JOI-Design: «Дизайнеры должны помнить, чьи деньги они используют!»

Commercial Property №5 (129) май 2014

ПЕТЕР ЙОНК, ДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРА ИЗ ГЕРМАНИИ, ОСНОВАЛ СВОЮ КОМПАНИЮ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА, А ИМЕННО – В 1984 ГОДУ. С ТОГО ВРЕМЕНИ ЕГО ДИЗАЙНЕРСКОЕ БЮРО РЕАЛИЗОВАЛО БОЛЕЕ 300 ПРОЕКТОВ ГОСТИНИЦ, РЕСТОРАНОВ, SPA-ЦЕНТРОВ, ОФИСОВ, ДР. КЛИЕНТАМИ БЮРО ЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ МИРОВЫЕ ГИГАНТЫ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА КАК KEMPINSKI, HYATT, SHERATON, HILTON И ДР. ПЕТЕР ЙОНК, ОСНОВАТЕЛЬ И СОУПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР JOI-DESIGN, ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОАВТОРОМ НЕСКОЛЬКИХ КНИГ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА, СРЕДИ КОТОРЫХ – CREATING HOSPITALITY DESIGN, 101 HOTEL ROOMS, 101 HOTEL LOBBIES, BARS & RESTAURANTS.

Текст: Ванда Андриевская

ФОТО: JOI-DESIGN 

Господин Йонк, расскажите, каких профессиональных правил Вы придерживаетесь в своей работе? 

Мы всегда должны находить решения, которые удовлетворяют требования инвестора, оператора гостиницы, ее потенциальных гостей, а также отвечают локации того или иного объекта. Нет универсальных правил, которые были бы применимы в любой ситуации. Каждый проект обладает уникальными характеристиками, и наша работа – создавать дизайн, соответствующий индивидуальным потребностям всех участников проекта и его гостей. 

Стоит учесть, что дизайн отелей разрабатывается на длительный период, поэтому в своих проектах мы не можем применять даже самые ультрасовременные элементы, ведь они быстро устареют. Нашим преимуществом является предвосхищение тенденций до того, как они становятся мейнстримом. Мы можем предугадать желания гостей за много лет вперед и создавать отели, которые останутся современными еще в течение долгого времени.

*«Красный гид Мишлен» – ресторанный рейтинг, который составляется согласно трехзвездочной системе оценки ресторанов. 

Какой наиболее дорогостоящий проект реализовало бюро JOI-Design? 

Такой проект – отель Hilton Frankfurt Airport во Франкфурте (Германия). Его открытие состоялось в декабре 2011 года. Объем инвестиций не раскрывается. 

Гостиница Hilton Frankfurt Airport является весьма успешной, так как она представляет собой своеобразную «гавань» внутри офисного центра The Squaire – одного из наиболее «мобильных» зданий коммерческой недвижимости в мире ввиду того, что оно соединяет аэропорт, железную дорогу и две автомагистрали. Отель находится внутри этого «горизонтального» небоскреба, как часто называют ОЦ The Squaire, внешне напоминающего футуристический самолет. Hilton Frankfurt Airport сертифицирован согласно стандарту «зеленого» строительства LEED, имеет категорию Gold и является воплощением элегантного стиля бренда Hilton, в котором сочетаются роскошь и бизнес-комфорт. 

Данный проект площадью 34 000 м2 (совместно с гостиницей Hilton Garden Inn, которая также расположена в The Squaire и над проектом которой работало бюро JOI-Design), а также трехмерно закругленная форма здания стали для нас настоящим испытанием и одновременно возможностью сбалансировать высокотехнологичность конструкции и естественность форм объекта. С этой целью был выбран принцип совмещения несовместимого: движения и покоя, технологии и природы, поглощающего траффика и безмятежности, бизнес-формальностей и повседневного комфорта, др. В рамках реализации данного проекта нами были найдены два инновационных решения. Первое – это создание пары «золотых крыльев», распростертых над зоной ресепшн в лобби, лаунжем и баром с целью уменьшить объем и количество естественного света в 7-этажном атриуме. Крылья изготовлены из волнистой бронзовой сетки, натянутой на стальные рамы. Примечательно, что данный элемент дизайна смягчает акустику и выгодно подчеркивает использованные в дизайне лобби обтекаемые формы, благодаря которым гости могут почувствовать спокойствие обстановки после суматохи аэропорта Франкфурта. 

Второе инновационное решение – это «Глобус», который представляет собой «здание внутри здания» с функциональным пространством высотой 9 метров и площадью 470 м2. Снаружи «Глобус» покрыт мозаикой из зеркального стекла, что напоминает огоньки ночного клуба. Внутри конструкции расположен бальный зал на 570 мест. Освещение, проникающее сквозь углубления в потолке, отражается от кристаллов Swarovski, которыми инкрустированы деревянные панели зала. Последние являются элегантным акустическим решением и одновременно скрывают вентиляционные выпуски. 

В лаунж-баре The Fifth, Lounge & Bar использованы природные материалы и высокие технологии дизайна. Так, благодаря особому непрямому освещению на рифленых стенах лаунжа играют мягкие тени, а центральная барная стойка покрыта высокотехнологичным материалом кориан и подсвечивается стеклянными дисплеями. 

В связи с изогнутой формой офисного здания The Squaire каждый этаж гостиницы имеет различную площадь – это подтолкнуло нас к идее создания разных типов номеров. Номера меблированы обтянутыми кожей шкафами и креслами, столиками из желтого стекла, светодиодными зеркалами и многими другими дорогостоящими элементами. В Президентском люксе можно найти поистине роскошные элементы дизайна: огромное зеркало с рамой из красного дерева, обрамленные перламутром зеркала и джакузи в ванной, люстру с кристаллами Swarovski, др.

ПЕТЕР ЙОНК

 

Дата рождения: 31 июля 1957 года 

Место рождения: Кронах, Германия 

Место жительства: Гамбург, Германия 

Образование: диплом дизайнера интерьеров, полученный в Кайзерслаутерне и Майнце (Германия), 1981 год; степень по «зеленому» строительству, 1983 год 

Карьера: работа в собственной компании с 1984 года 

Занимаемая должность: соуправляющий директор 

Семейное положение: женат на Коринне Кречмар-Йонк (является партнером по бизнесу) 

Хобби: кулинария. 

С какими самыми необычными требованиями со стороны заказчика и особенностями проекта Вам довелось столкнуться в своей работе? 

Нам дважды посчастливилось работать над одним из старейших отелей Европы, что требовало от нас осторожности и уважения к историческому наследию здания. Это был отель Hotel Ritter Durbach в регионе Шварцвальд (Германия), построенный в 1656 году. В 2007 году гостиница была выкуплена семьей Риттер, которая наняла бюро JOI-Design с целью создания высококлассной 4-звездочной гостиницы. По завершению проекта гостиница стала весьма популярной, более того, в 2010 году ресторану отеля Wilder Ritter (с нем. – «Дикий Рыцарь») была присуждена одна звезда рейтинга «Красный гид Мишлен»*. В связи с этим наше бюро было приглашено в 2012 году для расширения гостиницы и возвращения ее исторического облика с условием сохранения благородного стиля отеля. 

Менеджеры гостиницы – молодая и энергичная пара Доминик и Илька Мюллер – попросили нас сохранить традиционное восприятие гостиницы и интерпретировать его в современном стиле. Таким образом, перед нами была поставлена задача модернизировать отель, не разрушив его исторического шарма, и создать особый объект гостеприимства. Нашим решением стало адаптировать типичные элементы немецкой культуры с палитрой и материалами ХХI века, что «освежило» отель без разрушения его легендарной историчности. Это особенно прослеживается в стиле ресторана Wilder Ritter, который приближается к барокко – стены обшиты черным деревом, стулья оббиты красным бархатом, сам ресторан освещается хрустальными люстрами, а на стенах можно увидеть коллекции винтажной серебряной посуды.

 

Номер в гостинице Hilton Frankfurt Airport Hotel (Франкфурт-на-Майне, Германия). ФОТО: JOI-DESIGN 

Над какими проектами Вы работаете в данный момент? 

В настоящее время мы работаем над более 20 проектами отельной, ресторанной и офисной недвижимости. Мы разрабатываем дизайн для гостиниц таких сетевых операторов как Kempinski (Андреасберг, Германия), Hilton (Мюнхен, Германия), Hyatt (Цюрих, Швейцария), Sheraton (три отеля в Сочи (Россия), Исмаиллы (Азербайджан) и Эссене (Германия)), а также для ряда несетевых гостиниц, вилл, офисов, др. 

Проекты, над которыми мы работаем, подразумевают как новое строительство, так и реконструкцию, реновацию и редизайн. 

Назовите Ваших основных клиентов. Сложились ли у Вашего бюро стратегические партнерские отношения с заказчиками? 

Мы работаем с большим количеством клиентов, начиная от частных владельцев небольших бутик-отелей и заканчивая крупными инвестиционными компаниями и девелоперами, а также со многими хорошо известными гостиничными операторами, такими как Starwood, Hilton, Rezidor и Steigenberger. 

Какую степень свободы предоставляет современный заказчик дизайнеру: контролирует ли он процесс разработки дизайна от А до Я либо позволяет дизайнеру работать по своему усмотрению, изредка внося свои корректировки и высказывая пожелания? 

Конечно, мы работаем в сотрудничестве с заказчиком, не забывая о маркетинговой стратегии, стандартах бренда, особенностях локации и многом другом. Да, всегда находятся инвесторы, которые говорят, что им не нравится желтый и зеленый цвета, поэтому мы будем разрабатывать дизайн на основе красно-коричневой палитры. Но в целом, нам предоставляют достаточно свободы, чтобы мы делали работу, для которой нас наняли.

 

Ванная комната в выставочном центре Hotel-Kompetenz-Zentrum (Мюнхен, Германия). ФОТО: JOI-DESIGN 

Есть ли элементы дизайна, которые гласно либо негласно не приняты в дизайне гостиниц, ресторанов, офисов? 

Нет таких дизайнерских элементов, которые были бы повсеместно запрещены или, как говорится, не приняты. Однако нам приходится избегать некоторых из них, если такие элементы не соответствуют цели, например, в дизайне ресторанов мы бы никогда не использовали мрамор для буфетной стойки, так как данный материал пористый и быстро пачкается. Также использование голубого цвета в ресторанах нерационально, поскольку он снижает аппетит. Мы также очень осторожны с 3D-элементами, поскольку их создание является достаточно дорогостоящим процессом. Тем не менее, ничто не запрещено, если оно создает правильную атмосферу и является целесообразным для конкретного пространства. 

На чем, как правило, заказчик пытается сэкономить в дизайне отелей, ресторанов и офисов? 

Иногда создается впечатление, что наша задача – создать дизайн 5-звездочной гостиницы по цене 3-звездочной. Трудность состоит в том, что мы подбираем высококлассную мебель, а закупочная компания отказывается от нее в пользу точных копий, которые стоят на порядок дешевле оригинальных товаров. Тем не менее, мы стараемся держаться в рамках бюджета, полученного нами еще до начала проектирования, чтобы избежать необходимости урезать расходы по мере развития проекта.

 

Сауна в отеле Steigenberger Grandhotel and Spa Heringsdorf(Херингсдорф, Германия). ФОТО: JOI-DESIGN 

Есть ли у Вашего бюро практика использования переработанных и перерабатываемых материалов и техник «зеленого» дизайна? 

«Зеленый» и эко-дизайн – это определенно то направление, в котором движется бизнес, и мы также должны думать и действовать путями, которые являются дружественными по отношению к окружающей среде. Например, мы уже длительное время не используем прорезиненные коврики. Вторичная переработка материалов – это отличный тренд, на рынке существует много интересных продуктов, сделанных из переработанных материалов, однако чаще всего мы не можем использовать их в своих проектах. 

Какие из мировых проектов гостиничной и офисной недвижимости Вы бы назвали образцовыми с точки зрения выполненного дизайна? 

Отель Nhow в Берлине (Германия), дизайн которого разработал Карим Рашид (Karim Rashid), имеет очень инновационный и своеобразный дизайн интерьера, в котором повсеместно использована компьютерная графика. Тем не менее, этот экстравагантный стиль придется по вкусу далеко не всем, хотя он является исключительно вдохновляющим и важным для дизайна в сфере гостеприимства.

 

Комната отдыха в отеле Hotel Ritter Durbach (Дурбах, Германия). ФОТО: JOI-DESIGN 

Интересно наблюдать, как некоторые компании выбирают инновационный подход к дизайну своих офисов. В проекте головного офиса компании PricewaterhouseCoopers во Франкфурте (Германия) нас попросили создать гармоничный интерьер, который отображал бы идеологию PricewaterhouseCoopers. В связи с этим, в центре лобби мы разместили стойку с так называемым «межгалактическим» дизайном: с одной стороны она является ресепшеном, а с другой – выполняет роль кафе. Сама стойка изготовлена из полированного стекловолокна, над ней возвышается перегородка в виде кружевной паутины, что символизирует нейронную сеть и подчеркивает статус PricewaterhouseCoopers как ведущего «мозгового центра» консалтингового бизнеса. 

Нам также интересно следить за строительством нового головного офиса корпорации Google в Лондоне (Великобритания). Его архитектурная концепция, разработанная бюро Allford Hall Monaghan Morris, направлена на поддержание командного духа, коммуникации и работоспособности на высоком уровне среди 4500 сотрудников компании. Данный офис – это своеобразный мини-город, разработанный с удобными рабочими местами и такими элементами как сад на крыше, бассейн, стена для скалолазания и крытое футбольное поле. Офис Google является отличным примером того, как место, где мы проводим много времени, может стимулировать или наоборот – подавлять воображение и чувство удовлетворенности.

 

Стойка ресепшена в офисе компании PricewaterhouseCoopers (Франкфурт, Германия). ФОТО: JOI-DESIGN 

По Вашему мнению, какие основные ошибки допускаются в дизайне? 

Всегда будут возникать проблемы, если дизайнеры ставят собственное эго выше желания заказчика либо самого проекта – они не должны забывать, чьи деньги используют! Ведь ожидается, что деньги, инвестированные в проект, принесут прибыль, поэтому дизайнерам стоит помнить, что они не свободны от определенных рамок. 

Какие новые тенденции можно наблюдать в дизайне сегодня? 

Мы недавно завершили работу над первой очередью выставочного центра HotelKompetenz-Zentrum (HKZ – сокр., в переводе с нем. – Центр совершенствования отельного дизайна), расположенного в пригороде Мюнхена. Объект представляет собой шоу-рум, где представители сферы гостеприимства могут узнать о новейших тенденциях, «приобрести» концепцию и протестировать ряд продуктов. 

Наш дизайн одного из модулей HKZ, к примеру, демонстрирует, насколько высоким спросом среди гостей пользуются wellness-удобства, а также как инновационные технологии и оборудование могут качественно улучшить номера гостиницы. У нас была практика использования ультрасовременного SPA-оборудования для создания настоящего wellness-оазиса в номере, в котором располагались сауна с автоматической системой очистки, джакузи, душ с системой электроуправления и многое другое.

 

Ресторан Flavors в гостинице Four Points by Sheraton Zaporozhye в Запорожье. ФОТО: JOI-DESIGN 

Если позволяет пространство, ванные комнаты в гостиничных номерах ныне обставляются мебелью, которая, скорее, напоминает стиль жилого помещения, нежели санузла, их планировка включает вид из окна, а в верхнем сегменте рынка популярны ванные комнаты отдельно для мужчин и женщин. Регулируемое освещение важно как для процедур по уходу за собой, так и просто для релакса, ведь сегодня ванные все чаще используются как место, где можно расслабиться. Конечно же, технологии развиваются в связке с рынком спроса: водосохраняющее оборудование в ванных комнатах гостиниц больше не является роскошью. 

Мы также изучали цветовые тренды за последние несколько лет, результатом чего стал выход в прошлом году нашей книги «Цвета для отелей» (Colours for Hotels). Мы ожидаем, что в ближайшее время особенно популярными станут желтые оттенки. Прошло много времени, прежде чем их стали использовать в интерьере, но сегодня эти тона «прорвались» в модную индустрию, которая является катализатором для тенденций в дизайне жилых и коммерческих объектов. Из нашего личного опыта: мы недавно использовали золотые оттенки в SPA-центре отеля Steigenberger Grandhotel and Spa (Герингсдорф, Германия), чтобы создать ощущение купания в солнечных лучах. 

Расскажите о своих проектах в Украине – гостиницах Four Points by Sheraton Zaporozhye в Запорожье и Swissôtel в Одессе. Стали ли эти объекты своего рода испытанием для Вас в плане рыночных условий, в которых приходилось работать над этими проектами? 

Каждый новый проект ставит свои собственные требования, независимо от того, где он расположен. Проекты в Украине – не исключение, здесь нам было необходимо просто создать подходящий концепт для рынка. Гостиница Swissôtel Odessa планировалась как премиальный небоскреб с гостиничными номерами и обслуживаемыми апартаментами на берегу Черного моря. Строительство отеля должно было быть на полном финансировании частного инвестора, поэтому у нас была абсолютная свобода для создания действительно высококлассного дизайна еще до того, как был привлечен гостиничный оператор. Мы разработали красивый современный дизайн, на который нас вдохновил вид на гавань. К сожалению, финансирование прекратилось, и строительство проекта не было завершено, хотя в перспективе это мог бы получиться фантастический отель. 

Four Points by Sheraton Zaporozhye стал первым отелем оператора Starwood в Украине. Наша цель при разработке дизайна этого флагманского объекта заключалась в том, чтобы почтить богатое наследие данного региона и подать в новом свете его экономическое и культурное развитие как важного индустриального центра и транспортного хаба на берегу Днепра. В результате, мы отдали предпочтение природным материалам, таким как дерево и местный камень, и традиционным элементам, но переосмысленным на современный манер.

 

Президентский номер в гостинице Four Points by Sheraton Zaporozhye в Запорожье. ФОТО: JOI-DESIGN 

В лобби гостей «встречают» подсолнухи – фольклорный символ, обозначающий плодородные земли Украины. Сверху расположена люстра, выполненная в том же стиле и изготовленная из стеклянных шаров золотых оттенков. На мраморном полу лобби отражаются лепестки цветов. В целом, стиль данного пространства характеризуется утонченной элегантностью. 

Традиционные для Украины цвета – синий и желтый – были обыграны в дизайне стойки ресепшн. Мраморные панели стойки освещаются синей подсветкой, а за ней расположена «плетеная» золотистая стена, узор который напоминает цветочное сплетение подсолнуха. Желто-синие комбинации, в целом, можно найти во всем отеле, например, в таких элементах как подушки на коричневых кожаных диванах и креслах, а также в библиотеке, винном баре и кафе. 

В дизайне ресторана Flavors были использованы тона светлого и темного орехового дерева, ассоциирующиеся со статусом Украины как «житницы» Европы. Здесь снова появляются формы подсолнуха – на матовом стекле входной двери, а также в мраморной инкрустации рядом с дубовыми панелями. Серо-зеленые подушки, обои цвета льна и подвесные светильники создают теплую атмосферу. На стенах расположены картины современной живописи, иллюстрирующие фигуры фольклора, объединяя таким образом традиции и современность. 

Данные мотивы прослеживаются также и в номерах. В ванных комнатах выложены мозаики из синей плитки, что символизирует близость реки Днепр. Особо впечатляет своей архитектурой Президентский люкс, расположенный в мостовом переходе, связывающем две башни здания, в одной из которых располагается отель. Для его дизайна были использованы мрамор и дерево, индивидуально подобраны декорации, такие как, например, окантовка зеркал из керамической мозаики, др. 

Поступали ли Вам еще предложения по участию в реализации проектов в Украине? 

Мы вели переговоры на разработку дизайна отеля возле стадиона «Металлист» в Харькове еще перед началом Чемпионата Европы 2012 года по футболу. Но, к сожалению, предложенный нами проект оказался слишком дорогостоящим для украинской стороны, и поэтому мы не выиграли тендер. 

С какими украинскими архитекторами или дизайнерами Вы знакомы? Поддерживаете ли Вы с ними дружеские отношения? 

Мы знакомы со многими архитекторами и дизайнерами, с которыми работали по нашим проектам. Очень жаль, но контакт с ними был потерян. 

Какие советы Вы могли бы дать украинским дизайнерам? 

Не разрабатывайте «перенасыщенный» дизайн! Цель дизайнера не в том, чтобы создать самое эффектное творение в мире, а в том, чтобы готовый объект соответствовал ожиданиям и требованиям заказчика. 

Как Вы оцениваете нынешние политические события в Украине? Как они, по Вашему мнению, влияют на развитие архитектуры и сферы девелопмента в стране? 

До тех пор, пока ситуация остается неразрешенной, я боюсь, она будет иметь существенное влияние на рынок. Ни международные, ни местные девелоперы не будут инвестировать в Украину, потому что не чувствуют уверенности в рынке недвижимости. В свою очередь инвесторы будут уходить на другие рынки. Это будет продолжаться до тех пор, пока конфликт не будет решен.