MAPIC 2012: ритейл задает тон городам

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ Стенд компании Arricano Group на выставке MAPIC 2012 Фото: ARRICANO GROUP В этом году, несмотря на то, что организаторы форума MAPIC 2012 ожидали роста количества участников, реальные цифры показали лишь незначительный рост по сравнению с прошлогодним мероприятием. Так, по данным оргкомитета мероприятия, в 2012 году выставку посетило более 8200 делегатов, что всего на 2,5% больше по сравнению с прошлым годом (8000 делегатов). В их числе – 2400 представителей ритейл-операторов и 850 представителей инвестиционных компаний. Количество экспонентов составило 730 (в 2011 году – 679 экспонентов), а количество компаний-посетителей – более 3000. Почетной страной на выставке MAPIC 2012 стала Россия. УКРАИНА НА MAPIC 2012 Макет ТРК Respublika, представленный на MAPIC 2012 Фото: UTG Украина на выставке MAPIC 2012 была представлена несколькими девелоперами, специализирующимися на торговой недвижимости. Эти компании презентовали как построенные, так и находящиеся на стадии реализации проекты торговых и торгово-развлекательных центров. В частности, компания Arricano Group представляла такие уже функционирующие объекты в ее портфеле как торгово-развлекательные центры «РайОN» (Киев), «Солнечная Галерея» (Кривой Рог), City Mall (Запорожье), «Южная Галерея» (1 очередь, Симферополь) и SKYMALL (Киев), а также новые проекты – ТРЦ «Южная Галерея» (2 очередь, Симферополь), ТРЦ «Проспект» (Киев) и ТРК «Лукьяновка» (Киев). Девелоперская компания «К.А.Н. Девелопмент» и UTG презентовали масштабный проект ТРЦ Respublika (Киев), компания «Иммошан Украина», входящая в группу Auchan, презентовала ТРЦ Rose Park (Макеевка, Донецкая область) и проекты будущих объектов в Киеве и Одессе. Также мероприятие посетили представители компаний EVO Land Development, «Будхаус Групп», «Крымская девелоперская компания», «АВЭК», MD Group, «Торонто-Киев», др. НОВЫЕ ТРЕНДЫ Новое для MAPIC мероприятие – More VISION – стало главным фокусом форума в 2012 году. Его ключевыми темами стали всплеск online-ритейла, влияние новых технологий на сферу торговой недвижимости и магазины будущего. В частности, в рамках нескольких конференций обсуждались вопросы влияния цифровых технологий на будущее ритейл-сектора, а также то, насколько совместимы «цифра» и традиционная торговля, и в каких пропорциях является возможным это соотношение. В организованном специально для мероприятия More VISION павильоне состоялся ряд конференций по двум темам: «многоканальность» розничной торговли и связь между шоппингом, культурой и досугом. MAPIC AWARDS 2012 Группа экспертов в торговой недвижимости определила лауреатов MAPIC Awards в 7 номинациях. Экспертную группу возглавил Фредерик Лалум (Frederic Laloum), заместитель генерального директора по маркетингу и член правления компании Altarea (Франция). Лауреатами MAPIC Awards 2012 стали: – «Лучший ритейл-концепт по продаже обуви и одежды» (Best fashion and footwear retail concept) – бренд спортивной одежды Adidas NEO (Германия); – «Лучший ритейл-концепт в сфере питания» (Best food and beverage retail concept) – фаст-фуд ресторан здорового питания EXKI (Бельгия); – «Лучший девелопмент торговой недвижимости на главной улице» (Best high street retail real estate development) – торговый центр Santa Monica Place в городе Санта-Моника (штат Калифорния, США); – «Лучший проект торгово-развлекательной недвижимости» (Best retail and leisure development) – торгово-развлекательный центр Morocco Mall в городе Касабланка (Марокко); – «Лучшая многоканальная стратегия» (Best multichannel strategy) – сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s (Франция); – «Лучшая международная экспансия ритейла» (Best retail global expansion) – сеть универмагов Debenhams (Великобритания); – «Лучший проект инновационного торгового центра» (Most innovative shopping centre) – торговый центр The Star Vista (Сингапур). Редакция «Commercial Property» обратилась к представителям компаний UTG и Arricano Group, посетивших MAPIC 2012, с просьбой прокомментировать основные тенденции в сфере мирового ритейла и торговой недвижимости, которые им удалось отметить в ходе участия в выставке, а также рассказать о достигнутых результатах. Виталий Бойко, партнер компании UTG Фото: UTG «Несмотря на то, что «лейтмотивом» MAPIC 2012 стала Россия, Украина привлекла к себе немалое внимание мировой общественности, и могла бы привлечь еще больше, если бы присутствовала более активно и массово. Украина выделялась на фоне других экспонентов, в первую очередь, объемом инвестиций, заявленным в планирующиеся и уже строящиеся проекты торговой недвижимости. В общей сложности, в 2012-2013 годах в сегмент торговой недвижимости Украины будет инвестировано около $1 миллиарда, что на фоне таких стран как Польша, Венгрия, Чехия является колоссальным объемом средств. Возможно, этот объем уступает России, но опережает объем инвестиций, который планируется вложить в торговую недвижимость западноевропейских стран. Выставка подтвердила все тезисы, касающиеся западного рынка, об отсутствии источников финансирования. Это одна из причин, по которой в Европе заявлено к реализации сравнительно немного объектов: европейским странам так же сложно найти деньги, как сложно их найти нам за рубежом. В этом году на выставке присутствовало больше ритейлеров – они готовы к активному, но более осмысленному развитию: на основе тщательного анализа объекта, маркетинговых исследований и т.д. Мы ждали большого интереса со стороны американского ритейла, и этот интерес был бы весьма закономерным. К примеру, после кризиса многие американские бренды вышли в Западную Европу. Не исключено, что эта экспансия охватит и Восточную Европу. Более того, некоторые американские бренды успешно открылись и работают в Казахстане и России. Им нравятся эти рынки. Татьяна Буркацкая, исполнительный директор Arricano Group Фото: ARRICANO GROUP Соответственно, мы ждем выхода этих брендов и в Украину. Однако стоит отметить закономерность, что уже вышедшие в нашу страну зарубежные ритейлеры охотно вкладывают в свое развитие, в то время как еще не представленные операторы боятся выходить на наш рынок». «На мировом рынке торговой недвижимости сегодня прослеживается тенденция строительства не просто торговых центров, а интегрированных комплексов, которые сочетают в себе торговые площади, традиционные развлекательные зоны и сложные развлекательные зоны (аттракционы, кинотеатры нового формата), а также элементы жилищного фонда – отели и жилые комплексы. Объекты, которые сегодня уже работают в таком формате в Украине, – это ТРЦ «Большевик» в Киеве и ТРЦ «Терминал» в Броварах (Киевская область). Этой тенденции отвечает и новый проект Arricano Group – торгово-развлекательный комплекс «Лукьяновка» (Киев). От Украины на MAPIC 2012 были представлены наиболее крупные и активные компании, в частности, в сегменте украинского девелопмента торговой недвижимости их было четыре. По нашим наблюдениям, выставка 2012 года была продуктивней прошлогодней: было достигнуто больше договоренностей, подписано больше контрактов. В частности, целью Arricano Group на MAPIC 2012 было формирование деловых связей с ведущими мировыми ретейл-операторами, инвесторами и специалистами в сфере торговой недвижимости. Доказательство продуктивной работы компании на выставке – новые договоренности и оптимизация коммерческих условий для второй очереди проекта «Южная Галерея» (Симферополь) с компаниями LPP, «Спортмастер», OSTIN, OSTIN kids. Также были проведены переговоры с рядом fashion-ритейлеров – C&A, De Facto, Zenden, Suvari, др., представителями развлекательного сегмента – «Киномир», «Киномакс», Walltopia, а также фаст-фуда и кафе - Stack & Shake и др. Многие из этих брендов еще не представлены на украинском рынке, но положительным моментом является то, что они заинтересованы в выходе на него. Нами была достигнута договоренность об организации для них специального проперти-тура по существующим объектам компании и осмотр участков ТРЦ в стадии развития. Мы надеемся, что в результате проперти-тура, организованного Arricano Group, на украинском ритейл-рынке появятся новые бренды».