ПРОБЛЕМЫ ГОРОДАВ течение последних нескольких лет Кривой Рог живет без Генерального плана городафото: ISВ течение нескольких лет Кривой Рог живет без Генерального плана города. Предыдущий основной градостроительный документ был разработан в 1986 году и действовал до 2005 года. Основная роль, которая отводилась городу, согласно документу, – развитие в качестве центра горнорудной промышленности, металлургии и машиностроения. При этом сектору жилищного и инфраструктурного строительства отводилась второстепенная роль. Сейчас город делает попытки исправить этот дисбаланс и избавиться от многих ярлыков, которые плотно приросли к нему. До сих пор Кривой Рог в сознании многих людей ассоциируется с экологическими проблемами, которые возникли как результат развития горно-металлургического сектора в регионе: низкое качество питьевой воды, высокий процент загрязненности воздуха, критическая масса накопления твердых бытовых отходов и др. Кривой Рог стабильно попадает в первые строчки украинских и международных рейтингов городов с крайне неблагоприятной экологической ситуацией. Согласно Проекту Стратегии развития города, за 5 лет предусмотрено провести ряд масштабных мероприятий, которые позволят частично восстановить экопоказатели.Второй важный вопрос – градостроительная неблагоустроенность Кривого Рога. Проектом Стратегии развития Кривого Рога на 2011-2015 годы предусмотрена подготовка нового Генерального плана города, который предложит пути решения проблем и поставит цели городского развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других ресурсов. В перспективе планируется завершить топографо-геодезические и аэрофотосъемочные работы и топографические планы, определить границы исторических ареалов города в составе Генерального плана, создать градостроительный кадастр, разработать план зонирования и др.СТРАТЕГИЯДо сих пор Кривой Рог в сознании многих людей ассоциируется с экологическими проблемами, которые возникли как результат развития горно-металлургического сектора в регионефото: ISПроектом Стратегии развития Кривого Рога до 2015 года определен ряд приоритетных направлений и ключевых целей развития города, в числе которых:1. Модернизация жилищно-коммунальной сферы и инфраструктуры города с учетом энергоэффективных технологий (создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, активное внедрение энергоэффективных технологий в коммунальной сфере, развитие механизмов государственно-частного партнерства для модернизации инфраструктуры, обновление подвижного состава городского электротранспорта и дальнейшее его развитие, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций).2. Развитие инновационных методов взаимодействий власти и бизнеса (упрощение процедур выдачи документов разрешительного характера, уменьшение временных и материальных расходов при получении разрешительных документов, создание комфортных условий для получения публичных услуг, др.).3. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города (расширение и поддержка деятельности сети бизнес-центров, инновационных центров и другой инфраструктуры поддержки инвесторов, обеспечение информационной и организационной поддержки иностранных инвесторов, формирование положительного имиджа города, формирование баз данных объектов для инвестирования и инвестиционных проектов, обеспечение сопровождения стратегических (приоритетных) инвестиционных проектов).4. Реформирование городской системы охраны здоровья.5. Сохранение и развитие духовного и культурного потенциала города, др.По данным Криворожского городского совета, для реализации намеченных целей подготовлено 487 проектов, которые охватывают все направления развития Кривого Рога. В частности, Проектом Стратегии предусматривается комплексное решение наиболее актуальных проблем города, а именно: проведение работ по благоустройству улиц, реконструкция систем теплоснабжения, проведение масштабных реконструкций и ремонтов в заведениях здравоохранения и культуры, реконструкция трамвайных путей, создание Центра туризма, краеведения и экскурсий для молодежи; строительство спортивных площадок и др.По словам Юрия Вилкула, мэра Кривого Рога, для внедрения всех проектов планируется ежегодное увеличение доходной части городского бюджета. В частности, для реализации в 2012 году планируется привлечь 281,4 миллиона гривен бюджетных и частных инвестиций, а в течение 2013-2015 годов – еще около 2,56 миллиарда гривен.ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫВ Кривом Роге планируется создание градостроительного кадастра, разработка плана зонирования, др.фото: ISОдна из ключевых проблем города, требующая решения, – существенная транспортная нагрузка на дороги, в частности, за счет увеличения количества автотранспортных средств и транзитного потока. Пропускная способность дорог не соответствует интенсивности автомобильного потока, из-за чего в Кривом Роге возникает большое количество пробок. Для решения проблемы разгрузки внутренних магистралей города планируется разработка схемы кольцевой дороги, которая примет на себя транзитное движение по дорогам общего пользования «Днепропетровск–Николаев», «Кировоград–Кривой-Рог–Запорожье» без заезда в город. Ориентировочная сметная стоимость проекта кольцевой дороги составляет 12 миллионов гривен.Кроме того, планируется проведение реконструкции городских дорог. В частности, по данным Криворожского городского совета, город пересекают 1742 единицы автопутей общей протяженностью 2787,8 километра и площадью 27,94 миллиона м2, из которых около 1,06 миллиона м2 требуют текущего или капитального ремонта.ЖКХПо данным Криворожского горсовета, на сегодняшний день около 70% жилого фонда города было построено до 1970 года, износ основных фондов предприятий, предоставляющих коммунальные услуги в городе, превышает 60%, а энергоемкость услуг в 2,5-3 раза выше показателей европейских стран. Проектом Стратегии развития Кривого Рога предлагается техническое переоснащение насосных станций государственного промышленного предприятия «Кривбасспромводоснабжение», замена физически изношенных насосных агрегатов, строительство блочно-транспортабельных котельных, реконструкция и капитальный ремонт 60 километров тепловых сетей, строительство канализационных коллекторов, др.Проектом Стратегии предлагается создание 3422 объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД), проведение капитального ремонта конструктивных элементов домов, в которых созданы объединения собственников, а также замена лифтов. Помимо этого, предлагается осуществить реконструкцию общежитий коммунальной собственности под жилые дома для обеспечения жильем людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.КРИВОЙ РОГКривой Рог – крупный индустриальный город областного подчинения Днепропетровской области. По состоянию на 01.01.2011 года, численность населения города составляла 667 900 человек (8-й по численности населения город Украины). Площадь Кривого Рога составляет 43 000 гектаров. На его территории протекает 8 рек. По данным официального сайта Исполнительного комитета Криворожского городского совета, объем прямых зарубежных инвестиций, привлеченных в экономику города по итогам 2010 года, составил $5,2 миллиарда (на $36,3 миллиона больше, чем в 2009 году). Основными странами-инвесторами Кривого Рога выступают Германия, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Польша. Около 99,3% общего объема зарубежных инвестиций вложено в промышленность города – перерабатывающую (89,6%) и добывающую (9,7%).ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫСогласно Генеральному плану Кривого Рога на 1986-2005 годы, сектору жилищного и инфраструктурного строительства отводилась второстепенная рольфото: ISСреди наиболее значимых и капиталоемких проектов, которые будут реализованы в период до 2015 года, Юрий Вилкул назвал реконструкцию международного аэропорта Кривого Рога, строительство новых торговых объектов, ледовой арены, современных центров досуга и др.Реконструкция международного аэропорта «Кривой Рог»Международный аэропорт «Кривой Рог» был открыт в 1979 году в Днепропетровской области в 30 километрах от Кривого Рога и с 2001 года находится в коммунальной собственности города. На данный момент аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 тысячи метров и шириной 42 метра. Пропускная способность аэропорта – 9 операций/час (взлет – посадка). Следует отметить, что аэропорт имеет номинальный статус международного: на данный момент из аэровокзала выполняются только внутренние рейсы.Проект реконструкции аэропорта рассчитан на поэтапную реализацию в течение 4 лет. После проведения комплекса реконструкционных работ несущая способность покрытий аэродрома будет рассчитана на прием тяжелых транспортных самолетов, пропускная способность аэровокзала составит 500 человек/час. На территории появится коммерческий офис грузовых перевозок (5-этажное здание, соединенное переходом с грузовым терминалом), центральный распределительный пункт, площадка для размещения спецмашин, административно-служебный корпус, грузовой перрон, грузовые склады, отель, АЗС, паркинг, др. На данный момент осуществляется поиск инвесторов для реализации проекта, который оценивается в 45 миллионов евро.Детский центрПроектом Стратегии развития Кривого Рога предусмотрено создание современных центров досуга, в частности, крытого аквапарка и детской железной дороги, ориентировочная стоимость строительства которых оценивается в 21 миллион евро. Проектом предусмотрено строительство популярных видов водных аттракционов, а также сопутствующей инфраструктуры для отдыха и оздоровления (SPA-салоны, фитнес-клубы, др.). Аквапарк сможет принимать до 1000 человек в день.На данный момент проект находится в стадии поиска инвесторов. По замыслу муниципалитета, аквапарк будет полностью принадлежать инвестору, который должен самостоятельно выполнить весь комплекс работ по его созданию – от разработки макета до запуска и эксплуатации. По мнению властей, реализация проекта аквапарка не только разнообразит досуг жителей Кривого Рога, но и будет стимулировать развитие туризма, что поможет привлечь дополнительный капитал в городской бюджет.Ледовая аренаНа этапе поиска инвесторов находится еще один проект, предложенный властями, – ледовая арена. Основные требования к проекту ледовой аренды: ледовая площадка олимпийского стандарта площадью 1800 м2, более 3000 зрительских мест, наличие помещений для судей, тренеров, представителей СМИ, медицинского кабинета, VIP-ложи. Помимо этого, в комплексе должно быть установлено специальное освещение для телевизионной трансляции мероприятий и покрытие, позволяющее трансформировать помещение в зал для проведения концертов, а также занятий разными видами спорта. Строительство проекта оценивается в 20 миллионов евро.Торгово-развлекательный комплекс «Колизей»На стадии разработки проектной документации находится проект торгово-развлекательного комплекса «Колизей» общей площадью 143 000 м2. В состав ТРК войдут продовольственный гипермаркет, магазины промышленных товаров, кафе, рестораны, SPA-салоны, спортивно-развлекательный комплекс и др. В составе комплекса предусмотрены офисные помещения общей площадью 10 000 м2. В подземной части комплекса разместится парковочная зона.Запуск ТРК «Колизей» позволит создать 1200 новых рабочих мест, а также будет способствовать развитию инфраструктуры развлечений в городе. Бюджет проекта составляет около 10 миллионов евро. Планируется привлечение иностранного капитала на основе государственно-частного партнерства. Проект планируется реализовать в начале 2013 года.Торгово-развлекательный комплекс «Терра»На данный момент в Кривом Роге ведется строительство трехуровневого торгово-развлекательного комплекса «Терра». Проект ТРК реализует компания Alef Estate (Днепропетровск) в рамках партнерского соглашения с корпорацией «Ольвия» (Днепропетровск). Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2011 год.В ТРК «Терра» общей площадью 23 000 м2 разместится продуктовый супермаркет, магазины сетевых операторов известных зарубежных брэндов, магазины товаров для дома, аптека, оптика, универмаг детской одежды, супермаркет бытовой техники и электроники, зона развлечений, фуд-корт, детская игровая зона, др. Бюджет проекта составляет в около 10 миллионов евро.По итогам 2010 года около 99,3% общего объема зарубежных инвестиций вложено в промышленность Кривого Рогафото: ISГенеральный план развития Кривого Рога на 1986-2005 годы19 декабря 1986 года Совет Министров Украинской ССР выдал постановление №435 «О Генеральном плане развития города Кривого Рога Днепропетровской области», целью которого было обеспечение «дальнейшего планомерного, экономично обоснованного и комплексного развития города, повышение уровня его благоустройства и создания благоприятных условий для работы, быта и отдыха населения».Развитие города определялось в нескольких направлениях, основные из которых – дальнейший рост Кривого Рога как промышленного и культурного центра Днепропетровской области с количеством населения на расчетный период (2005 год) 850 000 людей; а также укрепление роли города как одного из центров горнорудной промышленности, металлургии и машиностроения с одновременным развитием промышленных предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения города и пригородной зоны и обеспечение потребностей жилищно-гражданского строительства.Основными положениями Генерального плана развития Кривого Рога также предусматривалось:– Территориальное развитие города и его застройка (размещение нового жилого строительства на свободных от застройки территориях в западной, восточной и южной частях города, а также за счет проведения частичной реконструкции существующей застройки в отдельных районах города; застройка города преимущественно 9-этажными жилыми домами, а на отдельных наиболее важных в градостроительном отношении участках – домами большей этажности с одновременным сооружением заведений культурно-бытового обслуживания населения, полным благоустройством, инженерным оборудованием и озеленением территории; др.).– Архитектурно-планировочная организация города (упорядочение жилых районов и микрорайонов с созданием необходимого комплекса заведений культурно-бытового обслуживания населения; упорядочение территории промышленных районов, дальнейшее развитие коммунально-складских зон; развитие системы зеленых насаждений с организацией парковой зоны вдоль рек Ингулец и Саксагань; др.).– Внешний транспорт (дальнейшее развитие Криворожского железнодорожного узла, строительство нового железнодорожного вокзала; реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Кировоград-Запорожье», расширение городского аэропорта).– Городской транспорт и магистральные сети (развитие и реконструкция городской магистральной системы, сооружение путепроводов, подземных переходов и транспортных развязок; строительство мостов через реки Ингулец и Саксагань; развитие пассажирского транспорта за счет линии скоростного трамвая; др.).– Улучшение окружающей среды и охрана природы (ликвидация загрязнения окружающей среды за счет внедрения на существующих промышленных предприятиях технологических мероприятий по очистке вредных отходов, внедрение малоотходных и безотходных технологий; вынесение промышленных предприятий, коммунальных и складских объектов на новые участки, предусмотренные Генеральным планом в промышленных районах города и пригородной зоне, др.).