Кофейный «тяжеловес» придет в Украину?

Рестораны сети Starbucks Coffee Company управляются непосредственно компанией, а также на основании лицензионного договора фото: IS В начале 2009 года Starbucks Coffee Company объявила, что она изучает предложение на рынке торговых площадей Украины для возможного размещения кофеен сети. По мнению экспертов, компанию может заинтересовать сразу несколько украинских городов. По данным экспертов, Starbucks Coffee Company, несмотря на кризис, продолжает в данный момент рассматривать нашу страну в качестве площадки для своей экспансии. Учитывая практику управления кофейнями сети при выходе на новый рынок, очевидно, что в случае с Украиной Starbucks пойдет проверенным путем и, скорее всего, будет заключен лицензионный договор с украинским партнером. Однако компания не озвучивает конкретные планы касательно Украины, ограничиваясь комментариями о том, что она планирует свое дальнейшее развитие на рынках стран Центральной и Восточной Европы. КОФЕ И НЕ ТОЛЬКО… Американская компания Starbucks Coffee Company – ведущий в мире оператор сети кофеен. В настоящее время продукцию компании – кофе, чай, кондитерские изделия и сэндвичи – можно найти не только в магазинах собственной сети, но и в других розничных сетях. Также компания Starbucks является всемирно известным поставщиком фирменных сортов кофе и сопутствующих товаров для приготовления кофе и чая. Помимо напитков, компания развивает направление Starbucks Entertainment, один из брэндов Starbucks Coffee Company, предлагающий своим клиентам подборку музыки, фильмов и книг, которые можно приобрести прямо в кофейнях сети. Компания Starbucks не практикует франчайзинг и не намерена развиваться по данной схеме в обозримом будущем. Компания осуществляет управление собственными кофейнями самостоятельно или при помощи лицензионного договора. ИСТОРИЯ БРЭНДА Брэнд Starbucks уже давно стал символом глобализации и космополитизма фото: IS Первый ресторан Starbucks был открыт в 1971 году в торговом центре Pike Place Market в Сиэтле (США). Название ресторана взято из классического американского романа Германа Мелвила «Моби Дик». Изначально название компании звучало как Starbucks Coffee, Tea and Spices, но в дальнейшем было изменено на Starbucks Coffee Company. Развитие сети началось в 1990-х годах, когда Starbucks сначала вышла за границы Сиэтла, открывая кофейни в других городах США, а затем и по всему миру. Первый международный ресторан Starbucks появился в 1996 году в Токио (Япония). В том же 1996 году Starbucks открылся в Сингапуре. Швейцария и Австрия стали первыми европейскими странами, где в 2001 году открылись кофейни сети. В сентябре 2007 года компания Starbucks вышла на рынок России в партнерстве с компанией M.N. Alshaya (Кувейт). Первая кофейня Starbucks открыла двери своим посетителям в торговом центре «МЕГА Химки» в Москве, вторая – в декабре 2007 года в историческом центре города на Старом Арбате. На сегодняшний день в России открыто 29 кофеен, все – в Москве. Стоит отметить, что практически все кофейни сети находятся в самых оживленных местах города, преимущественно в торговых центрах. В конце 2009 – начале 2010 года развитие Starbucks на российском рынке заметно оживилось. Так, с конца декабря 2009 по конец января 2010 года в Москве открылось 7 новых кофеен и планируется открытие еще нескольких (для сравнения: в 2007 году компания Starbucks открыла в российской столице всего 2 кофейни, в 2008-м – 9, а за весь 2009-й год было открыто 10 кофеен). УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Starbucks преследует цель размещать свои кофейни таким образом, чтобы они были в максимальной доступности для посетителей, в первую очередь благодаря своей численности, а также правильному месторасположению фото: IS Согласно отчету компании, опубликованному на официальном сайте, по состоянию на 27 декабря 2009 года сеть Starbucks представлена 16 706 ресторанами в более чем 50 странах мира в Северной и Южной Америке, Европе, Азии. Кофейни Starbucks располагаются в центральных и отдаленных от центра районах города, размещаются как в составе торговых и офисных центров, так и отдельно стоящими точками. Рестораны сети Starbucks Coffee Company управляются непосредственно компанией, а также на основании лицензионного договора. Так, в США открыто более 11 180 ресторанов Starbucks, из них более 4410 работает на основе лицензии и около 6770 управляются компанией. На международных рынках открыло более 5520 кофеен, из которых управление более чем 3440 осуществляется компаний Starbucks Coffee Company, 2081 ресторан – на основании лицензионного договора. Несмотря на стремительное развитие, еще не так давно компания Starbucks, ощущая на себе влияние финансово-экономического кризиса, заявляла о намерении расширить ассортимент в своих ресторанах и перевести их на круглосуточное обслуживание. Тем не менее, согласно отчету компании за 2009 год, Starbucks Coffee Company отмечает рост прибыли, в основном благодаря постоянным нововведениям, успешной политике привлечения клиентов, а также более эффективной структуре распределения издержек. В дальнейшем Starbucks Coffee Company ожидает рост прибыли, а также планирует открыть 300 новых кофеен: 100 из них – в США и 200 – на международном рынке. Предполагается, что новые сетевые рестораны будут работать преимущественно на основе лицензии. ФЕНОМЕН STARBUCKS Оператор Starbucks имеет такой же грандиозный успех во всем мире в сегменте кофеен, как и McDonald’s на рынке быстрого питания фото: IS Грандиозный успех кофеен Starbucks пытались повторить и превзойти многие операторы, однако пока ни одному из них это не удалось. В чем же заключается феномен этого брэнда? По большому счету, он объясняется достаточно просто: благодаря Starbucks кофе перестал быть просто напитком. Брэнд Starbucks уже давно стал символом глобализации и космополитизма. Для большого количества людей во всем мире он стал синонимом слова «кофе». Помимо непосредственно хорошего кофе, Starbucks предлагает также некий стиль жизни, принадлежность к активному урбанистическому сообществу. Дело в том, что Starbucks быстро реагирует на реалии современной жизни, к примеру в географическом отношении. Оператор преследует цель размещать свои кофейни таким образом, чтобы они были в максимальной доступности для посетителей, в первую очередь благодаря своей численности, а также правильному месторасположению. Огромное количество точек сети позволяет выпить хороший кофе даже в самых отдаленных уголках планеты. Таким образом, даже если вы не хотите кофе, но вам в поле зрения попадает вывеска кофейни Starbucks, у вас возникнет желание ее посетить. К тому же многие точки оператора предлагают бесплатный доступ к интернету, что привлекает молодых, работающих людей. Примечательно, что посетителям зачастую, особенно по утрам, приходится выстаивать в достаточно длинной очереди за любимым кофе, однако их это не отпугивает. Оформление и оснащение кофеен тщательно продумано: дверь всегда открыта нараспашку, нет как такового порога, отступ от улицы до заведения составляет всего один шаг. Оборудованы и оформлены заведения Starbucks в некоем интеллектуальном стиле европейского кафе – немного живописи на стене, джаз из динамиков. И при этом кофейни оператора являются классикой самообслуживания, все процедуры продуманы таким образом, чтобы сократить до минимума время обслуживания клиента. К примеру, около кассы можно взять сахар в любом количестве, соответственно, персоналу нет необходимости тратить время на то, чтобы уточнить у клиента количество желаемого сахара. Кроме того, один из немаловажных факторов успеха Starbucks – огромное количество возможных комбинаций и добавок, которые позволяют каждому посетителю получить свой любимый кофейный напиток, более того, фактически любой напиток из кофе, который можно придумать. Клиенты Starbucks энергичны, успешны, взыскательны. Достаточно высокие цены, которые постоянно критикуются, не снижают популярности кофеен – посетители готовы переплачивать за принадлежность к определенному кругу и собственное самоутверждение. Известно, что более дорогой товар имеет более высокую эмоциональную стоимость для покупателя. Starbucks – классическое этому подтверждение. Учитывая вышесказанное, возникает вопрос, смогут ли кофейни McDonald’s, которые оператор планирует активно развивать под брэндом McCafe, составить достойную конкуренцию Starbucks. Ведь выпить кофе в заведении быстрого питания будет представлять собой совершенно другое на эмоциональном уровне событие. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Перспективы развития сети Starbucks и других международных операторов общественного питания в Украине комментируют Илария Гвандалини (Ilaria Guandalini) и Милос Риба (Milos Ryba), аналитики компании Planet Retail. Безусловно, существуют перспективы развития кофеен Starbucks, а также других международных сетей ресторанов в Украине. Можно утверждать, что Starbucks внимательно наблюдает за украинским рынком уже длительно время, в том числе не в последнюю очередь благодаря успеху оператора McDonald’s, сеть которого в Украине уже насчитывает 68 ресторанов и планируется открытие новых в 2010 году. Стоит отметить, что сегодня наблюдается растущий интерес со стороны международных компаний к сетям кофеен в России и других странах Восточной Европы. К примеру, британский оператор ресторанов Whitbread, которому принадлежит сеть Costa Coffee, в данный момент активно рассматривает возможности приобретения сетей кофеен в Центральной и Восточной Европе. Развитие крупных фаст-фуд операторов в Украине является вполне вероятным, поскольку компании, подписывая франчайзинговые соглашения для России, часто предоставляют права на развитие и в других странах СНГ. Состоится ли экспансия крупных сетей в ближайшем будущем на украинский рынок – трудно сказать. Многие операторы сегодня внимательно наблюдают за этим рынком, однако детальные программы по развитию в новых странах, как правило, такими компаниями не озвучиваются. В данный момент в Восточной Европе, в частности в России, активно развиваются многие локальные сети. Так, российские местные операторы, такие как «Росинтер» или группа компаний Аркадия Новикова, имеют амбициозные планы по развитию в свой стране, включая в том числе концепцию coffee shop. Что касается Украины, интерес иностранных компаний к ней сильно зависит от экономической и политической ситуации в стране. В целом можно сказать, что в долгосрочной перспективе данный рынок будет ожидать дальнейшая урбанизация, а рост украинской экономики будет возможен благодаря международному бизнесу и не в последнюю очередь туризму. Однако в ближайшей перспективе развитие украинского государства будет происходить медленными темпами. Скорее всего, многие операторы уже сегодня рассматривают Украину в качестве площадки для открытия пилотных точек. Отношение к украинскому рынку можно охарактеризовать в данный момент как сдержанное, но в то же время многие компании уверены в долгосрочном потенциале страны и осознают, насколько важно занять определенную долю рынка до прихода на него конкурентов. Среди трудностей, которые ожидают компании на украинском рынке, стоит назвать в первую очередь сложную экономическую ситуацию и связанные с ней проблемы, такие как коррупция, плохо развитая инфраструктура и другие. По этим причинам сложно создавать бизнес без кооперации с местным игроком. Поэтому франчайзинговые соглашения являются наиболее удобным способом для развития международных фаст-фуд сетей на развивающихся рынках.