Изменения земельного законодательства Украины

Еще в 2011 году был принят Закон Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно сокращения срока отвода земельных участков для градостроительных нужд» от 22.12.2012 года №4215-VI. В соответствии с положениями Закона №4215-VI были изменены некоторые статьи Земельного кодекса Украины (далее – «ЗК Украины»). Использование земель жилищной и гражданской застройки ныне осуществляется без учета местных и региональных правил застройки (ст. 39 ЗК Украины); размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются исключительно на основании землеустроительной документации (ст. 42 ЗК Украины), а не на основании также региональных и местных правил застройки, как было ранее. Также Законом №4215-VI установлено, что органы местного самоуправления и органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов будут рассматривать земельные споры в недельный срок со дня подачи заявления одной из сторон (ранее срок составлял один месяц), а решение по результатам рассмотрения будет передаваться сторонам в течение трех дней с момента его принятия (ранее решение передавалось в течение пяти дней (ст. 159 ЗК Украины)). Закон №4215-VI вступил в силу 13.01.2012 года. Александр Буртовой, партнер юридической фирмы «Антика» Государственная инспекция ядерного регулирования Украины приказом №8 от 16.01.2012 года утвердила Порядок выдачи разрешений на использование земель и водоемов, расположенных в санитарно-защитной зоне ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, уранового объекта, который устанавливает условия и процедуры выдачи инспекцией разрешений на использование земель и водоемов, расположенных в санитарно-защитной зоне ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, уранового объекта. Действие данного Порядка не распространяется на земли и водоемы, расположенные в зоне отчуждения и безусловного (обязательного) отселения. Приказ вступил в силу 20.02.2012 года. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в своем письме «Относительно градостроительного расчета, который прилагается к заявлению для получения градостроительных условий и ограничений» от 02.02.2012 года №7/14-1575 указал, что в случае, если градостроительный расчет содержит информацию и/или чертежи, которые не соответствуют строительным нормам и правилам, положениям соответствующей градостроительной документации или не дают возможность выяснить основные намерения инвестора, специально уполномоченный орган градостроительства и архитектуры обязан в течение десяти дней в письменной форме уведомить об этом заявителя. На данный момент в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно усиления требований по охране окружающей среды при решении вопросов изъятия (выкупа), предоставления, изменения целевого назначения земельных участков» от 15.02.2012 года №10066, в соответствии с которым предложены следующие изменения положений ЗК Украины. В первую очередь, предлагается запретить добровольный отказ от права постоянного пользования земельными участками, предоставленными предприятиям, учреждениям и организациям, которые принадлежат к государственной и коммунальной собственности, для сохранения и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда. Также предлагается запретить изъятие земель природных заповедников, ботанических садов, зоологических и дендрологических парков общегосударственного значения, а также заповедных зон биосферных заповедников и национальных природных парков. Законопроектом №10066 вводится положение, согласно которому изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд будет допускаться только для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии земельного участка будет согласовываться с Верховной Радой Украины. Также предлагается исключить положение, по которому в исключительных случаях разрешается проводить разведочные работы на землях заповедников, национальных дендрологических, ботанических, мемориальных парков, захоронений и археологических памятников. В случае принятия Закон вступит в силу со дня его опубликования. Наталия Гайдай, юрист юридической фирмы «Антика» Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины в своем письме «О порядке размещения временных сооружений для предпринимательской деятельности» от 21.02.2012 года №7/14-2737 сообщило о том, что информация относительно площади земельного участка по документам землепользования, предоставление которой предусмотрено в приложении 1 Порядка размещения временных сооружений для предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 года №244, приводится в случаях, когда заявитель уже является владельцем земельного участка и намерен разместить временное сооружение именно на этом земельном участке. Министерство экономического развития и торговли Украины в своем разъяснении «Об отнесении к документам разрешительного характера разрешения на разработку проекта землеустройства и выходных данных» от 06.04.2012 года указало, что выдача субъекту хозяйствования разрешения на разработку проекта землеустройства является составной разрешительной процедуры и должна осуществляться по принципу организационного единства. При этом исходные данные для проектирования объекта строительства не относятся к документам разрешительного характера в понимании Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 года с последующими изменениями и дополнениями. Государственное агентство земельных ресурсов Украины в своем письме «О переходе права собственности на земельный участок» от 17.04.2012 года №5789/17/12-12 сообщило, что для проставления отметки о переходе права собственности на земельный участок, право на который удостоверено государственными актами без определенного и присвоенного кадастрового номера земельному участку в связи с несогласованностью нормативно-правовой базы, которая заключается в невозможности получения извлечения из Поземельной книги, которое требуется нотариусом при выдаче свидетельства о праве на наследство, на выполнение требования п. 3 Порядка осуществления отметки о переходе права собственности на земельный участок, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2009 года №439, для проведения процедуры присвоения кадастрового номера, который осуществляется с открытием Поземельной книги, заказчиком услуги по государственной регистрации земельного участка может быть лицо, определенное в запросе нотариуса как наследник, на основании заведенного им наследственного дела. Кабинет Министров Украины постановлением от 23.05.2012 года №513 утвердил Порядок проведения инвентаризации земель на выполнение пункта 7 раздела VII «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 года. Порядок вступил в силу 18.06.2012 года. Данный Порядок устанавливает требования к проведению инвентаризации земель при осуществлении землеустройства и составления по ее результатам технической документации. До разграничения земель государственной и коммунальной собственности формирования земельных участков из земель запаса, не переданных в собственность и пользование, определение их угодий, а также отнесение таких земельных участков к определенной категории может осуществляться по результатам инвентаризации земель, проведенной по решению сельских, поселковых, городских советов – в пределах населенных пунктов, райгосадминистраций – за их пределами. Объектами инвентаризации земель является территория Украины, территория административно-территориальных единиц или их частей, отдельные земельные участки. Во время проведения инвентаризации земель установление границ земельных участков в натуре (на местности) и оформление документов, удостоверяющих право на земельный участок, не производятся. Основанием для проведения инвентаризации земель являются решение соответствующего органа исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления по выполнению соответствующих работ, договоры, заключенные между юридическими или физическими лицами (землевладельцами и землепользователями) и разработчиками документации по землеустройству, судебные решения. Заказчиками технической документации могут быть органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым или органы местного самоуправления, землевладельцы и землепользователи (далее – заказчики). Разработчиками технической документации являются юридические и физические лица, получившие лицензию на выполнение работ по землеустройству в соответствии с законом (далее – исполнитель). Для проведения инвентаризации земель заказчик заключает с исполнителем договор о разработке технической документации, в котором отражаются стоимость и срок выполнения работ по землеустройству, который не должен превышать шести месяцев с момента заключения договора. К договору прилагается техническое задание на выполнение работ по инвентаризации земель по форме согласно приложению и их смете. Работы по инвентаризации земель включают подготовительные, топографо-геодезические и камеральные работы, составление и оформление технической документации в бумажной и электронной форме. По результатам проведения инвентаризации земель исполнителем работ составляется техническая документация, включающая: 1) техническое задание; 2) пояснительную записку; 3) текстовые материалы (решение уполномоченных органов, копии документов, содержащих исходные данные, материалы топографо-геодезических изысканий и т.д.); 4) графические материалы – рабочий и сводный инвентаризационные планы. Техническая документация разрабатывается при формировании земельных участков из земель запаса, не переданных в собственность (пользование), подается исполнителем соответствующей комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, которая в установленном порядке согласовывает его или предоставляет мотивированный отказ. Комиссия рассматривает техническую документацию в течение 3 недель со дня поступления и выдает заключение о ее согласовании или отказе. Исполнитель предоставляет техническую документацию на утверждение заказчику, с которой в случае формирования земельных участков из земель запаса, не переданных в собственность (пользование), прилагается заключение комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, о ее согласовании. Разработчик подает копии материалов, полученных в результате проведения инвентаризации земель, в местный фонд документации по землеустройству в бумажной и электронной форме. Сведения, полученные в результате инвентаризации земель, подлежат внесению в Государственный земельный кадастр в течение 7 рабочих дней после передачи копий материалов, полученных в результате проведения инвентаризации земель, в местный фонд документации по землеустройству. Сведения, полученные в результате инвентаризации земель, систематизируются и обобщаются: в случае ее проведения в пределах городов (кроме городов республиканского значения в Автономной Республике Крым), поселков, сел и территорий, определенных проектами формирование территории и установления границ сельских, поселковых советов, – управлением (отделом) Госземагентства в районе в целом по району; в случае ее проведения в пределах районов и городов областного значения – главным управлением Госземагентства в области в целом по области. Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2012 года №414 были внесены изменения в предыдущие постановления Кабинета Министров Украины. В частности, в постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.2011 года №835 «Некоторые вопросы предоставления Государственным агентством земельных ресурсов и его территориальными органами платных административных услуг», согласно которым была отменена плата за предоставление Госземагентством и его территориальными органами таких административных услуг как государственная регистрация земельных участков, государственных актов на право собственности на земельный участок, проведение проверки файла обмена данными по результатам работ по землеустройству в электронном виде (обменный файл), выдача извлечений из Поземельной книги по результатам регистрации земельного участка за счет средств госбюджета. Кроме того, были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления мероприятий по проведению земельной реформы, сохранению, воссозданию и обеспечению рационального использования земельных ресурсов» от 09.03.2011 года №219 (ныне называется «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления мероприятий по проведению земельной реформы»). Государственное агентство земельных ресурсов Украины в письме «О предоставлении разъяснения» от 05.06.2012 года №8541/17/11-12 разъяснило, что земельный участок, границы которого определены в соответствии с проектами распределения территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации, может предоставляться в постоянное пользование юридическим лицам, которые осуществляют управление этими домами, или передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев как составная часть жилого комплекса. Также в отношении земельного участка может быть заключен договор аренды земли, в котором сторонами (арендаторами) выступают несколько лиц (множественность сторон). Начисление арендной платы в этом случае будет осуществляться пропорционально той части площади здания, которая находится в собственности каждого совладельца. Государственное агентство земельных ресурсов Украины в письме «О предоставлении разъяснения» от 05.06.2012 года №8528/17/11-12 разъяснило вопрос переоформления права пользования земельным участком в случае реорганизации юридического лица. После реорганизации юридическим лицам, которые использовали земельные участки на праве постоянного пользования, необходимо обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления для переоформления права пользования земельными участками на условиях аренды земли. Государственное агентство земельных ресурсов Украины в письме «О предоставлении разъяснения» от 22.06.2012 года №9870/17/13-12 сообщило, что после наследования фермерского хозяйства наследникам необходимо будет переоформить право на земельные участки, удостоверенные соответствующими государственными актами на право постоянного пользования, выданными на имя учредителей фермерского хозяйства. При переоформлении права постоянного пользования земельными участками, предоставленными для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств в долгосрочную аренду, срок аренды определяется крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии с законом. При этом размер арендной платы за земельные участки не должен превышать размера земельного налога. Во исполнение распоряжения Кабинета Министров Украины «Об обеспечении осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 15.09.2010 года №1850-р Министерство аграрной политики и продовольствия Украины приказом от 12.07.2012 года №424 утвердило Перечень вопросов для осуществления Государственной инспекцией сельского хозяйства Украины и ее территориальными органами плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами ведения хозяйства требований земельного законодательства и унифицированную форму акта проверки соблюдения субъектами хозяйствования требований земельного законодательства. Так, в частности, при осуществлении плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства проверяются: наличие документов, удостоверяющих право собственности или право пользования на земельный участок; соблюдение границ земельного участка, закрепленного в натуре (на местности) межевыми знаками установленного образца; соблюдение требований земельного законодательства в процессе заключения гражданско-правовых договоров, передачи в собственность, предоставления в пользование, в том числе в аренду, изъятия (выкупа) земельных участков; требований по использованию земельных участков по целевому назначению; наличие самовольно занятых земель; своевременность проведения рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель; сохранение межевых знаков и пр. Осуществление плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований земельного законодательства по вопросам, которые не включены в Перечень, запрещается. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30 июля 2012 года под №1289/21601 и вступает в силу со дня его официального опубликования (на данный момент приказ не вступил в силу).