Концертные залы: культурная инфраструктура вне времени

В Украине существует несколько современных площадок, которые претендуют на звание «концерт-холлов» (на фото: концерт-холл, расположенный на пятом этаже ТРЦ «Сады Победы» в Одессе) фото: ТРЦ «САДЫ ПОБЕДЫ» Можно с уверенностью утверждать, что в большинстве крупнейших городов развитых государств мира в последнее десятилетие был реализован или реализуется в данный момент проект концертного зала или оперного театра мирового уровня, поскольку подобные объекты всегда были и являются вопросом престижа страны. На создание концертных площадок национального масштаба бросаются лучшие силы и выделяются огромные бюджеты. Конечно, данная ситуация для украинского государства сегодня выглядит сказочной – в стране с таким количеством политических и, главное, экономических проблем не до строительства масштабных концертных объектов. Тот немногочисленный комплекс украинских концертных залов классической музыки, который был создан в советскую эпоху, физически и морально устарел, и страна ощущает острую необходимость в реализации объектов нового формата. Культурное пространство, которое должны были бы занять концертные площадки, сужается в прямом смысле этого слова: концертные залы традиционно имеют центральное расположение в городе, в то время как земля с подобной дислокацией, как известно, продукт дефицитный и дорогостоящий. Поэтому на данный момент в Украине не заявлено к реализации ни одного масштабного проекта концертного зала. Существует несколько современных площадок, которые претендуют на звание «концерт-холлов». Эти объекты созданы для проведения мероприятий исключительно современных музыкальных направлений, не предназначены и, соответственно, не используются для проведения концертов классической музыки. Очевидно, что подобный формат помещений сейчас более востребован на украинском рынке, поскольку он более «продаваем». Однако даже в этой сфере представленные объекты по своему количеству, масштабу и качественным характеристикам явно не дотягивают до мировых столиц развитых стран. Проект концертного зала и конгресс-центра имени Антонина Дворжака, Ческе-Будеевице, Чехия проект: FUTURE SYSTEMS Очевидно, что центральной причиной недостатка внимания украинского бизнеса к строительству новых концертных и оперных залов является коммерческий вопрос. Создание подобных объектов возможно при значительной поддержке государства или их реализации на основе многофункциональных комплексов, в которые были бы включены другие коммерческие составляющее, приносящие девелоперу постоянный доход. Кризис, отложивший на годы строительство многочисленных проектов недвижимости, приведет в результате к дефициту коммерческих площадей, реализация которых является для девелоперских компаний высокоприбыльной. Соответственно, на фоне доходности других объектов недвижимости концертные площадки еще долго не будут актуальными для украинского бизнеса. На благодатной почве европейского подхода к культурному наследию и реализации концертных комплексов как его носителей архитекторы, зачастую не ограниченные в средствах и фантазии, создают настоящие шедевры современной архитектуры. Рассмотрим несколько знаковых проектов концертной инфраструктуры, разработанных в последние годы известными архитектурными бюро. ОКЕАН МУЗЫКИ проект: FUTURE SYSTEMS Команда архитекторов британского бюро Future Systems во главе с Яном Каплицки (Jan Kaplicky) разработала проект строительства нового концертного зала и конгресс-центра имени знаменитого чешского композитора Антонина Дворжака (Antonin Dvorak). Здание будет расположено в исторической части города Ческе-Будеевице (Ceske Budejovice) под Прагой. В основе дизайнерской концепции – идея объединения под одной крышей культурных и коммерческих помещений. Просторный вестибюль в центре здания, объединяющий коммерческую зону с двумя концертными залами, станет универсальным открытым пространством, где смогут проводиться балы, фестивали и деловые встречи. Здесь же планируется разместить рестораны, кафе, лаунж-зоны, кассы, гардероб и ряд служебных помещений. Вместимось концертных залов филармонической и камерной музыки составит 1000 и 400 человек соответственно. В процессе разработки проекта Ян Каплицки изучал архитектуру крупнейших концертных залов Европы и консультировался с известными музыкантами. Главные акценты сделаны на архитектурные формы, безупречную акустику и цветовые решения интерьерного и экстерьерного пространства. В архитектуре строения будут преобладать плавные округлые изгибы и гладкие поверхности. Выбор материалов и контрастных цветовых решений, оснащение залов комфортабельными и высококачественными сиденьями, установка современного технического оборудования создадут целостную гармоничную атмосферу как для зрителей, так и для музыкантов. Проект концертного зала филармонии, Ольборге, Дания проект: SILKROAD DIGITAL TECHNOLOGY CO. LTD Разработкой акустических систем занялись специалисты компании Arup. Главной их задачей является создание гибкой звуковой системы и обеспечение качественной акустики не только для симфонической, но и органной музыки, хоровых выступлений и проведения конференций. Оригинальное дизайнерское решение принято для двух концертных залов, оформленных в солнечной желто-оранжевой цветовой гамме. Вопреки традициям, на стене позади сцены будут расположены огромные окна с видом на парк, что усилит эстетическое впечатление от прослушивания музыки. Окна станут источником дневного освещения. Кроме того, при необходимости оконный проем будет функционировать в качестве экрана. Просторная закулисная зона с местами для отдыха, репетиционными комнатами и буфетом станет идеальным местом для приятного времяпровождения артистов перед началом и после завершения концерта. Внешний вид здания, объединяющего концертный зал и конгресс-центр, визуально будет напоминать форму морского ската. Треугольная изогнутая крыша, покрытая черной стеклянной черепицей, контрастирует с полупрозрачными стеклянными фасадами синего цвета. По мнению архитекторов проекта, черный окрас кровельной конструкции будет гармонировать с концертными фраками музыкантов. Проект получил положительную оценку мэрии города Ческе-Будеевице. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ проект: ISOCHROM.COM, VIENNA На севере датского полуострова Ютландия, в небольшом городке Ольборге (Aalborg), планируется строительство современного концертного зала филармонии по проекту архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au. Комплекс общей площадью более 40 500 м2 станет частью широкомасштабного плана застройки нового района Culture Square с рядом коммерческих и многофункциональных сооружений, усовершенствованной инфраструктурой и общественными зонами. Региональным партнером в реализации проекта выступит датское архитектурное бюро Friis & Moltke. Дом музыки будет состоять из трех функциональных элементов: концертного зала вместимостью 1300 мест, репетиционных и учебных помещений музыкального факультета Ольборгского университета, а также аудиторий и мастерских факультета архитектуры и дизайна. Составные элементы будут объединены общим фойе с видом на фьорд и Culture Square. Кроме того, Дом музыки станет штаб-квартирой Симфонического оркестра города Ольборга, а также центром изучения и практики музыкотерапии. проект: HERZOG & DE MEURON В основе архитектурной концепции проекта лежит идея синергии и комбинирования пространства. Общие зоны (фойе, лаунж-зоны, библиотека, выставочные помещения, кафетерий) объединят структурные элементы между собой и одновременно придадут им оттенок индивидуальности, обеспечивая при этом контакт зрителей и артистов, студентов и преподавателей. Архитектура здания и расположение структурных частей, оборудованных независимыми входами, обеспечивают широкий доступ естественного освещения и эффективную систему его распределения. Авторы проекта разработали оригинальное решение для концертного зала, создающее интерактивную связь между происходящим в стенах зала мероприятием и «внешними зонами». Встроенные в стены стеклянные окна открывают обозрение из помещения главного фойе. В оформлении интерьерного пространства, где использованы природные материалы и естественные цвета, достигнут оптимальный баланс архитектурной геометрии, первоклассной акустики, шумоизоляции и неповторимой театральной атмосферы. С восточной стороны от Дома музыки раскинутся аллеи и зоны озеленения. Вдоль фронтальной (северной) стороны планируется организация общественных террас, здесь же будет расположена широкая лестница, ведущая к главному входу в здание. В теплое время года лестница будет выполнять функцию зрительских трибун, а плавучая сцена станет архитектурными подмостками для выступлений на открытом воздухе. ПОРТОВОЕ ИСКУССТВО Проект концертного зала филармонии на Эльбе (Elbe Philharmonic Hall), Гамбург, Германия проект: HERZOG & DE MEURON Немецкий портовый город Гамбург, как и многие современные быстрорастущие города, активно осваивает береговую линию, ранее застроенную исключительно промышленными зданиями. Проект концертного зала филармонии на Эльбе (Elbe Philharmonic Hall), к строительству которого приступили 2 апреля 2007 года, станет знаковым архитектурным сооружением Гамбурга. Проект всемирно известных швейцарских архитекторов и дизайнеров Жака Херцога (Jacques Herzog) и Пьера де Мерона (Pierre de Meuron) – лауреатов престижной международной Притцкеровской премии – предполагает возведение кристаллообразной надстройки из стекла и стали над существующим зданием бывшего портового склада. Многофункциональный комплекс общей площадью 120 000 м2 включает строительство двух залов (Большого – вместимостью 2150 мест и Малого зала камерной музыки на 550 мест), 5-звездочной гостиницы на 240 номеров с рестораном, конференц-залами и фитнес-центром, паркинга емкостью около 500 машиномест, роскошных апартаментов (около 45, площадью от 120 до 380 м2), кафе, баров и уютных зон отдыха. Проект филармонии, Щецин, Польша проект: EBV/ESTUDIO BAROZZI VEIGA Главным «козырем» Гамбургской филармонии является ее месторасположение. Кирпичное складское здание, возведенное в 1960-х годах прошлого столетия, послужит надежной опорой для нового строения с современной архитектурой, стеклянными фасадами и волнообразной крышей. Остекленные фасадные поверхности будут отражать водную гладь, небо и живописные городские виды. Высота филармонического комплекса составит 110 м над уровнем воды. Центральный вход будет расположен с восточной стороны здания. Поднявшись по эскалатору к вершине приземистого кирпичного склада, посетители попадут в просторную общественную зону, являющуюся символической гранью между двумя строениями – между прошлым и будущим. Именно здесь разместятся крытые террасы, рестораны, кафе, бары, гостиничный лобби и зона ресепшн, Музей музыки для детей, кассы, а также главный выход к залам филармонии. Архитектура главного филармонического зала повторяет типологию футбольного стадиона, где зритель становится активным участником происходящих событий. Это помогает создать особую атмосферу единения. Аудитория будет располагаться вокруг оркестра на соединенных между собой разноуровневых зрительских ярусах. Форма стен, потолочной зоны и пространственная организация комфортабельных сидений обеспечат высококачественную акустику. Завершение строительных работ запланировано на 2012 год. КРИСТАЛЛ, ИЗЛУЧАЮЩИЙ МУЗЫКУ проект: EBV/ESTUDIO BAROZZI VEIGA Один из крупнейших городов Польши, портовый город и центр нефтехимической и машиностроительной промышленности Щецин (Szczecin) стал объектом внимания международных архитекторов. В недалеком будущем на фоне довольно монотонной серой архитектуры города будет возведено здание филармонии по проекту испанского бюро Estudio Barozzi Veiga. На земельном участке площадью около 12 000 м2, отведенном под строительство нового здания, ранее находился концертный зал (Konzerthaus), разрушенный во время Второй мировой войны. Главной целью авторов проекта является возрождение утерянной функции данного пространства и создание нового символа культуры. Архитектура самого строения несет мощную эмоциональную нагрузку, уходя корнями в историю региона. Ключевыми нотами архитектурной экспрессии являются ограниченность пространства, ярко выраженная кровля, неоготический декор, вертикальные монументальные формы щецинских церквей. Исходя из этого, современное здание филармонии станет своего рода новой «церковью» музыки в сердце города. Подобные формы повторяются также в архитектуре промышленных зданий: морских доков, кранов и корабельных мачт. Здание филармонии будет состоять из ряда вертикальных составных элементов, вместе формирующих единый комплекс и гармонично вписывающихся в застройку города. Остроконечная кровельная конструкция визуально будет напоминать форму кристалла. Интерьер концертного зала будет отражать сочетание двух контрастирующих цветов – золотисто-желтого (стены, зрительный зал, балконы) и черного (сцена, потолочные вставки). Кроме того, стены концертного зала будут украшены орнаментом, имеющим прямую ассоциацию с органом. Выбор данного музыкального инструмента имеет свое обоснование и тесную связь с концептуальной задумкой проекта: орган состоит из вертикальных элементов, объединенных в одно целое. В качестве основного материала для оформления фасадной поверхности выбрано стекло, позволяющее играть с отражениями и реагировать на изменение освещенности, времени суток или погодных условий. Днем здание будет ярко сверкать на фоне однообразия окружающих строений, а в темное время суток – служить красочным ориентиром, излучающим чистоту, возвышенность и совершенство.