Компания «СОЮЗ»: наша цель – стать лидером регионального рынка продуктового ритейла




Станислав Друцкий, основатель и генеральный директор компании «СОЮЗ»
фото: «СОЮЗ»

CP: Расскажите о компании «СОЮЗ», основных направлениях ее деятельности.
Компания «СОЮЗ» является одним из крупнейших ритейл-операторов в Северном регионе Украины. Ее стремительное развитие началось в 2000 году с освоения трех торговых форматов – супермаркета («СОЮЗ»), минимаркета («Союз-экспресс») и «магазин у дома» («Квартал»). Компания «СОЮЗ» организовала первую стандартизированную розничную сеть в Чернигове. В 2004 году компания открыла свои первые магазины за пределами Чернигова.
В 2006 году оборот компании составил $91,13 миллиона. Следует учесть, что большой объем инвестиций компания направляет на приобретение новых торговых объектов. В наших планах на 2007 год – увеличить оборот до $145,6 миллиона.
CP: В каких городах компания «СОЮЗ» развивает свои проекты? Какой торговый формат является для нее приоритетным?
По состоянию на конец октября 2007 года, в портфель компании входило 68 магазинов, расположенных в Черниговской (Чернигове, Прилуках), Киевской (Киеве, Славутиче, Белой Церкви) и Житомирской областях (Коростене, Житомире и Бердичеве).
Большинство магазинов компании «СОЮЗ» работает в Чернигове, где они представлены в трех форматах: супермаркет, минимаркет и эконом-магазины формата «магазин у дома». В Славутиче функционирует один магазин нашей компании формата супермаркет. Также один магазин открыт в Киеве, который работает в формате «магазин у дома», являющимся приоритетным для нас. На сегодняшний день компания «СОЮЗ» остановилась на трех форматах и не планирует развиваться в других. Единственный торговый объект, не соответствующий форматам, развиваемым нашей компанией, является магазин-кондитерская «Золотой ключик» в Чернигове. В данном случае на решение компании повлияли история и месторасположение магазина, находящегося в центре города. Многие годы этот магазин покорял посетителей широким ассортиментом кондитерских изделий и являлся излюбленным местом времяпровождения жителей Чернигова.
CP: Компания «СОЮЗ» отдает предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения собственных торговых объектов?
Согласно требованиям формата «магазин у дома», общая площадь объекта сети «Квартал» должна составлять около 300-400 м2. Это небольшие объемы площадей, поэтому для развития сети мы часто используем помещения старых советских торговых объектов, которых достаточно в каждом городе.
CP: Есть ли в практике компании «СОЮЗ» примеры покупки отдельных магазинов или торговых сетей с целью их переформатирования и включения в собственные сети?
В мае 2005 года компания «СОЮЗ» выкупила контрольный пакет акций ОАО «Черниговпродтовары». В результате заключенной сделки наша сеть пополнилась 28 магазинами. На сегодняшний день некоторые из приобретенных магазинов приведены в соответствие с развиваемыми нами форматами. В некоторых оптимизирован ассортимент товаров и внедрена новая ценовая политика.
CP: Каковы предпочтения компании «СОЮЗ» относительно размещения торговых объектов?
Наши магазины формата «магазин у дома» располагаются в отдельно стоящих либо встроенных в жилой дом помещениях в районах с большими человеческими потоками. Для осуществления быстрых ежедневных покупок торговая точка должна находиться в 7-10 минутах от дома покупателя. То есть в каждом микрорайоне должен быть свой продовольственный магазин.
CP: Рассматривает ли компания возможность реализации девелоперских проектов ТЦ/ТРЦ?
Компания «СОЮЗ» пока не рассматривает такое направление деятельности.
CP: Как давно компания занимается развитием сети эконом-магазинов формата «магазин у дома» «Квартал»? Насколько перспективным и выгодным является механизм франчайзинга для расширения ритейл-сетей?
Первый эконом-магазин «Квартал» появился в 2004 году. Сегодня в этом формате функционирует 20 магазинов, один из которых развивается по франчайзингу. В 2004 году компания «СОЮЗ» одной из первых среди украинских розничных сетей предложила украинскому рынку франчайзинговый пакет в сфере продуктового ритейла – сети эконом-магазинов.
Безусловно, франчайзинг – прогрессивное явление на рынке ритейла. Одним из его сильных преимуществ является повышение узнаваемости брэнда. В числе недостатков – законодательная неурегулированность отношений между франчайзером, франчайзи и государством. На сегодняшний день мы временно приостановили развитие франчайзингового направления, однако спустя некоторое время вернемся к этому механизму. На этапе стремительного расширения и модернизации сетей очень сложно обеспечить большой человеческий (управленческий и исполнительный) ресурс, которого требует этот инструмент развития бизнеса.
CP: Какие источники финансирования используются для развития торговых сетей компании «СОЮЗ»?
До настоящего момента источниками финансирования являлись собственные средства компании и банковские кредиты. Сейчас рассматривается вопрос о выпуске облигаций.
CP: Какой объем инвестиций необходим для открытия одной торговой точки? Каков срок окупаемости проекта?
Если речь идет о приобретенном торговом объекте, то объем инвестиций, необходимый для проведения ремонтных работ в одной торговой точке сети «Квартал» формата «магазин у дома» с учетом корпоративных стандартов, а также закупки оборудования, составляет $300-350 тысяч.
Срок окупаемости зависит от характеристик объекта, и составляет в среднем 3-5 лет.


Эконом-магазин «Квартал» по проспекту Победы, 139 в Чернигове
фото: «СОЮЗ»

CP: На основе каких критериев происходит выбор подрядчиков для строительства и оснащения торговых точек компании «СОЮЗ»?
Компания «СОЮЗ» объявляет тендер среди строительных организаций на проведение ремонтных работ в магазинах сетей. Главными критериями являются профессионализм, включающий такие категории, как имидж компании-подрядчика, техническая база, отзывы предыдущих заказчиков, а также стоимость услуг и сроки выполнения работ.
CP: На основе каких критериев происходит выбор поставщиков продукции в магазины торговых сетей компании «СОЮЗ»?
Существует несколько критериев выбора поставщиков. Первый – экономический, при котором важен общий доход, отсрочка платежей и цена продукции. Для нас интересны поставщики, предлагающие наиболее выгодные условия.
Второй критерий – обеспечение стабильности и своевременности поставок качественного продукта. Компания не будет работать с поставщиком, который не способен наладить бесперебойную и своевременную поставку товара. Емкость рынка продуктового ритейла непрерывно растет, поэтому поставщик должен справляться с большими объемами поставок.
Третий критерий – осуществление документооборота в соответствии с установленными стандартами. Ввиду динамичного развития сети магазинов компании «СОЮЗ», мы предъявляем более жесткие требования к оформлению поставщиками документации.
CP: Каким образом обеспечивается логистическое обслуживание ритейл-объектов компании «СОЮЗ»?
Логистическое обслуживание магазинов торговых сетей компании «СОЮЗ» осуществляется посредством распределительного центра и собственного автопарка.
Управление логистикой в большой компании – очень сложный процесс. Однако с точки зрения издержек собственная логистика более выгодна, чем услуги логистических центров сторонних компаний.
CP: Входит ли в планы компании «СОЮЗ» инвестиционная продажа собственных магазинов или торговых сетей?
Нет, не входит. Сегодня одной из главных задач, которую компания «СОЮЗ» ставит перед собой, является выход на IPO.
CP: Планирует ли компания выход на другие региональные рынки Украины? В каком направлении компания «СОЮЗ» планирует развиваться дальше?
Наиболее привлекательным для компании «СОЮЗ» является северный регион (Черниговская, Киевская, Житомирская области). В частности, нас интересуют города с населением не менее 30 тысяч человек, в которых мы намерены быстро расширять сеть эконом-магазинов «Квартал». Кроме того, планируем выход на рынок Винницкой области.


Кассовая зона эконом-магазина «Квартал» в Чернигове
фото: «СОЮЗ»

Цель компании «СОЮЗ» – стать лидером рынка продуктового ритейла в тех областях, где ведется развитие сети. Это создает ряд преимуществ в управлении, логистике, работе с поставщиками, информационных технологиях и др. На данный момент компания «СОЮЗ» является лидером по количеству магазинов сети и товарообороту в Черниговской области. Мы ожидаем, что в течение 2007 и первой половине 2008 года компания будет лидировать также в Житомирской области. Далее мы нацелены на рынки Киевской и Винницкой областей.
В ближайшие четыре года компания «СОЮЗ» планирует развивать объекты преимущественно в формате «магазин у дома» торговой марки «Квартал».
CP: Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны других компаний, работающих в сегменте ритейла в регионах Украины?
С каждым годом конкуренция становится все более ощутимой. В целом, на сегодняшний день ее пока сложно назвать жесткой, однако пройдет два-три года и ритейлеры будут вынуждены прилагать максимум усилий в борьбе за покупателя.
CP: Каковы перспективы украинского рынка ритейла и отечественных ритейл-сетей?
С каждым годом украинский рынок ритейла стремительно развивается как в качественных, так и в количественных показателях. Однако, если сравнивать отечественный рынок ритейла с российским, развитие розничной торговли в Украине происходит медленнее.
По моему мнению, украинский рынок ритейла изменится коренным образом с выходом крупных международных торговых операторов, которые станут своеобразной проверкой для украинских участников рынка.