Marks & Spencer: «Мы предлагаем украинскому рынку европейский формат ритейла»




Эльвира Казас, менеджер отдела продаж, маркетинга и развития компании «Марка Украина»
фото: Олег Герасименко

CP: Как давно компания Marks & Spencer приняла решение о выходе на украинский рынок? Выход осуществляется самостоятельно или на основе франчайзинга?
В 2006 году, в результате успешного развития брэнда Marks & Spencer в Турции и России, компания Marka Magazacilik A.S., входящая в состав FIBA Group (Турция), получила право франшизы на Украину. В сентябре 2006 года в Украине была зарегистрирована компания «Марка Украина» со 100-процентным зарубежным капиталом, которая занимается всеми вопросами развития брэнда Marks & Spencer на украинском рынке.
CP: На каких мировых рынках представлена компания Marks & Spencer и по какому принципу она работает в России?
Marks & Spencer – известный британский представитель розничной торговли, развивающий бизнес во многих странах мира. В Великобритании в состав сети входит более 560 магазинов, которые каждую неделю посещает более 10 миллионов человек.
Помимо этого, брэнд Marks & Spencer представляют свыше 150 магазинов в 30 странах мира, из которых 130 работает по системе франчайзинга.
В России Marks & Spencer развивается на основе франшизы, принадлежащей FIBA Group. В течение трех лет там было открыто 14 магазинов.
CP: С какими сложностями вы столкнулись при выходе на украинский рынок?
Основные проблемы украинского рынка касаются несовершенства законодательной базы, низкого уровня профессионализма в сфере торговли, дефицита качественных ТЦ и, соответственно, торговых помещений интересующей нас площади, необоснованно высоких арендных ставок. В целом, украинский рынок я назвала бы анархичным, что свидетельствует о наличии теневой экономики, однако он не стоит на месте, мы ощущаем его развитие, поэтому ожидаем, что в течение 2-3 лет ситуация кардинально изменится.


Первый магазин Marks & Spencer в Украине открылся в Киеве в ТРЦ «КОМОD»
фото: Олег Герасименко

Marks & Spencer является, фактически, первопроходцем на украинском рынке, который сегодня находится на начальной стадии развития. Наша компания предлагает европейский формат ритейла, а непосредственно потребителям – высокое качество продукции и большой спектр сервисных услуг. Мы пытаемся совмещать особенности формата универмага с индивидуальным подходом к покупателям.
CP: Проводились ли маркетинговые исследования, предшествующие выходу компании на украинский рынок?
Безусловно. Маркетинговые исследования проводились специалистами компании Marks & Spencer, которая принимала решение о форме выхода – самостоятельно или по системе франчайзинга. В конечном итоге было принято решение в пользу франчайзинга. За право франшизы в Украине боролся ряд стран, в том числе Польша, Греция и Турция.
CP: Почему компания выбрала Киев для открытия первого магазина сети?
Для компании было важно открыть свой первый магазин именно в столице, поскольку это соответствует высокому статусу брэнда Marks & Spencer.
Первый магазин Marks & Spencer открылся в мае 2007 года в составе ТРЦ KOMOD по ул. Луначарского, 7. Открытие было успешным и стало заметным событием для рынка, о чем свидетельствует огромное количество людей, присутствовавших на мероприятии. Ажиотаж был также «подкреплен» затянувшимся почти на три месяца открытием ТРЦ «KOMOD».
В декабре 2007 года магазин Marks & Spencer открылся в ТРЦ «Променада» по ул. Багговутовской в Киеве, в мае нынешнего года мы планируем открыть магазин в ТРЦ «Караван».
CP: Какие украинские города, кроме Киева, интересуют компанию в плане развития?
В первую очередь нас интересуют города-миллионники: Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов, Харьков. Мы планируем активное развитие во всех регионах, в частности, делаем большую ставку на Западную Украину.
На сегодняшний день за пределами Киева открыт только один магазин – в Днепропетровске в многофункциональном центре «Вавилон-1», расположенном по ул. Маршала Малиновского, 2. В планах компании на ближайшие два года – открытие как минимум 8 магазинов Marks & Spencer в региональных центрах. Это будут как отдельно стоящие объекты, так и магазины в структуре ТЦ/ТРЦ.
Сейчас ведутся переговоры об открытии магазина в Одессе в отдельно стоящем здании площадью 1500 м2.


В вопросах мерчендайзинга компанию «Марка Украина» консультируют специалисты из Турции
фото: Олег Герасименко

CP: Кто занимается поиском торговых помещений и участков для строительства магазинов сети?
Вопросы поиска помещений под магазины сети курирую непосредственно я. Также привлекаются украинские и международные брокерские организации.
В целом мы работаем со всеми компаниями, принимающими участие в развитии проекта и сдаче площадей в аренду, – украинскими и зарубежными девелоперами и брокерами.
Все решения, касающиеся размещения магазинов, согласовываются с центральным офисом в Турции.
CP: Что для вас является приоритетным: развитие в структуре ТЦ/ТРЦ или же обособленное?
Изначально магазины Marks & Spencer развивались обособленно, однако сейчас на мировых рынках, в том числе и в Украине, более целесообразно развиваться в структуре ТЦ/ТРЦ. В составе торговых центров нас интересуют помещения площадью от 800 м2.
На сегодняшний день, ввиду ограниченности предложения на украинском рынке, очень сложно найти помещения для отдельного магазина большой площади. Очень важны большие пешеходные потоки, характерные только для центральных магистралей, например, ул. Крещатик в Киеве, ул. Артема в Донецке и т.д. Тем не менее, в долгосрочной перспективе мы поставили перед собой цель открыть обособленные магазины во всех крупных городах Украины, хотя сделать это на центральных улицах довольно сложно.
CP: Какие требования вы предъявляете к торговым помещениям?
При выборе того или иного ТЦ/ТРЦ компания Marks & Spencer руководствуется пятью основными критериями: первый – это месторасположение торгового объекта в городе, второй – месторасположение арендуемых площадей в структуре ТЦ/ТРЦ, третий – концепция объекта, четвертый – соседство арендаторов, пятый – менеджмент торгового объекта. Арендная ставка и условия аренды имеют второстепенное значение.
К сожалению, в Украине сложно найти объект, который удовлетворял бы всем нашим требованиям. Особенно проблемным является пятый критерий, касающийся менеджмента. Очень важно понимать, с кем придется работать в течение 5-10 лет, однако часто профессионализм управленцев оставляет желать лучшего.
CP: Какие компании вы считаете своими потенциальными конкурентами в Украине и Европе?
По показателям «качество товара + цена + качество обслуживания» в Украине на сегодняшний день конкурентов у нас нет. В формате Department Store работают только ЦУМ и Grand Gallery. Однако их концепция и предлагаемый ассортимент товаров не составляют, на мой взгляд, конкуренцию нашему брэнду. В Европе, наверное, таковыми являются Stockmann, Debenhams, BHS.
CP: Как вы оцениваете уровень оборота, которого достигли, работая в Украине, по сравнению с результатами работы в европейских странах?
Все стремятся к высокому уровню оборота. Несмотря на то, что мы еще не достигли того уровня, который был запрограммирован, учитывая специфику украинского рынка мы добились хороших результатов.
В целом наша команда довольна проделанной работой: за короткий срок у нас сформировалась достаточно большая база лояльных к нашей марке клиентов.
CP: Готовы ли вы к сотрудничеству с местными производителями? Рассматриваете ли возможность размещения в Украине собственного производства?
Marks & Spencer в Великобритании сотрудничает с украинскими производителями. Мы, являясь франчайзи, всю продукцию закупаем в Англии.
CP: Арендуете ли вы складские помещения в Киеве?
В Киеве мы арендуем помещения на складе компании «Комора», расположенном по ул. Краснова. Кроме того, у нас есть отдел логистики, который занимается вопросами поставок. К примеру, поставка продукции в киевские магазины осуществляется каждый день, кроме воскресенья, в региональные – три раза в неделю.
CP: Как решается вопрос с топ-менеджментом и подбором персонала?
Мы самостоятельно обучаем продавцов-консультантов и стремимся, чтобы у них выработался профессиональный подход к работе с клиентами. Компания идет навстречу своим сотрудникам: у нас практикуется как полный рабочий день, так и part-time (неполный рабочий день, – ред.).
Чтобы стимулировать работу персонала проводятся соревнования между магазинами, в ходе которых определяется лучший магазин и лучший продавец. Такие мероприятия дают толчок для качественного развития объектов сети.
Много сил мы вкладываем в воспитание будущих менеджеров среднего и высшего звена. С этой целью разработаны специальные системы тренингов.
CP: Кто выступает вашими консультантами по маркетинговым вопросам?
Консультантом по маркетингу является компания Marka Magazacilik A.S., которая уже на протяжении десяти лет развивает бизнес в Турции, открыв 30 магазинов под брэндом Marks & Spencer. Кроме того, мы напрямую работаем с представительством Marks & Spencer в Великобритании.
Ежегодно компания организует семинары, касающиеся вопросов стратегического развития брэнда в разных странах мира. Примером таких семинаров может служить Model Store, который проводится каждый сезон и помогает разрабатывать новый имидж, стиль магазинов.