M&A: крупные игроки, мелкие сделки

По прогнозам компании Ernst & Young, в этот период на рынок слияний и поглощений будет влиять все меньшая уверенность в перспективах экономики и растущая озабоченность существенной разницей между оценочной стоимостью и ценой продажи активов. Интерес к сделкам M&A в мире снижается, в том числе, из-за существенной разницы между оценочной стоимостью потенциального объекта приобретения и ценой, которую хочет получить за него продавец Фото: IS НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – Интерес руководителей компаний к сделкам M&A снизился с 31% (апрель 2012 года) до 25% (сентябрь 2012 года). – Уверенность падает: более 75% руководителей считают, что в глобальной экономике отсутствуют признаки улучшения. – Существенная разница между оценочной стоимостью и ценой продажи активов является самым серьезным препятствием к заключению сделок; количество продавцов резко сократилось с 31% (апрель 2012 года) до 19% (сентябрь 2012 года). – Руководители компаний уделяют больше внимания базовым показателям, в то время как задача обеспечить рост компаний отходит на второй план. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ По данным исследования, руководители компаний намерены дождаться устойчивого восстановления экономики и только тогда выйти на рынок M&A Фото: IS Глобальный рынок M&A испытывает негативное влияние двух факторов: с одной стороны – неутешительный прогноз для глобальной экономики снижает интерес компаний к неорганическому росту, а с другой – растет озабоченность в отношении высокой цены активов в сравнении с их оценочной стоимостью, в результате чего аргументы в пользу сделок M&A выглядят все менее убедительно. На фоне новой волны обеспокоенности нестабильным состоянием экономики все больше компаний ставят на первый план задачу улучшить итоговые результаты деятельности и отдают предпочтение менее рискованным проектам и не стремятся к увеличению доходов от продаж. Интерес к сделкам M&A снижается не только из-за падения уверенности в перспективах экономики, четверть участников исследования в качестве основной причины отказа от сделок называли существенную разницу между оценочной стоимостью потенциального объекта приобретения и ценой, которую хочет получить за него продавец. В результате, на данный момент лишь 25% респондентов предполагают совершать приобретения в течение ближайшего года, что является самым низким показателем с 2009 года. В апреле 2012 года этот показатель составлял 31%, а год назад – 41%. Помимо этого, резко уменьшилось число компаний, которые планируют продавать активы в течение ближайших 12 месяцев, – с 31% (в апреле 2012 года) до 19% (сентябрь 2012 года). По мнению экспертов Ernst & Young, это означает, что на рынке станет меньше продавцов, готовых заключать сделки. Пип МакКрости, заместитель руководителя глобальной практики Ernst & Young по оказанию консультационных услуг по сделкам, комментирует: «Не далее как в апреле 2012 года мы наблюдали рост уверенности руководителей в перспективах глобальной экономики, однако с тех пор ситуация кардинально изменилась. Неблагоприятный экономический прогноз и рост озабоченности в отношении разницы в оценке стоимости объектов приобретений покупателями и продавцами еще больше сдерживает и без того низкую активность на глобальном рынке M&A и усиливает осторожные настроения среди его участников». Компании сейчас менее оптимистично смотрят в будущее, чем весной нынешнего года. При этом число компаний, испытавших на себе влияние кризиса в Еврозоне, достигло 89% в мировом масштабе. Порядка 78% участников исследования не видят улучшений в глобальной экономике, и лишь 22% считают, что ситуация улучшается, тогда как шесть месяцев назад такой ответ дали 52% опрошенных. Число компаний, отметивших усиление пессимистичных настроений, увеличилось с 20% (апрель 2012 года) до 31% (сентябрь 2012 года). На этом фоне 27% опрошенных ожидают снижения цен по сделкам, хотя год назад их было лишь 16%. В ожидании падения стоимости активов в рамках сделок M&A все большее число потенциальных покупателей может занять выжидательную позицию, рассчитывая на общее падение цен на рынке. «Имея большие резервы денежных средств и хороший доступ к капиталу, руководители компаний, тем не менее, намерены дождаться устойчивого восстановления экономики и только тогда выйти на рынок M&A. В текущей экономической ситуации, характеризующейся медленным ростом или его отсутствием, они в меньшей степени готовы к таким действиям, – считает Пип МакКрости. – В сложившемся экономическом климате сделки запоминаются покупателям лучше, чем продавцам, и, памятуя об особенно дорогостоящих приобретениях, сделанных ими во времена экономического подъема, покупатели не проявляют интереса к активам, цена на которые, по их мнению, в нынешних условиях завышена». ИГРОКИ И СДЕЛКИ Сдержанные настроения на рынке M&A приводят к тому, что даже компании, имеющие намерение приобрести активы, рассматривают возможность заключения лишь относительно небольших по объему сделок. Более 80% участников исследования заявили, что готовы заключать сделки стоимостью не более $500 миллионов, а для 38% опрошенных предельной является стоимость в $50 миллионов. Пип МакКрости считает, что «количество трансформационных сделок уменьшится, так как участники рынка отдают предпочтение сделкам меньшего размера. Руководители компаний не желают рисковать и склонны заключать небольшие сделки для решения текущих задач в рамках принятой стратегии». Настроения потенциальных участников рынка M&A все заметнее указывают на то, что рынки развитых стран вновь усиливают свои позиции в качестве приоритетных направлений для инвестиций. При этом четыре из пяти наиболее привлекательных регионов для компаний, осуществляющих инвестиции, остались такими же, как и в апреле: Китай, США, Индия и Бразилия, а пятое место вместо Индонезии теперь занимает Германия. По мнению экспертов Ernst & Young, в течение последующих 12 месяцев сделки M&A наиболее вероятны в следующих отраслях: промышленное производство (34%), финансовый сектор (32%), нефтегазовая отрасль (28%) и производство потребительских товаров (28%). Значительно ниже вероятность заключения таких сделок в автомобильной промышленности (18%), технологическом секторе (18%), ТЭК и электроэнергетике, медико-биологической отрасли и государственном секторе (все – 21%). Продавать активы, скорее всего, будут организации финансового сектора, а также компании, занимающиеся промышленным производством, технологиями, производством потребительских товаров и занятые в автомобильной промышленности. ВНИМАНИЕ – НА БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Обеспечение роста назвали в качестве первоочередной задачи 41% руководителей компаний, что значительно меньше, чем в апреле. Такой процент руководителей, считающих рост приоритетной целью своей компании, является также самым низким с октября 2010 года. В прошедшие шесть месяцев компании стали уделять больше внимания оптимизации капитала путем сокращения затрат и повышения эффективности. Еще одной важной задачей является уменьшение доли заемного капитала, и сейчас 31% респондентов планируют использовать свободные денежные средства для погашения задолженности, тогда как в апреле их было 18%. «Все большее число руководителей стремится улучшить итоговые результаты деятельности за счет более эффективной работы, а также поддерживать достаточные позиции в части денежных средств и капитала, сдерживая как органический, так и неорганический рост своих компаний, - комментирует Пип МакКрости. – В условиях продолжающейся неопределенности на многих зрелых рынках и замедления темпов экономического роста во многих развивающихся странах компании считают необходимым снижать долю заемного капитала и укреплять балансовые показатели. Пять лет назад вопросы эффективности и контроля уровня затрат редко становились предметом обсуждения на совете директоров. Однако сегодня они являются ключевыми факторами повышения стоимости, особенно учитывая, насколько трудно сейчас обеспечить рост доходов от продаж на большинстве развитых рынков». *Международное исследование «Барометр уверенности компаний» (Capital Confidence Barometer), которое проводит компания Ernst & Young, представляет собой опрос более чем 1500 руководителей крупных компаний из разных секторов экономики в 41 стране мира. Целью такого исследования является оценка степени уверенности компаний в перспективах роста экономики, понимание приоритетных задач руководства на ближайший год, а также выявление основных тенденций в области управления капиталом, которые станут отличительной чертой компаний, сумевших завоевать конкурентное преимущество в ходе эволюции глобальной экономики. Исследование «Барометр уверенности компаний» проводится регулярно с полугодовым интервалом с ноября 2009 года.