КГГА: «Киев открыт для зарубежных инвестиций»




Валерий Борисов, первый заместитель главы КГГА, начальник Главного управления экономики и инвестиций КГГА
фото: Олег Герасименко

CP: Охарактеризуйте динамику притока зарубежных инвестиций в Киев в последние годы. Какова доля Киева как реципиента инвестиционных вложений в общей структуре зарубежных инвестиций в Украину?
Пятый год подряд в динамике вложения иностранного капитала в столичную экономику наблюдаются позитивные тенденции. В целом, на протяжении последних пяти лет приток иностранных инвестиций составил более $1,5 миллиарда. С 1999 по 2003 год среднегодовой прирост капиталовложений зарубежных инвесторов в экономику Киева составлял около 220 миллионов гривен. В 1999 году прирост иностранного капитала составил 27%, тогда как по данным предыдущих годов этот показатель не превышал 24%. В 2000 и 2001 годах темпы прироста иностранных инвестиций несколько уменьшились. Однако, несмотря на это, ежегодное увеличение объема иностранных инвестиций на 20-22% уже стало традицией для Киева. Наибольший прирост зафиксирован в 2004 году: на протяжении января-сентября этого года объем капиталовложений, направленных нерезидентами в экономику Киева, составил $383,2 миллиона, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель за этот же период 2003 года.
Ежегодно в течение последних пяти лет объем прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Киева растет более чем на $100. В 2004 году прирост иностранного капитала на душу населения достиг своего максимального значения – $153,6 и на 1 октября 2004 года в целом составил $960,8. За этот же период совокупный капитал, который был вложен иностранными инвесторами в экономику Киева, увеличился на 18,2% и на 1 октября 2004 года составил $2,5 миллиарда.
Киев стабильно занимает позицию лидера среди других регионов Украины по объемам вложений иностранного капитала. На сегодняшний день доля столицы в общем объеме иностранных инвестиций в Украине составляет около 35%. На протяжении 9 месяцев 2004 года в экономику Украины нерезидентами было вложено $1,1 миллиарда, при этом «удельная масса» инвестиций, которые поступили в Киев, составляет 35% или $380 миллионов.
CP: Инвестиции каких стран представлены в Киеве?
За последние пять лет наибольший объем инвестиций поступил из США. Их доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций ($2,5 миллиарда) на 1 октября 2004 года составила около 17%. Далее следует Кипр – 14%, Германия – 10%, Виргинские (Британские) острова – 6%, Швейцария – 5%, Нидерланды – 5%.
В 2004 году наибольший объем иностранного капитала пришел из стран с развитой экономикой и оффшорных зон. В группу инвесторов-лидеров в 2004 году вошли: Кипр – $132,3 миллиона, Великобритания – $59,2 миллиона (в три раза больше, чем в 2003 году), Австрия – $34,9 миллиона (в три раза больше, чем в 2003 году), Швейцария – $24 миллиона (в пять раз больше, чем в 2003 году), США и Германия – по $18,5 миллиона.
CP: Какие инвесторы присутствуют в Киеве?
Стратегическими партнерами столицы в сфере ведения инвестиционного бизнеса являются такие крупные международные инвесторы, как Billa, Johnson&Johnson, McDonald's, Hudson, Knauf, Metro, Henkel, Tetra Pak, «Лукойл», «ТНК» и другие.
В общей сложности в Киеве насчитывается более 3,5 тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Для большинства этих компаний Киев стал отправной точкой во вхождении на украинский рынок.
Привлечение финансовых потоков в Украину и Киев осуществляется не только путем прихода прямых иностранных инвестиций, но и путем создания представительств ведущих мировых финансовых учреждений, которые занимаются кредитованием предпринимательской деятельности в Украине. За последние годы на рынок Украины пришли такие банки, как ЕБРР, Raiffeisen Bank, Мировой Банк и другие.
CP: Какие механизмы участия в экономике Киева наиболее популярны среди иностранных инвесторов?
В 2004 году иностранные инвесторы вкладывали средства в экономику Киева преимущественно в виде ценных бумаг – $317,5 миллиона (12,8% общего объема иностранных инвестиций). Денежных вложений было $315,8 миллиона (12,6%), вложений в виде движимого и недвижимого имущества – $92 миллиона (3,7%).
Стоит отметить, что в последнее время предпочтения иностранных инвесторов относительно способов осуществления инвестиций несколько изменились. Так, заметно увеличились вложения в виде денежных вкладов (более чем в два раза по сравнению с 2003 годом) и ценных бумаг. В 2004 году зарубежные инвесторы также начали обращать внимание на такие виды реализации инвестиций, как вклады за счет отмены долга ($0,6 миллиона), приобретение корпоративных прав в результате приватизации государственного имущества ($0,08 миллиона) и другие формы осуществления инвестиций ($4,1 миллиона).
CP: Какие сферы экономики Киева наиболее привлекательны для иностранных инвесторов?
Наиболее инвестиционно привлекательными сферами в Киеве в 2004 году стали: оптовая и розничная торговля – 30% общей суммы иностранных инвестиций, промышленность (на 97% – обрабатывающая) – 18%, финансовая деятельность – 17%, транспорт и связь – 11%, операции с недвижимостью – 7%, отели и рестораны – 6%, охрана здоровья – 5% и строительство – 5%.
CP: Насколько интересной для инвесторов является коммерческая недвижимость Киева? Какова ее доля в общем объеме иностранных инвестиций Киева?
Недвижимость Киева всегда привлекала инвесторов, поскольку эта сфера считается одной из наиболее стабильных и надежных в плане вложения капитала. Но одновременно с привлекательностью существует фактор повышенного риска. То есть, взвесив все «за» и «против» на весах «доход/риск», потенциальный инвестор, особенно зарубежный, пока еще не всегда склоняется к фактору доходности.
К сожалению, на данном этапе организация статистических наблюдений не предусматривает выделение из общего объема иностранных инвестиций, поступающих в экономику Киева, инвестиций в объекты коммерческой недвижимости, однако их долю можно оценить как незначительную.
CP: Охарактеризуйте, пожалуйста, инвестиционную политику столичной власти, в том числе и в сфере недвижимости.
Инвестиционная деятельность в столице, которая в девяностых годах ХХ века практически всегда нуждалась в непосредственном участии и поддержке городской власти, сегодня динамично наращивается, базируясь исключительно на рыночных отношениях между субъектами предпринимательской деятельности, с минимальным регулирующим влиянием государства.
Это, в свою очередь, обусловило переориентацию внимания городской власти к муниципальным проектам, направленным на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры столицы, а также к наиболее важным для города проектам, имеющим исключительное социально-экономическое значение.
Сейчас с целью создания благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности в столице городской властью проводится работа по организации инвестиционных конкурсов для вовлечения инвесторов в строительство объектов, привлекательных с коммерческой точки зрения (комфортабельные жилые дома, современные офисные центры, торгово-развлекательные комплексы, отели, паркинги, спортивно-оздоровительные центры, зоны отдыха и т.д.). При этом инвестор, изъявивший желание принять участие в реализации указанных инвестиционных проектов, приходит не на пустое место: при подготовке условий конкурса городская администрация, как организатор этого конкурса, выполняет предпроектные разработки, решает вопросы относительно освобождения земельных участков от претензий третьих лиц и прочее.


Источник: КГГА
графика: СР

CP: Каковы ваши планы относительно наполнения пакета «социальной нагрузки» при разработке тех или иных проектов в сфере недвижимости Киева?
Вопросы участия застройщиков в развитии инфраструктуры города были урегулированы решением Киевсовета от 30.09.99 №49/551 «О паевом участии (вкладах) инвесторов (застройщиков) в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры Киева». Новая редакция Нормативов для определения размеров паевого участия с учетом оценки социально-экономического значения инвестиционных проектов для города была утверждена решением Киевсовета от 27.02.2003 №271/431. При подготовке этой редакции были откорректированы показатели нагрузки на объекты социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры при новом строительстве или реконструкции с учетом утвержденных Госстроем правил определения стоимости строительства, а также необходимости выделения средств на восстановление зеленых насаждений и рекреационных зон. Использованные в новых нормативах зональные коэффициенты наиболее приближены к тем, которые используются при денежной оценке земли в Киеве. С целью стимулирования строительства паркингов в составе жилых комплексов введена норма об исключении этих площадей при расчете паевого участия.


Источник: КГГА
графика: СР

Альтернативным по отношению к паевому вкладу механизмом привлечения средств на создание социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города является проведение конкурсов в соответствии с Положением №2442, утвержденным 26.12.2004.
При этом используется принцип выделения в составе конкурсного объекта, создаваемого за счет инвестора, двух частей: первая – непосредственно коммерческая составляющая, то есть площади и сооружения, которые станут собственностью инвестора и будут приносить прибыль в будущем; вторая – площади или отдельные элементы объекта, которые будут использоваться всеми жителями города бесплатно (например, пешеходные переходы, зоны рекреации, транспортные сооружения и др.).
CP: Что препятствует более активному проникновению международного капитала в экономику Киева?
По результатам опроса иностранных инвесторов, которые уже развернули широкомасштабную деятельность в Украине, в том числе и в Киеве, ключевыми факторами, ограничивающими приток иностранного капитала, являются: нестабильное и чрезмерное регулирование инвестиционной деятельности, нечеткая правовая система, изменчивость экономической и политической среды, коррупция, высокие налоговые ставки и др.
В целом, по мнению самих инвесторов, основным ограничителем является регуляторное влияние, которое характеризируется бюрократизмом, а также принятием актов, вступающих в силу немедленно или имеющих обратное действие.
CP: Каким образом будет решаться одна из наиболее острых на сегодняшний день проблем – коррупция власти, негативно влияющая на инвестиционную привлекательность города в целом?
Отвечая на этот вопрос, невозможно оставаться до конца объективным и беспристрастным. Что касается позиции городской власти относительно этого явления, то она однозначна. Для решения данной проблемы мы стремимся оказывать всестороннюю поддержку развитию здоровой конкуренции в предпринимательской среде, повышать прозрачность процедур принятия решений как представительскими, так и исполнительными органами власти.
Кроме того, уже сейчас внедряются конкурсные основы распределения ресурсов, в первую очередь земельных, которыми владеет общественность города, что также призвано снизить уровень коррупции.
CP: Какие механизмы и инструменты используются для повышения интереса инвесторов к Киеву, в том числе и в сфере недвижимости?
С принятием Закона Украины «О столице Украины – городе-герое Киеве» городская власть получила дополнительные права в сфере сотрудничества с иностранными инвесторами. В частности, как уже было сказано, стимулирование вложения капитала в приоритетные сферы Киева сейчас осуществляется за счет дифференциации объемов отчислений инвесторов на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города, а также предоставления отсрочек по их оплате.
В сфере муниципальных заимствований городская власть может выступать гарантом инвестиций и кредитов, предоставляемых предприятиям, имущество которых находится в коммунальной собственности или передано городской власти в управление.
Мы имеем определенный опыт в вопросах привлечения инвестиционных ресурсов для потребностей хозяйственного комплекса под гарантии муниципальных активов. С этой целью начата деятельность по размещению на внешних финансовых рынках еврооблигаций: в 2003 году – на сумму $150 миллионов сроком на 5 лет; в 2004 году – на сумму $200 миллионов сроком на 7 лет. Привлеченные средства были направлены на реализацию наиболее важных для города проектов: строительство Подольского мостового перехода и кардиологического центра; создание новой технологии сортирования, брикетирования и переработки бытового мусора и промышленных отходов.
Одной из форм поддержки и содействия развитию инвестиционной деятельности со стороны киевской власти является частичная или полная компенсация процентов за пользование долгосрочными кредитами банков, других финансово-кредитных учреждений по результатам конкурсов инвестиционных проектов. В Киеве действует Положение о финансово-кредитной поддержке отечественных производителей и малого предпринимательства, в соответствии с которым средства городского бюджета направляются на частичную компенсацию оплаченных процентов по кредитам, полученным субъектами хозяйствования под реализацию инвестиционных и инновационных проектов, прошедших конкурсный отбор. В 2003 году на эти цели было направлено 15,7 миллиона гривен, а в 2004 году – около 35 миллионов гривен.
В целом, роль государства должна заключаться не в создании привилегий и льгот, а в обеспечении равных условий для всех участников рынка. Инвестиционный климат должен быть одинаковым для внутренних и внешних инвесторов, поскольку отсутствие условий для прибыльной деятельности национальных компаний, даже в условиях задекларированных преференций в пользу зарубежных, вызывает недоверие.
Также необходимо сказать, что киевской городской властью проводится работа в сфере презентации инвестиционных возможностей Киева, в том числе в сфере недвижимости, на отечественных и зарубежных выставках, бизнес-форумах и других мероприятиях инвестиционной направленности, таких как MIPIM, EuroMoney и др.
CP: Каким образом столичная власть намерена решать одну из наиболее важных проблем рынка недвижимости Киева – дефицит земельных участков?
Для решения проблем, связанных с дефицитом свободных земельных участков в городе, необходимо возвратиться к вопросу нерационального использования земель, в первую очередь промышленными предприятиями.
Сегодня значительная часть промышленных территорий Киева используется неэффективно или не по назначению. Особенно это касается предприятий с устаревшей постройкой, низким коэффициентом застройки, «распорошенностью» зданий по территории и незавершенностью начатого строительства. На территории некоторых промышленных предприятий размещаются десятки новых компаний и организаций, имеющих непроизводственную (коммерческо-торговую) функциональную направленность. С целью определения излишних территорий мы рассматриваем возможности вынесения некоторых промышленных объектов за границы города, а также изъятие части таких земельных участков.
Сейчас в Киеве проводится разработка комплексной программы реконструкции микрорайонов и кварталов, застроенных жилыми домами первого периода индустриального домостроительства. Реконструкция существующих микрорайонов с одной стороны позволит решить проблему дефицита свободных земельных участков в столице под новое строительство, с другой – повысит комфортность проживания в этих районах.
Еще одним резервом земельных участков является уплотнение застройки территорий как существующих микрорайонов, так и новостроек. Освобождение земельных участков будет осуществляться за счет использования подземного пространства (строительство подземных паркингов), уменьшения размера междомных земельных участков хозяйственного назначения, расположения объектов социально-бытового назначения во встроенных или пристроенных к жилым зданиям помещениях и др.
С целью обеспечения наиболее рационального использования территорий города проводится работа по содействию фактическим землепользователям в ускорении оформления прав на землю, отмене распорядительных актов относительно предоставления в пользование земельных участков, освоение которых не начиналось в течение нескольких лет.
CP: Какой объем территории позволит освободить вынос промышленных предприятий? Каким будет механизм такого освобождения земли под застройку? Каким образом в нем будет принимать участие инвесторы (в том числе иностранные), претендующие на тот или иной участок?
В соответствии с генеральным планом развития Киева на период до 2020 года, городской властью предполагается перенесение за границы столицы целого ряда промышленных предприятий с дальнейшей передачей освобожденных земельных участков другим юридическим и физическим лицам с целью обеспечения более эффективного использования земельных ресурсов.
Речь идет о таких заводах, как «Радикал», «Химволокно», «Радар», шелковый комбинат, мясокомбинат и другие. К объектам, которые планируется вынести за границы городской зоны, также относятся предприятия с экологически вредным производством.
Первым практическим шагом в этом направлении стал перенос Редукторного завода в Полтавскую область, в результате чего по ул. Борщаговской освободился земельный участок площадью в 4 гектара. В целом, по расчетам специалистов, в рамках указанных предприятий возможно высвободить до 30% резервных территорий (приблизительно 1,7 тысячи гектара).
Инвесторы, претендующие на земельные участки, подлежащие освобождению, будут принимать непосредственное участие в переносе промышленных предприятий и решении всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением занятости их работников и обновлением производства на новых площадках.
CP: Предполагается ли упрощение процедуры и сокращение сроков оформления прав на землю и получения разрешительно-согласовательной документации при реализации проектов?
С целью упрощения процедуры приобретения прав на землю для градостроительной деятельности, развития инфраструктуры первичного рынка земли и привлечения дополнительных средств для выполнения программ социально-экономического характера в ноябре 2004 года на сессии Киевского городского совета было принято решение «Об утверждении Концепции введения в городе Киеве конкурентных принципов предоставления земельных участков».
В соответствии с ним, с 1 января 2005 года в столице коренным образом изменяется порядок предоставления земельных участков и значительно сокращаются сроки оформления необходимых документов.
CP: Каковы общие планы застройки Киева?
С целью обоснованного определения красных линий размещения жилья и объектов социальной сферы, инженерно-транспортной инфраструктуры, а также формирования архитектурно-пространственной композиции киевская городская власть переориентировала свою деятельность в градостроительной политике на обеспечение комплексной застройки районов и микрорайонов города (переход от «точечной» застройки к комплексной поквартальной). В соответствии с генеральным планом Киева, предполагается разработка детальных планов застройки больших территорий города, программ комплексной застройки центральных микрорайонов с их полной реконструкцией и отселением, комплексных схем размещения объектов производственного и непроизводственного назначения, в том числе генеральной схемы размещения крупных торгово-развлекательных и офисных комплексов.
CP: На каком этапе находится разработка детального плана территории Киева? Каким образом, на ваш взгляд, его наличие будет влиять на привлекательность столицы для инвесторов?
На сегодняшний день в столице проводится разработка градостроительной документации, необходимой для обеспечения реализации генерального плана Киева, а именно: детальных планов территорий (ДПТ), схем планирования территорий и комплексных программ по их развитию.
В соответствии с Программой разработки градостроительной документации в Киеве, утвержденной решением Киевсовета, в течение 2004-2006 годов предполагается разработать и утвердить около 80 проектов детального планирования и застройки территорий во всех 10-ти районах города. На сегодняшний день практически завершена разработка ДПТ на территориях Печерского, Шевченковского и Голосеевского районов.
При разработке ДПТ определяются наиболее инвестиционно привлекательные участки и территории комплексного развития, а также их оптимальное функциональное предназначение и общая концепция застройки территорий.
При этом наличие качественно разработанной и утвержденной градостроительной документации позволит потенциальным инвесторам, в том числе иностранным, без лишних затрат времени и средств найти на территории Киева привлекательный для своего бизнеса объект инвестирования или необходимый земельный участок для реализации на нем собственного инвестиционного проекта.
CP: Развитие каких сегментов недвижимости Киева приоритетно для столичной власти?
Для потенциальных инвесторов наиболее привлекательными сегментами недвижимости в Киеве, в которые направлено наибольшее количество инвестиционных ресурсов, является жилая, торговая и офисная недвижимость, что связано с высокой рентабельностью этого бизнеса (40-60%) и коротким сроком окупаемости (3-5 лет).
Однако, учитывая необходимость обеспечения сбалансированного экономического и социального развития Киева, перед столичной властью стоит задание создания условий для равноценного развития других сегментов рынка недвижимости, а именно: промышленной, гостиничной и логистической (складской), которые на сегодняшний день имеют значительные резервы для вложения капитала.
Городские власти заинтересованы в том, чтобы иностранный капитал более активно включался в реализацию инновационных проектов в сфере промышленности, в которую в целом вложено лишь около $450 миллионов или 18% от общей суммы иностранных инвестиций. При этом прежде всего необходимо поддержать инновационные проекты, предусматривающие внедрение новых технологий и способствующие появлению значительного количества новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Первоочередное внимание будет уделено развитию гостиничного хозяйства Киева с инфраструктурой, соответствующей международным стандартам. В следующие пять лет в Киеве предполагается построить 4-5 пятизвездочных отелей, 10-12 – четырехзвездочных и 30 – трехзвездочных.
CP: Расскажите поподробнее о планах столичной власти относительно улучшения транспортной инфраструктуры Киева.
Для обеспечения эффективного функционирования транспортной системы города предполагается:


    


    
    


    
    


    
    


    
    


    
    

– интенсивное развитие метрополитена, а именно строительство:
     – Сырецко-Печерской линии – от ст.м. «Харьковская» до ст.м. «Харьковская площадь» с электродепо «Харьковское»;
     – Сырецко-Печерской линии – от ст.м. «Дорогожичи» до жилого массива Виноградарь;
     – Куреневско-Красноармейской линии – от ст.м. «Лыбедская» до ст.м. «Выставочный центр»;
     – Подольско-Вигуревской линии – от ст.м. «Глубочицкая» до ст.м. «Вокзальная»;
     – вторых выходов со станции метрополитена «Вокзальная», «Лесная» и «Дарница»;




    


    
    


    
    


    
    


    
    

– дальнейшее развитие дорожно-транспортных объектов, в частности:
     – строительство Подольского мостового перехода через Днепр;
     – строительство автодороги «Киев-Ирпень», магистрали от Амурской площади до Большой кольцевой дороги;
     – реконструкция Европейской, Львовской, Ленинградской и Московской площадей со строительством транспортной развязки на разных уровнях;
     – интенсивное строительство наземных и подземных пешеходных переходов с нежилыми помещениями торгово-бытового назначения.