«МЕТРО Кеш энд Керри Украина»: «Репутация работает на нас»

Назовите проблемы, с которыми компания сталкивается в Украине в процессе открытия новых магазинов. Олег Кныш, начальник отдела недвижимости и технического обеспечения компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» фото: «МЕТРО КЕШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА» Проблемы, с которыми мы сталкиваемся в Украине, связаны преимущественно с требованиями, предъявляемыми самой компанией. Мы ставим перед собой высокие планки и постоянно их подымаем, таким образом, каждый раз нам необходимо превосходить самих же себя. Это касается, к примеру, вопроса оптимизации форматов наших центров торговли, оптимизации расходов и инвестиций, сроков реализации проектов и многого другого. Вторая проблема – это не до конца прописанные правила игры на рынке недвижимости и строительства. К примеру, подзаконные акты часто «отстают» от принятых новых законов. В свою очередь, некоторые органы власти в регионах руководствуются в своей деятельности подзаконными актами, которые, собственно говоря, основаны еще на старой системе. Какими методами Вы решаете проблемные вопросы? Посредством аргументации. METRO GROUP – интересный для регионов инвестор, поэтому местные власти общаются с нами довольно конструктивно, и в результате мы находим пути решения вопросов. Имеются ли различия в вопросе взаимодействия с госорганами в разных регионах Украины? С чем это связано? Конечно, различия имеются. Это зависит от количества инвесторов, которые присутствуют в том или ином регионе, от бизнес-климата и бизнес-менталитета разных городов. Помогает ли в процессе взаимодействия с украинскими властями известное имя компании METRO? Положительный имидж работает на нас – это факт. METRO GROUP имеет устоявшуюся репутацию организации, работающей в прозрачном правовом поле. Как складываются отношения компании со столичными властями? С нынешними властями у нас довольно конструктивный диалог. Компания выполняет свои обязательства, поэтому отношение к нам довольно позитивное. Мы находимся в постоянном диалоге с киевскими властями, так как изучаем потенциал для открытия новых центров оптовой торговли в городе. Объем инвестиций в реализацию одного центра торговли METRO классического формата в Украине составляет от 15 до 20 миллионов евро фото: «МЕТРО КЕШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА» Насколько сложно, по Вашим оценкам, решать согласовательные вопросы, которые связаны со взаимодействием с государственными органами, на данный момент? Как изменился этот процесс в сравнении с докризисным периодом? По сравнению с докризисным периодом процедура для небольших по площади объектов упростилась. Это связано, в частности, с принятием Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который вступил в силу в 2011 году. Этим Законом упрощается система получения согласований на строительство объектов I-III категории сложности, а также предусматривается разработка генпланов всех городов, что упростит некоторые моменты в процессе получения прав собственности/аренды на землю, разрешений на проектирование, строительство объектов в зависимости от целевого назначения участка. Однако, как я отметил ранее, подзаконные акты, которыми должен быть подкреплен документ, еще не приняты, что создает проблемы, так называемые разночтения. Имеет ли компания собственный земельный банк в Украине? Мы предпочитаем выкупать земельные участки. На сегодняшний день из 27 участков, на которых расположены центры торговли METRO Cash & Carry, только один участок мы арендуем, все остальные участки выкуплены и находятся в собственности. Какая структура принимает финальное решение о реализации нового проекта в Украине? Все проекты «METРO Кеш энд Керри Украина» утверждаются и финализируются в Германии двумя инстанциями: штаб-квартирой METRO Cash & Carry и управляющей холдинговой компанией METRO AG. После утверждения финансирования проекта, мы приступаем к его реализации, которая может длиться около 13 месяцев. Назовите объем инвестиций, необходимый для открытия центра оптовой торговли в Украине. Объем инвестиций, необходимый для открытия одного центра торговли METRO классического формата, составляет от 15 до 20 миллионов евро. Как я уже отметил, мы постоянно работаем над оптимизацией проектов, поэтому сейчас стоимость строительства ниже. Отличается ли эта сумма от капиталовложений в открытие одного магазина в других странах? Отличается. На стоимость влияют разные факторы. К примеру, в Украине дешевая рабочая сила, также положительно сказывается близость к Европе, откуда поставляется инженерное оборудование, часть строительных материалов, таких как фасады, теплоизоляционные материалы. В европейских странах на стоимость реализации объектов влияют другие факторы. К примеру, положительным фактором является таможенная беспошлинная зона Евросоюза, что снижает затраты на логистику. Однако в Европе более высокая стоимость рабочей силы и жесткие нормы охраны труда. В восточных странах, к примеру, в Казахстане, в связи с удаленностью от Европы более высокая стоимость логистики. Оборот компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» по итогам 2011 года составил 791 миллион евро фото: «МЕТРО КЕШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА» Расскажите о форматах центров торговли METRO Cash & Carry в Украине. В Украине портфель компании включает торговые центры меньшего формата «METRO база», которые размещаются в арендуемых зданиях, а также крупноформатные центры торговли METRO Cash & Carry, здания которых находятся в собственности компании. Сеть METRO Cash & Carry имеет четыре формата центров оптовой торговли, которые отличаются количеством осей в ширину и, соответственно, площадью. Так, крупнейшие форматы METRO Cash & Carry с количеством осей 13 и площадью около 15 000 м2 представлены в Киеве и Одессе. Более мелкие форматы на 11 осей (площадью около 13 000 м2) представлены в городах-миллионниках: Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове. И еще более мелкие объекты на 9 осей (11 000 м2) построены в Луганске, Кривом Роге и других городах страны. В конце 2011 года в Житомире открылся METRO Cash & Carry, представляющий собой новый для компании формат площадью около 8000 м2. Благодаря такому формату сократился объем инвестиций, необходимых для строительства объекта, уменьшилась площадь участков с 6-5 до 4-3 гектаров, что позволяет нам выходить в небольшие города. Что представляет собой формат «METRO база»? Этот формат пришел к нам из Польши, где расширение сети за счет больших торговых центров ограничено инфраструктурными особенностями страны. Кроме того, в городах с численностью населения около 100 000 человек не достаточно клиентов для того, чтобы сооружать крупный центр METRO, однако достаточно потенциала для бизнеса компании, ведь нашими ключевыми клиентами являются мелкие магазины и частные предприниматели, именно они являются целевой аудиторией «METRO база», предлагающей ключевой ассортимент продукции (приблизительно 2000-2500 артикулов), которая имеет быстрый оборот. Инфраструктура Украины во многом похожа на инфраструктуру Польши. Здесь есть много городов, куда мы не сможем зайти с большими форматами, в то время как «METRO база» является наиболее подходящим для данной ситуации форматом. Первый магазин «METRO база» был открыт в Кременчуге в июле 2010 года, последующие открытия состоялись в Кировограде, Тернополе и Луцке. Общая площадь объектов составляет 1500-2000 м2. На данный момент мы присматриваемся к этим пилотным проектам, анализируем их работу, оптимизируем и унифицируем, поскольку сейчас есть отличия в плане ассортимента, работы магазинов, и того, насколько они отвечают потребностям целевой аудитории. В некоторых городах формат «METRO база» более чем оправдывает себя, и в текущем году мы, скорее всего, возобновим программу по расширению сети. Расскажите о вопросе логистики в компании. Имеются ли у Вас в данной сфере партнеры в Украине? Мы развиваем сотрудничество с компанией Raben, у которой имеются платформы, работающие исключительно под нас. К тому же компанией организованы поставки напрямую в торговые центры METRO. Ранее «METРO Кеш энд Керри Украина» планировала открытие собственного дистрибуционного центра, однако в связи с кризисом компания отказалась от реализации этого проекта. В июне 2011 года во время своего визита в Украину Экхард Кордес, главный исполнительный директор METRO GROUP, отметил, что видит возможность для открытия 20 новых торговых объектов в Украине до конца 2013 года. Прокомментируйте, пожалуйста, эти планы. Мы не озвучиваем свои планы по развитию – это политика компании. Однако можем подтвердить, что группа видит потенциал развития бизнеса в Украине, и информация касательно планируемого открытия до 20 торговых центров до конца 2013 года соответствует действительности. Однако необходимо понимать, что речь идет не только о центрах оптовой торговли METRO Cash & Carry но и о сети магазинов в формате «METRO база» и сети гипермаркетов Real. «METРO Кеш энд Керри Украина» Открытие первого центра оптовой торговли METRO Cash & Carry в Украине: Киев, 2003 год Руководство: Жако Булен, директор, председатель совета директоров Количество торговых точек (по состоянию на апрель 2012 года): 31 торговый центр в 23 городах: из них 27 – классические торговые центры METRO Cash & Carry и 4 – «METRO Базы» Оборот по итогам 2011 года: 791 миллион евро.