«Наш Край»: «Одним из приоритетных направлений развития нашей сети является франчайзинг»




Андрей Слыва, директор по развитию сети «Наш Край»
фото: Олег Герасименко

CP: Прокомментируйте, пожалуйста, современную ситуацию на рынке ритейла западных регионов Украины и страны в целом.
В последние два года наблюдается бурное развитие украинского рынка ритейла. За счет увеличения благосостояния населения ежегодный прирост потребительского рынка в Украине составляет около 20%. В 2006 году его объем составил $14 миллиардов, в 2007 году этот показатель прогнозируется на уровне $18 миллиардов.
Основными игроками рынка продуктового ритейла Западной Украины выступают местные сети – «Торговая компания «Интермаркет», «Корпорация ПАККО», компания «Наш Край» и «Львовхолод». В Ивано-Франковской области сильным ритейл-оператором является торговая сеть «Фаворит». Что касается национальных ритейл-сетей, то в западном регионе они представлены менее мощно, чем в центральном. По моему мнению, для их развития наиболее перспективен рынок Львова, где потенциальными площадками для расположения магазинов сетей являются ТЦ/ТРЦ.
Основная проблема, с которой сталкиваются ритейлеры, выходя на рынок Западной Украины, – это удачный выбор земельного участка для ведения торговли. Ввиду этого некоторые операторы идут по пути наименьшего сопротивления, приобретая местные сети магазинов.
CP: Расскажите об основных направлениях деятельности компании «Наш Край». Как давно компания начала свою деятельность? Где был открыт первый магазин сети?
Компания начала свою деятельность в 2001 году в Ровенской области. В то время в Ровно был открыт первый магазин сети площадью 1100 м2.
Сейчас мы находимся на этапе формирования четкой структуры компании, в состав которой входят подразделения, занимающиеся производством, оптовой и розничной торговлей. Одной из таких структур является компания «Наш Край ЛЦ», выступающая собственником торговой марки «Наш Край».
CP: Какими магазинами представлена сеть «Наш Край»?
На сегодняшний день в портфеле нашей компании находится 41 торговый объект, 15 из которых работает по франчайзингу. Кроме того, по 9 франчайзинговым объектам ведутся проектные работы или строительство. На стадии завершения находится франчайзинговый проект в Киеве – здесь ожидается открытие магазина сети «Наш Край» по улице Фрунзе.
Торговая площадь магазинов «Наш Край» составляет от 200 до 2000 м2. Самые крупные расположены в Луцке (площадью около 1500 м2) и Ковеле (около 2000 м2).
CP: Почему для развития сети магазинов «Наш Край» в качестве приоритетного выбран формат «магазин у дома»?
Ставка на формат «магазин у дома» была сделана исходя из мирового опыта развития этого формата. По мнению специалистов компании «Наш Край», «магазин у дома» является наиболее перспективным и наименее подверженным влиянию конкуренции. Сегодня мы видим, что наши прогнозы оправдались. В целом, основной рыночной тенденцией 2007 года станет развитие форматов «магазин у дома» и гипермаркет.
Каждый регион вносит свои коррективы в используемый нами формат. Так, в небольших городах с населением около 30 тысяч человек магазин располагается, как правило, в центральной части, а его площадь составляет около 600 м2. В крупных городах с населением около миллиона жителей необходимо рассматривать варианты расположения в спальных районах. Площадь магазина в таких городах составляет от 300 до 1500 м2.
CP: Какие города компания считает приоритетными для развития? Какие проблемы возникали в процессе реализации проектов сети?
Мы не имеем каких-либо приоритетов в выборе городов. В целом, нас интересуют все населенные пункты, где есть перспектива развития магазинов «Наш Край». К примеру, некоторые торговые объекты сети располагаются в городах с населением около 12 000 жителей.
Неразрешимых проблем с развитием того или иного проекта у нас не возникало, поскольку мы очень скрупулезно подходим к каждой потенциальной площадке. Перед покупкой мы тщательно изучаем объект и город в целом, а также анализируем риски.
CP: Расскажите о политике компании в отношениях с поставщиками.
С брэндами национального масштаба мы заключаем договора сотрудничества по всем объектам сети «Наш Край», с местными производителями – локальные договора практически на все виды продукции – гастрономию, напитки и т.д. Для местных производителей, как правило, всегда оставляем запас в структуре распределения торговых мест.
CP: Вы отдаете предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения супермаркетов «Наш Край»?
Мы располагаем магазины сети «Наш Край» в реконструированных объектах. Однако со временем поиск торговых объектов становится все более проблематичным, и мы начинаем разрабатывать новые проекты строительства на приобретенных или взятых в аренду земельных участках, хотя это гораздо дороже реконструкции.
Поступавшие нам предложения о покупке региональных сетей, состоящих из 2-5 магазинов, были невыгодными, поэтому сделки не состоялись. Локальные сети, как правило, оценивают себя очень высоко.
CP: На основе каких критериев вы отбираете подрядчиков для реконструкции и оснащения торговых точек сети?
Практически все работы по реконструкции зданий мы проводим собственными силами. В структуре компании функционирует отдел строительства и ремонта, который занимается проектированием магазинов сети, организацией и проведением реконструкции. Выбор подрядчиков осуществляется на местах по трем основным критериям – цена, качество и скорость выполнения работ. На сегодняшний день мы сотрудничаем с рядом организаций, имеющих собственные строительные подразделения. Заключать долгосрочный договор с одним генподрядчиком пока не планировали. Во франчайзинговых проектах вопросами проведения реконструкционных работ занимается собственник.
Работы, связанные с вентиляцией, отоплением, установкой торгового оборудования и т.д., отдаются на аутсорсинг.
CP: Кто занимается вопросами логистики в компании (внутренняя структура, или же эта услуга отдана на аутсорсинг)?
Компания «Наш Край ЛЦ» занимается вопросами логистики, относящимися только к товарам private lable. Логистикой других групп товаров занимаются компании-поставщики. Направление private lable мы развиваем на протяжении трех лет. В структуре общего оборота сети «Наш Край» товары этой группы составляют около 7-8%.
«Наш Край» владеет складом площадью 1500 м2, который располагается в Луцке. Мы используем только часть его площадей. Остальные квадратные метры сдаются в аренду. В ближайшем будущем планируется строительство логистического центра в центральном регионе Украине.
CP: Получала ли компания предложения о покупке всей сети или отдельных ее магазинов?
Предложения поступали неоднократно, однако, подобных планов у нас пока нет.
CP: Какие источники финансирования используются для развития? Каковы показатели оборота компании в 2006 году?
На сегодняшний день мы используем разные схемы финансирования, основой которых выступают собственные средства компании и кредитные ресурсы банков. Мы никогда не отдаем предпочтение одному партнеру и постоянно работаем с несколькими банками. В портфеле компании есть в том числе объекты, построенные исключительно за собственные средства. Франчайзинговые объекты открываются исключительно за счет собственников.
В 2006 году оборот компании составил $38 миллионов. В 2007 году ежемесячный оборот исчисляется приблизительно $5 миллионами.
CP: Входит ли в планы дальнейшего развития сети использование механизма франчайзинга?
Конечно, да. Мы приняли решение об использовании данного механизма в 2005 году. На сегодняшний день франчайзинг является одним из приоритетных направлений работы компании «Наш Край». Мы увидели, что с его помощью сможем развиваться более интенсивно. К сожалению, украинское законодательство в сфере франчайзинга досконально не разработано, однако мы надеемся, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону.


фото: «Наш Край»

CP: Каковы дальнейшие планы развития вашей компании? Какие города являются приоритетными для открытия супермаркетов? Где в ближайшее время планируется открытие супермаркетов «Наш Край»?
В ближайшее время планируется открытие наших собственных магазинов в Рубежном (Луганская область), Черкассах, Тернополе и Носовке (Черниговская область); по франчайзингу – в Нетишине (Хмельницкая область), Черновцах, Кировограде и Николаеве.
На сегодняшний день в работе находится около 25 проектов. В перспективе – открытие магазинов сети в Автономной Республике Крым. Общее количество магазинов «Наш Край» в 2007 году планируется довести до 74 единиц.
CP: Как вы оцениваете уровень работы украинских ритейл-операторов? Каковы проявления конкуренции на рынке ритейла Украины?
У сетевых ритейл-операторов существует проблема управленческого контроля, спровоцированная удаленностью торговых объектов от головного офиса. Как правило, она проявляется в отсутствии контроля за наполнением товарных полок в торговом зале, работой обслуживающего персонала, кассиров и т.д. Одной из причин нашей заинтересованности в механизме франчайзинга является возможность постоянно контролировать все процессы, происходящие в магазине, ведь собственник – наиболее заинтересованное в успехе бизнеса лицо.
Говорить о какой-либо жесткой конкуренции между ритейлерами на сегодняшний день не приходится. Явная конкуренция, точнее, соперничество, возникает тогда, когда магазины разных ритейл-операторов располагаются в одной торговой зоне .
CP: Как вы можете прокомментировать действия зарубежных ритейл-операторов, намеревающихся выйти на украинский рынок? Каковы в целом перспективы украинского рынка ритейла?
Зарубежные сети давно пытаются выйти на украинский рынок, однако каких-либо значительных результатов в этом направлении не было достигнуто. В целом, выйти на рынок Украины достаточно сложно. Незначительными оказались и успехи работающих на нашем рынке зарубежных сетей.
Относительно прогнозов развития украинского рынка могу сказать, что они достаточно оптимистичны. На протяжении еще минимум двух лет рынок ритейла будет развиваться мощными темпами.