MAPIC 2008 – отражение настроений мировых рынков недвижимости

Многие компании сегодня вынуждены сокращать расходы на посещение специализированных выставок, что также отразилось на количестве участников форума MAPIC 2008 фото: MARKETING SERVICE С 19 по 21 ноября во Дворце Фестивалей в Каннах (Франция) состоялась XIV международная выставка розничных сетей и торговой недвижимости MAPIC 2008. Рассказывает Дмитрий Допиро, генеральный директор компании Marketing Service (официальный представитель MAPIС в Украине): «Сейчас непростое время для рынков недвижимости большинства стран мира, поэтому, естественно, многие компании вынуждены сокращать расходы и уменьшать количество делегатов на выставке. Тем не менее, в этом году MAPIC посетило 9550 делегатов из 65 стран мира. На 12 628 м2 выставочных площадей разместилось 347 стендов. Таким образом, выставка MAPIC еще раз доказала свою эффективность и интерес для всех участников рынка недвижимости. Особенностью этого года стало участие большого количества ритейлеров (2000 человек), представивших 47 стендов (в 2007 – 35)». В нынешнем году выставку посетило 127 украинских делегатов, представлявших 23 компании, 9 из которых стали экспонентами (в 2007 – 4): DEOL Partners, KDD Group, NEST, SEEALL Group (все четыре – Киев), «Домус» (Донецк), «Торговая компания «Интермаркет» (Львов). Компании Multi Development в Украине, Colliers International (Украина) и «Панорама Груп» были представлены на стендах материнских компаний. «ПАНОРАМА ГРУП» Компания «Панорама Груп» приняла участие в выставке как экспонент под брэндом материнской компании Expert Capital, представив киевский проект ТРЦ Sky Mall, являющийся, по утверждению делегатов, своего рода визитной карточкой «Панорамы Груп» на зарубежных рынках. Основные усилия компании были направлены на экспонирование таких проектов, как ТРЦ «Солнечная Галерея» (Кривой Рог), ТРЦ City Mall (Запорожье), ТРЦ «Адмирал» (Симферополь) и проекта торгового центра, расположенного в 26-м микрорайоне Киева. «Прежде всего, мы были заинтересованы в привлечении внимания к «Панораме Груп» иностранных ритейл-операторов, которым продемонстрировали высокий уровень и качество создаваемых нами проектов, – рассказывает Алексей Струлев, директор по коммерческой недвижимости компании «Панорама Груп». – Несмотря на то, что ТРЦ Sky Mall еще не окончательно введен в эксплуатацию, его имидж уже работает на нас, что подтверждается многочисленными контактами и заинтересованностью операторов, пока еще не представленных в Украине, но готовых входить в наши проекты. Участие в таких мероприятиях, как MAPIC, очень важно для любой компании, поэтому при благоприятных условиях мы продолжим международную маркетинговую активность и будем представлены в будущем году большим стендом с новыми интересными проектами». DEOL PARTNERS На стенде компании DEOL Partners был представлен проект торгово-развлекательного комплекса Mall of Ukraine. Анализируя результаты выставки MAPIC 2008, компания выделила ряд тенденций: –  изменение структуры экспонентов и посетителей: выставка стала площадкой для ведения переговоров на уровне руководителей и собственников компаний; сократилось количество менеджеров среднего звена и посредников; –  рост профессионального уровня украинских девелоперов торговой недвижимости, презентовавших свои проекты, и, соответственно, качественно иной уровень объектов недвижимости; –  изменение предпочтений стратегических инвесторов относительно объектов инвестирования. Рассказывает Руслан Олексенко, управляющий партнер DEOL Partners: «Если раньше более привлекательными для инвесторов были земельные участки с концепциями, то сегодня инвестиционную привлекательность приобрели готовые объекты, генерирующие денежный поток, либо объекты на последних стадиях строительства»; –  высокий интерес розничных операторов к украинскому рынку торговой недвижимости, большинство из которых рассматривает возможность выхода на рынок через франчайзинговых партнеров. MULTI DEVELOPMENT В УКРАИНЕ В нынешнем году выставку посетило 127 украинских делегатов, представлявших 23 компании, 9 из которых стали экспонентами фото: MARKETING SERVICE По словам Метью де Брауна, управляющего директора компании Multi Development в Украине, «результаты выставки MAPIC 2008 для компании можно оценить как положительные, поскольку нам удалось встретиться и обсудить наши проекты с ключевыми ритейлерами. В сравнении с 2007 годом участников MAPIC 2008 было меньше, особенно от стран с развивающейся экономикой – России, Украины и других представителей бывшего СНГ, а также Среднего Востока. Я видел около 7 стендов украинских компаний и, учитывая сложную ситуацию на рынке, считаю, что это неплохой показатель. На выставке MAPIC 2008 Multi Development представила различные проекты, расположенные во многих европейских странах. Мы планируем принять участие в выставке MAPIC 2009». SEEALL GROUP Впервые на выставке MAPIC в качестве экспонента присутствовала компания SEEALL Group, презентовавшая следующие проекты ТЦ/ТРЦ: ТЦ «Буча Пассаж» (Буча, общая площадь – 9300 м2), ТРЦ «Бородянка Пассаж» (Бородянка, 9799 м2), ТРЦ «Гостомель Пассаж» (Гостомель, 12 252 м2), ТЦ «Ирпень Пассаж» (Ирпень, 7131 м2). Результаты выставки для компании прокомментировала Татьяна Дяченко, генеральный директор SEEALL Group: «Ввиду мирового кризиса ликвидности выставку посетили самые уверенные в себе компании. Выставка MAPIC 2008 получилась, наверное, самой «рабочей» по сравнению с предыдущими годами. Надо заметить, что в этом году Украина была представлена как довольно масштабными, так и небольшими по площади проектами. Участие SEEALL Group стало достаточно результативным: были налажены полезные контакты. Более того – мы начинаем получать первые результаты от промоматериалов, подготовленных к выставке. Об участии SEEALL Group в MAPIC 2009 будем готовы говорить только после тщательного анализа и подведения итогов этого года». «ДОМУС» В рамках выставки MAPIC 2008 компания «До-мус» презентовала на стенде площадью 26 м2 несколько проектов в Донецке: вторая очередь ТРЦ «Донецк Сити» (общая площадь ТРЦ после ввода в эксплуатацию второй очереди составит 115 тысяч м2), ТОЦ Green Plaza (общая площадь – 31 500 м2), ТРЦ «Меркурий» (общая площадь – 90 тысяч м2). «В этом году компания «Домус» впервые стала участником международной выставки MAPIC. Целью нашего участия, в первую очередь, была презентация профессиональной деятельности компании, а также налаживание прямых деловых контактов и партнерских отношений с инвесторами, консультантами, сетевыми операторами, архитекторами, – комментирует Лилия Миненко, заместитель директора по коммерческим вопросам компании «Домус». – В течение трех дней наши представители провели множество продуктивных встреч и переговоров с консалтинговыми компаниями (Larry Smith International (Италия), Jones Lang LaSalle (Россия), Penny Lane Realty (Россия) и др.), дизайнерами, архитектурными мастерскими, компаниями, занимающимися инженерными системами и техническим обеспечением зданий. Ряд инвестиционных организаций выразил желание сотрудничать, многие представители ритейла заинтересовались нашими проектами. Мы открыли для себя новые тенденции развития мирового рынка недвижимости и возможности эффективного сотрудничества, являющегося очень важным в период кризиса. Несомненно, нам интересно участие в MAPIC 2009, однако мы пока воздержимся от однозначных заявлений, в первую очередь из-за глобального экономического кризиса, который вносит коррективы в планы работы и развития. «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «ИНТЕРМАРКЕТ» Форум MAPIC стал площадкой обсуждения вопросов современной ситуации на мировых рынках торговой недвижимости, новейших технологий и возможностей ведения бизнеса в ритейл-сегменте фото: MARKETING SERVICE «Торговая компания «Интермаркет» уже третий раз принимает участие в выставке MAPIC. В рамках MAPIC 2008 было представлено четыре проекта: ТРЦ «Леополис Центр» (Львов, общая площадь – 96 тысяч м2), ТРЦ «Сихiв» (Львов, общая площадь – 32 тысячи м2), МФК по проспекту Черновола (Львов, 200 тысяч м2), ТРЦ «Оболонь» (Киев, 120 тысяч м2). Как сообщил Владимир Зелиско, исполнительный директор «Торговой компании «Интермаркет», «о конкретных результатах MAPIC 2008 компания сможет говорить только в начале 2009 года, когда будут подведены итоги участия. После завершения выставки прошло еще совсем немного времени, а мы уже активно проводим встречи с партнерами, контакты с которыми наладили на MAPIC 2008. Ряд переговоров, проведенных представителями «Торговой компании «Интермаркет», позволяет говорить о высокой заинтересованности нашими проектами со стороны инвесторов и других представителей рынка недвижимости. Мы планируем принимать участие в выставке MAPIC 2009, подготовка к которой начнется с первого месяца 2009 года». COLLIERS INTERNATIONAL (УКРАИНА) В нынешнем году компания Colliers International (Украина) представляла проекты, в которых является эксклюзивным агентом по сдаче в аренду, а именно: ТРЦ под рабочим названием «Флагман» (Запорожье, общая площадь – 85 тысяч м2), ТРЦ «Бульвар на Позняках» (Киев, общая площадь – 60 600 м2), ТРЦ «Аквапарк» (Киев, 65 тысяч м2), ТРЦ по проспекту Комарова в Киеве (40 тысяч м2). «В этом году выставка MAPIC была особенной по причине глобального финансового кризиса и общего экономического спада. Во-первых, количество экспонентов и посетителей было намного меньше в сравнении с предыдущими годами, во-вторых, происходило меньше событий (конференций, семинаров, презентаций). Главной темой на MAPIC был кризис, – делится своими впечатлениями о выставке Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International (Украина). – Многие наши коллеги «по цеху» отмечают, что в этом году качество преобладало над количеством, то есть встреч было гораздо меньше, но они были намного эффективнее, чем в прошлом году. Можно сказать, что количество профессиональных проектов стало больше. Некоторые иностранные девелоперы подтвердили интерес к Украине, разместив ее на своих картах проектов. Среди украинских операторов, посетивших выставку, можно назвать Grand Gallery, сеть боулинг-клубов «Витамин», сеть продовольственных гипермаркетов «Країна» и др. Высокий интерес к экспансии в Украину проявляют многие иностранные ритейлеры, которые, однако, готовы развиваться пока только через местных партнеров (франчайзеров). Такие операторы, как C&A и New Yorker, рассматривают выход на украинский рынок собственными силами, однако полагают, что 2009 год неблагоприятен для экспансии из-за сложной экономической ситуации и высокого странового риска Украины». КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ Большинство украинских компаний-экспонентов считает участие в выставке MAPIC 2008 достаточно результативным фото: MARKETING SERVICE В рамках выставки было организовано 16 конференций, ставших площадкой для обсуждения вопросов современной ситуации на мировых рынках торговой недвижимости, новейших технологий и возможностей ведения бизнеса в ритейл-сегменте. Ключевыми темами конференций MAPIC 2008 стали анализ экономического спада и его влияния на объем инвестиций в сферу торговой недвижимости мировых рынков; возможности расширения рынков торговой недвижимости; стратегии в области ритейла в контексте нестабильной экономической ситуации. Также состоялся ряд семинаров, которые были посвящены рынкам четырех быстроразвивающихся стран - Марокко, Турции, Украины, Индии, а также городам, власти которых презентовали проекты редевелопмента и стратегии планирования ритейла. MAPIC EG RETAIL AWARDS 2008 20 ноября в рамках выставки MAPIC 2008 состоялась церемония награждения наиболее успешных торговых сетей и проектов торговых центров MAPIC EG Retail Awards 2008, организованная совместно с Estates Gazette. В 2008 году на участие в конкурсе было подано 86 заявок из 18 стран. Жюри выбрало 21 номинанта-финалиста и определило 8 победителей. Лауреатами MAPIC EG Retail Awards 2008 стали: –  в номинации «Девелопер года» - компания Orta Gayrimenkul Yatirim Yonetimi ve Turizm AS. (Турция); –   «Городской редевелопмент года» - Belfast City Centre Regeneration (Ирландия); –  «Лучшая эко-инициатива года» - торговый центр Grand Arcade в Великобритании (владелец - Modus Properties (Великобритания), общая площадь - 37 160 м2); –  «Самый успешный торговый проект года» -Koton Retail and Textile Inc., (120 магазинов, Турция); –  «Лучшая идея года» - сеть магазинов Desigual (43 магазина в Испании, а также магазины во Франции, Италии, Саудовской Аравии, Великобритании, Испании); –  «Лучший торговый цент года» - ТЦ Cabot Circus в Великобритании (девелопер - Bristol Alliance, владелец - Hammerson and Land Securities, Великобритания); –  «Персона года в области ритейла» - Девид Леино (David Leino), вице-президент магазинов компании Abercrombie & Fitch Co (США) в сфере фэшн-ритейла; –  «Консультант года» - Cushman & Wakefield (Великобритания).