Мануэль Нуньес Яновский: «Архитектура практически исчезла»

Commercial Property №6 (154) июнь 2016

МАНУЭЛЬ НУНЬЕС ЯНОВСКИЙ, ИСПАНО-ФРАНЦУЗСКИЙ АРХИТЕКТОР-УРБАНИСТ, ОЧЕНЬ КРИТИЧЕН В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ И ТЕНДЕНЦИЙ, КОТОРЫЕ, ПО ЕГО СЛОВАМ, НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Текст: Оксана Бабенко


Вы окончили отделение сценографии и режиссуры в Школе драматического искусства Adria Gual в Барселоне и факультет археологии и истории по специальности «Древний Египет» в Центральном университете Барселоны. Почему Вы приняли решение стать архитектором?

Я провел детство в Одессе в театрально-архитектурной среде. Вместе с мамой мы посещали театры, оперы, балеты и концерты, что происходило на фоне руин и повсеместной послевоенной застройки города. Это и послужило моему стремлению стать артистом и архитектором одновременно.

Высшая школа Администрации ESADE в Барселоне (Испания)

ФОТО: ARCHIVE MANUEL NUNEZ YANOWSKY

Помните ли Вы свой первый проект?

Расскажите о нем. Первый проект – это был ремонт ванной комнаты в родительской квартире в Барселоне – я разработал в 16 лет. Мой учитель, архитектор Хесус Пеман, всегда говорил мне, что прежде всего я должен научиться проектировать ванную комнату. Поскольку мне не нравилась наша стандартная ванная, по ночам я работал над ее новым проектом. Мама поддержала мое начинание перед отцом, и впоследствии мы сделали ремонт согласно моим рисункам. Белый туманный кубизм – так можно описать этот проект, поскольку все элементы комнаты – умывальник, унитаз, ванная, пол, стены и потолок – были выполнены из белого кафеля размером 15х15 сантиметров. Родители гордились оригинальным дизайном, который я демонстрировал всем друзьям.

Особенность апарт-отеля La Muralla Roja в Кальпе (Испания) – множество променад внутри здания

ФОТО: ARCHIEVE TALLER DE ARQUITECTURA

Сколько проектов сейчас насчитывает Ваш портфель? Какой из них является наиболее значимым для Вас и почему?

За 58 лет я разработал примерно 1500 ландшафтных, градостроительных, архитектурных и дизайнерских эскизов и проектов. Наиболее ценным для меня является мой первый проект по планированию территорий, который я разработал в конце 1980 годов. Это был микрорайон в Севастополе, выполненный во французском стиле.

Апарт-отель La Muralla Roja

ФОТО: IS

Над какими проектами Вы работаете в настоящее время?

По складу характера я довольно упрямый человек и не бросаю то, что начал. Поэтому я до сих пор продолжаю работу над проектом в Инкермане в Крыму, который включает жилые и общественные пространства, а также транспортный узел. Этот проект был остановлен в 1991 году с распадом СССР. В 2012 году мой хороший украинский друг и заказчик из Гурзуфа обратился с предложением вернуться к реализации этого проекта, и я его принял. Приехав в Севастополь, я был приятно удивлен тем, насколько качественно сохранились пробные железобетонные фасадные изделия, выпущенные на заводе по производству архитектурного железобетона, который я построил в городе в 1988-1991 годах. Эти конструкции, несмотря на то, что они 25 лет пролежали на участке теперь уже разрушенного и разворованного предприятия, выглядят изумительно. Я не теряю надежду запустить новый завод железобетонных конструкций, которые будут изготовлены для проекта в Инкермане. Интересно, что он вызывает интерес и со стороны украинских бизнесменов. Это ободряет меня на борьбу за него и другие проекты, такие как, к примеру, новый парк в Барселоне (Испания) и «Площадь Согласия» в Авиньоне (Франция).

ФОТО: ARCHIVE MANUEL NUNEZ YANOWSKY

МАНУЭЛЬ НУНЬЕС ЯНОВСКИЙ (MANUEL NUNEZ YANOWSKY)
Дата рождения: 20 июля 1942 года
Место рождения: Самарканд (Узбекистан)
Место жительства: Барселона (Испания)
Образование: Школа драматического искусства Adria Gual в Барселоне (отделение сценографии и режиссуры), Центральный университет Барселоны (факультет археологии и истории по специальности «Древний Египет»)
Занимаемая должность: архитектор-урбанист, свободный предприниматель
Семейное положение: женат, пятеро детей
Хобби: чтение, выращивание экзотических растений, работа с классическими скульптурными бетонными опалубками.


Как бы Вы охарактеризовали свой стиль?

Мой стиль – это «немодность», долговечность и прочность, устойчивость во времени и пространстве. Меня так же, как и моих клиентов, волнует жизнь здания во времени и пространстве, устойчивость материалов и функций.

Назовите основные современные тенденции в мировой архитектуре. Какие стилевые направления сейчас наиболее популярны?

Тенденций в архитектуре столько же, сколько архитекторов. Если говорить о стиле, то сегодня почти все – от первого до предпоследнего – играют на хай-тековский лад с примесями экологичности в соусе устойчивого развития. К сожалению, все вместе взятое ни к чему хорошему не ведет и не решает проблемы качества жизни людей, устойчивого развития, мировой политики и глобальной экономики. Как бы странно это ни звучало, за исключением нескольких профессионалов своего дела, я стал негативно относиться к архитекторам, которые в погоне за гонорарами сделали сегодняшний мир ужасным. Мне хотелось бы заставить таких архитекторов «чистить» планету от последствий своих же проектов.

Жилой комплекс Walden 7 Walden 7 в Барселоне (Испания)

ФОТО: ARCHIEVE TALLER DE ARQUITECTURA

По Вашему мнению, что является наиболее важным в современной архитектуре  эстетика и стиль, функциональность или стоимость реализации проекта?

Важными являются все аспекты архитектуры. Она тесно связана с политикой, что с греческого означает «искусство строить города». К сожалению, сегодня архитектура диктуется грубыми, неграмотными политиками и их исполнителями, превратившими города в страшное территориальное «месиво», невозможные для жизни, особенно для детей.

Насколько совместима сложная геометрия архитектуры с принципами рациональности и устойчивости? 

Геометрия помогает соединить функциональность, эстетику, конструктив, нормативы и стоимость в единое целое, которым является архитектурный объект. Сложность в архитектуре может быть как положительной, так и отрицательной характеристикой и говорить о неправильно выполненном объекте или наоборот – эстетически обогатить его.

Творения самых великих архитекторов мира – Антонио Гауди и Фрэнка Ллойда Райта – имеют богатую экспрессивную геометрию, которая в то же время выполнена в рамках рациональных решений и согласно законам устойчивости. Поэтому их здания будут стоять в веках как римские или готические строения.

Какими принципами Вы руководствуетесь при выборе тех или иных архитектурных решений? Расскажите на примере своих проектов.

Шедевры архитектуры получаются тогда, когда клиент зажигается проектом и активно участвует в нем, понимает, какой долей добавочной стоимости можно и необходимо наделить проект. Это может быть пышная геометрия, изысканная отделка или простое решение того или другого дизайнерского хода.

К примеру, заказчиком Высшей школы Администрации ESADE в Барселоне (Испания) был Орден иезуитов, который дал мне полную свободу в разработке концепции и дизайна проекта, однако требовал применение в проекте наиболее устойчивых строительных и отделочных материалов. Орден иезуитов существует 400 лет, поэтому для него важно то, насколько долговечным будет здание.

Жилищно-общественный комплекс Place Picasso в Париже (Франция)

ФОТО: ARCHIEVE TALLER DE ARQUITECTURA

Работая над апарт-отелем La Muralla Roja в Кальпе (Испания), из-за отсутствия качественного пейзажа я предложил заказчику создать бесконечные променады внутри здания. В жилом комплексе Walden 7 в Барселоне был запроектирован большой внутренний вертикальный двор – патио, который имеет в испанской культуре особое значение и представляет место, где человек может участвовать в общественном спектакле, продолжая ощущать свою уникальность и приватность.

В жилищно-общественном комплексе Place Picasso в Париже я создал две огромные готические розы как напоминание французам о том, что не стоит перенимать американскую архитектуру стеклянных коробок. В этом проекте я постарался воплотить архитектуру Франции от средневековья до сегодняшних дней, чтобы продемонстрировать то, насколько вдохновляющей является культура этой страны. Для строительства комплекса я использовал «жидкий» камень – бетон, который, как доказывает французская готика, стареет красивее, чем стекло или металл.

Как Вы оцениваете архитектуру Киева?

Я очень люблю Киев, центр которого всегда сравниваю с Римом. Однако все остальные районы города необходимо талантливо изменить, что не обязательно значит перестроить или разрушить, а переосмыслить образ города, который пропадает, в первую очередь, из-за архитекторов.

По Вашему мнению, в каком направлении будет развиваться архитектура в дальнейшем?

К сожалению, архитекторы потеряли свое достоинство, и архитектура практически исчезла. Сегодня архитекторы похожи на лавочников на Андреевском спуске, желающих как можно быстрее сбыть свой безликий и бесперспективный товар. Можно сказать, что храм искусства забит торговцами, а пророка, чтобы их выгнать, все еще нет.