Киев: строим или разрушаем?


ВГЛУБЬ?


На любом склоне грунты движутся вниз, а непродуманное вмешательство в эти процессы значительно их ускоряет
фото: Олег Герасименко

Учитывая, что в истории поселений людей есть опыт жизни в пещерах, вариант развития города «вглубь» нельзя считать новым. Однако, в древние времена люди использовали пещеры, образовавшиеся естественным путем. Они могли расширять их, углублять, но основа была создана самой природой. Современные же строительные технологии и материалы привносят в освоение подземного пространства новые возможности, но все ли они во благо людям и безопасны?
По утверждению геологов, пещеры и пустоты всегда были факторами, ведущими к деформациям, в том числе разрушительным. Так было с Кирилловской церковью. В конце 1940-х годов в ней начали образовываться трещины, угрожавшие целостности здания. В ходе исследований под церковью были обнаружены подземные ходы. Их изучили и в начале 1950-х годов забутовали, чтобы остановить осадку здания.
Современное подземное строительство там, где оно ведется технически неправильно, также приводит к повреждению зданий, находящихся в непосредственной близости от строительства. Одна из причин повреждений – рытье глубоких котлованов. Котлован уменьшает напряжения в грунтах под соседними зданиями, и в определенных условиях может начаться оплывание грунтов в котлован, а затем и деформация зданий. Например, здание Института геологических наук НАН Украины по улице Олеся Гончара также пострадало от вырытого поблизости котлована, на всех его 4-х этажах образовались трещины. Когда в процессе строительства фитнесс-центра возле Софийского собора был вырыт котлован, сразу упал участок ограды собора, к счастью, не старинной, имеющей историческую ценность, а современной постройки. А на территории Софии, за зданием бурсы, на значительной площади произошло оседание грунта.


ГИДРОГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ЗДАНИЙ
«Основную роль в разрушении зданий играет гидрогеологический фактор. Из-за нарушений естественного режима поверхностных и подземных вод и последующих деформаций грунтовых оснований практически все старые здания в Киеве в той или иной степени повреждены, – рассказывает Вадим Рыбин, гидрогеолог, старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины. – Возле зданий часто происходит аккумуляция поверхностных стоков. Тогда вода очень быстро просачивается к фундаментам и переувлажняет грунты, что тоже может вызвать деформацию грунтов и зданий. Нередко под землей образуется верховодка – временный водоносный горизонт, который удерживается слабопроницаемыми грунтами. Верховодка имеет большое распространение, например, ею подтоплен весь центральный участок Подола, но мы только недавно научились ее исследовать.
Город, особенно его историческая часть, перенасыщен инженерными сетями, значительная часть которых находится в неудовлетворительном состоянии. По грубой оценке, около 30% протекающей по коммуникациям воды теряется в грунте. Это существенно влияет на подъем уровня грунтовых вод.
Когда примерно год назад в районе церкви Николы Притиски, памятника архитектуры, фундаменты которого были подтоплены, заменили теплотрассу и водопровод, уровень грунтовых вод снизился почти на 2 метра.
Подземное строительство часто вызывает так называемый барражный эффект. Его суть заключается в том, что подземный водный поток встречает препятствие искусственного происхождения и изменяет свой режим.
Такая ситуация возникла, например, когда на Подоле построили метро под улицей Сагайдачного и далее. Проложенный на незначительной глубине тоннель перекрыл сток подземных вод к Днепру. В результате уровень верховодки поднялся на 1-1,5 метра. Теперь подвалы многих зданий в этом районе подтоплены. Так, из 40 подвалов, обследованных нами в 1996 году, 30 оказались подтопляемыми постоянно или периодически.
Все новые высотные дома строятся на сваях. С одной стороны, чем глубже фундамент, тем устойчивее здание. Но есть и другая сторона медали: эти же сваи, когда их опускают ниже уровня грунтовых вод, а я уверен, что никто за этим не следит, становятся препятствием на их пути. Из-за этого уровень грунтовых вод поднимается, возникает их боковая фильтрация. Грунтовые воды уходят под соседние здания, подтапливая их грунтовые основания, нарушая сложившийся на данной территории водный баланс. В результате здания могут деформироваться.
Барражный эффект могут со временем создавать и подземные паркинги, и подземные торгово-развлекательные центры, и другие заглубленные сооружения.
Яркий пример строительства без учета гидрогеологического режима территории – особняки возле Национального ботанического сада им. Н. Гришко НАН Украины на Печерске. Здесь городская администрация выделяет участки под застройку в районе улицы Мичурина, выше и ниже ее. Особняки строят, как правило, на сваях, под защитой подпорных стен. На отдельных участках строительство нарушило естественный режим грунтовых вод. Ниже улицы Мичурина, возле дома №37, начал образовываться овраг, идет оплывание грунта. Интенсифицировались подвижки грунтов и деформации зданий, построенных здесь ранее на ленточных фундаментах. Сейчас эти процессы быстрее проявляются на склонах, но со временем могут возникнуть деформации грунтов и на ровных участках. Возможен вынос грунтов, провалы, просадки. При таком массовом строительстве на Печерске я считаю развитие таких процессов неизбежным.
Строительству в районе ботанического сада должна была предшествовать разработка проекта инженерной защиты территории по микрорайонам. Инженерная защита – это комплекс сооружений и мероприятий, которые нормализуют режим поверхностных и грунтовых вод, удерживают склон. Сюда входят дренажные и ливнесточные сооружения, подпорные стенки и т.д. Разработать и осуществить проект инженерной защиты территории по каждому микрорайону должен был город, а застройщики должны были вносить средства, компенсирующие расходы на проектирование, строительство защитных сооружений, проведение защитных мероприятий и на ведение постоянного эксплуатационного мониторинга за состоянием грунтов и зданий. Необходимо было разработать определенные ограничения для застройки этой территории и выдавать застройщикам предписания.
В Киеве несколько рек и ручьев убраны в трубы и желоба. Среди них Лыбидь, Глубочица, Киянка, Сырец и ряд других. Раньше подземные воды разгружались в эти реки и ручьи и уходили вместе с их стоками в Днепр. Теперь же поток подземных вод встречает преграду и ему нужно разгрузиться. Повышается уровень потока воды, и из-за этого может произойти подтопление территории.
Уровень грунтовых вод на многих участках Киева постоянно повышается. В Киево-Печерской Лавре в течение ХХ века он повысился от 6 до 10 метров, на территории Софийского собора – от 4 до 6 метров. На самой высокой отметке уровень грунтовых вод на Печерске в районе улиц Московской, Аистова и других.
На значительной части исторического центра Киева распространены лессовые грунты. В сухом состоянии они прекрасно выдерживают здания. Но эти грунты просадочные, то есть когда лесс обводняется, вода растворяет содержащиеся в нем солевые пленки, грунт уплотнятся, а здание получает неравномерную осадку, что приводит к образованию трещин. Кроме того, в здании может быть повышенная влажность, образоваться от сырости грибок.
Кроме того, что лессовые грунты просадочные, они еще склонны к суффозии, то есть если идет утечка из коммуникаций, а рядом находится склон или любая подземная пустота, вода выносит грунт в подземную полость, и на поверхности образуется провал. Такие провалы неоднократно образовывались в центре Киева, по улице Банковой, на Владимирской горке, на территории завода «Арсенал-2», в Киево-Печерской Лавре и других местах. Это серьезные процессы, которые могут вызвать значительные разрушения. Ведь большинство наших памятников архитектуры и многие старинные дома ценной фоновой застройки стоят на лессовых грунтах», – отмечает Вадим Рыбин.


ВШИРЬ?
Развитие города в ширину сложно и юридически, и технически. Выйти за пределы существующих границ Киеву нелегко: земля за городской чертой – территория Киевской области. И если в рамках административно-территориальной реформы часть территории области передать столице, насколько такой земельный передел будет соответствовать нормам демократического государства? Кроме того, земли Киевской области выполняют сельскохозяйственную, природоохранную и рекреационную функции, в том числе и для Киева. Безудержная экспансия столицы может нанести серьезный ущерб и области, и самому Киеву.
Ученые-регионалисты отмечают, что «взаимопроникновение» большого города и ближайших к нему маленьких городов и поселков неизбежно. И если отношения строятся с учетом взаимных интересов, они перспективны. Если же преобладает позиция «эгоизма большого города», когда он стремится вынести за свои пределы экологически опасные предприятия, свалки, захоронения радиоактивных и токсических веществ и разместить их на землях провинции, не считаясь с ее населением, конфликт рано или поздно возникнет.
Даже если у города есть резерв свободных территорий для развития вширь, оно связано со значительными затратами, т.к. на неосвоенных площадках нет инженерных сетей. Поэтому и стремятся инвесторы размещать свои объекты на пятнах застройки (реальных или мнимых) в обжитых районах города.


ВВЫСЬ? А СЕЙСМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ?
На первый взгляд, наиболее оптимальным представляется развитие Киева по вертикали с одновременным уплотнением городской застройки: экономно используется городская территория, финансовые ресурсы. Однако во время землетрясений, которые ощущались в Киеве в течение последних 20-25 лет, в ряде домов образовались трещины, а жильцы некоторых 5-ти, 9-ти, а особенно 16-этажных домов испытывали ни с чем не сравнимые ощущения, когда их дома раскачивались. Сейчас в Киеве разворачивается строительство еще более высоких жилых домов. Насколько они сейсмически безопасны?
Виктор Омельченко, заведующий отделом региональных проблем геофизики Института геофизики им. С. Субботина НАН Украины, рассказывает, что «в Киеве в современном городском строительстве сейсмичность территории города в основном не учитывается. Наш институт принимает участие в разработке государственных строительных норм «Строительство в сейсмических районах Украины...». В этом документе будут и нормы для строительства высотных зданий. По плану новые нормы должны утверждать в конце этого года, а до настоящего времени украинские строители работают по СНиПам, которые были разработаны еще во времена Советского Союза.
Нами подготовлены три карты и таблицы, отражающие максимально возможную сейсмичность всей территории Украины: для гражданского строительства, промышленного и для строительства особо важных объектов, таких, например, как метро и объекты атомной энергетики.
В Японии во время последнего сильного землетрясения атомная станция даже не отключилась, что говорит о высоком запасе сейсмической устойчивости ее конструкций. В Румынии все новые дома строят с запасом сейсмической устойчивости. Колебания земли принимают на себя фундаменты и нижние этажи, верхние же этажи во время землетрясений не раскачиваются. Я видел высотные дома в Париже, они все построены с большим запасом сейсмической устойчивости, хотя Париж в этом отношении город относительно спокойный.
Повышение сейсмической устойчивости зданий удорожает строительство, но, как показывает мировой опыт, научно обоснованные профилактические меры безопасности, какими бы дорогими они не казались, всегда дешевле ликвидаций последствий аварии.
В новых государственных строительных нормах повышены требования к сейсмической безопасности зданий, по сравнению с теми, которые были приняты ранее. Например, в Одесской области сейсмичность оценивается теперь до 8 баллов, что выше, чем в действующих СНиПах. В связи с подъемом уровня грунтовых вод повысилась также сейсмичность Донбасса.
В Украине для оценки сейсмичности пользуются пока системой MSK-64, а не международной шкалой Рихтера. Для перехода на международную систему необходимо провести очень много инструментальных наблюдений, на которые у нас нет средств.
Для крупных городов, мегаполисов, расчет сейсмической безопасности ведется на основании норм, принятых для особо важных объектов. До недавнего времени сейсмичность Киева оценивалась приблизительно и на уровне около 5 баллов. Сегодня максимальная сейсмичность Киева оценивается в 6 баллов. Единственным источником такой сейсмичности для Киева может быть район Вранча в Румынии. Землетрясения Крыма, Кавказа, а также Турции не оказывают воздействия на территорию Киева. Объясняется это особенностями геологического строения Украины и глубиной залегания источников землетрясений в земной коре этих регионов.
В Киеве установлены две современные сейсмические станции: одна в 1999 году на территории Института геофизики, вторая – в 2002 году на территории Софийского собора. По расчетам же ученых для обеспечения сейсмической безопасности их должно быть не менее шести. Часть станций необходимо установить в определенных местах Киева, а часть – в его пригородной зоне и тоже в определенных местах.
Земля живет, в ней происходят изменения, за которыми необходимо постоянно наблюдать, потому что локальные землетрясения случаются даже там, где раньше их не наблюдали и не ожидали. Пример – случившееся в 2002 году землетрясение силой до 6 баллов в Тернопольской области. Оно произошло на небольшой глубине (гипоцентр находился на глубине 3-4 км), захватило небольшую территорию, но разрушения были: раскололась церковь и другие постройки.
Киевским строителям необходимо знать, как будут вести себя здания и сооружения, которые они намерены построить в том или ином районе города, при максимально возможной разгрузке землетрясений в районе Вранча. Это можно рассчитать теоретически. Можно провести испытания модели каркаса здания на специальной геодинамической платформе. Я видел, как это делают в Италии. Можно также прогнозировать состояние здания, сооружения в различных геологически неблагоприятных условиях на его цифровой модели, как это делают сотрудники НИИСК для Софийского собора и Чернобыльской АЭС.
У нас есть сейсмограммы нескольких землетрясений, произошедших в районе Вранча. Известно, как вели себя во время этих землетрясений киевские грунты, какие в них возникали ускорения. Составлена карта-схема проявления землетрясений на территории Киева, на ней выделены районы с пониженной или повышенной сейсмичностью грунтов. Методы математического моделирования позволяют, используя данные проведенных наблюдений, спрогнозировать поведение грунтов во время максимально возможного землетрясения, не дожидаясь, когда оно произойдет. На основании наших данных НИИСК для конкретного участка предполагаемой застройки может рассчитать, выдержит конструкция проектируемого здания такое землетрясение или нет. Только у нас никто этого не делает.
А ведь если посмотреть на карту «Неотектоника Киевского геодинамического полигона», разработанную сотрудниками Института географии НАН Украины, мы увидим, что город стоит на активных тектонических разломах, на его территории много оползней и оползнеопасных участков со слабыми грунтами.
Наши наблюдения показывают, что сейсмическая ситуация в Киеве непростая, это при том, что мы имели дело с землетрясениями средней силы, а не максимально возможными.
Несколько лет назад ученые получили задание от городских властей составить программу геодинамического мониторинга Киева. Мы это сделали и в 2000 году передали заказчикам программу «Разработка проекта геодинамической системы Киева с целью наблюдения и предотвращения возникновения чрезвычайных оползнеопасных ситуаций и деформационных процессов на инженерных сооружениях и высотных жилых домах города». И все, больше к нам никто не обращался», – говорит Виктор Омельченко.


ПЛОТНЕЕ?
Застройка и в центре, и на прилегающих к нему территориях постоянно уплотняется. Насколько это безопасно?
Комментирует Вадим Рыбин: «Грунты центральной части Киева не пригодны для тех нагрузок, которые создаются новыми высотными зданиями в условиях постоянно уплотняющейся застройки. Даже реконструкция старого здания, увеличивая нагрузку на грунты, приводит к образованию трещин.
Когда в жилом комплексе по улице Владимирской, 20-22, который стоит рядом с Софийским собором, заменили деревянные перекрытия на железобетонные, надстроили один этаж и мансарду, по комплексу пошли трещины. В древней ограде собора напротив комплекса также образовались трещины через каждые 10 метров с раскрытием 3-5 миллиметров по всей высоте. Вот что значит дополнительная нагрузка на грунты, даже незначительная».
Обеспокоенность уплотнением застройки в исторической части Киева высказывает и Евгений Кожан, заведующий научно-исследовательским отделом охраны памятников Национального заповедника «София Киевская»: «У нас во многих градостроительных решениях ориентируются на опыт Москвы, и нередко это бывает полезно. Но в государственных строительных нормах и правилах застройки нужно учитывать геологические особенности Украины и, в первую очередь, Киева.
Земная кора состоит из осадочного чехла и кристаллических пород. В Москве средняя толщина земной коры – до 60 километров, в Киеве – 40-42 километра. В Москве толщина осадочного чехла – 2-2,5 километра, а у нас – 400-450 метров. Киев намного старше Москвы, и его интенсивная застройка без учета геологических особенностей может привести к негативным последствиям, так как город оказывает техногенное влияние на геологическую среду и со временем она изменяется. Чем старше город, тем значительнее изменения.
Первыми все изменения чувствуют памятники архитектуры, потому что они стоят уже сотни и тысячи лет, и изучение ситуации в зоне памятников помогает выявить градостроительные проблемы.
В центральной части Киева многие улицы проходят по засыпанным оврагам. Это также необходимо учитывать при проектировании, чтобы в зданиях потом не образовывались трещины. Национальный театр оперы и балета им. Т. Шевченко одной своей частью стоит на насыпном грунте, поэтому по зданию пошли трещины. А ведь современные здания намного тяжелее, и когда уплотняют застройку, возникают трещины сначала в старых зданиях, а со временем этот процесс может перейти и на новые здания. В Институте географии НАН Украины есть карты старого Киева всех периодов, и по ним можно увидеть, где были овраги, ручьи и т.п. Квалифицированные специалисты знают о необходимости использовать эту информацию в современном проектировании. А насколько взаимосвязана судьба городских зданий видно, опять-таки, на примере Софийского собора. Геологи обосновали размеры гидрогеологической охранной зоны собора – она должна простираться от ограды собора во все стороны на 150-230 метров. В пределах этой зоны должен регламентироваться и жестко контролироваться гидрогеологический режим».


«ЭЛИТНЫЕ ОПОЛЗНИ»
Желание инвесторов обязательно строить в центре Киева привело к тому, что жилые дома, чаще элитные, сооружают и планируют сооружать в дальнейшем даже на оползневых склонах и оползневых террасах.
«Пример крайне вредного для города и непродуманного во многих отношениях строительства – жилой дом по улице Грушевского, 9-а, – говорит Вадим Рыбин. – Здание не только стоит на оползневом склоне, там еще вырыт очень большой по площади и глубине котлован для подземного паркинга. Это прямое разрушение склона, которое приведет к развитию оползневой деформации на соседних участках. Рядом со стройкой стоит жилой дом по улице Грушевского, 9 – памятник истории. Тут же – Мариинский парк, Мариинский дворец, здания Минздрава Украины. Ближе к ст.м. «Арсенальная» – памятник архитектуры: бывшие военные казармы с Николаевскими воротами, теперь здесь располагается военная комендатура Киева. Тут же на склонах – Городской сад (бывший Первомайский парк), где трещина закола прослеживается с конца 1950-х годов. Ее протяженность – от музыкальной «раковины» до смотровой площадки рядом с Мариинским дворцом. Это грозное явление, и если не принять меры жесточайшего контроля, на этом участке произойдут оползни. Под угрозой разрушения исторический ландшафт днепровских склонов, памятники истории и архитектуры и сам новый жилой дом».
«В здании военной комендатуры, возле угловой башни, напротив теннисного корта, еще до начала строительства нового жилого дома по улице Грушевского, 9-а, по всей высоте стены образовалась сквозная трещина шириной порядка 150 миллиметров, – дополняет Евгений Кожан. – Это значит, что оползневый процесс начался, а строительство жилого дома его ускорит.
Парковая дорога, над которой строится новое здание, – не нижняя граница оползневого склона, а только одна из его ступенек. Дорогу проложили по оползневой террасе. Поэтому много лет она была пешеходной зоной, потом довольно долго проезд транспорта по ней разрешали только в определенные часы.
Днепровская набережная – также оползневая терраса. Раньше здесь проходила так называемая собачья тропа. Яков Гресь, который был одно время главным геологом ГПИ-5, рассказывал, как, будучи молодым специалистом, участвовал в 1934-35 годах в строительстве набережной. Она насыпная. Ее построили не только для того, чтобы в Киеве была набережная, а в первую очередь для укрепления оползневых склонов.
У нас в Киеве высота склонов над уровнем Днепра – 100 метров. Именно такую высоту оползневого склона нужно учитывать при расчете свай и подпорных стенок. Я не знаю, сохранилась ли документация, но, когда я работал в НИИСК, мой начальник, Николай Дужкин, рассказывал мне, что в свое время участвовал в строительстве здания, где сейчас разместилось Министерство иностранных дел. Он говорил, что здание построено очень грамотно, оно поставлено на опускные колодцы таким образом, что склон не нагружен».
«На любом склоне грунты движутся вниз, но очень медленно, а непродуманное вмешательство эти процессы значительно ускоряет, – продолжает Вадим Рыбин. – Так произошло и со склоном, на котором стоит Андреевская церковь. За церковью была тропинка, вместо нее проложили аллею, которая подрезала склон. Происходит оплывание грунта, откос стал очень крутым и оползнеопасным. Строительство перед фуникулером по улице Сагайдачного – еще один пример подрезания склона, создания на нем дополнительной нагрузки.
Проект застройки набережной Днепра между мостом метро и Почтовой площадью также очень опасен. Невозможно строить в таком месте и не подрезать склон. Даже проезжую часть можно так нагрузить, что она «выдавится» в Днепр.
Уплотнение городской застройки привело и к строительству на намытых территориях. Такое строительство для Киева не ново и оно возможно, если ведется грамотно, но хочу обратить внимание на санитарно-гигиенический аспект. Должна быть охранная полоса и у озер, и у рек, с гидрогеологических позиций – не менее 200 метров от кромки воды. Это еще одна причина, почему нельзя строить гостиницы, офисы, торговые центры и жилые дома на набережной Днепра. Днепровскую воду пьют 30 миллионов человек».


ВИБРАЦИИ ОТ ТРАНСПОРТА МОГУТ УСКОРИТЬ РАЗРУШЕНИЕ ЗДАНИЙ
Исследования, проведенные в 1990-е годы на территории Москвы, показали, что в городе есть постоянные источники вибрационных полей широкого спектра частот – городской транспорт (подробно об этом можно прочесть в книге «Москва. Геология и город», изданной РАН, институтом геоэкологии и Мосгоргеотрестом в 1997 году). Вибрации от внутригородского транспорта распространяются в подстилающих путепроводы грунтах. Энергия вибрационных колебаний передается на значительные расстояния и уменьшает прочность грунтов, фундаментов зданий, ускоряет износ подземных коммуникаций. Городской транспорт может создавать и вибрации, превышающие безопасный физиологический уровень. Особенно сильные вибрации создает рельсовый транспорт. Поэтому в ряде городов колеса поездов метро покрываются резиной, а к качеству рельсов метрополитена, трамвайных линий и проходящей через город железной дороги предъявляются высокие требования.
Устойчивость того или иного участка городской территории к вибрационному воздействию зависит от состава и структуры грунтов, глубины залегания грунтовых вод, рельефа местности и ряда других факторов. В определенных местах вибрации грунтов могут ускорить или спровоцировать образование оползней, проседаний поверхности, оплывин и обрушений.
Продолжительное воздействий вибраций на грунты и, соответственно, фундаменты зданий вызывает в них «усталость», поэтому даже сравнительно слабые вибрации с течением времени могут привести к серьезным разрушениям, особенно в местах плотной застройки.
Улицы центральной части Киева не были рассчитаны на современные потоки автомобильного транспорта. Не рассчитаны на возникающие вибрационные нагрузки и фундаменты, причем не только памятников архитектуры, но и зданий фоновой застройки, а ведь именно они создают неповторимое своеобразие города.
В Киеве не изучалось влияние вибраций, создаваемых городским транспортом, на состояние грунтов, городских зданий (за исключением нескольких сооружений) и коммуникаций. Однако такого рода исследование в нашем городе необходимо еще более, чем в Москве, в связи с особенностями геологической среды. Ведь только строительство и эксплуатация метрополитена вызвали повреждения разной степени в нескольких десятках киевских зданий. Но даже до проведения такого исследования городским властям стоит подумать над тем, как снизить интенсивность транспортных потоков по набережной Днепра и, особенно, по Парковой дороге, для уменьшения вибрационных воздействий на оползневые склоны приднепровских парков.
В некоторых городах, чтобы спасти их историческую часть, сохранить привлекательность для туристов и создать для населения безопасные условия жизни, действуют очень решительно. В Риге, например, городские власти ограничили въезд в исторический центр любого автотранспорта, в результате бизнес переместился в новые окраинные районы, которые сейчас интенсивно развиваются. В Куритибе (Бразилия), известной заботой мэрии об экологии города, население для внутригородских поездок пользуется автобусами с электродвигателями. График движения и стоимость проезда сделали этот вид транспорта широкодоступным и самым удобным.


БЕЗОПАСНЫМ ГОРОД СДЕЛАЕТ СОЮЗ НАУКИ И ДЕВЕЛОПМЕНТА
Так как же развиваться городу: вглубь, вширь, ввысь, плотнее? Возможны ли другие варианты?
Некоторые градостроители уже поднимают вопрос о том, что Киеву необходима концепция развития, видение того, какой город мы хотим построить. Может быть, город-Дом – это и есть наилучшая концепция?
Не исключено, что именно такой подход к развитию города покажет нам, что столица Украины может состоять не из спальных микрорайонов, промышленных зон и бизнес-центров, а из нескольких самодостаточных районов, в каждом из которых есть все необходимое для разнообразных видов работы и отдыха. Тогда не нужно будет с Троещины, население которой по численности больше, чем областного центра Житомир, ехать на работу через весь Киев. Подобные принципы развития городских территорий (их называют экологическим девелопментом) становятся все более популярными в мире, они значительно уменьшают внутригородские транспортные потоки и улучшают социальную и экологическую ситуацию в городе.
А возможно мы увидим, что нецелесообразно строить мегаполис и переселять большую часть населения страны в один город, и предпочтем развивать города в регионах. Так сделали когда-то в социалистической Чехословакии, стимулировав интенсивное развитие провинции системой льгот.
Но при любом варианте развития город должен быть безопасной средой обитания для всех жителей. Поэтому наука должна предшествовать процессу строительства и отслеживать эксплуатационный период. Научное обоснование строительства новых зданий и охраны памятников истории и архитектуры, фоновой застройки минимизирует просчеты, а, возможно, исключит их полностью. Необходим научно-технический контроль городского строительства. Это – вопрос безопасности не только города, но и государства.