«Лебединая песня» промзон


Отмена льгот по арендной плате для многих «гигантов индустрии» будет означать одно – они более не смогут занимать те огромные участки, которые сейчас находятся в их ведении. До этого декретами Кабинета Министров Украины либо киевских городских властей промышленные гиганты имели ежегодный карт-бланш в виде очень существенного нивелирования платы за землю. Речь идет о таких предприятиях как: ПО «Киевприбор», государственный завод «Авиант», завод «Буревестник», завод «Квант», Авиаремонтный завод, завод «Радар», ПО завод «Арсенал», государственная ХК «Киевский радиозавод», АО «Завод «Ленинская кузня», государственная ХК «Артем», завод автоматики им. Петровского, АО «Киевский судостроительно-судоремонтный завод», АО «Киевский мотоциклетный завод», завод «Генератор», АО «Киевхимволокно», АО «Квазар», АО «Мередиан». Теперь же в самом ближайшем будущем практически всем промышленным производствам придется задуматься над своими перспективами в свете того, что плату за аренду земли придется осуществлять «по полной программе». Простой производства, который сейчас, по словам Александра Омельченко, наблюдается на 19 приватизированных киевских предприятиях, не говоря уже о государственных, может буквально через несколько месяцев привести их к банкротству. Все киевские предприятия занимают не менее 25% земельных ресурсов столицы, причем некоторые заводы имеют участки в десятки гектаров, плата за аренду которых даже сейчас измеряется миллионами гривен.


Промзона Оболони
фото: Александр Кутлахметов

Но если банкротство может стать прямым инструментом воздействия на предприятия, находящиеся в частной собственности, то на предприятия, в которых не менее 25% акций принадлежит государству, таким методом не повлиять. Ведь, согласно Указу Президента Украины, все еще продолжает действовать мораторий на начало процедуры банкротства АО, в том числе и промышленных предприятий, в которых четверть и более акций принадлежат тем или иным государственным органам.
Тем не менее, в процессе перепрофилирования или ликвидации государственных промышленных предприятий, путь может быть более легким. По данным специалистов института «Киевпроект», такие промышленные предприятия можно будет ликвидировать или же инициировать их перенос директивно, что не вызовет конфликтных ситуаций или же открытых «бунтов», возможных со стороны руководства и сотрудников предприятий, находящихся в частной собственности.
В последние 3-4 года некоторые активные действия городской власти, направленные на исследования деятельности промышленных предприятий в черте города, проводились, хотя и носили хаотичный характер. В частности, стоит отметить ревизии на «Маяке» и заводе «Артем», основной целью которых была проверка целевого назначения землеотводов. В ходе проверок были выявлены нарушения в виде субаренды производственных помещений или нецелевого использования участков, но ни к каким серьезным последствиям в начале 2000-х это не привело: предприятия преимущественно смогли сохранить земельный «статус кво».


Промзона Корчеватого
фото: Александр Кутлахметов

Ныне же, судя по всему, киевским промышленным предприятиям, в том числе и гигантам, легким испугом не отделаться. Летняя медиа- и публичная PR-деятельность органов КГГА нашла свое выражение в конкретных действиях уже с начала сентября, в свете постановления Верховной Рады о принятии программы выноса или перепрофилирования промзон Киева, являющейся составляющей частью Генплана.
Уже с началом осени рабочая комиссия, сформированная из чиновников КГГА и властей Голосеевского района (включая экологические и санитарные службы), провела несколько выездных ревизий на предприятиях Корчеватской промышленной зоны. Первыми объектами проверок стали два цементных завода: ОАО «Киевцемент» и ЧП «Цемент». Результатом проверок стало предписание руководству данных предприятий в предельно сжатые сроки пересмотреть «экологическую политику», и реально была обрисована перспектива прекращения производства (читай – перспектива ликвидации).
Тем не менее, внимание именно к цементным производствам как потенциально экологически опасным для всего Киева (на их долю приходится до четверти объема загрязнений в Голосеевском районе) довольно интересно. Безусловно, загрязнения имеют место, однако в Голосеевском районе есть куда более «занимательный» объект для экологов – некогда экспериментальный ядерный реактор в одном из НИИ по проспекту Науки. Почему бы городским властям, в первую очередь, не заинтересоваться его состоянием? Более того, в Голосеевском районе столицы уже находится в процессе ликвидации Голосеевский завод стенных материалов и конструкций – не самое экологически опасное производство. Сама ликвидация связана с тем, что предприятие за более 100 лет работы исчерпало запасы глины в ближайшем карьере. Теперь на земельном участке бывшего завода планируется создать жилой комплекс общей площадью до 60 000 м2. Исходя их этого, экологическую мотивацию вряд ли стоит называть главной движущей силой ревизорских проверок.
Попасть в конвейер ревизоров рискуют еще порядка 40 предприятий промзоны в районе Южного моста. Как сообщил на брифинге 12 сентября начальник Главного управления земельных ресурсов КГГА Анатолий Муховиков, уже создана специальная комиссия КГГА, целью работы которой будет исследование профильного и целевого использования земельных ресурсов территорий предприятий, прилегающих к Южному мосту. Не мудрено, что первой «рабочей зоной» комиссии стала именно эта территория. Ведь не секрет, что ныне цена земельного участка площадью 6 соток за 0,5 километра от этих территорий (под коттеджную застройку на Печерске или Зверинце) доходит до планки $70 тысяч. При этом стоит отметить, что каждое промышленное предприятие Корчеватской промзоны, в среднем, занимает территорию порядка 2-3 гектаров. Не сложно подсчитать, сколько стоили бы их земельные участки, поступи они в продажу по коммерческим ценам. Судя по всему, именно фактор земельных ресурсов является основным. Подтверждением тому – намерения киевских властей освободить в привлекательных зонах города участки для застройки всеми возможными способами. К примеру, в перспективе ближайших лет можно однозначно говорить о ликвидации нескольких трамвайных депо. В частности, в районе ст. м. «Лукьяновская» и в районе ул. Боженко.


Ликвидируемое трамвайное депо им. Шевченко рядом со ст. м. «Лукьяновская»
фото: Александр Микула

По словам Анатолия Муховикова, созданная КГГА комиссия по проведению ревизий промышленных предприятий сейчас готовится к проведению аналогичных проверок некоторых объектов Подольско-Куреневской, Оболонской и Святошинской промзон, а также промзоны вдоль Столичного шоссе. На занимаемой промышленными предприятиями зоне или же ее «земельных излишках», по мнению чиновников КГГА, можно построить жилье, коммерческие здания или объекты социальной сферы. «Сегодня есть возможность сделать это без массовой потери рабочих мест, так как почти все эти предприятия в настоящее время простаивают. Программа вынесения за черту города вредных производств уже давно разработана. Это же относится и к неработающим предприятиям, земельные ресурсы которых используются не по назначению», – считает Анатолий Муховиков. Хотя такая деятельность комиссии многими оценивается как «продолжение полумер». Куда более резонным было бы создание при КГГА отдельного подразделения, задачей которого стала бы не организация «выездных проверок» по типу корчеватской, а полная инвентаризация землеотвода всех промышленных предприятий города, независимо от форм собственности.
Причем столичным властям в решении данного вопроса стоило бы поспешить. Со вступлением в законную силу Земельного кодекса, закрепляющего право частной собственности, владельцы предприятий, перепрофилированных из промышленных цехов ТЦ, правлений ГБК (гаражных кооперативов), владельцы «оторванных» от заводов территорий с приватизированными строениями и т. д. активно начали процесс закрепления всех прав на землю, на которой расположены те или иные объекты недвижимости с инфраструктурой. Пока о «глобальном размахе» такой практики говорить тяжело. Но если это произойдет, процесс «вытеснения» промзон для столичных властей будет представляться чрезвычайно сложным, если не сказать, станет невозможным вообще.


Киев, как и любой крупный европейский город, во многом формировался как промышленный центр. Именно благодаря промышленности столица Украины в начале XX века смогла активно расти и развиваться. В начале прошлого века в городе действовали 122 промышленных предприятия, на которых работало не менее 40% работоспособного населения города. Но приходят новые времена, и уже начиная с средины XX века города Европы осознали, что промышленное производство более не служит на пользу их развитию, а становится лишь обузой. На сегодняшний день избавление от промышленных производств, в особенности в центральной части городов, становится естественным и логичным процессом, в авангарде которого – требование наибольшей экономической целесообразности использования земельных ресурсов.


ГЕНПЛАН
Тема избавления Киева от промзон в среднем и даже окраинном поясе – не является новой. Согласно Генеральному плану развития Киева до 2020 года, глобальное «выселение» промышленных предприятий за черту города предусмотрено четко. Более того, Верховной Радой Украины в августе 2003 года была утверждена программа выноса промышленных предприятий за черту города, заложенная в генплане. Согласно документу, Киев не будет расширять своих границ: основные силы будут направлены на эффективное использование уже освоенных территорий, малорентабельное использование земли большей частью промышленных предприятий должно быть прекращено. Лучший тому показатель – заложенный в нормах генплана уровень использования нынешних промзон под развитие жилой, офисной, торговой и других видов коммерческой недвижимости посредством сноса, реконструкции или вынесения ныне действующих предприятий за черту города. Доля такого рода развития проектов недвижимости на месте нынешних промзон составляет около 46% от общего количества освоения внутренних земельных участков города. Остальные земельные ресурсы, предположительно, будут изъяты, к примеру, у сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, городские власти планируют освободить под иное, непромышленное целевое назначение порядка 1800 гектаров территорий в черте Киева до 2020 года.


Киевская Гавань
фото: Олег Сидоренко

По генплану запланированы реконструкционные работы на территории промзоны и зоны железной дороги от ул. Борщаговской до Южного моста. Реконструкция этих территорий предусматривает, в основном, перенос железнодорожного полотна под землю, сообразно мировым практикам для центральных частей городов. Соответственно, полная ликвидация железнодорожной инфраструктуры сделает невозможным и нецелесообразным существование промышленных предприятий в длинейшем поясе вдоль реки Лыбидь. На территории же Подольского промузла, в особенности Гавани, предусмотрено создание современного торгового, делового и развлекательного сити «Подольский молл». Этот проект должен быть реализован после выноса киевского грузового порта из Гавани в район Украинки в 2010-х.
Тем не менее, развитие левобережных промзон с целым рядом крупных объектов, наподобие АО «Киевхимволокно», очерчено очень расплывчато. Не исключено, что в ближайшие годы возможно начало процесса вынесения за черту города даже таких «монстров» производства как заводы «Большевик», «Арсенал» и «Артем».
Выносить эти предприятия планируется в четыре зоны, четко определенные Генеральным планом развития Киева: главным образом, в Троещинскую промзону и промзону в районе Украинки, южнее Киева. Общая площадь земельных участков, отведенных под передислокацию в новых промзонах составит порядка 800 гектаров. Однако, скорее всего, большинство еле сводящих концы с концами промышленных предприятий в ближайшем будущем будут не перенесены, а просто ликвидированы. Этим, в частности, и объясняют более чем в два раза меньшую площадь землеотвода для переноса промзон по сравнению с ныне занимаемой.
Процесс выноса промзон как таковых не будет слишком форсироваться, он растянут на 20-30 лет. О полной ликвидации всех промышленных «монстров» в ближайшие годы речь пока не идет. Но столичные власти уже сейчас претендуют на пересмотр землеотвода тех предприятий, во владении которых находится колоссальная инфраструктура, часто используемая не по прямому производственному назначению. Многие из «застойных» предприятий выступают земельными арендодателями для небольших структур – производственных мощностей небольших ЧП, МП и т. д., мелкоформатных складских помещений, предприятий сервиса и сферы услуг (к примеру, СТО). Именно эта «субаренда» с ее преимущественно рыночными, а не «государственными» арендными ставками и, соответственно, неплохими денежными потоками наиболее беспокоит городские власти. И.о. начальника Главного управления охраны культуры, наследия и реставрационных работ КГГА Руслан Кухаренко и, в свое время, и.о. начальника Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды КГГА («Киевглавархитектура») Сергей Бабушкин неоднократно заявляли, что задача города – не избавиться от промышленных производств в черте столицы вообще, а уменьшить их долю в структуре городского землеотвода.


«БИТВА ПРИ КОРЧЕВАТОМ»
На прямые вопросы журналистов о том, что же будет в перспективе с промзоной Корчеватого, столичные чиновники отвечать пока считают преждевременным. В частности, на вопрос о том, будет ли на Корчеватом в перспективе создаваться жилой массив, Андрей Тарнопольский, заместитель председателя Киевзема, ответил уклончиво, заявив, что в данный момент на Корчеватом строится пивзавод. Он также добавил, что вопрос перепрофилирования промзон, ликвидации промышленных предприятий или же их выноса за черту города не является компетенцией Главного управления земельных ресурсов КГГА. «Планирование выноса промзон – это вопрос к органам градостроительства», – резюмировал Андрей Тарнопольский.
Вопрос еще и в том, что под термином «Корчеватое» многими подразумеваются разные понятия. В узком понимании – это район вдоль Надднепрянского шоссе, который делится примерно пополам точкой примыкания к шоссе проспекта Науки. В широком же понимании, Корчеватым часто называют всю промышленную зону от Железнодорожного моста до примыкания к Надднепрянскому шоссе Большой окружной дороги. Тем не менее, согласно информации Киевзема, сейчас наиболее активно стоит вопрос с целесообразностью землеотвода под промышленное производство, наряду с несколькими предприятиями стройиндустрии непосредственно в районе Корчеватого, на Теличке (прибрежная зона между Южным и Железнодорожным мостами). На Теличке в данный момент функционируют около 40 предприятий, преимущественно стройиндустрии, которые занимают площадь в 83 гектара. Из них 20 – относительно крупные заводы. Львиную долю данных земельных ресурсов (более 30 гектаров) использует ТЭЦ-5, дальнейшее функционирование которой, по словам городских властей, более чем сомнительно, исходя из обеспеченности района энергоресурсами. Поэтому вскоре планируется либо полная ликвидация данного объекта, либо перенос некоторых производственных мощностей ТЭЦ-5 в район Троещины, где существует потребность в создании такого объекта. По оценкам различных экспертов, только вынос всей промышленной зоны на Теличке с точки зрения оплаты затрат по передислокации составит не менее 10-12 миллиардов гривен, не говоря уже о дополнительных расходах, связанных с земельными ресурсами (компенсации землепользователям, выкуп участков, находящихся в частной собственности и т.д.). Для справки: это почти два годовых бюджета Киева. Очевидно, что для города решение подобной программы «своими силами» абсолютно не по плечу.


Промзона на Теличке. На заднем плане – ТЭЦ-5
фото: Александр Микула

Однако, процесс освоения прибрежной зоны южнее моста Патона уже начат. В частности, на одном из октябрьских градостроительных советов Главкиевархитектуры уже была утверждена концепция застройки и рекультивации квартала, ограниченного Надднепрянским шоссе, Набережно-Печерской дорогой и железнодорожным полотном, в центре которого находится Выдубицкое озеро. Согласно концепции застройки территории, предложенной Главным управлением экономики КГГА, планируется возвести вокруг озера жилые дома небольшой этажности (4-5 этажей), а само озеро должно стать местом дислокации яхт-клуба. По предварительным данным, общая площадь объектов недвижимости, преимущественно жилой, в итоге реализации проекта должна составить порядка 75 000 м2, стоимость же реализации проекта застройки зоны – около 277 миллионов гривен.
Тем не менее, у данной территории есть владельцы, но не земельных ресурсов, а лишь некоторых вспомогательных сооружений, интегрированных в структуру лодочной станции и ремонтной базы катеров. Возможно именно в этой связи Андрей Тарнопольский 23 октября на семинаре, посвященном земельным отношениям в Киеве, сказал: «...если некто приватизировал целостный имущественный комплекс в 40 буйков и 3 лопаты, – это не значит, что город отдаст ему 16 гектаров прилегающей территории». По некоторым данным, сейчас городские власти ищут пути выселения нынешних землепользователей, поскольку те, в свою очередь, требуют значительных компенсаций, связанных с перемещением имущества и поиском новых земельных участков для дислокации. Инвестиционный конкурс по программе застройки района озера Выдубицкое, как ожидается, будет объявлен в самое ближайшее время. Хотя главной сложностью при поиске инвесторов для данного объекта, несмотря на сверхпривлекательность земельных участков, является дополнительная нагрузка в виде необходимости рекультивации и оздоровления акватории, которая включает в себя полный комплекс мер по очистке озера от многолетних результатов пагубной антропогенной деятельности.
Что же касается возможности строительства новых жилых микрорайонов на территории бывших промышленных предприятий, то столичные власти, судя по всему, в некоторых случаях не столь оптимистичны. В ходе одной из пресс-конференций Андрей Тарнопольский озвучил одну из самых животрепещущих проблем ликвидации промзон – экологическую: «Вы видели хоть один жилой дом на территории Радиозавода? – поинтересовался у журналистов Андрей Тарнопольский. – Мы не можем, в частности, снести несколько корпусов завода «Радикал» и построить жилые дома!» И, тем не менее, решать эту проблему придется.
По данным Укргидрометцентра, на сегодняшний день главными загрязнителями атмосферы Киева (по таким показателям как выбросы двуокиси серы, оксидов углерода, двуокиси азота, окиси азота, сероводорода, фенола, фтористого водорода, хлористого водорода, аммиака, формальдегидов, тяжелых металлов) являются ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, принадлежащие «Киевэнерго», за ним следует мусоросжигательный завод «Энергия» вблизи Харьковского массива, АО «Корчеватский комбинат стройматериалов», Киевский стеклотарный завод и Дарницкий вагоноремонтный завод (ДВРЗ).


Стадион «Арсенал» в структуре завода «Арсенал» на Печерске. «Розовая мечта» любого девелопера
фото: Александр Микула

По данным же Городской СЭС, наибольший уровень загрязнения среды Киева по всем показателям (сточные воды, загрязнение атмосферы, грунтов и т.д.) сегодня зафиксирован на заводе «Большевик», ОАО «Киевцемент», фабрике «Дарница». К примеру, уровень загрязнения грунтов тяжелыми металлами на участках, где размещены ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 превышает нормативный более чем в 20 раз, на заводе АО «Киеврезина» – в 8 раз, заводе «Авиант» – в 7 раз.
Все это говорит о пагубном влиянии промышленных производств на городскую среду. По мнению Государственного управления экологической безопасности, функционирование практически всех вышеперечисленных объектов в городской черте в будущем невозможно, и прежде всего – производств первого и второго классов экологической опасности (предприятий-источников радиационной опасности, предприятий химической промышленности и производственных циклов, в результате которых возникают токсичные отходы).
В данном свете представляется риторическим вопрос, каким образом можно будет использовать территорию той же ТЭЦ-5 под жилую застройку, о чем говорят некоторые представители городской власти. Любому застройщику данной территории, если он намеревается получить разрешение на строительство от Городской СЭС, придется вложить в рекультивацию земли сумму, исчисляющуюся даже не миллионами долларов США на один гектар...
Позиция властей уровня РГА Киева по промзонам также сформировалась. Районные власти активно следят за результатами финансовой деятельности действующих предприятий и, сообразно с ними (читай – отчислениями в районные бюджеты), либо активно способствуют развитию инфраструктуры промышленных объектов, либо ищут нерентабельным/заброшенным объектам применение подоходней. К примеру, несмотря на то, что на территории Подольского района находится несколько предприятий, которые по классификатору относятся к химической промышленности, речь об их ликвидации не идет. Конкретный пример – один из крупнейших налогоплательщиков Подольского района, фабрика Tetra Pak, созданная еще в начале 1990-х и являющаяся объектом химической промышленности. Тем не менее, цикл ее производства является практически безотходным, уровень загрязнения окружающей среды – намного ниже установленных нормативов. Безусловно, в подобных случаях РГА не то, что не захотят лишать район таких производств, но даже будут лоббировать их интересы.
Показателен пример Печерской РГА, которая первой из столичных районных государственных администраций заказала в институте «Киевгенплан» генеральную программу развития района на ближайшие 10 лет. В данном документе, в частности, предусматривается проведение беспрецедентной акции – ликвидация завода «Арсенал» и перенос его производственных площадей в Троещинскую промзону. Этот процесс может быть начат уже в 2004-2005 годах. По предварительным данным, на земельных участках, ныне используемых «Арсеналом» (около 15 гектаров) под производственные мощности, административные корпуса и стадион, в перспективе планируют построить новый правительственный комплекс, торгово-развлекательный центр и реализовать целый ряд проектов офисной недвижимости.


В декабре 2003 года ОАО «Киевцемент», цементный завод на Корчеватом, полностью прекратит производство. Как сообщается, решение об этом было принято в средине октября основным акционером предприятия, немецкой компанией Dyckerhoff Zement. Многими экспертами прекращение производства связывается с августовскими и сентябрьскими проверками предприятия службами Городской СЭС, экологического надзора и Киевземом, в ходе которых предприятию грозила ликвидация производства, либо перспектива лишения большей части земельного участка в несколько гектаров. В то же время, руководство ОАО «Киевцемент» объясняет прекращение производства экономической целесообразностью.


АНАТОЛИЙ ОСАДЧИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «ПОЛЕСЬЕ»


Анатолий Осадчий, генеральный директор АО «Полесье»
фото: АО «ПОЛЕСЬЕ»

В Киеве, где по реальным оценкам количество населения составляет уже более 4 миллионов человек, такая концентрация промышленных предприятий в черте города, которая наблюдается сейчас, недопустима. Предприятия необходимо выносить за городскую черту, в особенности, занятых вредным производством. Но и «безвредные» на первый взгляд промышленные объекты, какие бы они ни были, по своему циклу производства предусматривают наличие отходов и определенного уровня загрязнения среды. Строительство же безотходных производств с полным циклом утилизации, очистки или переработки отходов требует колоссальных вложений. У нас же в стране сейчас об экологии практически никто не думает. Идея выноса отдельных предприятий и целых промзон за городскую черту – позитивная и необходимая. Другой вопрос, каким образом осуществить этот крупномасштабный план. Когда то Подольская или Корчеватская промзоны были «глухими» окраинами Киева, сегодня же город полностью поглотил их и они стали мешать. Наверное, виной тому – отсутствие планирования или его ошибки в прошлом, которые на сегодняшний день киевские градостроители продолжают повторять.
Проблема и в том, что вынесение предприятий со сложными циклами производства за город – дело даже не одного года. Необходимо создать «с нуля» помещения, проложить коммуникации, наладить все инженерные системы и так далее. Тем более, как согласовывать этот процесс с акционерами предприятий, которые вложили свои средства не просто в цикл производства, а в земельный участок, недвижимость, производственные мощности в конкретном месте с его инфраструктурой? Велика вероятность, что акционеры или владельцы киевского предприятия не захотят вкладывать деньги в тот же производственный объект, к примеру, в Вишневом или в Вышгороде. Это никто сейчас не учитывает. Целые предприятия с их инфраструктурой, создаваемой много лет, рабочими местами могут в скором будущем «уйти» только потому, что на этом участке некто Иванов увидел огромные прибыли, решил разрушить все до основания и построить что-либо другое. Один вопрос, если речь идет о 100% муниципальном или государственном предприятии, но ведь таких в Киеве меньшинство. Что же делать с производствами, у которых есть акционеры или собственники; как заставить покинуть их же собственность или перепрофилировать ее целевое назначение?


В АВАНГАРДЕ
Многие владельцы нынешних промышленных предприятий не стали дожидаться отмашки городских властей и самостоятельно начали реализовывать проекты использования земельных участков под своими объектами по иному целевому назначению. Первой ласточкой можно считать НИИ Электромеханических приборов, который практически добровольно вернул городу участок площадью 0,37 гектара. В самом НИИ такое решение мотивировали отменой льготного режима уплаты аренды за землю для научно-технических учреждений с 1 января 2004 года.
Аналогично и руководство завода «Ленинская кузня» решило самостоятельно перепрофилировать целевое назначение земельного участка, ограниченного улицами Старовокзальной, Коминтерна и Жилянской, не дожидаясь «принудительного» выноса с данных территорий производства в 2010 году, согласно решению Киевсовета. По словам председателя правления ОАО «Завод «Ленинская кузня» Валерия Шандры, предприятием будут реализовываться две концепции застройки участка. Одна из них касается застройки участка площадью 1,2 гектара на углу улиц Коминтерна и Жилянской (строительство гостиничного комплекса высотностью 14-16 этажей с инфраструктурой общей стоимостью не менее $30-40 миллионов), вторая – освоения территории площадью около 9 гектаров с размещением на ней торгово-развлекательных объектов и зоны отдыха. Производственные мощности, которые в настоящий момент расположены на этой территории, планируется вынести на вторую принадлежащую заводу площадку – на Рыбальский полуостров, где расположена основная производственная база «Ленинской кузни» (хотя и ее, как говорят, в перспективе планируется ликвидировать вместе с грузовым портом в Гавани). Минимальный объем инвестиций на освоение всей территории составит $150 миллионов. Данный проект был рассмотрен на градостроительном совете Главкиевархитектуры и одобрен для дальнейшей разработки.


На сегодняшний день в Киеве уже существует целый ряд примеров перепрофилирования бывших промышленных площадей в объекты коммерческой недвижимости. Среди самых показательных офисных проектов стоит назвать создание бизнес-городка «Форум» на площади 2,7 гектара (бывшая фабрика), офисный проект по ул. Воровского, 24 (бывшая книжная фабрика), торгово-офисный центр «Ласточка» на Подоле (бывшая фабрика одежды «Ласточка»). На основе бывших промышленных объектов или объектов инфраструктуры также были созданы бизнес-центр «Артем» (бывшая столовая завода «Артем»), офисный центр по ул. Боженко (бывшая фабрика игрушек), офисный центр по ул. Шолуденко «Кубик». Среди торговой недвижимости, прецеденты создания ТЦ и ТРЦ на основе бывших промышленных зданий также не единичны. Среди крупнейших стоит отметить ТЦ «Городок» и ТЦ «Мегамакс» возле ст. м. «Петровка», проект ТРЦ «Променад» по ул. Багговутовской на Татарке, ТРЦ «Караван» по ул. Луговой на Оболони, ТК «Ритм» на Борщаговке и многие другие.


ГРАДОСТРОИТЕЛИ НАСТРОЕНЫ СЕРЬЕЗНО
Главное управление градостроительства архитектуры и дизайна городской среды (Главкиевархитектура), теперь во главе с новым главным архитектором Киева, Василием Присяжнюком, намерена в дальнейшем более предметно изучать возможности использования территорий промышленных предприятий под развитие объектов коммерческой недвижимости и жилую застройку. По словам Василия Присяжнюка, особое внимание в самое ближайшее время будет уделено крупным промышленным узлам, расположенным вдоль основных магистралей и формирующим «лицо города». По мнению начальника Главкиевархитектуры, вопрос выноса производства нужно решать осторожно, с учетом роли каждого отдельно взятого предприятия в промышленном производстве столицы.
Василий Присяжнюк также сообщил журналистам, что в центре внимания в ближайшем будущем будет оставаться Корчеватое. По промзоне от Железнодорожного моста и далее будет рассмотрена эффективность использования территорий предприятий, где под производственные мощности задействованы особо ценные участки на берегу Днепра.
По мнению нового руководителя Главкиевархитектуры, первые проекты перепрофилирования бывших промзон являются положительными. В то же время, Василий Присяжнюк подчеркнул, что сейчас в Киеве порой имеет место несколько хаотичное перепрофилирование некоторых промышленных предприятий, когда «фасадная» их часть реконструируется под торговые центры, а территории «в глубине» остаются невостребованными. Исходя из этого, новый главный архитектор Киева сообщил, что при создании новых проектов на основе зданий бывших промышленных объектов необходимо более рационально подходить к вопросу использования земли.
Безусловно, вынос промышленных производств за черту города и дальнейшее использование земельных ресурсов бывших промзон – процесс необратимый и естественный. В его реализации существует чрезвычайно большое количество сложностей и спорных моментов. Пока, однако, о глобальном начале процесса выноса промзон говорить рано – делаются лишь первые робкие шаги. И тем не менее, городским властям Киева стоило бы взять на вооружение зарубежный опыт в данном вопросе, причем как более близкий нам по специфике московский, так и, в частности, опыт Германии, где сейчас происходят аналогичные процессы. Стоит особо отметить, что усилиями одной лишь специализированной комиссии КГГА, реализация глобальной программы по решению вопроса с выносом и перепрофилированием промзон столицы невозможна. Такая деятельность, особенно долгосрочная, как показывает международный опыт, требует создания отдельной девелопмент-корпорации, в обязанности которой будет входить исключительно работа с созданием на месте нынешних промзон комплексных проектов реструктуризации и создания проектов развития недвижимости, работа по привлечению международных инвесторов, проведению тендеров на разработку проектов и так далее. В противном же случае, к сожалению, освоение территорий нынешних промзон будет происходить хаотично и нерационально.


ИЗ ЦЕНТРА МОСКВЫ ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫВОДИТЬ ДО 100 ПРЕДПРИЯТИЙ ЕЖЕГОДНО
Из центральных районов столицы России будут выводиться до 100 различных промышленных предприятий ежегодно. Согласно Генеральному плану развития Москвы, в течение трех ближайших лет таким образом планируется высвободить около 500 гектаров городской территории, которая будет использована под строительство жилых и офисных помещений, а также в других целях. Предприятия в основной своей массе будут выводиться за счет инвесторов, которые затем займут их участки, при этом московские власти предполагают, что в идеале предприятия сами могут изыскивать средства для переезда. В этом случае, город возьмет на себя проектную оценку переезда и поиск оптимальных градостроительных решений для освободившейся территории.