Мировые лидеры ритейла

Commercial Property №1 (149) январь 2016

АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ WAL-MART STORES ВОШЛА СРАЗУ В ДВА РЕЙТИНГА, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ КОМПАНИЕЙ DELOITTE TOUCHE TOHMATSU LIMITED В РАМКАХ ОТЧЕТА GLOBAL POWERS OF RETAILING 2016, ЗАНЯВ ПЕРВОЕ МЕСТО КАК КРУПНЕЙШИЙ МИРОВОЙ РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОР И 4-Е – КАК КРУПНЕЙШИЙ МИРОВОЙ ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛЕР. БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНО О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАЙТЕ В ДАННОЙ СТАТЬЕ.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ


 

Wal-Mart Stores (США) является крупнейшим мировым ритейл-оператором и 4-м крупнейшим мировым Интернет-ритейлером по объему выручки 

ФОТО: WAL-MART STORES

Международная консалтинговая компания Deloitte Touche Tohmatsu Limited (DTTL) опубликовала ежегодный 19-й отчет Global Powers of Retailing 2016, в котором представлен рейтинг 250 крупнейших ритейл-операторов мира, составленный на основании доходов компаний за 2014 финансовый год (включая компании, финансовый год которых завершился в июне 2015-го).

Согласно отчету, по итогам 2014 финансового года выручка ТОП-250 крупнейших ритейл-операторов мира выросла на 4,3% до $4,5 триллиона, что составляет в среднем почти $18 миллиардов на компанию. Только четыре из 250 ритейлеров достигли показателя выручки в более $100 миллиардов, еще 16 компаний завершили год с показателем выручки, превышающей $50 миллиардов. Доход лидера рейтинга – компании Wal-Mart Stores – в 2014 финансовом году составил $485,7 миллиарда, а соответствующий показатель компании Groupe Vivarte, занявшей последнее место рейтинга, – $3,65 миллиарда.

Показатели роста выручки ритейл-операторов в различных регионах мира отличаются. При этом наименьший рост продемонстрировали европейские ритейлеры, наилучший – операторы из Африки и Ближнего Востока. Так, согласно отчету, рост выручки операторов из Европы в 2014 финансовом году снизился до пятилетнего минимума и составил 2,1%. Это обусловлено как снижением роста доходов компаний, так и негативными результатами их деятельности. Соответствующий показатель в регионе Африки и Ближнего Востока, который в рейтинге представляют лишь восемь компаний, составил 19,4%. Ритейлеры Северной Америки продемонстрировали рост продаж в 5,2%, Азиатско-Тихоокеанского региона – 6,1%, Латинской Америки – 8,5%. «Среди факторов, обусловивших противоречивые результаты розничных компаний в различных регионах – замедление темпов экономического роста на нескольких рынках, более низкий уровень инфляции, падение цен на нефть, а также укрепление доллара США, – комментирует доктор Айра Калиш (Dr. Ira Kalish), руководитель Отдела аналитики мировой экономики компании DTTL. – Для американских ритейлеров укрепление доллара США означает повышение покупательной способности американских потребителей, что также было поддержано более высокими темпами роста экономики и улучшением условий трудовой занятости в США. С другой стороны, темпы роста китайской экономики за это время значительно замедлились, главным образом из-за слабого экспорта и сокращения инвестиций. Однако расходы потребителей остались на достаточно высоком уровне, несмотря на колебания в сегменте товаров класса «люкс».

Структура ТОП-250 крупнейших ритейл-операторов в зависимости от сегмента деятельности
Сегмент Число компаний в ТОП-250 Средняя выручка в расчете на одну компанию ($, миллиардов) Доля сегмента в структуре ТОП-250, % Доля выручки компаний сегмента в общей выручке ТОП-250, %
ТОП-250 250 18 100 100
Одежда и аксессуары 48 9 19,2 9,7
FMCG 126 23,7 50,4 66,7
Хозяйственные товары и товары для досуга 54 13 21,6 15,7
Другое 22 16 8,8 7,9

Источник: Deloitte Touche Tohmatsu Limited

Наиболее быстрорастущим и прибыльным в 2014 году, как и в 2013-м, стал сегмент одежды и аксессуаров. Общий рост его выручки составил 6,7%. Несмотря на то, что компании этого сектора являются относительно небольшими по размеру и имеют среднюю выручку в $9,1 миллиарда, они имеют наибольшее мировое присутствие. Так, 85%, или 41 из 45 компаний, представляющих этот сегмент в ТОП-250, осуществляют международную деятельность.

FMCG-ритейлеры по-прежнему представляют наибольшую группу рейтинга – на них приходится половина всех ТОП-250 крупнейших ритейл-операторов в мире (126 компаний) и две трети выручки Т0П-250 компаний в 2014 году (66,7%). Рост этого сегмента по итогам 2014 финансового года составил 4,1%.

  

ТОП-10 крупнейших мировых ритейл-операторов
Название
компании
Страна происхождения Выручка по результатам 2014 финансового года ($, миллиардов) Изменение выручки в 2014 финансовом году, % Количество стран присутствия
1 Wal-Mart Stores США 485,7 +2 28
2 Costco Wholesale Corporation США 112,6 +7,1 10
3 The Kroger США 108,5 + 10,3 1
4 Schwarz Unternehmenstreuhand KG Германия 102,7 +7,2 26
5 Tesco Великобритания 99,7 -2,1 13
6 Carrefour Франция 98,5 -0,3 34
7 Aldi Einkauf GmbH & Co. Германия 86,5 +6,6 17
8 METRO AG Германия 85,6 -4 32
9 The Home Depot США 83,2 +5,5 4
10 Walgreen Co. (сейчас — Walgreens Boots Alliance) США 76,4 +5,8 2
Источник: Deloitte Touche Tohmatsu Limited

КРУПНЕЙШИЕ РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОРЫ МИРА

Состав первой десятки рейтинга крупнейших мировых ритейл-операторов практически не изменился. Так, в него вошел новый игрок – американская сеть аптек Walgreens, потеснив американскую Target Corporation (сеть дискаунтеров), которая в прошлогоднем рейтинге занимала 10-е место. Такого результата компании Walgreens удалось достичь благодаря покупке в декабре 2014 года оставшихся 55% акций группы Alliance Boots (первые 45% акций были куплены в 2012 году). В октябре 2015 года Walgreens Boots Alliance заявила о намерении приобрести конкурента – Rite Aid. Если сделку согласуют соответствующие государственные органы, это позволит слить воедино две из трех крупнейших сетей аптек Соединенных Штатов.

Лидеры рейтинга 250 крупнейших ритейл-операторов мира остались неизменными – это американские компании Wal-Mart Stores (основной формат – гипер- и супермаркеты) и Costco Wholesale Corporation (основной формат – cash & carry), сохранившие 1-е и 2-е места соответственно. Их выручка в 2014 году составила $485,7 и $112,6 миллиарда соответственно, продемонстрировав рост на 2% и 7,1%.


ТОП-10 крупнейших мировых Интернет-ритейлеров
Название
компании
№ в ТОП-250 крупнейших ритейл-операторов в мире Страна происхождения Онлайн-продажи по результатам 2014 года
($, миллиардов)
1 Amazon.com 12 США 70,1
2 Apple 48 США 20,6
3 JD.com 58 Китай 17,7
4 Wal-Mart Stores 1 США 12,2
5 Otto 76 Германия 8,4
6 Tesco 5 Великобритания 6,5
7 Macy's 35 США 5,4
8 Liberty Interactive Corporation 97 США 5,2
9 Casino Guichard-Perrachon 15 Франция 4,6
10 Suning Commerce Group Co. 57 Китай 4,2
Источник: Deloitte Touche Tohmatsu Limited

Как и ожидалось, оператор The Kroger из США (основной формат – супермаркеты) обогнал конкурентов, поднявшись с 6-го на 3-е место благодаря приобретению в январе 2014 года сети Harris Teeter Supermarkets и в августе 2014 года – онлайн-ритейлера витаминов и добавок Vitacost.com. При этом уже в декабре 2015 года компания завершила сделку по покупке Roundy’s, что дает основания для дальнейшего подъема в рейтинге. Стоит отметить, что The Kroger – единственный из ТОП-10 крупнейших ритейлеров мира, который ведет бизнес только в одной стране.

Немецкая компания Schwarz (основной формат – супермаркеты) сохранила четвертое место в рейтинге. За отчетный период ее выручка выросла на 7,2% до $102,7 миллиарда. Ритейлер Tesco (Великобритания, гипер- и супермаркеты) опередил Carrefour (Франция, гипер- и супермаркеты) в рейтинге только благодаря более сильному британскому фунту стерлинга по сравнению с евро. Компании заняли 5-е и 6-е места соответственно. Также «поменялись местами» немецкий оператор Aldi Einkauf GmbH & Co. (дискаунтеры), поднявшийся на 7-е место, и METRO (cash & carry), который опустился на одну позицию рейтинга и занимает 8-е место с 4-процентным падением выручки до $85,6 миллиарда. The Home Depot (США, DIY-гипермаркеты) сохранил 9-е место рейтинга.

Среди других известных мировых компаний стоит отметить Amazon.com (США), который занял 12-ю позицию рейтинга 250 крупнейших ритейл-операторов, Groupe Auchan (Франция) – 13-е место, REWE (Германия) – 20-е, IKEA Group (Швеция) – 26-е, LVMH Moet Hennessy – Louis Vuitton (Франция) – 39-е, Inditex Group (Испания) – 45-е, Hennes & Mauritz (Швеция) – 47-е, Apple (США) – 48-е, A.S. Watson Group (Гонконг) – 50-е, X5 Retail Group (Россия) – 60-е, Marks & Spencer – 61-е, The Gap – 62-е, Tiffany & Co – 225-е, Debenhams – 238-е, JYSK – 240-е.

КРУПНЕЙШИЕ ИНТЕРНЕТ-РИТЕЙЛЕРЫ МИРА

Американская сеть аптек Walgreens вошла в ТОП-10 крупнейших ритейл-операторов в мире по объему выручки, потеснив компанию Target Corporation

ФОТО: WALGREEN

Электронная коммерция для большинства, если не для всех ритейлеров, является источником роста продаж. Кроме того, для ряда компаний онлайн-торговля помогает компенсировать падение выручки в физических магазинах. Большинство из ТОП-50 Интернет-ритейлеров, а именно – 39 компаний, являются омниканальными операторами, которые имеют как физические, так и онлайн-магазины. «Потребители хотят, чтобы цифровые технологии активно использовались в процессах осуществления покупок в магазине, однако сейчас предложения ритейлеров не соответствуют их ожиданиям, – комментирует Вики Энг (Vicky Eng), руководитель Международной группы по работе с предприятиями розничного сектора, Deloitte Touche Tohmatsu Limited. – Некоторые розничные компании недооценивают важность цифровых решений, но другие понимают, что с цифрового неравенства можно получить реальную выгоду». 

Географически, более половины Т0П-50 крупнейших Интернет-ритейлеров, а именно 26 компаний, базируются в США. Еще 18 мест заняли европейские операторы. Остальные шесть компаний зарегистрированы в развивающихся странах: 4 – в Китае и по одной – в Бразилии и России.

Согласно отчету компании Deloitte Touche Tohmatsu Limited, крупнейшим онлайн-ритейлером в мире является Amazon.com, продажи которого в 2014 финансовом году составили чуть более $70 миллиардов. Второе место в рейтинге занимает Apple, выручка которого, однако, почти в 3,5 раза меньше лидера рейтинга и составляет $20,6 миллиарда. Замыкает тройку лидеров JD. com – крупнейший Интернет-ритейлер в Китае, выручка которого в 2014 финансовом году выросла на 62% до почти $17,7 миллиарда. Компания Wal-Mart Stores – лидер рейтинга 250 крупнейших операторов мира, в списке крупнейших онлайн-ритейлеров занимает 4-е место с показателем в $12,2 миллиарда онлайн-продаж. Стоит отметить, что четыре вышеперечисленные компании – единственные в мире, чьи Интернет-продажи превысили отметку в $10 миллиардов.