Насколько активны международные розничные сети?

ЗАРУБЕЖНЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ: ПРИОРИТЕТЫ ЭКСПАНСИИ Марина Крестинина, директор департамента стратегического консалтинга и аналитики компании CB Richard Ellis в Украине Потенциал украинского рынка определяется большим количеством населения страны, емким рынком столицы и наличием, помимо Киева, еще нескольких городов-миллионников, что для европейских рынков является редкостью. В большинстве европейских стран имеется только 1-2 крупных города, в которых сконцентрирован большой процент населения. В то же время конкуренция среди ритейл-операторов в Украине пока еще невелика: к примеру, насыщенность магазинами продовольственных сетей в сравнении с европейскими странами незначительна. Так, в странах Центральной и Восточной Европы на 1 миллион населения приходится от 7 до 12 гипермаркетов, в Западной Европе – от 14 до 20, в то время как в Украине этот показатель меньше 1. Более того, в Украине представлено весьма ограниченное количество форматов продуктовых магазинов – к примеру, отсутствуют дискаунтеры в классическом понимании данного формата. В основном продовольственный ритейл представлен в формате супермаркетов и «магазинов у дома». Основными игроками продовольственной розницы на данный момент являются локальные сети, в то время как присутствие международных ритейл-операторов ограничено: сегодня в Украине представлены такие зарубежные операторы как Auchan, Real, METRO Cash & Carry, Billa, SPAR, «Перекресток».
20 стран, наиболее приоритетных для развития ритейл-операторов
Рейтинг 2010 Страна % ритейлеров, планирующих развитие в стране
1 Германия 41%
2 Польша 33%
3 Франция 33%
4 Испания 30%
5 Великобритания 29%
6 Россия 28%
7 Чехия 28%
8 Италия 27%
9 Австрия 27%
10 Бельгия 25%
11 Нидерланды 24%
12 Швейцария 23%
13 Венгрия 22%
14 Болгария 19%
15 Румыния 17%
16 Турция 16%
17 Португалия 16%
18 Украина 16%
19 Словакия 15%
20 Хорватия 14%
Источник: CB Richard Ellis Несмотря на значительный потенциал рынка Украины, он воспринимается международными операторами продовольственных сетей как достаточно рискованный. В первую очередь это связано с меньшими доходами и, соответственно, расходами населения. В сравнении с рынками стран Западной и даже Восточной Европы размер среднего чека невелик. Снизившаяся во время кризиса покупательная способность населения, безусловно, отражается на привлекательности страны в глазах иностранных сетей. Кроме того, на решение оператора влияют и общестрановые риски (экономические и политические).
Стратегия экспансии по сегментам
Источник: CB Richard Ellis
СТРАТЕГИЯ ЭКСПАНСИИ ПО СЕГМЕНТАМ В Украине большинство международных брэндов присутствуют на условиях франшизы практически во всех сегментах фото: «CP» В соответствии с исследованием How Active are Retailers in EMEA, ритейлеры, планирующие развитие в 2011 году, назвали 38 приоритетных для себя стран. Четверть опрошенных выделили 10 основных стран. Так, Германия сохранила лидирующую позицию – 41% опрошенных ритейлеров хотят открыть магазин в этой стране. Устойчивый рост экономики и относительная нехватка международных ритейлеров делают Германию в текущих экономических условиях безусловным лидером для экспансии розничных сетей. В основном ритейл-операторы продолжают фокусироваться на крупнейших городах, поэтому Германия, в которой таких городов 5-6, остается наиболее привлекательной. Местные ритейлеры также настроены оптимистично – 69% из опрошенных заявили, что планируют увеличивать число своих магазинов в Германии. За Германией следует Польша, как одна из наиболее интересных для экспансии стран, далее идут Франция, Испания и Великобритания. В Испании менее трети локальных ритейлеров планируют открыть новые магазины на внутреннем рынке, что связано с их намерениями сбалансировать портфель своих сетей за счет выхода на другие рынки. При этом зарубежные ритейлеры, напротив, ищут возможность выйти на испанский рынок, где недвижимость в данный момент дешевле, чем в других европейских странах, а конкуренты ослаблены кризисом. Несмотря на то, что основные западноевропейские страны остаются главным направлением для экспансии, многие ритейлеры заинтересованы в развивающихся рынках, которые составляют более половины из 20 стран, приоритетных для развития ритейл-операторов. Возобновившийся интерес к развивающимся рынкам частично основан на ожидании улучшения экономической ситуации. В то же время экспансия на развивающиеся рынки гораздо меньше пугает ритейлеров, чем годом ранее. 41% операторов намерены выйти хотя бы в одну из стран Центральной Европы и 39% – Южной Европы. Польша лидирует в списке наиболее интересных с точки зрения экспансии развивающихся стран. Эта страна со стремительно растущей экономикой, испытывающая существенный недостаток в качественном предложении торговых помещений. Здесь спрос на торговые площади настолько высокий, что в связи с отсутствием финансирования для реализации новых проектов, девелоперы все более активно занимаются редевелопментом менее качественных или устаревших торговых центров. После Польши в списке развивающихся стран, приоритетных для экспансии ритейлеров, следуют Россия и Чехия.
Целевые страны для развития торговли
Источник: CB Richard Ellis
УВЕРЕННОСТЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ Основным результатом исследования стало выявление активизации экспансии ритейл-операторами по сравнению с 2009 годом. Только 4% из опрошенных не планируют открытия новых магазинов в 2011 году. Более половины планирует консолидировать свое присутствие в тех странах, где уже осуществляют операционную деятельность, а треть выборки (32%) планирует выход на новые рынки. 16% респондентов рассматривают Украину в качестве приоритетной страны для расширения своих международных операций, что указывает на потенциал и привлекательность страны для ритейлеров, несмотря на риски. Также следует отметить, что в сравнении с 2009 годом привлекательность нашей страны улучшилась. В 2010 году Украина занимала 22 место, и только 11% респондентов рассматривали страну в качестве возможной площадки для развития своего брэнда. АКТИВНЫЕ СЕГМЕНТЫ В 2010 году такие ритейлеры как Hennes & Mauritz (H&M), Zara и Ralph Lauren запустили продажи через Интернет-сайты Наиболее активными являются ритейлеры, работающие в сегменте Supermarket (продовольственные магазины, супермаркеты, гипермаркеты). Они стремительно развиваются, пользуясь возможностью увеличения портфелей недвижимости за счет снижения стоимости земли. Данная тенденция актуальна и для Украины. Причем это касается всего сегмента крупноформатной торговли, то есть продуктовых и строительных гипермаркетов, магазинов С&C тех операторов, которые развиваются не только в составе торговых центров, но и рассматривают отдельностоящие помещения. В 2010 году большинство операторов этих форматов были открыты к предложениям и вели мониторинг украинского рынка. Среди заключенных сделок можно назвать приобретение компанией Leroy Merlin двух участков под развитие магазинов в Киеве, а также увеличение портфеля компании METRO Cash & Carry во Львове. Также очень активны ритейлеры сегмента Coffee & Restaurant (рестораны быстрого питания, рестораны, кофейни, кондитерские). Для этой категории операторов потенциал для роста остается значительным, поскольку интерес потребителей к заведениям быстрого питания, посещение которых не требует значительных финансовых затрат, остается высоким. При этом, если сравнивать с 2009 годом, сегменты Mid-range Fashion (мужская и женская одежда среднего ценового сегмента, casual) и Value & Denim (дискаунтеры одежды, джинсовая одежда) оказались самыми амбициозными в своих планах по развитию. 28% ритейлеров Mid-range Fashion планируют открыть более 30 магазинов в 2011 году, по сравнению лишь с 16% в 2010 году, что является свидетельством оптимизма ритейлеров относительно динамики роста потребительских расходов в среднем ценовом сегменте. В то же время, ритейлеры Value & Denim используют текущие условия переориентации спроса в более низкий сегмент для увеличения своей доли на рынке.
Предпочитаемая модель экспансии ритейл-операторов по сегментам: развитые рынки
Источник: CB Richard Ellis
СОБСТВЕННЫЙ МАГАЗИН ИЛИ ФРАНШИЗА? Исследование «Насколько активны розничные сети в регионе EMEA» показало, что ритейлеры предпочитают открывать собственные магазины. Только 11% опрошенных намерены открыть магазины по франшизе, большинство же респондентов выбрали открытие магазинов собственными силами. Эти данные отличаются от данных 2009 года, когда операторы, заявлявшие о планах на открытие 20 и более магазинов, в основном предпочитали развитие по франшизе. Ритейлеры опробовали модель франчайзинга в текущих экономических условиях и теперь относятся к ней с осторожностью. В целом выбор ритейл-операторами способа развития зависит от страны. Франчайзинг более предпочтительная схема для ритейлеров на развивающихся рынках, в отличие от развитых рынков, где они расширяются преимущественно посредством открытия собственных магазинов. В 2010 году на украинский рынок вышли следующие новые международные брэнды одежды: TopShop, Massimo Dutti, Nine West, New Look, Okaidi, Obaibi, New Yorker, – все они, за исключением Massimo Dutti, представлены в Украине по договору франшизы. Также произошло открытие первого магазина стройматериалов сети Leroy Merlin (собственный магазин).
Предпочитаемая модель экспансии ритейл-операторов по сегментам: развивающиеся рынки
Источник: CB Richard Ellis
ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ: СТРАТЕГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РОСТА? Интернет-торговля является наиболее быстрорастущим направлением в ритейле. Онлайн-торговля имеет ряд преимуществ: во-первых, позволяет ритейлерам не только выходить на новые рынки, но и охватывать более широкую аудиторию и различные потребительские группы, во-вторых, дает возможность проводить тестирование новых рынков и продукции без значительных капитальных затрат, требуемых для открытия магазина, в-третьих, увеличивает общий доход компании, в-четвертых, обеспечивает получение ценной информации о потребительском поведении. Из 203 опрошенных ритейлеров 160 предоставили информацию относительно своей стратегии развития электронной коммерции. Почти половина (49%) имеет планы по расширению существующей онлайн-платформы, а 33% опрошенных намереваются расширять географическое покрытие онлайн-торговли, причем 16% заявляют о желании значительно расширить присутствие благодаря продажам через Интернет. Такие ритейлеры как Hennes & Mauritz (H&M), Zara и Ralph Lauren запустили продажи через Интернет-сайты в 2010 году. Растущая активность ритейлеров в этом секторе и диспропорция в объемах Ритейлеры, использующие различные каналы сбыта, рассматривают Интернет-торговлю в качестве дополнительного сервиса, который дает возможность не только информировать о стратегических решениях компании, но и повышать общий объем товарооборота. Существуют некоторые различия между онлайн-стратегиями различных секторов торговли. Так, ритейлеры, работающие в среднеценовом сегменте одежды, отличаются наиболее масштабными планами по расширению сетей. Согласно общепринятой точке зрения, сектор одежды не сможет стать основным сегментом онлайн-торговли из-за необходимости в «примерке» продукции. Однако развитость онлайн-торговли в сегменте одежды и недавний успех ASOS и Net-A-Porter подтверждают, что данное мнение является достаточно спорным. Многоканальный подход к развитию торговли, несомненно, становится все более популярным и, вероятнее всего, доля ритейлеров с онлайн-платформой будет увеличиваться. ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ В УКРАИНЕ Что касается Интернет-торговли в Украине, в последние годы этот сегмент начал развиваться достаточно активно, особенно в секторе потребительской электроники, книг, аксессуаров. Вместе с тем, объем рынка, несмотря на позитивную динамику, остается небольшим, и проникновение Интернет-торговли в другие секторы незначительно. К примеру, перспективы развития онлайн-продаж в сегменте ритейла одежды, если говорить о международных операторах, остаются на данный момент ограниченными. Это связано с несколькими факторами – сложившейся менталь-ностью потребителей, способом оплаты (кредитные карты, PayPal, WebMoney мало распространены среди украинских потребителей), доставкой в Украину (проблемы с почтовыми службами, высокая стоимость самой услуги, таможенные сборы), сложностями возврата и т.д.