Конфликт времен и интересов


ПОЛЬША: ПАТРИОТИЗМ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА


Денис Козак, заместитель директора Института археологии НАН Украины
фото: Олег Герасименко

Профессор Денис Козак, заместитель директора Института археологии НАН Украины, доктор исторических наук, говорит, что до описанной выше ситуации доводить не стоит, и в подтверждение рассказывает об опыте Польши. «Польское правительство выделило огромные средства для тотального археологического исследования всей территории страны. Эта работа длилась около десяти лет и завершилась пять лет назад. Поляки разделили всю страну на квадраты и каждый закрепили за научной организацией. Квадраты разделили на еще более мелкие участки, за которыми закрепили исследовательские группы. Всем процессом работы руководило Министерство культуры. Обследовали каждый квадратный метр земли и информацию обо всех памятниках культурного наследия, в том числе и археологических, внесли в компьютерную базу данных и получили целостную картину. Теперь все строительные проекты согласовываются с учетом этой информации».
Что побудило поляков тратить деньги и время на столь масштабные научные исследования? Польша не входит в число самых богатых стран мира, но чем уж поляки обладают, так это чувством национального самоуважения и хорошим коммерческим чутьем. Они прекрасно осведомлены об экономических выгодах развитого туризма и знают, чем можно привлечь в страну туристов. В Польше, если владелец участка нашел на своей земле старинный черепок, он бережет его как зеницу ока, несет в территориальный орган охраны культурного наследия и буквально умоляет провести на его земельном участке археологические исследования. Дело в том, что в таком случае он получает на несколько лет существенные налоговые льготы. Таким образом, патриотизм законодательно подкреплен значительными материальными выгодами.
Может быть, украинское археологическое наследие мало интересно для мировой общественности? Напротив, по оценкам специалистов, богатством своих археологических находок Украина превосходит многие страны мира. На нашей территории происходили события, связанные с историей почти всей Европы, и ее можно проследить по памятникам отечественной археологии. Здесь исследуются общие вопросы происхождения человека, генезис индоевропейских народов, славянских племен, возникновение первых европейских государств. Памятники археологии составляют 2/3 всего культурного наследия Украины и при этом находятся на сравнительно небольшой территории. Например, в Киевской области она составляет всего 0,6% общей площади, и, вероятно, целая область могла бы найти средства на сбережение сокровищ мировой культуры. А пока разрушаются остатки древнерусских городищ в Белой Церкви, Вышгороде, Василькове, в селах Триполье, Белогородка, скифские городища в селах Хотов и Млынок.
По данным мониторинга, проведенного Институтом археологии в 18 областях Украины, на долю природных факторов приходится всего 3,7% разрушенных памятников археологии, остальное – дело рук человека. В результате промышленного, жилищного и дорожного строительства в последние годы разрушено 15,8% памятников археологии. Некоторые объекты археологического наследия удалось спасти полностью или частично только потому, что археологи, в буквальном смысле слова, становились перед бульдозерами. И хотя в прессе сообщения об этом были, общественность не встрепенулась.


«ЦЕННОСТЬ» НЕЛЕГАЛЬНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК
В последние годы у граждан Украины возник большой интерес к отечественной истории. Люди, вынужденные долгие годы скрывать свое происхождение, родственные связи, начали восстанавливать свои родословные, переосмысливать исторические события. Особый интерес к прошлому пробудился у наших богатых соотечественников, начавших коллекционировать местные археологические находки. Однако этот факт имеет трагические последствия для отечественной археологии, так как повышенный спрос на предметы старины стимулирует криминальные раскопки.
По мнению Дениса Козака, «с одной стороны хорошо, что хотя бы у части населения есть понимание исторической ценности археологических находок, только вот удовлетворение интереса к этим сокровищам варварское – вырванный из своего исторического окружения, предмет без надлежащего документирования утрачивает свою историческую значимость. Памятник археологии, из которого изъят предмет, также утратил часть себя, информация о нем уже не является полной. В результате непрофессионально проведенных раскопок, без последующей консервации и музеефикации, он может просто погибнуть. Историческая ценность нелегально собранных находок нулевая, она утрачена и невосстановима. Если бы знаменитую Скифскую пектораль выкопали нелегально, «вырвав» без документирования из ее исторической среды, и поместили даже не в частную коллекцию, а в музей, никакой исторической ценности она уже не имела бы, разве что как обычное ювелирное изделие. Да мы бы и доказать не смогли, что эту вещь сделали скифы. Чтобы сберечь для Украины ее национальное достояние, лучше вкладывать деньги не в собственные коллекции, а финансировать профессиональные археологические исследования, ведь из-за недостатка средств мы многое теряем безвозвратно. Тогда бы Украина и весь мир получили уникальные археологические находки, но в историческом контексте, комплексно.
Непрофессиональные раскопки ведут не только «черные» археологи, их вполне легально осуществляют и специально созданные коммерческие организации, «осваивающие» деньги, предназначенные для исследования территорий перед началом строительных работ. Они также погубили немало памятников археологии. Позиция нашего института в этом вопросе такова: функции разных структур в отношении памятников археологии необходимо четко определить. Государству надлежит их охранять, контролировать соблюдение законодательства касательно памятников архитектуры, организовывать, регистрировать и координировать все археологические работы и исследования, которые ведутся на территории Украины. Однако вести раскопки и исследовать археологические находки должны только ученые-археологи. Разрешения на археологические работы необходимо выдавать только тем организациям, в структуре которых есть специалисты-археологи, и они там должны не просто числиться, а вести археологические работы».


ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Глобальные археологические исследования, подобные польским, в Украине пока не проведены, а строительные работы идут полным ходом. Как оценивают ситуацию археологи? По словам Дениса Козака, «в последние годы в Украине интенсивно строят, причем строительные работы нередко разворачиваются без наличия завершенных и согласованных проектов, на самовольно захваченных земельных участках. Строят зачастую бесконтрольно не только в регионах, но и в столице, уничтожая памятники археологии. Мы инициировали разработку и принятие специального Закона «Об охране археологического наследия». Он был подписан Президентом Украины 11 декабря прошлого года и уже вступил в силу. Этим законом внесены изменения в Земельный и Уголовный кодексы Украины. В частности, предусматривается наказание за уничтожение, разрушение или повреждение памятников археологии от штрафа в размере ста необлагаемых налогом минимальных доходов физических лиц до лишения свободы на срок от трех до восьми лет. Закон расписывает правила игры на «археологическом рынке» и выделяет функции государственных органов охраны культурного наследия и научных институтов. В проекте Закона был специальный раздел, который регулировал деятельность коллекционеров археологических находок, но в окончательный вариант он не вошел. Надеюсь, что все же такая правовая норма будет принята, и тогда прозрачное и лицензируемое коллекционирование уменьшит объемы нелегальных археологических работ. Закон Украины «Об охране археологического наследия» не является чем-то оригинальным. Это еще один шаг к цивилизованному европейскому государству. Ведь принятая в Лозанне в 1990 году Международная хартия по охране и использованию археологического наследия гласит, что «охрана археологического наследия – это моральный долг каждого человека». Вместе с тем это и коллективная, и гражданская ответственность, которая должна оформляться соответствующим законодательством.
Наш институт сейчас создает филиалы в регионах, их уже восемь. Мы рассчитываем на понимание и поддержку органов государственной и местной власти, тогда можно будет реально укрепить систему охраны памятников археологии. Однако этого мало. Украине необходимо выработать государственную политику в отношении памятников культуры, комплексную методологию охраны памятников. Это работа не чиновников, а ученых. Государственная служба охраны культурного наследия должна иметь свои структуры во всех областях и районах и не подчиняться Министерству культуры, а быть такой же самостоятельной, как, например, налоговая инспекция, иметь полномочия того же уровня. Органы охраны культурного наследия, экспертизы строительных проектов, архитектурно-строительного контроля необходимо вывести из подчинения территориальным государственным администрациям, тогда они действительно смогут что-то контролировать и влиять на ситуацию.
Каждый день в Институт археологии звонят из регионов Украины, Львова, Харькова, Крыма, сообщают о разрушениях памятников культуры. Из Севастополя поступила информация о выделении под частное строительство участков на землях Херсонеса – заповедника, памятника культуры мирового значения. Если люди не обращаются в органы охраны культурного наследия местных государственных администраций, это признак того, что те не выполняют свои функции. Прокуратура, СБУ, МВД также не должны быть в стороне от этих проблем, ведь речь идет о национальном достоянии. Сегодня силовые структуры не упреждают уничтожение, разрушение или повреждение памятников архитектуры во время строительных работ, они больше заняты «черными» археологами, до строительных площадок у них, как говорится, руки не доходят.
Вот, например, строительство дороги Киев-Одесса. По закону, заказчик строительства должен предусматривать в смете средства на археологические исследования и охранные мероприятия. Предварительно необходимо было обследовать территорию будущего строительства и при проектировании «обойти» памятники археологии или предварительно их исследовать. Только после экспертной оценки археологов органы местной власти могут принимать решение о выделении земельного участка под строительство. Проект дороги разрабатывал Укргипродор, он поручил исследовательские археологические работы человеку, у которого нет нужной для этого квалификации и права на подобную деятельность, в результате исследование было проведено некачественно. Когда мы потребовали соблюдения закона, нам выделили столько средств и дали столько времени, что мы успели обследовать только несколько курганов, все остальные памятники археологии попали под бульдозер. Теперь, когда традиционно дорогу спешат сдать к памятной дате, Дню Независимости Украины, о культурном наследии вообще уже никто не думает. Когда мы обратились в прокуратуру, нам отказали в возбуждении дела, мотивируя это тем, что дело может быть возбуждено в том случае, если государству причинен материальный ущерб. Но в случае уничтожения или повреждения памятника археологии прокуратура не может его определить, так как до настоящего времени у нас нет приемлемой методики оценки стоимости таких памятников».


фото: Олег Герасименко

С методикой оценки стоимости объектов культурного наследия сложилась довольно интересная ситуация. Когда готовился материал для статьи «Зачем нужны памятники архитектуры?» (СР №6, 2004, – ред.), ведущие специалисты по охране культурного наследия жаловались на невозможность провести денежную оценку памятников культуры. «Методика денежной оценки памятников» есть, она утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2002 года, №1447. Однако Наталья Минаева, научный сотрудник Института археологии, анализируя правовые аспекты проблемы сбережения археологического наследия, указывает на то, что, в соответствии с данной методикой, информационной базой для нее являются данные Государственного реестра недвижимых памятников Украины. Но, согласно принятому порядку формирования реестра, без справки об имущественной ценности объект в него не вносится. К тому же, на большинство памятников местного значения в областях Украины вообще нет учетной документации, информация о них в реестр не занесена, поэтому они не имеют юридического статуса и могут быть безнаказанно уничтожены. Как выйти из этого замкнутого круга?
По мнению Дениса Козака, предложенная методика оценки для памятников археологии практически неприемлема, так как не учитывает разные условия раскопок и ценность находок в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре. Есть проблемы и с «Порядком определения категорий памятников для внесения объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памятников Украины». Он не совсем подходит для памятников археологии, так как их не всегда можно связать с конкретным историческим событием или определить их принадлежность какому-либо национальному меньшинству Украины, как того требует «Порядок». Например, археологические находки периода мезолита, трипольской культуры являются памятниками общемирового значения, собственностью всего украинского народа, современные ученые уже не могут определить их национальную принадлежность или связать с каким-то историческим событием. Поэтому методики охраны культурного наследия требуют дальнейшего совершенствования с участием ученых-археологов.


КАК СПАСТИ НЕОЖИДАННЫЕ НАХОДКИ?
Даже когда археологи обследуют всю территорию Украины, вероятность неожиданных находок все же сохранится. А в настоящее время неожиданные археологические находки на строительной площадке фактически являются плановыми, особенно если строительство ведется в Киеве, да еще под землей. Киев – исторический город, а в исторических ареалах населенных мест по закону земляные работы можно проводить только при наличии экспертного заключения археологов. «Здесь даже лопату нельзя воткнуть в землю без согласования с археологами, – говорит профессор Козак. – Мы охранную работу в Киеве проводим, но не в полном объеме. На это нужно выделять больше средств и времени».
Особое место в столице – Старокиевская гора. Отсюда правили Русью киевские князья, здесь находятся остатки фундаментов Десятинной церкви. В этом месте нашел остатки языческого капища знаменитый украинский археолог Викентий Хвойка, но масштабные раскопки и исследования Старокиевской горы не проводились никогда. Даже неспециалистам понятно, что в массиве этой горы скрыто огромное количество предметов старины, остатков древних строений. Теперь здесь собираются разворачивать жилищное строительство, о чем уже неоднократно появлялась информация в прессе. Поговаривают о планах строительства Десятинной церкви. Однако у археологов есть свой взгляд на этот вопрос. Комментирует Денис Козак: «Старокиевская гора была сердцем Киевской Руси, она и сейчас является духовным центром нашего города. Как бы мы ни преклонялись перед памятью защитников Десятинной церкви, ее нельзя восстанавливать. Это невозможно. Она много раз перестраивалась, поэтому сохранились остатки не одного, а нескольких фундаментов, никто не знает, как она на самом деле выглядела. Мы построим бутафорию, а уничтожим во время строительства огромное количество бесценных памятников культуры общемирового значения. То же можно сказать и о строительстве коттеджей и жилых комплексов на этой территории и близлежащих участках. Даже если нам выделят какие-то деньги и время на исследования, мы ничего не сможем сделать. Для этого нужно полностью раскапывать гору. Это огромные по масштабу работы, требующие больших средств и времени. Если строительство начнется без надлежащих археологических исследований, это будет преступлением не только против народа Украины, но и против человечества, погибнет памятник культуры общемирового значения. Но и раскапывать гору, я считаю, нельзя. Украина не располагает сейчас достаточным материальным потенциалом, чтобы создать здесь музей, достойный значимости этого исторического места. В районе Старокиевской горы еще сохранилась часть исторического ландшафта, который тоже является национальным достоянием. Старокиевскую гору нужно сберечь нетронутой для потомков».
При обнаружении археологической находки во время строительных работ закон обязывает строителей немедленно обратиться в органы охраны культурного наследия. Однако, к сожалению, попытки скрыть от ученых и общественности и даже уничтожить обнаруженные при строительстве археологические находки в Киеве были, и даже не так давно. Причина в антагонизме интересов инвесторов и общества в целом, а не только ученых, как это может показаться на первый взгляд. Устранить этот антагонизм можно на законодательном уровне. Договоры между органами местной власти и заказчиками (инвесторами) строительных работ в перечне форс-мажорных обстоятельств должны предусматривать случаи неожиданного обнаружения археологических находок. Инвестор будет соответственно рассчитывать свои силы и финансовые возможности. В этом не будет ничего экстраординарного, в большинстве городов мира городские власти, исходя из интересов территориальной общины и общенациональных интересов, диктуют инвестору свои условия, а не наоборот.


фото: Олег Герасименко

У нас есть система и опыт ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий, всегда неожиданных. Отработан механизм привлечения человеческих и материальных ресурсов. Подобная схема может использоваться и для исследования, музеефикации и консервации неожиданных археологических находок. Тогда, обнаружив во время рытья котлована остатки улиц и зданий времен Киевской Руси, можно будет тут же под землей сделать музей, который привлечет туристов из многих стран, в конечном итоге выиграет и город, и инвестор подземного комплекса. Сочетание старины с новыми архитектурными формами может быть очень интересным. Вот что рассказывает архитектор, профессор Лариса Скорик об опыте болгарского Пловдива: «В этом городе есть давние постройки болгарско-турецкого колорита и более поздние, ХVIII-ХIХ веков. Прекрасные улицы, великолепные строения. В 1978 году в Пловдиве начали реконструкцию и обнаружили древнеримский амфитеатр. Пловдивцы пошли на риск: снесли часть домов, отселив почти две улицы, и открыли для экспозиции не весь амфитеатр, а его сектор. И выиграли, прелестно вписав сектор амфитеатра в окружающую среду».
Что еще необходимо для сбережения нашего культурного наследия? Сделать невозможным рытье котлованов без постоянного контроля археологов. Вероятно, учитывая общемировую ценность украинских археологических находок, целесообразно создать специальную инспекцию по охране культурного наследия, подчиненную непосредственно Кабинету Министров или Государственной службе охраны культурного наследия, которая контролировала бы ведение всех строительных, ремонтных и реставрационных работ.