Легок на подъем


За пять дней лифты OTIS во всем мире перевозят количество пассажиров, равное 6,5 миллиарда человек.


Как сообщили «СР» в главном офисе немецкой компании-производителя и оператора лифтового оборудования Schindler, на европейском рынке конкуренция плотнее, а ситуация несколько иная по сравнению с мировыми показателями. По данным Schindler, компания контролирует около 41% европейского рынка продаж, далее, с меньшими и практически равными показателями, следуют OTIS, KONE и Thyssen. Однако некоторые эксперты отмечают, что эти данные субъективны, а говорить о достоверном соотношении продаж не приходится, поскольку многие компании не афишируют своих финансовых результатов и количества реализованных единиц продукции в конкретных проектах.


фото: GTS

Что же касается рынка Украины, то здесь однозначным лидером является компания OTIS (в лице ЗАО «ОТИС»), ныне контролирующая, по оценкам различных экспертов, около 65% всех продаж. Причем еще в 1997 году доля рынка OTIS по объемам продаж составляла порядка 45%. Такой успех данной компании можно связать с принятием несколько лет назад смелого решения – организовать практически полный производственный цикл на созданном в Киеве заводе как по изготовлению комплектующих систем для лифтового оборудования, так и по сборке готовой продукции.
На долю KONE (данную продукцию на украинском рынке представляет OOO «ФинЛифт»), по приблизительным оценкам, в Украине приходится 10-12% от общего объема продаж. Активны и российские производители, контролирующие, по различным данным, до 10% украинского рынка продаж. Это объясняется и ростом производства лифтов в России в 1,5-2 раза в 1999-2003 годах (Карачаровский и Щербинский заводы). Прочие операторы и производители оборудования на украинском рынке находятся далеко позади. Целым рядом реализованных в Украине проектов могут похвалиться греческие, болгарские, итальянские и турецкие компании.
Рынок лифтов и лифтового оборудования, как и любой другой рынок, имеет свои специфические особенности. Сегодня он является строго закрытым для «случайной» конкуренции со стороны «дилетантов», что связано с четким разграничением видов деятельности.
Что же касается непосредственно украинского рынка, то, по данным нескольких операторов, доля продаж в секторе жилой недвижимости в последние несколько лет составляет порядка 68-75% от всех продаж на рынке лифтового оборудования.
Это свидетельствует об относительно меньшей емкости сектора коммерческой недвижимости по сравнению с сектором жилой недвижимости. Так, на долю офисных и административных зданий приходится порядка 16-18% от всех реализуемых заказов, 6% – на торговые, 4-5% приходятся на отели, оставшаяся доля – за промышленными объектами, больницами, частными заказами. Эксперты в ближайшем будущем прогнозируют активизацию в сегменте коммерческой недвижимости, но при этом соотношение объемов продаж должно остаться практически неизменным, поскольку, по оценкам специалистов, около 70% лифтового оборудования, ныне функционирующего в жилом фонде Украины, уже выработало свой ресурс либо стоит на пороге его выработки и нуждается в замене. Операторы украинского рынка лифтового оборудования признают, что уже сейчас они готовы осуществлять поставки на порядок большего количества лифтового оборудования, чем ныне заказывается в Украине. А речь идет всего о 300-350 заказах ежегодно для 500-600 единиц продукции, из которых подавляющее большинство – для жилой недвижимости.
В Украине ныне активно работают лишь два мировых лидера – компании OTIS и KONE. Остальные игроки рынка пока довольно пассивны, имея в активе лишь несколько реализованных проектов в Украине. Речь идет о таких компаниях как: Shindler, Thyssen, Mitsubishi. Комментируя ситуацию на украинском рынке корреспонденту «СР», в представительстве Mitsubishi Electric отметили, что Украина пока не демонстрирует активного роста объемов рынка и платежеспособности заказчиков, поэтому, пока эти показатели не претерпят существенной корректировки, речь об активном развитии деятельности Mitsubishi на украинском рынке вести тяжело. В главном офисе компании Schindler, отвечая на вопрос об интересе к украинскому рынку и его перспективах, нам сообщили, что компания в стратегической перспективе намерена выйти на рынок Украины со своей продукцией. Однако сейчас этому шагу мешает внутренняя ситуация с реорганизацией структуры компании и ее производства, которая повлекла за собой в 2002 году большое падение прибыли и, соответственно, средств, планируемых на инвестирование в международное развитие.
По словам Беттины Беннер, пресс-секретаря Thyssen Krupp, лифтовое оборудование под брэндом Thyssen работает сейчас лишь в нескольких зданиях Украины, однако возможную активизацию продвижения на украинский рынок лифтов Thyssen в компании связывают с глобальным началом замены устаревшего лифтового оборудования для объектов жилой недвижимости. Кроме того, обе европейские компании полагают, что успешному приходу в Украину некоторых мировых лидеров мешают правовое поле деятельности и несоответствие украинских норм лифтового оборудования мировым стандартам, в особенности их некая «специфика», имеющая порой глупые требования, уже морально устаревшие и неактуальные для современных стандартов. В Thyssen Krupp также считают, что возможным «водоразделом» для активизации деятельности компании в Украине могут стать реальная перспектива адаптации украинских стандартов к действующим в ЕС и сама перспектива вступления в ЕС. Она, в свою очередь, однозначно заставит европейских лидеров не только открыть офисы в Украине, но также наладить полные циклы производства комплектующих и сборки лифтового оборудования, причем с четкой задачей экспорта большей части продукции. По предварительным оценкам, окупаемость инвестиций в организацию локального производственного цикла в Украине можно оценить в 4-5 лет для Киева, и 5-7 лет для иных крупных региональных центров.
Тем не менее, все без исключения операторы и производители отмечают: рынок лифтового оборудования Украины является достаточно перспективным, как в количественном (рост числа заказчиков, что приводит к увеличению емкости рынка), так и качественном отношении (улучшение представленных потребителям видов и качества продукции, техническая модернизация, значительное увеличение ассортимента, использование новых методов продвижения своей продукции). Каждый оператор имеет свои особенности в процессах производства, установки, обслуживания, свой ряд моделей и, естественно, свои цены.


Более 150 лет назад американский инженер-механик Элайша Грэйвс Отис изобрел устройство для лифта, которое не позволяло лифту падать, даже если обрывались все тросы. Только после этого лифт стал восприниматься не как дорогая, экзотическая и одновременно опасная игрушка, а как незаменимый механизм. Началось его победное шествие по миру. Архитекторы признают, что именно лифт как таковой сформировал современный облик всех крупных городов мира. Это правда: без подъемной машины внутри здания вряд ли кому-то пришла бы в голову мысль возводить строения выше четырех-пяти этажей.


ОТРЕМОНТИРУЕМ И ЗАМЕНИМ!
Одним из важных вопросов для девелоперов коммерческой недвижимости с проектами реконструкций при перепрофилировании недвижимости, к примеру, из промышленного объекта в объект офисной недвижимости, является проблема установки лифтового оборудования в уже существующие «физические» рамки. Тот же вопрос очень актуален и в зданиях жилого фонда, где устанавливалось лифтовое оборудование с четким сроком жизни и ресурсом эксплуатации порядка 30 лет (именно такие сроки закладывались лучшими лифтовыми компаниями в свое оборудование в 1970-х). Если принять во внимание, что в Европе, по данным Thyssen Krupp, проекты реконструкций и нового строительства будут в ближайшие 10 лет находиться в соотношении 80% к 20% соответственно, то вопрос оптимального решения установки оборудования в уже существующие шахты без их расширения очень актуален. Практически все лидеры рынка предлагают такие решения. Как нам сообщила глава пресс-службы компании Thyssen Krupp Беттина Беннер, в Германии такие решения готовы предложить 8 компаний, и конкуренция в данном сегменте становится все плотнее, что подталкивает производителей лифтового оборудования к поиску все более смелых решений для проектов реконструкции.
В Украине лифтовики также готовы к подобной работе. Причем предлагаются даже специальные программы «реанимации» лифтового оборудования, произведенного другими фирмами. Данный «капремонт» предусматривает комплексную замену всей системы жизнеобеспечения лифтового оборудования при сохранении каркаса кабины лифта, направляющих и противовеса. Различные пакеты модернизации, по данным OTIS, могут сэкономить заказчику до 40% средств от стоимости полной замены лифтового оборудования, и в итоге получить практически новую систему.
Ныне в мире производители лифтов практически единогласно используют четкую классификацию по 6 классам:
Класс 1. Лифты, специально разработанные и предназначенные для перевозки людей (пассажирские).
Класс 2. Лифты, предназначенные для перевозки людей, но, в случае необходимости, могут использоваться для перевозки грузов (грузопассажирские).
Класс 3. Лифты, предназначенные для использования в больницах, госпиталях и медицинских учреждениях.
Класс 4. Лифты, предназначенные для перевозки грузов (грузовые и промышленные).
Класс 5. Лифты, предназначенные для перевозки малогабаритных грузов, но не имеющие возможностей для перевозки людей из-за малых размеров (габаритов). Их грузоподъемность составляет от 5 до 250 килограммов.
Класс 6. Лифты, предназначенные для использования в отелях, бизнес-центрах, административных зданиях. Основным критерием для отнесения к данному классу является показатель скорости – лифтовое оборудование должно развивать скорость более 2,5 метра в секунду.


КАК ВЫБРАТЬ?
На рынке лифтового оборудования предлагаются как массовые серии производства, так и эксклюзивные модели. Всегда следует помнить, что лифты – это сложные технические устройства повышенной опасности, поэтому необходима особая организация установки, эксплуатации, обслуживания и ремонта данного оборудования. Сейчас, к примеру, на российском и европейском рынках существует несколько десятков «лифтовых компаний», работающих с конечным потребителем, большая часть которых – посредники, осуществляющие, как правило, лишь узкоспециализированную деятельность: например, только обслуживание оборудования или только его монтаж. Многие «узкоспециализированные» компании, безусловно, владеют высоким профессиональным уровнем, но подавляющее большинство девелоперов предпочитает работать с компаниями, готовыми осуществить полный цикл сервиса: от оценок в потребности на стадии разработки проекта и его проектирования до осуществления гарантийных обязательств и технической поддержки при эксплуатации. Именно эти компании владеют самым важным – опытом в вычислениях программ потребностей объектов в лифтовом оборудовании, оперируя более чем 50 актуальными параметрами.
В разговорах с «СР» производители очень неохотного рассказывали о ценах на свою продукцию, ссылаясь на то, что конкретная стоимость оборудования и услуг зависит от проекта, который, в свою очередь, зависит от здания, в котором будет располагаться лифт, количества этажей, материала шахты, внутренней отделки, а также других технический характеристик. Очевидно и другое – производители не заинтересованы в афишировании цен, потому как для каждого конкретного проекта, как правило, существуют открытые тендеры на разработку и поставку систем лифтового оборудования, и в каждом случае имеет место серьезная конкурентная борьба, часто с применением демпинг-элементов.


фото: IMEM LIFTS

Хотя в общем можно сказать, что для объектов жилой недвижимости цена одного «стандартного» лифта, в зависимости от его технических характеристик, может варьироваться, в больщинстве своем, в пределах от $15 до $50 тысяч. Например: при грузоподъемности в 320 килограмм полный комплекс работ по покупке и установке лифтового оборудования в 9-этажном жилом здании обойдется в $15-16 тысяч, при 630 килограмм – в $17-18 тысяч. Что касается роли отделки в структуре цены, то при одинаковых показателях скорости, грузоподъемности и комплектующих лифтовой системы разница в цене на отделку классов стандарт и люкс может достигать у некоторых операторов и производителей до 80%; классов стандарт и бизнес – до 40%.
В то же время, важнейшим фактором после скоростного критерия, влияющим на цену, является количество остановок, на которое рассчитано лифтовое оборудование на одном «ходу». Так, средняя модель грузоподъемностью 320 килограмм, рассчитанная на 2-3 остановки, обойдется в $15 тысяч, на 9 остановок – на $4-5 тысяч дороже.
Для объектов коммерческой недвижимости стоимость лифтового оборудования, как правило, существенно выше, и может отличаться от цен на лифты для жилой недвижимости на порядок (в 10 раз).


«ЭЛЬСБУРГ ПЛАЗА»
В офисном центре «Эльсбург Плаза», строящемся в Киеве на стыке бул. Леси Украинки и ул. Мечникова (31 этаж + 4 уровня подземного паркинга, общая площадь здания порядка 50 000 м2, офисные площади – более 30 000 м2), запланирована установка 9 лифтов (включая один противопожарный), разбитых на две лифтовые группы. Лифты первой группы с основного этажа будут обслуживать со 2 по 15 этажи, второй группы – с 16 по 31. Скоростные показатели лифтов первой группы составят до 4 м/с, второй – до 6 м/с. Вместимость лифтов – 24 человека. По неофициальным оценкам некоторых экспертов, стоимость установки каждого лифта для «Эльсбург Плаза» может в среднем составить от $200 до $300 тысяч (со стандартной отделкой, исходя из расчетов по скоростным показателям, вместимости, иным спецификациям). Таким образом, стоимость всего лифтового оборудования «Эльсбург Плаза» может колебаться в пределах от $1,8 до $2,7 миллионов.


А ПОТЯНЕТ?
Критерий грузоподъемности также важен в правильном подборе лифтового оборудования и неразрывно связан с показателем скорости вертикального транспортирования. В среднем лифты для жилой недвижимости (пассажирские) имеют грузоподъемность от 320 до 2000 килограмм и развивают скорость от 0,4 до 2,5 метра в секунду. Для грузовых и грузопассажирских лифтов критерий скорости не столь актуален, поэтому для механизмов, способных поднимать или опускать массу от 630 до 10 тысяч килограмм достаточно скорости 0,4-1,0 метра в секунду. Хотя существуют и высокоскоростные грузовые лифты, но таких ныне действующих во всем мире сейчас не более десятка. Тем не менее, грузоподъемность в некоторых сферах промышленного лифтового оборудования – довольно важный момент. На сегодняшний день компании, специализирующиеся на грузоподъемном оборудовании, готовы предложить лифты, способные поднимать до нескольких десятков тонн. Эти лифты чаще называют «подъемниками».


«НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА»
Одной из проблем Украины является «укорачивание» функциональной жизни лифтового оборудования многочисленными «недоброжелателями». Безусловно, это касается скорее жилого фонда, где контроль над функционированием лифтового оборудования существенно ниже, чем в объектах коммерческой недвижимости. Тем не менее, проблема актуальна и производители активно работают над приведением своей продукции ко все новым и новым решениям с учетом возможности «актов вандализма». Больше всего в подобных случаях страдают кабина лифта, его двери, двери шахты, системы управления и диспетчеризации.
«Антивандальная» программа защиты лифтового оборудования предусматривает исполнение стен кабины, дверей и шахты лифта из металла. Осветительные системы лифтов «закрываются» прочным стеклом, а кнопочные пульты делают не пластиковыми, а, например, стальными. Применение таких «мер защиты» предусмотрено, к примеру, в линии лифтовой продукции компании OTIS Европа2000.


«УМНЫЕ» ЛИФТЫ
После вековой истории развития лифтов, благодаря использованию последних технических и электронных новинок, лифты действительно достигли определенного уровня «сообразительности». Система управления является одной из самых важных деталей лифта. Только благодаря надежной, не имеющей технических недостатков, достаточно быстрой системе управления можно использовать лифт с максимальной безопасностью и эффективностью. Практически все ведущие производители сейчас используют в лифтовом оборудовании программируемые логические контроллеры, позволяющие лифтам буквально «говорить стихами»: самостоятельно учитывать пассажиропотоки и корректировать свою работу сообразно с ними (не только индивидуально, но и при работе в больших группах); частотные инверторы; выключатели и контакторы. Стоит заметить, что сейчас в мире, применимо к объектам коммерческой недвижимости (прежде всего для офисных центров) наиболее популярны «бескнопочные» лифты, то есть без «этажных кнопок» в кабинах, представить которые рядовым украинским потребителям довольно тяжело.
В то же время, на каждом этаже в лифтовых группах практикуется установка пультов, на которых пользователи заранее выбирают маршрут. Такое оборудование позволяет значительно оптимизировать пассажиропотоки и даже отказаться от практически немыслимых для нас остановок лифтов «по ходу» для подбора «попутчиков», преимущественно как по пути с верхних этажей на нижние, так и в обратном направлении. При наличии продуманных интеллектуальных систем управления абсолютно невозможной является ситуация, при которой после остановки лифта на определенном этаже и входа пассажира, оказывается, что кому-то нужно ехать вниз, а кому-то вверх.
Для современного лифтового оборудования неотъемлемым требованием продолжает оставаться наличие системы экстренного вызова и переговорного устройства. Одним из мировых лидеров в данной сфере является немецкая компания Bosch. Как правило, данные системы любого производителя работают по принципу master-slave в виде кольцевой электронной схемы, которая включает в себя с десяток приборов, в том числе, оборудование экстренного вызова и переговорный пункт. Стоит также отметить, что в последних разработках поставщиков комплектующих лифтового оборудования учтены также специальные системы вентиляции и кондиционирования лифтов.


ИСТОРИЯ ЛИФТА
Первое упоминание о возникшей потребности человечества в вертикальном транспорте относится к 2600-2500 годам до н.э., когда строители египетских пирамид в Гизе создали механизмы для подъема каменных блоков из песчаника весом около 90 килограммов на высоту до 150 метров.
Примеры «лифтовых систем» известны в античном Риме, где использовались преимущественно «кухонные лифты» для подъема пищи из кухонь на первых этажах домов, а также на верхние уровни – в апартаменты патрициев. Знали о вертикальном транспорте и в средневековье: в 1203 году в одном из французских аббатств был установлен подъемник, приводимый в движение тяговой силой двух ослов.
Считается, что первый «кабинный» лифт был установлен в 1743 году в резиденции французских королей Версале по требованию короля Людовика, дабы он мог без особых усилий подниматься в будуар на втором этаже дворца, но это приспособление приводилось в действие человеческой силой.
Первый паровой лифт появился в 1835 году на одной из фабрик Лондона, а гидравлический лифт в 1845 году был изобретен Уильямом Томсоном. Но реальной точкой отсчета современного лифтостроения все же стоит считать 1852 год, когда Элайша Грейвс Отис изобрел лифт, обладающий безопасной тормозной системой. Тогда Отиса попросили создать подъемник для мебельной фабрики, и в ходе поиска оптимального решения он придумал следующий вариант: прикрепить трос к подъемной платформе через плоскую пружину рессорного типа с установкой по бокам платформы зубчатых рельсов. Под весом даже не груженой платформы пружина выгибалась и свободно проходила между рельсами. В случае же обрыва троса пружина распрямлялась и застревала в зубчатых рельсах, предотвращая падение. В 1857 году «Компания паровых подъемников Отиса» установила свой первый паровой лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Его скоростные показатели составляли 20 сантиметров в секунду.
Строительство первых небоскребов в США потребовало поиска новых концептуальных решений для лифтового оборудования. Первое время развитие высотных зданий было ограничено 20 этажами именно из-за лифтов. В первых американских высотных строениях применяли гидравлические лифты без тросов: поршень, находящийся в длинном цилиндре, толкал кабину лифта вверх. Однако такая технология требовала размещения под зданием шахты такой же высоты, как само строение. Но технология в то время себя оправдывала, поскольку гидравлические лифты имели скорость в 20 раз большую, чем паровые. Но уже в начале 1860-х гидравлику усовершенствовали и удалось найти решение горизонтального размещения цилиндра, а поршень прикрепили к канату, который непосредственно тянул кабину. Первый гидравлический лифт такой конструкции был установлен на Эйфелевой башне в Париже в 1870-х.
Первый электрический лифт был изобретен в 1880 году немецкой компанией Siemens. Он поднимался на высоту в 22 метра за 11 секунд. Первый электрический лифт OTIS был смонтирован в 1889 году специально для первого нью-йоркского небоскреба на Манхэттэне, после чего в США и начался процесс повсеместного возведения высотных сооружений. В наши дни наибольшую лифтовую группу имеет небоскреб Sirs Tower в Чикаго – 106 лифтов, 16 из них – «двухэтажные», то есть с возможностью принимать и высаживать пассажиров сразу с двух этажей.


СКОРОСТЬ
При правильном подходе к выбору лифтового оборудования для конкретного объекта данный показатель, без преувеличения, можно назвать важнейшим. Скорость – главный критерий, позволяющий максимально увеличить пропускную способность и пассажиропоток, а также уменьшить время ожидания. По сути, скорость определяет потребность в меньшем количестве лифтов для здания, а значит позволяет создать существенную экономию площадей, высвобождая таким образом на каждом этаже «драгоценные» для инвестора квадратные метры.


Проект офисного центра Rondo 1, Варшава, Польша
фото: HOCHTIEF

Главный инженер лифтовых систем огромного лондонского бизнес-сити Canary Wharf Билл Дэй считает, что лифтовые системы – это больше, чем просто показатель респектабельности того или иного объекта коммерческой недвижимости. Билл Дэй: «Еще при создании объектов Canary Wharf в 1980-х мы предусмотрели установку наилучшего на то время оборудования мировых производителей – скоростных электрических систем со скоростью до 8 м/с. Тогда это легло на бюджет проекта безумной нагрузкой, но даже сейчас эти лифты не требуют замены и справляются с работой, удовлетворяя все потребности в отработке пассажиропотока и периоде ожидания. Более того, мы заложили в лифтовое оборудование «избыточный трафик» на перспективу. Профессионалы понимают, что на лифтах экономить нельзя. Если девелопер стремится создать проект, который и через 20-30 лет намерен оставаться конкурентным на рынке бизнес-центров, он должен установить лучшую из имеющихся на рынке систем. Лишь это может служить гарантией успеха». Воистину, скупой платит дважды.
Тем не менее, уже сейчас операторы лифтового оборудования говорят о четком пределе в развитии скорости вертикального транспорта – километр в минуту, при большем показателе человеческий организм может начать испытывать серьезные нагрузки, связанные с перепадом уровней атмосферного давления. Это, в частности, означает, что лимит развития скоростных показателей лифтового оборудования в 17 м/с может остаться неизменным на очень долгое время, пока производители не найдут решения проблемы. К слову, испытания оборудования со скоростью 17 м/с некоторые производители ведут уже очень активно. В частности, компания KONE еще с 2000 года занимается развитием системы Alta с применением подъемного механизма EcoDisc и аксиального синхронного двигателя, внутри которого находятся два постоянных магнита. Они компактны, суперэффективны и имеют высокие показатели по соотношению цена/качество. Аналогичные разработки ведутся и другими производителями.


В разговоре с «СР» ведущий инженер лифтового оборудования французской project-management компании HOCHTIEF Жак Жентиль заметил, что скоростное оборудование является неотъемлемым атрибутом высококлассного офисного центра, и экономия на показателе скорости в 1 м/с может быть чревата огромными проблемами в будущем. К примеру, при изменении пассажиропотоков. Сейчас HOCHTIEF занимается реализацией проекта варшавского офисного небоскреба Rondo 1 общей площадью 75 тысяч м2, высотой в 194 метра и этажностью в 40 этажей. Сроки реализации проекта – 2003-2005 годы.


фото: OTIS

Жак Жентиль: «Грубо говоря, исходя из площади каждого этажа (1400-1500 м2) и плотности размещения людей на офисных площадях (от 7 до 12 м2 на человека), расчет трафика показал, что нам необходимы либо 26 лифтов скоростью порядка 4,1 м/с, либо 18 со скоростью порядка 6 м/с с идентичной грузоподъемностью. Мы выбрали второй вариант, поскольку в первом случае значительно увеличилась бы площадь лифтовых групп. С 18 лифтами в трех группах по шесть в каждой, общая площадь лифтовых холлов в трех внешних башнях строения, соединенных мостиками через атриум с непосредственно офисными площадями составила более 170 м2. Если бы мы поставили 26 менее скоростных лифтов, то речь бы шла как минимум о 250 м2. А если принять во внимание нагрузку в 80 м2 на каждый из 40 этажей, то получим цифру в 3200 м2 площадей. Да, мы сэкономили бы на стоимости лифтов на 40-50%, но потеряли бы 3200 м2 офисных площадей, при сдаче которых в аренду за год, по актуальным для Варшавы ставкам, набирается более полумиллиона долларов. Поэтому здесь нужно хорошо задуматься, стоит ли экономить. Конечно же, расчет потребности в лифтах был очень сложным, с учетом целого ряда параметров, о которых я даже не упоминал.
Первая лифтовая группа Rondo 1 будет обслуживать нижние 18 этажей, вторая – 11 средних и третья – 11 верхних. Скоростные показатели лифтового оборудования в трех группах имеют некоторые различия. Причем на перспективу мы также предусмотрели прямое движение наших лифтов на станцию варшавского метрополитена под комплексом. Лифтовое оборудование Rondo 1 продуманно настолько, что о периоде ожидания даже в 10 секунд можно забыть – он не превысит 7 секунд даже в часы пик, а в общем должен находиться на среднем уровне в 2-3 секунды для отдельной лифтовой группы».


Согласно принятым в Западной Европе нормам для бизнес-центров класса А, период ожидания лифта в зданиях такого класса не должен превышать 20 секунд.


ВИБРОАКУСТИКА
В современных лифтовых системах производителям удалось добиться снижения уровня шума до 7 децибел, что можно назвать практически бесшумным решением. В целом, на Западе для скоростных лифтов (а для них данный вопрос сверхактуален) приняты шумовые стандарты от 20 до 30 децибел, что сравнимо с «шумовым фоном» работы среднего кондиционера. Но даже эти показатели ведущие компании называют «свистом» в работе. Что же касается кабины, то для современных лифтовых систем требования по звукоизоляции к ним еще строже. Уровень шума должен быть не выше 5-7 децибел. Виброакустические характеристики кабины лифта во время движения определяются, в основном, качеством лебедки – главного привода лифта.
С появлением безлебедочных, безредукторных систем проблема виброакустики может исчезнуть сама по себе. Однако, к примеру, на российском рынке сейчас 99,9% лифтов – лебедочные, поэтому проблема будет еще долгое время оставаться вопросом, требующим внимания девелоперов при подборе оборудования. Тем более, стоимость таких систем пока велика, и вряд ли они окажутся по карману украинским заказчикам.


Гидравлический лифт – лифт с электронасосным гидравлическим приводом поступательного движения.
Электрический лифт – лифт с электрическим приводом.
Лебедка – приспособление, состоящее из электродвигателя и приспособления, преобразующего электрическую энергию в механическую – от электродвигателя через шкив, создающий тяговое усилие, которое обеспечивает движение лифта.
Машинное помещение – помещение для установки привода (приводов) лифта и связанного с ним оборудования.


РЕВОЛЮЦИЯ ЗА РЕВОЛЮЦИЕЙ
Не успела компания Schindler в 1997 году в Мюнхене представить рынку систему «мобильных лифтов» Schindler Mobile, не требующую лифтовой шахты и базирующуюся лишь на «поддерживающих» алюминиевых колоннах, пригодную к инсталляции в зданиях до 7-8 этажей, с уровенем «внешнего шума» менее 10 децибел, а также отсутствием машинного отделения; как другие игроки рынка начали создавать еще более невероятные решения. К примеру, сейчас производителям лифтового оборудования удалось создать «противопожарные лифты», способные противостоять огненной стихии в течение часа, даже при нахождении в эпицентре пожара. Поэтому таблички «во время пожара пользоваться лифтами запрещено», ставшие нарицательными, в скором будущем могут стать неактуальными.


фото: KONE

Еще одна из новинок – безредукторные лифты, впервые появившиеся на рынке в 1996-1997 годах. Специальное устройство привода, основанное на использовании синхронного двигателя с постоянными магнитами в сочетании с частотным управлением и безредукторной конструкцией, представляет собой значительный шаг вперед в развитии технологии лифтов. Сама технология тщательно проверена, повсеместно одобрена и имеет хороший потенциал для замены прочих конструкций двигателей, применяемых для экономии энергии. Не секрет, что экономия энергии – важный фактор при выборе лифтового оборудования. Так, безредукторные лифты потребляют лишь 60% энергии, необходимой для обычного оборудования, что ежегодно экономит тысячи киловатт-часов электроэнергии на каждом лифте. Причем, чем выше интенсивность движения, тем больше экономия. Уменьшение потребностей по мощности электропитания здания может исключить и необходимость приобретения дорогостоящего трансформатора.
Еще одна новаторская концепция – лифтовые системы без машинного помещения, обусловленные появлением технологии безредукторного привода. Изящный, имеющий форму диска приводной двигатель устанавливается внутри стандартной шахты лифта и крепится к направляющим. Контроллер устанавливается в шкафу, встроенном в дверную раму на верхнем этаже. Таким образом для лифта не требуется отдельное машинное помещение, только шахта, в которой он работает. Схему размещения лифтового оборудования без машинных помещений в Украине предлагают OTIS и KONE.


ГИДРАВЛИКА ИЛИ ЭЛЕКТРИКА?
Гидравлические лифты ранее имели существенное преимущество перед лебедочными электрическими: машинное отделение гидравлических лифтов было значительно меньшим по размерам, не требуя большой площади, и могло располагаться не только сверху над шахтой. Однако огромным минусом гидравлических систем является малая скорость, что абсолютно неприемлемо для высоких зданий. После изобретения безлебедочных систем электрических лифтов за гидравлическими системами останется только сфера применения в небольших по высоте зданиях, подойдут они и для лифтов «панорамного типа». Для бизнес-центров остается одна альтернатива – электрические системы.