Константин Кафиев: «В вопросах градостроительной политики следует отстаивать интересы города, а не бизнеса»

Commercial Property №9 (61) сентябрь 2008

12 декабря 2007 года постановлением Министерства регионального развития и строительства Украины было создано Государственное предприятие «Специализированная государственная экспертная организация – Центральная служба Украинской государственной строительной экспертизы». Новый орган, подконтрольный Министерству регионального развития и строительства Украины, создан с целью решения многочисленных проблем, которые привели к хаосу в строительной сфере Украины, в частности, для осуществления централизованного контроля экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства во всех региональных центрах страны. Более подробно о причинах создания «Укргосстройэкспертизы», направлениях деятельности, насущных вопросах строительного сегмента, а также проблемах градостроительной сферы Киева в интервью «СР» рассказал Константин Кафиев, генеральный директор ГП «Киевгосстройэкспертиза».

Текст: Инна Волосюк


Константин Кафиев, генеральный директор ГП «Киевгосстройэкспертиза»

фото: Олег Герасименко

CP: Почему произошла реструктуризация органов, отвечающих за экспертную оценку инвестиционных программ и строительных проектов?

Чтобы понять причины создания такого органа как «Укргосстройэкспертиза», следует сделать небольшой экскурс в 90-е годы. В те времена в каждой области Украины существовали управления инвестиционной экспертизы (Житомиринвестэкспертиза, Харьковинвестэкспертиза, Киевская государственная инвестиционная экспертиза и т.д.), подчиняющиеся органам местного самоуправления. Поскольку единого контролирующего органа не было, каждый регион преследовал собственные цели, часто нивелируя законодательные нормативы. Заключение экспертизы зависело от многих структур – областного руководства, местных властей, поэтому законность проектирования строительства часто нарушалась.

Появилось много небольших проектных организаций, большинство из которых не располагало штатом профессиональных проектировщиков. Часто целый ряд разноплановых документов заверялся подписью одного человека. Как специалист могу сказать, что один-два человека не могут отвечать за комплексную разработку крупного проекта по большой номенклатуре специальностей. Более того – множество объектов возводилось без разрешительной документации, что очень обеспокоило правительство и серьезных игроков строительного рынка.

Чтобы прекратить этот хаос в 2007 году была создана единая вертикаль экспертной оценки – Государственное предприятие «Специализированная государственная экспертная организация – Центральная служба Украинской государственной строительной экспертизы», подконтрольная Министерству регионального развития и строительства Украины. В регионах работает 29 филиалов (местных подразделений), деятельность которых контролируется Центральным управлением в Киеве. Полномочия каждого из филиалов распространяются на строительные объекты в границах определенной области. Филиалы проводят экспертизу всех объектов, кроме тех, которые утверждаются Кабинетом Министров. Однако часто встречаются сложные проекты, экспертиза которых проводится при экспертной поддержке Центрального управления.

Сегодня «Укргосстройэкспертиза» дает комплексную оценку проекту по принципу «единого окна»: предоставляет пожарную, санитарную, экологическую экспертизу, экспертизу по охране труда и т.д.

CP: Расскажите о профессиональном составе Центрального управления «Укргосстройэкспертизы».

На сегодняшний день штат центральной службы «Укргосстройэкспертизы» насчитывает 70 человек, в том числе 35 экспертов. Естественно, 35 человек не могут покрыть всю страну и отрасли, поэтому привлекаются также специалисты из научно-исследовательских институтов.

CP: На каком этапе реализации проекта заказчики должны пройти госэкспертизу?

Государственной экспертизе предшествует несколько стадий проектирования. Состав, порядок разработки, согласование и утверждение проекта прописаны в государственных строительных нормах (ДБН). Промышленные и гражданские объекты имеют разные стадии проектирования. Для гражданских объектов существуют следующие стадии проектирования: эскизный проект, проект, рабочая документация. На основании эскизного проекта создается образ объекта, который впоследствии может появиться на площадке. Заказчик и проектировщики готовят задание на проектирование, после чего начинается разработка эскизного проекта, в котором указаны основные строительные данные. После завершения работы эскизный проект выставляется на экспертизу.

CP: Какие проблемы в градостроительной сфере Киева, по вашему мнению, требуют первоочередного решения?

Основные градостроительные проблемы как Киева, так и региональных центров, заключаются в том, что первичной в процессе проектирования является земля, под которую разрабатывается проект. В идеале все должно быть наоборот: первичным должен быть проект, под который выделяется земля в границах, необходимых для функционирования будущего здания.

Одним из решений проблемы является зонирование, определяемое градостроительной документацией. Зонирование осуществляется на основании детального проекта территории и четко определяет, какой тип недвижимости можно строить на конкретном участке. Каждую свободную площадку необходимо проработать, подготовить предпроектные предложения, чтобы органы местного самоуправления заказали решение эскизного проекта. Только после прохождения эскизным проектом градостроительного совета, площадка с конкретным объемом строительства может быть выставлена на аукцион.

Помимо этого, необходим жесткий надзор со стороны органов архитектурно-строительного контроля, регулирующих функциональное назначение территории.

Большой бедой во всей стране является отсутствие развития инфраструктуры. Ранее строительству, к примеру, жилого микрорайона, предшествовал целый комплекс действий: строились дороги, прокладывались все сети, выполнялась инженерная подготовка территории и т.д. Построенные дома подключались к уже действующей инженерной сети. Надзор за строительством осуществляло Главное управление капитального строительства. На данный момент его функции должно выполнять Главное управление капитального строительства города Киева, которое, однако, абсолютно беспомощно из-за беспорядка в сфере землепользования.

Сегодня вопросы коммуникаций и сетей не прорабатываются. Поскольку финансовые затраты на инженерию целого микрорайона в десятки раз превышают стоимость одного дома, девелоперы идут по пути наименьшего сопротивления – дают взятки, чтобы не принимать участия в решении муниципальных вопросов. Приведу в качестве примера 3-й микрорайон Оболони, где раньше строительство домов было запрещено из-за ограниченных мощностей очистных сооружений канализационной станции. Теперь здесь построили новый город, а мощности насосной станции, работающей с колоссальным перегрузом, так и не увеличили.

Еще один наболевший вопрос – проблема энергосетей. Сегодня весь центр Киева страдает от недостатка энергоресурсов. В будущем, когда начнется масштабное строительство на Европейской площади, Крещатике и т.д., ситуация усугубится. Выходом может стать создание новых распределительных подстанций, однако нерешенным остается один, но самый важный вопрос, – кто должен финансировать их строительство. По всей вероятности город, у которого нет денег на эти цели.

CP: Как Вы оцениваете новый состав градостроительного совета Киева?

Мне трудно прокомментировать этот вопрос. Градостроительный совет и главные архитекторы – это, в принципе, пережитки старой эпохи. В европейских странах должности главного архитектора нет – есть четкое зонирование, и никто не позволит себе построить современный небоскреб в исторической части города.

Относительно нового состава градсовета могу отметить, что в него введены некомпетентные люди, отстаивающие интересы бизнеса, а не города.

Сегодня Василий Федорович Присяжнюк поставлен в тяжелейшее положение. Могу предположить, что на него оказывается и партийное, и административное давление.

CP: Не могу обойти стороной вопрос, касающийся подготовки страны к Евро-2012. Как вы оцениваете проведенный и предстоящий комплекс работ?

Мне кажется, что подготовка к Евро-2012 продвигается очень медленно. Основной вопрос, который до сих пор прорабатывается, – реконструкция НСК «Олимпийский» в Киеве. Для ее проведения осталось менее двух лет – очень короткий срок для серьезного проекта. Более того – проблемы, связанные с подготовкой к Евро-2012, наблюдаются во всех городах, принимающих матчи.

Тем не менее, я думаю, если все структуры, задействованные в подготовке к мероприятию, сконцентрируются на поставленных задачах, Евро-2012 состоится. И наоборот – если каждый будет преследовать собственные интересы, результаты могут быть плачевными. Сейчас как раз тот последний, критический момент, когда необходимо забыть о внутренних разногласиях и работать на выполнение одной задачи. Я удивляюсь, почему до сих пор не было соответствующего приказа со стороны Президента о целенаправленной и серьезной подготовке к Евро-2012. Все спешат выразить свои патриотические чувства, однако в нужный момент правильные решения почему-то не принимаются.