Корпорация Rainford: серьезные планы в девелопменте




Наталия Климова, начальник отдела девелоперских проектов торгово-промышленной группы Rainford
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите о торгово-промышленной группе Rainford и основных направлениях ее деятельности. Почему руководством группы было принято решение о развитии девелоперского направления?
Корпорация Rainford, работающая на рынке Украины с 90-х годов, изначально развивалась только в Днепропетровске, где на сегодняшний день располагаются ее основные производственные мощности – кондитерская и молочная фабрики Rainford, Rainford Electronics и др., представляющие главное направление деятельности корпорации.
Специалистами Rainford был проведен ряд исследований, результаты которых позволили спрогнозировать перспективность девелоперского направления. Изначально мы ориентировались на развитие проектов ТЦ, однако более глубокое изучение рынка заставило нас изменить профиль и приняться за развитие всеукраинской сети торгово-развлекательных центров под брэндом «Материк». Планируется открыть около 17 ТРЦ сети по всей территории Украины.
CP: Какие города будут охвачены сетью ТРЦ «Материк»?
Прежде всего, нас интересуют города-миллионники – Днепропетровск, Киев, Харьков. Кроме того, потенциальными площадками для развития сети ТРЦ являются Донецк, Севастополь, Полтава и др. Города для открытия ТРЦ «Материк» выбирались исходя из наличия земельных участков, конкурентной среды, проектных портфелей игроков локального рынка и т.д.
Каждый потенциальный земельный участок прорабатывается с помощью маркетинговых инструментов, после чего принимается решение о его покупке. Мы планируем развивать сеть ТРЦ как на базе реконструкции существующих построек, так и посредством нового строительства.
CP: Проекты каждого ТРЦ сети – индивидуальные или типовые?
Все проекты ТРЦ имеют индивидуальную концепцию и формат, который определяется на основании совокупности характеристик участка и данных, полученных в результате проведения маркетинговых исследований.
CP: Пользуетесь ли вы услугами сторонних консалтинговых компаний, работая над проектами сети ТРЦ «Материк»?
Политика корпорации не предусматривает сотрудничества со сторонними консалтинговыми компаниями. Корпорация Rainford располагает мощным департаментом маркетинга, способным решить любые вопросы, касающиеся консалтинга. При департаменте маркетинга и развития был организован отдел девелоперских проектов, который выполняет полный комплекс работ, связанных с развитием проектов ТРЦ, – производит разработку и обоснование концепции, занимается архитектурным проектированием, вопросами строительства, осуществляет ввод в эксплуатацию и управление действующими объектами.


ТРЦ «Материк» в Днепропетровске
фото: ТПГ Rainford

CP: Расскажите подробнее об открывшемся в Днепропетровске ТРЦ.
Открытие ТРЦ «Материк» в Днепропетровске состоялось 17 ноября 2006 года. Общая площадь 3-этажного здания составляет 23 000 м2, торговая – 11 000 м2, площадь развлекательного сегмента – 2600 м2. На первом этаже располагается продуктовый супермаркет Rainford (2700 м2). Развлекательный сегмент представлен 3-зальным кинотеатром «Материк-кино» (сеть «Киносистема») – два зала на 145 и один – на 246 посадочных мест, зоной игровых автоматов, боулинг-клубом и пр. ТРЦ располагает подземным паркингом на 220 машиномест.
В процессе формирования пула арендаторов мы попытались отказаться от набора операторов, ставшего традиционным для днепропетровских ТЦ.
Хочу отметить, что городской рынок торговой недвижимости переполнен объектами, не соответствующими понятию «торговый центр», а количество профессиональных объектов исчисляется единицами. К их числу принадлежит многофункциональный комплекс «Мост-Сити Центр», открывшийся в сентябре 2006 года.
CP: Каким образом осуществляется подбор арендаторов на площади торгово-развлекательных центров сети? Какой вид договоров аренды вы практикуете – долгосрочный или краткосрочный?
Подбором арендаторов занимается отдел маркетинга корпорации Rainford. Мы всеми силами стараемся избегать однотипных проектов и традиционного для украинских торговых центров пула арендаторов. Отличительной чертой ТРЦ сети «Материк» станет нестандартный микст арендаторов.
Подписание долгосрочных генеральных договоров не практикуется. Тем не менее, можно все же отметить некоторые приоритеты. К примеру, с компанией BROCARD мы планируем сотрудничество по двум объектам сети «Материк». Насколько эффективным оно будет, покажет время.
CP: Каково наполнение развлекательной зоны центров сети?
Процесс подбора операторов для развлекательного сегмента очень сложен, и это могут подтвердить все компании, когда-либо занимавшиеся данным вопросом. Проблема заключается в том, что в Украине очень мало профессиональных операторов развлечений.
Наполнение развлекательной части во многом зависит от объемов площадей, которыми располагает торговый центр.
В ТРЦ сети «Материк» данный сегмент будет представлен стандартным для украинских центров перечнем услуг – кинотеатрами, детскими развлекательными центрами, картингом, катком, боулингом и пр.
В процессе подбора операторов развлекательной части мы, как правило, обращаем внимание на уровень, позиционирование, умение привлечь клиента, результаты работы в других ТРЦ. Торговый или торгово-развлекательный центр всегда нуждается в сильных арендаторах, способствующих продуктивной работе всего комплекса.
CP: Расскажите о проекте ТРЦ «Материк» в Киеве.
Проект ТРЦ «Материк» по ул. Борщаговской, 154 развивается на базе реконструированного цеха. Общая площадь четырехэтажного ТРЦ составляет 17 000 м2, из которых торговая, занимающая первый, второй и третий этажи, – 14 000 м2.
Четвертый этаж отведен под офисные помещения, которые частично будут сдаваться в аренду, частично – использоваться для работы сотрудников корпорации Rainford.
На первом этаже, кроме торговых операторов, расположится продовольственный супермаркет Rainford площадью 4700 м2. На втором запланированы магазины одежды, а также кафе и рестораны, представленные только в торговых центрах, принадлежащих корпорации Rainford. Третий отведен под зону услуг (интернет-кафе, парикмахерские, игровые автоматы и т.д.).
К сожалению, мы ограничены параметрами цеха, на базе которого развивается проект ТРЦ, поэтому не имеем возможности создать полноценную развлекательную зону.
Пул арендаторов в киевском проекте «Материк» будет отличаться от стандартного набора, представленного в столичных ТЦ/ТРЦ. Сейчас большие усилия отдела девелоперских проектов направлены на то, чтобы стимулировать выход на рынок Киева новых зарубежных операторов.
CP: Расскажите более подробно о днепропетровском проекте торгового центра, позиционируемого в классе «элит».
Этот торговый центр является уникальным и беспрецедентным для Днепропетровска. На первом этаже располагается деликатесный супермаркет, в котором представлена продукция высокого ценового сегмента, на втором – магазины эксклюзивной одежды от итальянских домов мод, с которыми корпорация Rainford заключила прямые контракты. Отмечу, что отделка помещений проводилась в соответствии с рекомендациями и требованиями итальянских домов мод.
На данный момент мы не строим планов относительно развития других проектов класса «элит», поскольку планируем проанализировать работу первого ТЦ.


ТРЦ «Материк» в Киеве
фото: Олег Герасименко

CP: Над какими проектами работает отдел девелоперских проектов ТГП Rainford на сегодняшний день?
Сейчас мы заканчиваем работу над проектом ТРЦ «Материк» в Киеве по ул. Борщаговской, 154. Ориентировочная дата его открытия – сентябрь 2007 года. Параллельно занимаемся развитием проекта в Харькове. Общая площадь центра составит около 30 000 м2, из которых торговая – 14 700 м2.
В Кривом Роге ведется работа над масштабным проектом формата open mall общей площадью более 100 000 м2 (торговая – около 70 000 м2). Этот проект интересен не только масштабами, но и пулом арендаторов. Мы планируем собрать в одном проекте максимальное количество крупноформатных операторов. Завершение строительных работ – перспектива двух-трех лет.
CP: Расскажите о планах развития сети супермаркетов Rainford.
У нас большие планы относительно развития сети продовольственных супермаркетов по всей Украине. Наша работа сконцентрирована не только на количественных, но и на качественных показателях. Супермаркеты Rainford будут располагаться как обособленно, так и в структуре ТЦ/ТРЦ, в частности, станут якорными арендаторами во всех объектах сети «Материк». Площадь супермаркета будет зависеть от масштабов ТРЦ. К примеру, в здании общей площадью 40 000 м2 супермаркет займет не менее 7000 м2; в ТРЦ площадью около 10 000 м2 – порядка 3000-3500 м2. Также имеются планы относительно покупки отдельных магазинов и сетей с целью переформатирования и работы под вывеской Rainford.