«Мекка» для ритейла

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Согласно отчету Destination Europe 2015, Michael Kors, Superdry, Cos и 7 For All Mankind являются наиболее активно развивающимися ритейлерами ФОТО: MICHAEL KORS Города-лидеры: Лондон остается наиболее популярным европейским городом среди международных ритейл-операторов, занимая первую строчку рейтинга по присутствию мировых брендов. За ним следуют Париж, Москва, Милан и Мадрид. Санкт-Петербург и Киев входят в ТОП-20 рейтинга. Ритейлеры-лидеры: Zara, H&M и Mango возглавили рейтинг брендов с лучшим покрытием европейских городов. Michael Kors, Superdry, Cos и 7 For All Mankind вошли в список наиболее активно развивающихся ритейлеров. Страны-экспортеры товаров: США вышли на первое место в рейтинге стран-экспортеров брендов, опередив Италию. За ней следуют Великобритания, Германия, Франция, Испания. «Лондон по-прежнему является наиболее привлекательным рынком для международных торговых операторов, которые хотят начать свое развитие в Европе. Большой объем рынка ритейла, его зрелость, высокая прозрачность и открытость – все это делает Лондон крайне востребованным городом со стороны иностранных сетей, готовых платить больше, чтобы получить лучшие локации, – комментирует Джеймс Браун, руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону ЕМЕА компании JLL. – Другие зрелые рынки Европы с подобными характеристиками, например, Париж, Милан, Рим и крупные города Германии с развитым ритейлом, также расцениваются международными торговыми операторами в качестве «плацдармов» для будущего роста. Этим городам удается привлекать новые бренды даже во время экономической нестабильности». Кроме того, согласно отчету Destination Europe 2015, Лондон смог усилить преимущество над Парижем в рейтинге наиболее привлекательных городов для люксовых брендов в Европе, при этом оба города идут в нем со значительным отрывом от остальных рынков региона. Это наглядно демонстрирует, насколько важно люксовым ритейлерам получить площадку в знаковых торговых локациях, даже несмотря на очевидный недостаток предложения. К примеру, в силу ограниченного выбора помещений и высокого спроса ставки аренды на самой дорогой улице Европы – New Bond Street в Лондоне – достигают рекордных 12 300/евро/м2/год, что на 42% больше, чем в 2012 году.
Индекс присутствия 250 крупнейших международных ритейлеровв городах Европы*
*Рейтинг основан на анализе присутствия 250 основных ритейлеров в 57 городах Европы Источник: JLL
«ЛОНДОН, ПАРИЖ, МИЛАН, РИМ И КРУПНЫЕ ГОРОДА ГЕРМАНИИ РАСЦЕНИВАЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТОРГОВЫМИ ОПЕРАТОРАМИ В КАЧЕСТВЕ «ПЛАЦДАРМОВ» ДЛЯ БУДУЩЕГО РОСТА» РИТЕИЛЕРЫ В ПОИСКАХ НОВЫХ «ТОЧЕК ВХОДА» «Возможности для расширения и выхода на европейских потребителей существуют не только на зрелых рынках мирового уровня. В частности, рынок ритейла Москвы растет быстрыми темпами и в среднесрочной перспективе может догнать Париж с точки зрения присутствия международных брендов», – прогнозирует Джеймс Долфин, международный директор, департамент торговой недвижимости компании JLL в регионе ЕМЕА. Растущие рынки Москвы (3-е место в рейтинге наиболее привлекательных городов для ритейлеров) и Стамбула (7-е место) показали самую высокую динамику роста ритейла в Европе – ни один из других городов не привлек столько новых игроков за последние два года. Несмотря на увеличившиеся геополитические риски, рынок Москвы продолжает расти благодаря его большой емкости, относительно высокому доходу населения и приросту предложения торговых центров. Стимулом к рассмотрению ритейл-операторами Стамбула в качестве новой «точки входа» на европейский рынок является появление в городе новых качественных торговых центров, таких как Zorlu Center, и будущее открытие Galeries Lafayette. Санкт-Петербург и Киев вошли в ТОП-20 наиболее привлекательных городов для ритейлеров, заняв 12 и 15 места соответственно. РИТЕЙЛЕРЫ РАСШИРЯЮТ ГЕОГРАФИЮ СВОЕГО БИЗНЕСА В отличие от результатов исследования Destination Europe 2013, в отчете 2015 года отмечается более высокая активность ритейлеров сегментов масс-маркет и премиум – они в целом расширяли свои сети быстрее, чем известные игроки luxury-сегмента. Это позволило им упрочить позиции в рейтинге присутствия 250 крупнейших международных ритейлеров в ключевых городах Европы. Бренд H&M смог выйти на первое место в рейтинге по «покрытию» европейского рынка, догнав прежнего лидера – Zara. Далее в рейтинге идут Mango и The Body Shop. Экспансия премиальных брендов позволила США обойти Италию в рейтинге стран-экспортеров брендов в Европу. Наиболее активным ритейлером с точки зрения развития в Европе стал американский бренд Michael Kors, за ним идут Superdry, Cos и 7 For All Mankind. Кроме того, за последние два года многие европейские ритейлеры, включая Ecco и Hugo Boss, также демонстрировали впечатляющие темпы экспансии. Если говорить о будущем, то эксперты JLL ожидают увеличения присутствия в Европе брендов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Джеймс Браун дает следующий прогноз развития европейского рынка ритейла: «Темпы восстановления экономики в странах Европы разнятся, однако в целом, прогноз уровня продаж на европейском рынке ритейла является самым позитивным с начала десятилетия. Мы ожидаем, что выход международных брендов в крупнейшие города Европы продолжится. Вместе с тем, изменения в структуре и форматах торговли заставляют игроков рынка проявлять большую осторожность. Ритейлеры хотят «выжать максимум» из своих магазинов, поэтому в среднем за последние два года на каждые два открытых магазина приходится один закрывшийся».
ТОП-10 городов Европы. Выбор международных ритейлеров
Место в рейтинге Город Структура присутствующих ритейлеров по ценовому сегменту, % Прогноз роста продаж в 2014-2018 годах, % Максимальная ставка аренды в стрит-ритейле, евро/кв.м/год Позиция в рейтинге привлекательности для люксовых ритейлеров
Масс-маркет Премиум Люкс
1 Лондон, Великобритания 34 34 32 18 7270 1
2 Париж,
Франция
35 31 34 8 18 000 2
3 Москва,
Россия
37 29 34 13 4020 3
4 Милан,
Италия
37 29 34 7 3650 4
5 Мадрид, Испания 42 29 29 8 2640 8
6 Рим,
Италия
35 30 35 4 3000 5
7 Стамбул, Турция 39 30 31 17 2880 6
8 Мюнхен, Германия 40 29 31 5 4320 7
9 Берлин, Германия 48 30 22 6 3120 14
10 Барселона, Испания 47 25 28 5 2700 9
Источник: JLL