Международные новости

EXPERIAN И JONES LANG LASALLE ПРЕДСТАВИЛИ РЕЙТИНГ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ ЕВРОПЫ ТРЦ Forum Coimbra, Коимбра, Португалия фото: MULTI DEVELOPMENT Компании Experian и Jones Lang LaSalle составили рейтинг торговых центров европейских городов 2009 года, который впервые включает соотношение между потребительскими расходами и максимальными арендными ставками. Рейтинг создан для инвесторов, девелоперов и торговых операторов с целью помочь им выбрать города с наилучшими перспективами развития торговли в Европе. Первую и вторую позиции в рейтинге заняли Лондон и Париж, соответственно, оказавшись самыми привлекательными городами с точки зрения объемов потребительских расходов, но в то же время с самыми высокими ставками аренды. Рим находится на третьем месте и опережает Милан благодаря своей значимости как туристического центра Италии и невысокому уровню конкуренции между брэндами за торговые площади в центре города. В обоих городах ставки аренды на самые лучшие площади иногда достигают уровней Лондона и Парижа, однако средние ставки в целом значительно ниже, чем в названных городах. Москва оказалась единственным городом из региона Центральной и Восточной Европы в первой десятке. Еще одним городом Великобритании, попавшим в двадцатку рейтинга, стал Глазго. Рейтинг также показывает, что за пределами Лондона максимальные ставки аренды в сегменте стрит-ритейла вполне сравнимы со ставками в других европейских городах. В Германии, где наиболее высокий уровень потребительских расходов зарегистрирован в Берлине, ставки аренды, тем не менее, гораздо выше в Мюнхене и Франкфурте. Это отражает высокий спрос со стороны арендаторов и хороший набор операторов. По этой причине Мюнхен по праву считается лучшим торговым городом Германии. Также в Дюссельдорфе, который занял 43 место в рейтинге по потребительским расходам, наблюдается хорошее предложение торговой недвижимости высокого класса – город занимает 13 место в Европе по уровню арендной ставки. Города Центральной и Восточной Европы занимают всего 10% первых 50 мест в рейтинге, показывая, что, несмотря на бурный рост торговли за последние несколько лет, они не могут похвастаться таким же качеством и количеством торговых площадей, как в Западной Европе. Различия в потребительских расходах на душу населения также стали фактором того, что так мало городов Центральной и Восточной Европы попали в список первых 50. Тем не менее, Прага, Стамбул и Будапешт заняли высокие позиции благодаря качеству торговых площадей в центральных районах. В Стокгольме (26 место) и Хельсинки (27 место) наблюдаются более низкие ставки аренды, чем в целом по Европе. Этому способствует исторически низкий спрос со стороны иностранных операторов (в основном из-за логистических факторов). Однако эксперты отмечают, что ситуация в этих городах начинает постепенно меняться. Города, занимающие позиции ниже 25-й строки, мало чем отличаются друг от друга. В Варшаве (52 место) и Санкт Петербурге (65 место) показатели потребительских расходов сопоставимы с городами, занявшими более высокие места в рейтинге, такими как Антверпен (50 место) и Бордо (46 место). Эти города не попадают в список первых 50 из-за более низкого предложения торговых площадей в центре города и повышенной конкуренции со стороны торговых центров на окраинах. В МОСКВЕ СТРЕМИТЕЛЬНО РАЗВИВАЕТСЯ РЫНОК СУБАРЕНДЫ фото: ГЕННАДИЙ ВАСИЛЕНКО По данным отчета компании Jones Lang LaSalle «Субаренда: новые возможности в трудные времена», в последние месяцы в Москве активно развивался рынок субаренды. Стараясь снизить издержки, многие арендаторы предпринимают сдачу своего офиса в субаренду, что предоставляет субарендаторам возможность заключить договор на выгодных финансовых условиях. У потенциальных субарендаторов появляется возможность найти офисное помещение, соответствующее следующим характеристикам: высокое качество, престижное месторасположение, наличие качественной отделки, привлекательная ставка субаренды, короткий срок договора, возможность субаренды небольшого помещения. Несмотря на новизну в качестве серьезной альтернативы прямой аренде, субаренда становится неотъемлемой частью рынка, с которой начинают считаться арендодатели и арендаторы. Она предоставляет участникам рынка возможность осуществлять более гибкое управление своим портфелем недвижимости. И хотя субаренда связана с дополнительными особенностями при согласовании договора, она становится весьма популярной, так как предлагает опции, ранее не существовавшие на рынке. Владимир Пантюшин, директор по России и СНГ отдела экономических и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle, отметил: «Стремительный рост субаренды служит еще одной иллюстрацией динамичности московского офисного рынка, которая была и остается его неотъемлемой характеристикой. Мы ожидаем, что в ближайшее время быстрое развитие субаренды продолжится, и его объем составит около 20% всех свободных офисных помещений в классе А. Новой чертой, пришедшей с развитием субаренды, является разнообразие выбора предлагаемых арендаторам помещений». WAL-MART ОБЕСПЕЧИТ АМЕРИКАНЦЕВ РАБОЧИМИ МЕСТАМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА В период экономического кризиса руководство крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart не теряет самообладания и намерено продолжать развивать сеть. В 2009 году оператор планирует открыть в США около 150 новых магазинов и расширить старые, что позволит создать порядка 22 000 новых рабочих мест. Wal-Mart – крупнейшая в мире розничная сеть. Недавно компания открыла свой первый магазин в Индии. В портфеле ритейл-гиганта – как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и непродовольственные группы товаров. Общая численность персонала компании составляет 2,1 миллиона человек (из них 1,4 миллиона работают в США). КОМПАНИЯ COLLIERS INTERNATIONAL FM ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР С «ЯНДЕКСОМ» Оператор российского рынка управления коммерческой недвижимостью, компания Colliers International FM, и крупнейшая российская Интернет-компания «Яндекс» заключили договор на оказание услуг по технической эксплуатации центрального офиса Интернет-компании. Офисные площади, принятые в эксплуатацию специалистами Colliers International FM, расположены на территории бизнес-центра «Морозов», входящего в состав бизнес-квартала «Красная Роза» в Москве. В настоящее время введена первая очередь офисных помещений, площадь которых составляет 4000 м2. В перспективе, в рамках продолжения сотрудничества, планируется заключение договора на оказание услуг по эксплуатации второй очереди площадью 12 000 м2, ввод в эксплуатацию которой планируется завершить до конца 2009 года. В рамках договора Colliers International FM обеспечит полный пакет услуг по технической эксплуатации офиса: техническое обслуживание инженерных систем и оборудования, круглосуточный мониторинг их состояния, планово-предупредительный и текущий ремонт и т.д. Компания «Яндекс» стала якорным арендатором БЦ «Морозов» в феврале 2009 года. УКРАИНСКИЙ СРЕДНИЙ БИЗНЕС МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ДЕНЬГИ ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) намерен выделить 40 миллионов евро в фонд прямых инвестиций Emerging Europe Accession Fund для инвестиций в средний бизнес, в том числе и в Украине. Общий объем фонда планируется на уровне 200 миллионов евро. Инвестиции будут осуществляться на рынках Румынии, Болгарии, Турции, Молдовы и Украины. Управлять фондом будет Axxess Capital 3 N.V. (Нидерландские Антильские острова). Совет директоров ЕБРР рассмотрит вопрос предоставления средств отдельным странам на заседании 14 июля. INTERCONTINENTAL HOTELS GROUP ОСВАИВАЕТ ТАНЗАНИЮ Интерьер гостиницы сети Holiday Inn фото: IS Международный гостиничный оператор InterContinental Hotels Group (IHG) открыл отель в Танзании под брэндом Holiday Inn. Гостиница располагается в деловом районе Дар-эс-Салаам, административной столице страны. Отель насчитывает 124 номера и имеет доступ к причалу, от которого отправляется паром на популярный среди туристов остров Занзибар. Как заявляет Джон Бамси (John Bamsey), руководитель IHG по Ближнему Востоку и Африке, компания намерена открыть в Танзании еще 12 отелей. В настоящее время в этой стране большое внимание уделяется строительству и реконструкции отелей. Благодаря этому ожидается, что к 2010 году число туристов, посещающих Танзанию, достигнет 1 миллиона человек в год. В ЭСТОНИИ ПОЯВИТСЯ КРУПНЕЙШИЙ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК В ПРИБАЛТИКЕ Компании Suda Maja (Таллинн, Эстония) и международная фирма по развитию недвижимости Helios Properties (ОАЭ) создали совместное предприятие Helios Suda Maja, приступающее к развитию проекта парка торговли и логистики American Corner, который займет территорию площадью 84 гектара в волости Рае, недалеко от поселка Юри (в 10 километрах от границы Таллинна). Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит 250 миллионов евро. «Строительство парка торговли и логистики American Corner начнется в первом квартале 2010 года, первый этап работ будет завершен в течение первого года строительства», – сообщил Майкл Хьюджес (Michael J. Hughes), исполнительный директор Helios Properties. «Общая торговая площадь парка составит 110 000 м2, площадь логистической составляющей – 185 000 м2. Парк торговли и логистики, расположенный в стратегически выгодном месте, должен привлечь крупные европейские логистические компании и предприятия оптовой торговли, в том числе продавцов продуктов питания, мебели, строительных и отделочных материалов, а также бытовой электроники», – сообщил Вейко Муррусте (Veiko Murruste), директор Suda Maja. Инвестиции совместной фирмы Suda Maja и Helios Properties, в пропорции 50/50, осуществляются с помощью компании DTZ, выступающей в качестве партнера по сотрудничеству двух компаний. ЗНАМЕНИТЫЙ ПАРИЖСКИЙ HOTEL DE CRILLON ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ Hotel de Crillon, Париж, Франция фото: IS Американская компания Starwood Capital выставила на продажу собственный актив в Париже – знаменитый отель Hotel de Crillon. Компания рассчитывает получить в результате его продажи $420 миллионов. О причинах продажи гостиницы и потенциальных покупателях пока не сообщается. Отель расположен в двух шагах от улиц Фобур Сент-Оноре и Риволи, известных своими бутиками высокой моды. В непосредственной близости от отеля находятся знаменитые дома моды Dior, Lanvin и др. На улице Риволи, а также Елисейских полях располагаются бутики французских и международных ювелирных брэндов, престижные торговые центры и художественные галереи. Отель насчитывает 103 номера, а также 39 номеров-люкс и 5 роскошных апартаментов с видом на площадь Согласия, внутренние дворики и авеню Габриэль.