случае приходится приобретать право долгосрочной аренды. Около половины наших земельных участков находится в собственности компании.
У нас сформирован земельный банк, в котором содержится информация о приобретенных или планируемых к приобретению участках, находящихся на этапе согласовательных и предпроектных процедур.
CP: Вы отдаете предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения своих супермаркетов? Проекты объектов вашей сети являются типовыми или индивидуальными?
Как правило, старые здания не приспособлены к стандартам организации площадей и форматам, с которыми работает наша компания, поэтому мы всегда отдаем предпочтение новому строительству. Естественно, в сравнении с реконструкцией оно значительно дороже, однако позволяет создать профессиональный торговый объект.
Конструктив магазинов сети «Новая Линия» стандартный, однако у каждого объекта есть индивидуальные особенности, обусловленные расположением, конфигурацией и рельефом земельного участка.
CP: Есть ли в практике компании примеры покупки отдельных магазинов с целью переформатирования и включения в вашу сеть?
Таких примеров на сегодняшний день нет, поскольку подобных предложений мы не получали, однако готовы к любым переговорам.
CP: С какими строительными компаниями работает «Новая Линия»?
Первоначально мы пользовались услугами сторонних организаций, привлеченных по результатам тендера. Однако этот опыт был не очень удачным. Так, мы сотрудничали с польско-украинской строительной компанией «Энергополь-Украина», которая занималась реализацией объекта сети «Новая Линия» по ул. О. де Бальзака, 65/1. В результате возникшего конфликта мы отказались от ее услуг и приняли решение о создании собственной лицензированной строительной компании. Таким образом, строительством третьего объекта сети в пгт Чабаны занималась уже наша собственная строительная организация «Финпрофиль». В ее штате – 20 специалистов, имеющих большой профессиональный опыт возведения быстромонтируемых зданий. По сути, «Финпрофиль» является генподрядной организацией, которая контролирует сторонние субподрядные организации.


Супермаркет «Новая Линия» по улице Оноре де Бальзака в Киеве
фото: Олег Герасименко

CP: Каким образом обеспечивается логистическое обслуживание ваших ритейл-объектов? Есть ли в планах компании строительство логистического склада?
Мы располагаем небольшим логистическим складом в Боярке, недалеко от торгового центра «Новая Линия» по Одесскому шоссе. Площадь закрытой части склада составляет 1500 м2, открытой площади, предназначенной для грузов, которые не боятся неблагоприятных погодных условий, – 4000 м2.
В перспективе ближайших двух лет – строительство собственного логистического центра площадью 15-20 000 м2. Сейчас мы рассматриваем несколько земельных участков в 25-километровой зоне от Киева – со стороны Одесской, Житомирской и Харьковской трасс. Возведение центра займет около 8 месяцев, то есть мы планируем его запуск в 2008 году.
CP: Как решается вопрос паркингов на каждом из объектов сети?
Существует четкая взаимосвязь между площадью магазина и количеством машиномест в паркинге. Первый объект сети «Новая Линия» – по Харьковскому шоссе, 168 – имеет самый маленький паркинг среди всех строительных супермаркетов нашей сети на 100 машиномест. Сейчас мы стараемся придерживаться соотношения 1 машиноместо на 1,5 м2 торговой площади. В среднем на 100% периметра здания приходится 80-85% разъездных и парковочных мест.
Во всех наших объектах паркинг располагается на одном уровне с гипермаркетом, что продиктовано, прежде всего, удобством для покупателей. Дело в том, что передвигаться со строительными материалами по пандусам, грузовым лифтам и т.д. крайне неудобно.


Супермаркет сети «Новая Линия» в Броварах
фото: Инна Волосюк

CP: Назовите структурные подразделения/отделы компании, участвующие в развитии региональных проектов. В каких регионах Украины планирует свое развитие «Новая Линия»?
В структуре компании есть департамент перспективного развития, занимающийся продвижением проектов в регионах. Руководитель департамента входит в группу топ-менеджеров компании.
В целом, мы делаем серьезную ставку на развитие проектов сети «Новая Линия» в регионах. В перспективе 2007 года – открытие строительных гипермаркетов в Одессе, Симферополе, Харькове и Луцке; в 2008 году – в Запорожье, Донецке и Днепропетровске. В перечисленных городах уже ведутся проектные работы и разработаны схемы финансирования. К концу 2008 года сеть «Новая Линия» будет насчитывать 14 магазинов общей площадью около 190 тысяч м2.


    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    


    
    
    
    
    

Действующие гипермаркеты сети «Новая Линия»
Год
открытия
ГородАдресОбщая площадь, м2Паркинг, машиномест
2001КиевХарьковское шоссе, 1687000100
2004КиевО. де Бальзака, 65/19000300
2005пгт Чабаны, Киевская обл.Одесское шоссе, 812 000350
2006Львовул. Щирецкая, 78000150
2006Днепропетровскул. Стартовая, 9-а17 000350
2007Бориспольул. Горбатюка, 2 (Киевское шоссе)14 100220

CP: Какие города, по вашему мнению, являются наименее «проблемными» для развития проектов сети?
У нас еще не было легких проектов. В каждом городе мы сталкиваемся с определенными сложностями. Многое зависит от высшего руководства города и тех задач, которое оно ставит перед собой и своими подчиненными. Если мэр заинтересован в развитии города и региона, мы получаем разрешительную документацию довольно быстро. Приход такой компании как «Новая Линия» сопровождается дополнительными налоговыми поступлениями в местный бюджет, созданием новых рабочих мест и т.д. Если мэр города или глава региона не понимают этого, мы постоянно сталкиваемся с какими-то преградами.
CP: Какие источники финансирования используются для реализации проектов? Каков объем собственных средств в процессе их финансирования?
На сегодняшний день мы используем три источника финансирования – собственные средства компании, дополнительные эмиссии акций ЗАО «Новая Линия», а также кредитные линии OTP Bank и Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation. World Bank Group).
Обычная схема финансирования проектов – 40/60 (40% – собственные средства, 60% – заемные) – позволяет нам достаточно уверенно чувствовать себя на рынке и спокойно обслуживать заемные средства.
На сегодняшний день основными акционерами ЗАО «Новая Линия» являются Dragon Capital, шведская инвестиционная компания East Capital и физические лица.
CP: Какой размер инвестиций необходим для открытия одного магазина сети?
Это зависит от ряда факторов – стоимости земельного участка, объемов строительства, наличия коммуникационных сетей и т.д. Объем инвестиций, необходимый для создания торгового центра площадью 15 тысяч м2, составляет $13-14 миллионов.
CP: По какому принципу вы работаете с поставщиками продукции в супермаркеты вашей сети? Какова структура поставщиков (отечественные, зарубежные производители)?
Для того, чтобы определиться с выбором поставщиков, мы тщательно анализируем их работу. Для нас важными показателями являются системность, обеспечение необходимого объема и ассортимента продукции, в отношении которой подписан договор. Сеть магазинов – это один живой организм, работа всех элементов которого должна быть слаженной.
В нашей базе есть перечень поставщиков, с которыми мы работаем только в пределах определенных регионов. Это обусловлено существованием брэндов, востребованных в одном регионе и совершенно неизвестных в другом. К примеру, продукция львовского производителя сухих строительных смесей, не востребована в Киеве. Однако, в Днепропетровске есть предприятия, продукция которых находит своего покупателя по всей территории Украины, поэтому мы готовы сотрудничать с ними по всем нашим магазинам.
Нашими поставщиками являются порядка 750 компаний. Ассортимент магазинов насчитывает от 38 000 до 50 000 наименований в зависимости от сезона. Зимой количество товарных групп несколько сокращается, летом увеличивается за счет садово-огородного ассортимента.
Для компании «Новая Линия» приоритетным является сотрудничество с отечественными поставщиками. В Украине производится качественная продукция, которую мы готовы поддержать посредством реализации.
По ряду показателей – периодичности поставок, номенклатуре и пр. – украинские поставщики не уступают зарубежным, с которыми мы тоже сотрудничаем. Благодаря наличию украинской и зарубежной продукции поддерживается широкий ассортиментный ряд магазинов сети и обеспечивается неотъемлемое для каждого покупателя право выбора.
CP: Ощущается ли конкуренция со стороны других сетей строительных супер-/гипермаркетов?
Мы позитивно относимся к прозрачной конкуренции, поскольку она стимулирует профессиональное развитие, проявляющееся в качественном и количественном росте ассортимента и услуг. Однако, в Киеве конкуренция зачастую имеет совершенно иной характер. В регионах рынок более цивилизованный и не имеет такой жесткой конкуренции, как в столице.


    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    


    
    
    

Перспективные проекты строительных гипермаркетов компании «Новая Линия»
Дата ввода в эксплуатациюГородОбщая площадь, м2
Май 2007 годаОдесса18 000
Июль 2007 годаСимферополь17 000
Октябрь 2007 годаХарьков11 800
Декабрь 2007 годаЛуцк12 000
Март 2008 годаДонецк15 000
Май 2008 годаЗапорожье15 000
Июль 2008 годаКиев17 500
Октябрь 2008 годаДнепропетровск16 000

CP: Какова динамика товарооборота вашей компании?
В 2005 году оборот компании составил $50 миллионов, в 2006 – $100 миллионов. Прогноз на 2007 год – $200 миллионов. «Новая Линия» ежегодно удваивает товарооборот, благодаря открытию новых магазинов и росту уровня платежеспособности населения.
Приоритетной для нас является работа над развитием ассортиментной политики и усовершенствованием предоставляемых услуг. Кроме того, мы нацелены на расширение сети торговых центров «Новая Линия». Открытие новых гипермаркетов будет способствовать сокращению временного интервала, разделяющего товар и покупателя.
CP: Какими вам видятся перспективы отечественного рынка строительных супер-/гипермаркетов? Какие изменения произойдут в работе компании с выходом на украинский рынок зарубежных ритейл-операторов?
Вряд ли рынок придет к еще более мощным форматам, чем современные супер- и гипермаркеты. Магазин площадью свыше 18 тысяч м2 нельзя назвать комфортным для покупателя. Посетителям физически тяжело передвигаться по большим площадям и держать в уме всю информацию о товарах. Наиболее востребованным останется формат площадью от 12 до 18 тысяч м2.
У нас нет опасений по поводу того, что компания «Новая Линия» попадет в зону турбулентности с выходом на украинский рынок зарубежных операторов. Мы готовы к конкуренции. По ряду параметров наши магазины лучше магазинов зарубежных операторов. К сожалению, компания не располагает такими финансовыми ресурсами, как зарубежные ритейл-операторы строительных супер-/гипермаркетов, которые вышли на рынок значительно раньше нас. Однако на нашей стороне такой важный фактор, как знание специфики рынка. Для того, чтобы развиваться в Украине, необходимо уметь рисковать, иметь твердую убежденность, что все получится, и идти до конца.