Инвестокно в Украину

Действия нынешней украинской власти в направлении улучшения инвестиционного климата в Украине можно назвать абсолютным провалом из-за определенных решений политического характера, сводящих на нет все удачные, конструктивные решения. Следует признать, что и успехов, и поражений в политической практике всех властей, пребывавших в разное время во главе страны, было достаточно много. Миссию по улучшению инвестиционного имиджа Украины нынешний государственный аппарат возложил на InvestUkraine – подразделение Государственного агентства по инвестициям и управлению Национальными проектами (Госинвестпроект), о деятельности которого пойдет речь в данной статье. ГОСИНВЕСТПРОЕКТ Государственное агентство по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины, несмотря на то, что было создано еще в декабре 2010 года (указ Президента Украины №1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 года), фактически осуществляет деятельность немногим более одного года – с мая 2011-го, когда указом Президента Украины №583/2011 было утверждено Положение о Государственном агентстве по инвестициям и управлению Национальными проектами Украины. Деятельность Госинвестпроекта, который является правопреемником ранее функционировавших Государственного агентства Украины по управлению национальными проектами и Государственного агентства Украины по инвестициям и развитию, координируется Кабинетом Министров Украины. В основные задачи Госин-вестпроекта входит реализация государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, управление Национальными проектами, улучшение инвестиционного имиджа страны и поддержка инвестиционного развития регионов Украины. Исходя из перечисленных заданий, определены четыре направления деятельности Агентства: «Национальные проекты», «Единое инвестиционное окно», «Биржа инвестиционных проектов», а также «Инвестиционный маркетинг». Необходимо отметить, что структура Агентства чрезвычайно обширна. К примеру, для реализации заданий Госинвестпроекта на региональном уровне в сферу его управления входит 27 государственных бюджетных учреждений – региональных центров по инвестициям и развитию; управление Национальными проектами осуществляют государственные предприятия, входящие в структуру Агентства. Функции по улучшению инвестиционного имиджа страны, привлечению прямых иностранных инвестиций возложены на подразделение InvestUkraine, которое входит в центральный аппарат Госинвестпроекта. INVESTUKRAINE Подразделение InvestUkraine, начавшее свою деятельность с 1 декабря 2011 года, предоставляет услуги инвестору посредством «единого инвестиционного окна». Иными словами, InvestUkraine осуществляет персональное сопровождение инвесторов, предоставляет помощь в получении всех необходимых разрешений для старта нового бизнеса на территории нашей страны. В частности, в сферу ответственности подразделения входят предоставление информационных, аналитических, юридических, консалтинговых услуг, поддержка в организации визитов, услуг по подбору площадей для инвестиций, помощь во взаимодействии с местными властями, др. Следует отметить, что Закон Украины «О подготовке и реализации инвестиционных проектов по принципу «единого окна» вступил в силу с 1 января 2012 года. Согласно положениям Закона, принцип «единого окна» – это способ взаимодействия уполномоченного органа и субъекта инвестиционной деятельности с целью подготовки и выдачи пакета документов, который дает право на реализацию инвестиционного проекта. Цель проекта – упростить процедуру получения инвестором разрешительных документов. «Единое окно» позволит сократить срок получения документов с 2 лет до 6-9 месяцев. Схема взаимодействия InvestUkraine с инвесторами состоит из семи шагов: обработка запроса, анализ рынка, инвестиционные предложения, визиты на места, структурирование сделки, запуск проекта и постинвестиционная поддержка. По официальным данным, первая реакция на запрос инвестора составит 24 часа, подготовка базовой аналитики – одну неделю, подготовка углубленной аналитики и маркетинговых исследований – четыре недели, подбор места размещения для реализации проекта инвестора составит шесть недель. «Украина вынуждена бороться за каждого иностранного инвестора, поэтому InvestUkraine является одним из инструментов правительства, который обеспечивает конкурентоспособность Украины на мировом ринке», – отметил Владислав Каськив, глава Госинвестпроекта. «Наш инвестиционный портфель составляет $4,5 миллиарда, подписано 16 меморандумов о намерениях, – сообщил Сергей Евтушенко, руководитель InvestUkraine. – За каждым из этих меморандумов стоит конкретная компания, конкретный инвестор, конкретный бизнес-план. Некоторые из этих проектов уже в этом году перейдут из пред-инвестиционной фазы в фазу реализации». РОУД-ШОУ В 2011 году Госинвестпроект провел ряд мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Украины за границей посредством роуд-шоу. Роуд-шоу, в ходе которых были представлены инвестиционные проекты в Украине, были проведены на 4 континентах в 11 странах, в 15 финансовых центрах Европы, США, Ближнего и Дальнего Востока, среди которых – Великобритания (Лондон), Австрия (Вена), Германия (Франкфурт-на-Майне), Испания (Мадрид), Турция (Стамбул), ОАЭ (Абу-Даби), Япония (Токио, Осака), Корея (Сеул), Китай (Шанхай), др. По данным Госинвестпроекта, роуд-шоу посетили более 1000 представителей 910 компаний, среди которых – Barclays Capital, Citigroup, Bank of America, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Commerzbank, Pricewaterhouse Coopers AG, HSBC, Deloitte, Abu Dhabi National Oil Company, Interpipe, Mitsubishi Corporation, Samsung, LG Electronics и др. По данным Госинвестпроекта, в ходе роуд-шоу состоялись переговоры с 62 компаниями. Госинвестпроект получил более 150 предложений касательно партнерства в рамках реализации Национальных проектов. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ Владислав Каськив, глава Государственного агентства по инвестициям и управлению Национальными проектами фото: IS Как сообщил Владислав Каськив, Национальные проекты, развиваемые Госинвестпроектом, направлены на решение ключевых вопросов стратегического развития страны и реализуются по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП). Данной схемой предусматриваются бюджетные расходы в объеме 5-7% от общей стоимости проекта. «Основной упор в нашей деятельности сделан на ГЧП, где ключевым является частный партнер, – сообщил Владислав Каськив. – То есть, Национальные проекты не осуществляются за счет бюджетных расходов, а участие государства в этих проектах, в том числе финансовое, настолько большое, насколько это необходимо, чтобы привлечь частного инвестора». Он также отметил, что Агентством рассматривается возможность привлечения средств отдельных граждан для реализации Национальных проектов. Схема реализации Национальных проектов предусматривает три фазы: прединвестиционную, инвестиционную и фазу эксплуатации и мониторинга. По данным представителей Агентства, прединвестиционная фаза может длиться до 9-12 месяцев, а реализация проекта – 1-2 и более лет. В целом, средний строк реализации проектов, по данным Госинвестпроекта, составляет 3,5 года. «По результатам реализации каждого Национального проекта должен быть создан конкретный объект, индустрия, решен конкретный вопрос. Для этого предусмотрен четкий календарный план, график, предусмотрены исполнители с четкой ответственностью и объемами ресурсов, с которыми они должны работать», – прокомментировал Владислав Каськив. В частности, на сегодняшний день Госинвестпроект ведет работу над 16 Национальными проектами, среди которых – «LNG-Терминал», «Воздушный экспресс», «Доступное жилье», «Город будущего», «Дунайский коридор», «Чистый город», «Качественная вода», «Энергия природы», «Индустриальные парки Украины», «Зеленые рынки», др. На данный момент три проекта («Воздушный экспресс», «Открытый мир» и «Новая жизнь») из 16 находятся в фазе практической реализации. Еще по шести проектам завершена фаза технико-экономического обоснования. Ниже приводим краткое описание нескольких Национальных проектов (НП). «Воздушный экспресс» Проектом «Воздушный экспресс» предполагается создание железнодорожного пассажирского сообщения «Киев – Международный аэропорт «Борисполь» и строительство других инфраструктурных объектов киевского региона – малой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева от Столичного шоссе до автомобильной дороги «Киев – Харьков – Довжанский» на участке «Киев – Борисполь»; строительство дороги от Подольского мостового перехода через реку Днепр до проспекта Ватутина со строительством транспортной развязки на примыкании в урочище Горбачиха до Подольского мостового перехода. Согласно проекту, длина маршрута железнодорожного сообщения «Киев – МА «Борисполь» составит 37,4 километра. Время движения электропоезда составит 41 минуту, маршрутом предусмотрено две остановки. Объем инвестиций в реализацию данного проекта оценивается в $372,3 миллиона. Проект «Воздушный экспресс» – один из трех Национальных проектов, которые перешли в стадию практической реализации. Так, в 2011 году между ГП «Дирекция строительства и управления Национального проекта «Воздушный экспресс» и других инфраструктурных объектов Киевской области» и Китайской национальной машиностроительной корпорацией были подписаны соглашения о реализации НП «Воздушный экспресс». В декабре 2011 года китайской стороне был передан технический контракт касательно организации железнодорожного пассажирского сообщения «Киев – МА «Борисполь», а 28 декабря 2011 года был заложен первый камень строительства данного скоростного сообщения. Протяженность малой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева, строительство которой планируется в рамках НП «Воздушный экспресс», составит от 18 до 22 километров, переход через Днепр (мост или тоннель) – до 5,5 километра. Малая кольцевая дорога будет иметь шесть полос (по три полосы в каждом направлении). Прогнозируется, что интенсивность движения по данной дороге составит до 60 000 автомобилей/день. Объем инвестиций в проект оценивается в $1,5-2 миллиарда. Как отметил Владислав Каськив, завершение строительства кольцевой дороги позволит осуществлять круглосуточное перемещение грузов через реку Днепр. Он также акцентировал внимание на том, что этот проект не имеет отношения к проекту Большой кольцевой дороги, а является завершением уже существующей городской кольцевой дороги. Необходимо отметить, что данный участок кольцевой дороги будет использоваться на платной основе. «Это первый проект в сфере дорожной инфраструктуры, который имеет шанс быть реализованным на основе концессии, и призван создать прецедент, когда инфраструктура в Украине будет развиваться не за счет бюджетных средств, а за счет частных инвестиций», – отметил Владислав Каськив. «Индустриальные парки Украины» Национальным проектом «Индустриальные парки Украины» предусмотрено создание в стране более десяти индустриальных парков. Так, на сегодняшний день этот проект включает «Щолкинский индустриальный парк» (Щолкино, АРК), Винницкий индустриальный парк (Винница), NovoPark (Новоград-Волынский район, Житомирская область), «Коростенский индустриальный парк» (Коростень, Житомирская область), «Соломоново» (Закарпатская область), «Инвест-Мелитополь» (Мелитополь, Запорожская область), Индустриальный парк в Алчевске (Луганская область), Львовский бизнес-парк (Львов), Промышленный парк Ровенской области (Ровенская область), «Свема» (Шостка, Сумская область), Западноукраинский логистический парк (Тернополь, Тернопольская область), «Пятихатки» (Харьков), Каменец-Подольский индустриальный парк (Хмельницкая область). Необходимо отметить, что проекты индустриальных парков находятся в разных стадиях реализации: от разработки концепции, бизнес-планов и др. до поиска инвесторов. «Доступное жилье» Проектом «Доступное жилье» предполагается комплексное строительство доступного жилья по схеме ГЧП. Локально проект охватывает Киев, Одессу, Донецк, Львов, Харьков. Также планируется расширение географии данного проекта в Днепропетровске, Ивано-Франковске, Запорожье, Полтаве, АРК, а в перспективе – во всех областях страны. Проектом «Доступное жилье» предполагается строительство жилых кварталов, включающих до 16 однотипных 9-этажных домов с необходимыми коммуникациями. Планируется, что в процессе реализации данного проекта прямые инвестиции в строительную сферу и смежные с ней отрасли составят 11,2 миллиарда гривен. «Город будущего» Проектом «Город будущего» планируется формирование стратегического плана и системы проектов развития городов. Локализация проекта охватывает Киев, Харьков, Арбатскую стрелку в Херсонской области. Срок реализации проекта – 10 лет. Необходимо отметить, что Генеральный план развития Киева до 2025 года является составляющей проекта «Город будущего». Также в состав проекта «Город будущего» входят «Киев-City» – центр деловой активности в Киве, InterMedicalEcoCity – международный медицинский реабилитационный городок на Арбатской стреле в Херсонской области, др.