Инновационная архитектура

Майкл Типпин, генеральный директор Tippin Corporation Майкл Типпин фото: «CP» Биографическая справка и профессиональная деятельность: Майкл Типпин родился в 1967 году в Торонто (Канада). Майкл Типпин получил научные степени по экономике городского планирования и международному бизнесу в York University (Канада); является дипломированным топографом. Майкл Типпин занимал должности директора-распорядителя в Intracorp Developments Canada и менеджера по инвестициям в Prudential of England и GPM Canada. В 1996 году основал корпорацию Tippin Corporation. Компания реализовала множество проектов по реконструкции исторически значимых сооружений, в том числе символические здания Flatiron в Торонто (Канада) и Атланте (США). В настоящее время компания сосредоточила внимание на странах Центральной и Восточной Eвропы. В течение своей 20-летней карьеры Майкл инвестировал свыше $1 миллиарда. Инвестиции осуществляются совместно с ведущими инвестиционными организациями. Tippin Corporation Tippin Corporation является компанией, специализирующейся на развитии памятников архитектуры и исторической недвижимости во всем мире. Tippin Corporation инвестирует в страны с высоким потенциалом экономического роста, который является результатом благоприятных геополитических и социально-экономических перемен, используя архитектуру для удовлетворения эстетического и пространственного спроса. На сегодняшний день в портфель компании входят объекты, расположенные в Канаде, США, Германии, Венгрии и Грузии. Корпорация Tippin имеет руководящие группы в Будапеште и Берлине. «ОСУЩЕСТВИМОСТЬ ПОВТОРНОГО АДАПТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ» В своем выступлении Майкл Типпин сконцентрировался на возможностях, которые несет в себе реставрация и повторное использование исторических зданий, в частности, советского периода. АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Головной офис «Банка Грузии» в Тбилиси фото: IS В советской эпохе было три периода развития архитектуры. 1915-1935 годы – это первый этап, который можно назвать периодом модернизма, авангарда в архитектуре советского времени. Характерными чертами данного времени являются инновация, оптимизм, энергия, беспрецедентная креативность. В течение двух десятилетий было построено много действительно уникальных объектов. Известные архитекторы того времени – Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Виктор Веснин и другие. Необходимо отметить, что в этот период в других странах также творили известнейшие представители модернизма, такие как Ле Корбюзье (Le Corbusier), Эрих Мендельсон (Erich Mendelsohn), др. Несмотря на идеологию, которая существовала в то время в Советском Союзе, архитекторы старались выходить за общепринятые рамки, поэтому архитектура первого периода была поистине международной. Здания, которые остались с тех времен в различных городах бывшего Союза – в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Баку, Тбилиси, Сочи, Киеве и других, – являются доказательством прогрессивности архитектурной мысли того времени. Следующий период – 1935-1955 годы – существенно отличался от предыдущего. Он отображал идеологию сталинизма, которая царила в то время. В эти два десятилетия советская архитектура не имела ничего общего с европейской или авангардной. Архитектура второго периода излучает силу, контроль, доминирование, она менее артистична, менее свободна. Здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Россия) фото: IS Третий период советской архитектуры – 1955-1980 годы – несет на себе влияние «эры Хрущева». В этот период не было построено столь много монументальных зданий, как ранее. Более того, на этом этапе было уничтожено много поистине значимых объектов, а форма новых построек была основана на упрощении и единообразии. В этот период было возведено большое количество жилых объектов, которые характеризовались простотой, утилитарностью. Во внимание принимался не человек, а система, идеология, план. Характерной чертой в архитектуре третьего периода является также панельная постройка. Многие считают, что такие здания не имеют никакой ценности. Однако в собственности Tippin Corporation находится панельное здание, расположенное в восточной части Берлина, которое является наиболее прибыльным в портфеле компании. В Украине есть много архитектурных «жемчужин» советского периода, которые имеют большую ценность как с финансовой, девелоперской, так и культурной точек зрения. Реконструкция таких зданий для современных целей принесет существенную выгоду городу в целом и участникам проекта в частности. РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ Здание Государственной научно-технической библиотеки Украины в Киеве фото: IS Успех в преобразовании исторических зданий с целью дальнейшего использования для современных целей основывается на том, что архитектура – это «образец полезного искусства». Мировые произведения искусства ценятся спустя века, но их полезность ограничена эмоциональной и эстетической значимостью. Исторические здания, помимо культурной, несут в себе и практическую ценность. Иными словами, преимущество архитектуры перед искусством состоит в том, что ты можешь использовать здания – жить в них, можешь арендовать или сдавать в аренду. Здание санатория «Дружба» в Ялте, АРК фото: IS Преобразование зданий исторического наследия приносит намного больше, чем финансовое вознаграждение. Реставрация, повторное использование исторических зданий – один из наиболее разумных вариантов инвестирования, окупающих себя как с точки зрения финансового, так и с точки зрения культурного аспекта и окружающей среды, поскольку, таким образом, можно сделать свой долгосрочный вклад в развитие города, принести культурную пользу, др. Реконструкция – это зачастую объединение старого и нового, истории и инновации, которые должны быть сбалансированными. Удачно выполненная реконструкция – это проявление уважения к историческим зданиям. Но реконструкцию необходимо делать с умом и вкладывать максимум усилий со стороны девелопера, архитектора и других участников проекта. Я верю в то, что при реконструкции исторических зданий все элементы можно использовать повторно (возможно, не в своем оригинальном виде) или переработать. К примеру, в нашем Дворце биржи в Будапеште сохранены массивные окна. Некоторые эксперты советовали заменить их, но наш партнер сказал, что 85% окон можно восстановить – именно это мы и сделали. Таким образом, мы сохранили первоначальный вид здания, а также сэкономили средства, ведь повторное использование обходится менее затратно. Здание Центрального дворца бракосочетаний в Киеве фото: IS Проблема преднамеренного разрушения исторических зданий с целью возвести на их месте новые и современные – это международная проблема, которая встречается в любом городе, в любой стране во всем мире. Наилучший выход из ситуации – это просвещение. Важно, чтобы игроки рынка – будь то представители властей или девелоперы – поняли ценность исторических зданий и выгоду от их реконструкции и адаптивного использования. Из личного опыта могу сказать, что более дешево обойдется реконструкция здания, более выгодно сохранить историческое сооружение, чем снести его и построить новое. Необходимо подавлять искушение того, что новое – это всегда лучше. Реновация – вот что лучше. Ричард Сауфвик, член Американского института архитектуры, аккредитованный специалист, директор отдела по сохранению исторических сооружений, партнер, Beyer Blinder Belle Ричард Сауфвик фото: «CP» Профессиональная деятельность: Ричард Сауфвик является экспертом в вопросах модернизации старых зданий и их дальнейшего использования. Он руководил архитектурными проектами многих известных нью-йоркских сооружений, в частности, проектами по увеличению площади Morgan Library & Museum (совместно с архитектурной мастерской Ренцо Пиано), расширению музея Cooper-Hewitt Museum, разработке генплана Frick Collection and Art Reference Library, а также проектами Федерального резервного банка в городе Нью-Йорк, Enid A. Haupt Conservatory, театра «Аполло». Среди других знаковых проектов можно отметить памятник Red Star Line (Антверпен, Бельгия), головной офис Национального доверительного фонда (The National Trust Headquarters), Капитолий (Вашингтон), др. Практический опыт господина Сауфвика в сфере технологий сохранения памятников культуры был применен в ходе реконструкции одного из международных терминалов Международного аэропорта JFK (Нью-Йорк, США), в проектах терминала «Морской Аэровокзал» в аэропорту «Ла Гуардия», др. Grand Central Terminal, Нью-Йорк, США фото: IS Господин Сауфвик является автором раздела о сохранении исторических памятников культуры в книге под названием «Строительство в городах: социальные, экологические, политические и экономические вопросы». Ричард Сауфвик окончил университет Олбани (SUNY Albany) и Колумбийский университет; преподавал по приглашению в New Jersey School of Architekture. В данный момент является членом правления Historic House Trust в городе Нью-Йорк. Beyer Blinder Belle Architects & Planners Beyer Blinder Belle – архитектурное бюро, штат которого насчитывает 160 профессионалов из Нью-Йорка и Вашингтона (Соединенные Штаты Америки). Бюро специализируется на архитектурном планировании, реставрации исторических зданий, дизайне интерьеров, др. TWA Terminal, Нью-Йорк, США фото: IS Бюро основано в 1968 году. Оно разработало проекты реставрации и обновления множества знаковых сооружений и памятников архитектуры, включая Rockefeller Center (Нью-Йорк), Empire State Building (Нью-Йорк), United State Capitol (Вашингтон), Red Star Line Museum of Migration (Антверпен, Бельгия), др. «РЕКОНСТРУКЦИЯ – ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА» Ричард Сауфвик прокомментировал вопросы, касающиеся современной интерпретации исторических объектов. НОВОЕ НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ СТАРОЕ Grand Central Terminal, Нью-Йорк, США фото: IS Источником вдохновения для любого архитектора являются сами здания – это может быть физическое или метафизическое здание, историческое наследие или же современная архитектура. Вот уже 40 лет как я работаю архитектором и ни разу не видел двух одинаковых зданий, потому что нет идентичных проектов и концепций. В каком стиле работает архитектор – в принципе, не имеет значения. Главное – чтобы архитектура была качественной. Мне лично нравится историческая архитектура, но я также в восторге и от модернизма, например, от работ американского архитектора Ричарда Мейера (Richard Meier). К примеру, наше бюро не следует никаким течениям. Если вы посмотрите на некоторые наши работы, например, которые были реализованы совместно с господином Типпином, то вы заметите, что отреставрированные здания 20-30-х годов прошлого века существуют вне времени и вне каких-либо тенденций. Соответственно, здесь сложно говорить о приверженности какому-либо конкретному архитектурному течению. Если мы говорим о реконструкции, редевелопменте старых сооружений, необходимо сказать, что вы не можете просто взять и изменить историческое здание, это важно делать максимально корректно. Новое не может заменить старое. Сегодня в своих проектах архитекторы используют большее количество стекла при реконструкции зданий, делая их более светлыми благодаря естественному освещению. Это некий отличительный знак архитектуры XXI века. Данные тенденции не наблюдались в середине прошлого столетия. Осуществляя реконструкцию исторического сооружения, необходимо сохранять исторический облик здания и добавлять современные «вставки». Единственное, чем мы не занимаемся – мы не повторяем точь-в-точь исконное строение. Задача девелопера – привнести нечто новое к зданию. Это называется современной интерпретацией исторического объекта. Среди примеров реализованных проектов реконструкции, в которых я участвовал, – Музей иммиграции на острове Эллис (Нью-Йорк). Мы начали его реставрировать в 90-х годах прошлого столетия. Здание подверглось основательной реконструкции и стало абсолютно новым и современным. Еще один пример, который хотелось бы упомянуть – порт Red Star Line в Антверпене. Там мы лишь слегка подреставрировали объект, сохранили его «шрамы» и следы старения. Если мы работаем над важным историческим зданием, то наше обращение с ним и степень вносимых изменений зависит от того, защищено ли оно на юридическом уровне или нет. Работая над Дворцом биржи в Будапеште вместе с Майклом Типпином, мы столкнулись с высоким уровнем вовлеченности местных властей, что не особо наблюдалось, например, в Антверпене. В США все по-другому: там всегда смотрят на экстерьер, но не заглядывают вовнутрь. В США исторические здания защищены местными властями, но не федеральными. Если вы купили здание, которое занесено в национальный реестр памятников архитектуры, то лишь в единственном случае слово властей будет для вас законом: если для реставрации вы привлекаете государственные деньги. Но если это частные инвестиции, здание не будет защищаться на юридическом уровне. Контроль осуществляется только на городском уровне, в частности, муниципальным властям важен внешний вид здания. Железнодорожная станция в Пенсильвании (США), которая была снесена в 1962 году фото: IS Как пример могу привести историю очень красивой железнодорожной станции в Пенсильвании (США), которая была снесена в 1962 году. Этот случай указал на пробелы в законе, регулирующем историческое наследие штата. Тогда дело дошло даже до Верховного Суда, что стало прецедентом для пересмотра законов об историческом наследии во всех штатах США. Любым проектом всегда руководит владелец, которым, в свою очередь, движет экономическая сторона вопроса. Экологический аспект очень затратный, особенно при редевелопменте здания для его повторного использования. Инфраструктура старых сооружений сделана, соответственно, по старым технологиям, и очень сложно вносить в нее изменения. Что касается социального аспекта, то он тоже немаловажен. Люди всегда говорят «я любил эту старую церковь» или «мне нравилось то старое здание», а когда их реставрируют, то они считают, что теряется что-то культурное. Для градостроительной отрасли любой страны важно, чтобы девелоперы и городские власти понимали, что стоит продолжать строительство объектов в самих городах, и что не стоит опустошать эти самые города, перенося свои проекты на окраины. Проблема США, а также частично Украины – это наличие большого количества свободной незастроенной земли на полях, в лесах, др., которую девелоперы все больше и больше застраивают коммерческими «городками». Но они забывают, что инфраструктура и дороги уже существуют в центральных районах. Таким образом, мы получаем некий феномен «города-бублика» – он пустой внутри и вкусный по краям. Например, столица Китая – Пекин – состоит из 5 кругов, и когда город в очередной раз разрастается, там строят еще одну окружную дорогу. Это происходит сегодня и в американских городах. Центральные части мегаполисов, таким образом, вымирают, разрушая свои ценные исторические здания. Инвесторы ищут выгодные месторасположения и не хотят вкладывать в старые застройки, им проще построить новые на окраине. Я могу сказать, что такое вымирание центральных частей городов вскоре станет проблемой мирового масштаба. Также, по моему мнению, в нынешнее время глобальной мировой проблемой является кризис жилого строительства, связанный с низкой доступностью жилья. Мне кажется, что обеспечение каждого региона достаточным количеством доступного и недорогого жилья – это первостепенный вопрос, в решении которого лично я хотел бы поучаствовать. Наше бюро занимаемся жилым строительством, но, к сожалению, не в больших масштабах. Виллем-Йоост де Вриз, партнер, совладелец архитектурного бюро T+T Design Виллем-Йоост де Вриз фото: «CP» T+T Design B.V. T+T Design – архитектурное бюро компании Multi Corporation, офис которого расположен в Гауде (Нидерланды). С момента создания в структуре Multi Corporation архитектурного бюро T+T Design, командой специалистов было реализовано более 140 проектов. В 1980-х годах бюро T+T Design внедрило принципиально новую идею в девелопменте объектов торговой недвижимости. В традиционных девелоперских проектах, реализация которых основывалась преимущественно на аспекте экономии, важным элементом стали эстетические качества объекта, а также соответствие архитектурной концепции города. Данная идея внедрялась с целью улучшить качество общественных территорий и стала началом интеграции дизайна и девелопмента в политике компании Multi. T+T Design разрабатывает дизайнерский концепт проектов в тесном сотрудничестве с муниципальными властями, для которых экономический аспект, осуществимость проекта и качество имеют важное значение. Торговая улица Beurstraverse, Роттердам, Нидерланды фото: IS Multi Corporation Multi Corporation является ведущим европейским девелопером торговых площадей в центральной части города и включает в себя дополняющие компании, которые специализируются на девелопменте недвижимости, инвестициях, управлении активами и недвижимостью. Multi инвестирует, развивает и управляет крупномасштабными и многофункциональными торговыми центрами, а также занимается реализацией проектов редевелопмента городских торговых центров. Multi активно работает в 14 странах мира. Головной офис расположен в Нидерландах. Офисы компании работают в Бельгии, Франции, Португалии, Испании, Италии, Германии, Великобритании, Чехии, Польше, Швейцарии, Словакии, Украине и Турции. «ПРИДАНИЕ ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВУ. КАК СДЕЛАТЬ ГОРОД ЛУЧШЕ» По мнению Виллем-Йоост де Вриза, главной задачей архитекторов и градостроителей сегодня является создание привлекательных для жителей города общественных площадей, сохранение индивидуальности городов и озеленение. DESIGN DEVELOPMENT Торговый центр La Vache Noire, Париж, Франция фото: IS Еще в начале своей деятельности в качестве архитектора я осознал, насколько важны интерьеры коммерческих зданий – это места, где видятся, встречаются и влюбляются люди. За свою карьеру архитектора я разрабатывал проекты офисных зданий, выставочных центров, автовыставок. Очень скоро я понял, что было бы неплохо создавать в них урбанистические интерьеры. Поэтому я стал урбанистом и начал придавать зданиям урбанистические формы. Сегодня я являюсь одним из директоров компании T+T Design. Головной офис находится в Голландии. Стоит отметить, что это не совсем традиционное архитектурное бюро. В данный момент я работаю над проектами, расположенными в 22 странах. Сегодня наше портфолио насчитывает более 70 концепций. Иногда мы сами выступаем архитекторами, иногда привлекаем местных или известных архитекторов, таких, к примеру, как Сантьяго Калатрава, др. Но любой проект всегда начинается с хорошей идеи. T+T Design развивает проекты совместно с девелоперской компанией Multi Development. Нашу философию можно охарактеризовать как «design development». Когда начинается новый проект, мы вместе выезжаем на участок и думаем, что можно здесь построить. Мы называем это «магией местности» – позволяем местности вдохновить нас. Девелопер всегда хочет, чтобы архитектор во время проектирования думал о предстоящих затратах, не будет ли проект слишком дорогим. Следует сказать, что с нашей командой мы создаем высококачественные и перспективные проекты. И при этом мы не хотим тратить деньги на глупые вещи, не создаем сложные конструкции. Каждый проект, его чертежи обсуждаются целой командой – с проектировщиками, специалистами по коммерческим вопросам, инвесторами – мы всех приглашаем на нашу «архитектурную кухню». Когда речь идет об урбанизме, командная работа необходима, чтобы создать наилучшую схему для предоставленного участка. Проект МФК Forum Rotterdam, Роттердам, Нидерланды проект: IS Работая над проектами, где есть старинные сооружения, которые необходимо сохранить, мы очень аккуратно их интегрируем в новые постройки. В Киеве я видел много примеров, когда на месте старых зданий строились абсолютно новые. Я считаю, что интенсификация города улучшает его и делает более сильным и привлекательным во всех отношениях. Однако мы, как архитекторы, не должны забываться, потому что город принадлежит, прежде всего, людям, которые в нем проживают. Люди хотят встречаться в городе, гулять в парках. Например, пешеходный мост в Киеве – это то, что нам действительно нравится. Это то, что относится к общественным пространствам. К примеру, в Германии одно историческое здание было разрушено во время бомбардирования, а на его месте было возведено новое, более красивое, с использованием цветного стекла. Но нужно быть очень осторожными с трендами, иначе завтра все сооружения в Киеве будут построены с этим стеклом. Будьте бдительны, думайте на долгосрочную перспективу. В Голландии было сделано много градостроительных ошибок, особенно в 20-х годах прошлого столетия. В это время здесь господствовал геометрический урбанизм. Причастные к градостроительству люди возводили здания, думая исключительно на краткосрочную перспективу. Если посмотреть на традиционный урбанизм, то вы увидите, что у городов есть улицы, аллеи, проспекты, бульвары, парки. Центральные площади окружены знаковыми зданиями. А другие сооружения возведены уже «в контексте». Эти знаковые здания являются лицом города. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ Если вы посмотрите, к примеру, на города Франции, то у большинства из них есть индивидуальность. Киев тоже должен сохранить свою индивидуальность, которая, собственно, и выражается в старых постройках. Когда архитекторы приходят ко мне с эскизом нового МФК, я зачастую могу сказать, что он мне не нравится, потому что там, например, негде выпить чашечку кофе. Потом мы переделываем план и создаем новые площади для фуд-корта, рынка, др. И обычным жителям города, конечно, понравится этот новый план. А если вы построите здание и создадите на его крыше зеленую зону, то люди будут восхищены. Мы делаем сегодня такие проекты, но они не новы – эти тенденции зародились еще в 60-х годах прошлого столетия. Торговый комплекс Entre Deux в Маастрихе, Нидерланды фото: IS Когда наше бюро участвовало в тендере по выбору архитекторов для реализации одного проекта в Париже, мы поехали на участок и попытались понять, что может быть притягательного в новом объекте. Стоит отметить, что местность, расположенная в нецентральном районе, была не особо привлекательной, потому что основные объемы инвестиций направлены, естественно, в центр Парижа. Поэтому нашей целью было дать новый стимул развитию этой территории. Человек, который обратился к нам с проектом, был очень удручен тем, что на участке нет парков и инфраструктуры. Перед нами стояла задача создать такой объект, чтобы людям, в первую очередь, хотелось в нем отдыхать. Мы сделали наброски, посчитали предстоящие расходы и поняли, что это очень дорого – уходить 20 метров под землю. Но специалисты из коммерческого отдела подсчитали, что окупаемость объекта может быть достигнута благодаря жилой недвижимости, офисам, др. Работая с парковой зоной, мы также должны были учитывать загазованность от паркинга. Наша задача заключалась в том, чтобы создать дымоотводы и осветительные элементы, которые будут подсвечивать объект ночью. А под землей вы не чувствуете, что находитесь собственно под землей, потому что все освещено. Главная задача архитекторов и градостроителей сегодня – создание привлекательных для жителей города общественных площадей, сохранение индивидуальности городов и озеленение. Давайте посмотрим на Америку. Там есть центры городов, офисы и здания. И снова здания, здания, растущие все выше и выше. Иногда вы переезжаете из города в город и не замечаете, что вы в новом городе, потому что он лишен индивидуальности. Все силы следует направлять на сохранение центральной части города. Это ведь не сложно – создать паркинг под парком, сохранить историческое здание при новой застройке и т.д. ТЦ Victoria Square, Белфаст, Великобритания фото: IS Однако внутреннее пространство намного важнее самого здания. Вы можете перестроить сооружение, реставрировать фасад, др. Но вам нужны грамотно распланированные места общественного пользования. Вот что мы сделали в нашем проекте Entre Deux в Маастрихе (Нидерланды): на основе старого торгового комплекса 70-х годов прошлого столетия мы разработали новый торговый район в центре города. Были созданы торговые помещения, общественные места для горожан и апартаменты. Шесть исторических зданий были заботливо интегрированы в новую застройку. Заброшенная старинная доминиканская церковь была превращена в культурный центр и библиотеку. Крыши зданий засажены зеленью. Такой комплексный подход мы применяли во многих городах. Что касается комплексного редевелопмента районов и публичных мест: речка может стать центром города, в то время как территориально она находится на окраине. Любую местность вы можете преобразовать. Когда я впервые приехал в ирландский город Белфаст много лет назад, там было много проблем. Практически сразу нам пришла идея соединить реку с центром города. Одной из моих задач в реализации проекта торгового пассажа, Victoria Square, было координирование работы 14 архитекторов, которые разрабатывали этот проект. В итоге он стал очень успешным. Здесь часть городского центра была обновлена и соединена с центром торгового квартала, таким образом был создан удобный доступ к магазинам. Обновление района стало первым этапом проекта по соединению центра города с рекой Лаган. Архитектурная привлекательность объекта состоит в куполе. Нам пришлось снести несколько зданий, но некоторые постройки на этой территории мы сохранили, так как они являются историческим наследием. Когда снесенные здания рухнули, белфастцы назвали этот день «днем мирной бомбежки». Построенные заново дома очень хорошо сочетаются с исторической архитектурой, потому что наше архитектурное решение было продуманным. С купола открывается прекрасный вид на город – там расположена смотровая площадка. Хорошим примером уникального сочетания ландшафта, городского колорита и торговой функции является Beurstraverse, известная в Роттердаме торговая улица, углубленная в землю. Торговый пассаж соединяет два шоппинг-района в центре Роттердама (Hoogstraat и Lijnbaan), разрушая границу, созданную улицей Coolsingel. Также пассаж обеспечивает вход на станцию метро. Благодаря деревьям, растущим на улице Beurstraverse, посетители не ощущают, что находятся фактически в тоннеле. Каждый торговый центр необходимо создавать как маленький город: с улицами, площадями и т.д. При этом при разработке проекта необходимо думать на длительную перспективу, потому через 5 лет объект может устареть и он не будет конкурентоспособным. Торговый центр должен стать неотъемлемой частью города, любимым местом отдыха и времяпрепровождения горожан. Джон Фотиадис, архитектор, глава и основатель архитектурного бюро John Fotiadis Architect Джон Фотиадис фото: «CP» Биография и профессиональная деятельность: Джон Фотиадис родился в 1963 году в Нью-Джерси (США). В 1989 году Джон Фотиадис окончил архитектурный факультет в университете Temple University (Филадельфия), получив степень бакалавра. В 1991 году он получил степень магистра архитектуры и градостроительства в университете Columbia University (Нью-Йорк). Джон Фотиадис является дипломированным архитектором с 20-летним международным опытом. Джон основал свою собственную консалтинговую компанию, а также работал в нескольких нью-йоркских архитектурных компаниях, таких как CKP и HLW. Он занимал должности ассоциированного партнера и дизайн-директора. Его профессиональный опыт включает развитие крупных проектов генпланов, проектов жилой и коммерческой недвижимости в США, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Проект МФК «Пушкинский» в Донецке проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT В 2009 году Джон Фотиадис основал John Fotiadis Architect – многопрофильное архитектурное бюро, ориентированное на международные рынки. John Fotiadis Architect Проект башни Trump Tower в Батуми (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT John Fotiadis Architect – архитектурное бюро, предоставляющее услуги архитектурного дизайна, генерального планирования, городского дизайна и дизайна интерьеров. Головной офис АБ John Fotiadis Architect расположен в Нью-Йорке (США). В настоящее время бюро принимает участие в реализации архитектурных проектов в США, Турции, Грузии и Украине. Портфель проектов АБ John Fotiadis Architect включает генплан развития береговой линии в городе Батуми (Грузия), проект многофункциональной башни в бизнес-районе Нижнего Манхеттена (Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки), офисный центр «Андреевский» в Киеве, МФК «Пушкинский» в Донецке, др. BRANDITECTURE Джон Фотиадис в своем докладе «Архитектура как инструмент создания нового коммерческого бренда: международная практика» осветил сущность такого понятия как Branditecture. МИР ГЛОБАЛЬНОГО БРЕНДИРОВАНИЯ Поскольку мы продолжаем интенсивно продвигаться в XXI век, область архитектуры трансформируется беспрецедентным образом. Строительные технологии стремительно развиваются, к чему перманентно побуждает необходимость экономить и быть более аккуратными в обращении с окружающей средой. Способ жизни и работы людей также трансформируется во всем мире. В эру глобализации большинство людей, проживающих в городах, находятся в движении 24 часа в сутки и в нескольких часовых поясах. Здания, в которых они проживают или работают, проектируются или адаптируются таким образом, чтобы предоставлять этот новый глобальный способ жизни. Проект лобби в башне Trump Tower в Батуми (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT И что самое важное – изменилось восприятие окружающего мира. Сегодня, в XXI столетии, люди смотрят на здания и архитектуру по-другому. Основная причина – доступ ко всей информации, который есть у каждого из нас. Информация сегодня вездесуща и распространяется мгновенно. Поскольку информация становится более доступной, внимание рассеивается. Сенсорные ощущения сводятся к звуковым и визуальным байтам. В результате мы живем в глобальной «культуре бренда», направления которой задают быстрая узнаваемость и ассоциативные связи. Google, Apple, Coca-Cola, Nike, Facebook – эти бренды говорят о конкретных продуктах или сервисах, но на самом деле ассоциируются с определенным стилем жизни. Архитектура по своей натуре достаточно медленно вливается в этот тренд, но она уже вошла в мир глобального брендирования, и то, как это произошло, само по себе означает определенные перемены. Ресторан в The Radisson Blu Resort, Tsinandali (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT До основания собственной фирмы в Нью-Йорке, я работал в широко известном архитектурном бюро, которое специализируется на высотных жилых зданиях класса люкс. Мы работали практически на эксклюзивной основе с девелоперами и таким образом быстро осознали, что эксперты по маркетингу являются неотъемлемой частью процесса проектирования. Лично я был свидетелем того, как зарождались изменения в создании архитектурных форм, используемых и воспринимаемых с точки зрения маркетинга. То, что начиналось как внедрение маркетинговых данных в процесс проектирования, к примеру, такой информации как миксы юнитов, наиболее подходящие размеры юнитов, специальные дополнительные сервисы – с целью создать здания, которые максимизируют прибыль, будучи «скроенными» конкретно под требования рынка, стало миссией создавать сооружения, которые в итоге становятся знаковыми брендами. Эта идея создания брендов в форме «культовых зданий» как самостоятельная маркетинговая концепция «расцвела» в Нью-Йорке как раз перед экономическим кризисом 2008 года. Когда экономика бурно развивалась, и общие познания покупающей публики все более удовлетворялись, на рынке жилой недвижимости появилась необходимость в уникальных, знаковых продуктах. Лаундж-зона в существующем здании «Лаборатории» в The Radisson Blu Resort, Tsinandali (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Такие архитекторы как Жак Херцог и Пьер де Мерон, Жан Нувель, Сантьяго Калатрава, Фрэнк Гери и т.д. – так называемые «starchitects» – были призваны девелоперами для создания уникальных, культовых и знаковых сооружений. Есть также продукты на рынке жилой недвижимости, которые могут похвастаться привлечением всемирно известных фешн-брендов, таких как Джорджио Армани. Еще раз обращаю Ваше внимание: это были не музеи или корпоративные штаб-квартиры, это были жилые здания. Хорошие были времена! Итак, с того времени мы стали свидетелями глобального экономического кризиса, масштабы которого беспрецедентны. В результате наш подход к архитектурному проектированию и его способности создавать «брендированные здания», как мне кажется, стал более сдержанным. Тенденция «Branditecture» никуда не ушла, но она видоизменилась. Силы имени «звездных» архитекторов, так называемых «starchitects», или знакового дизайна уже более не достаточно, чтобы сделать проект успешным. Необходимо более целостное проектирование и стратегия брендинга для создания архитектуры, объединенной с брендом в единое целое. Наиболее успешным примером брендированных зданий можно назвать «Башни Трампа». На протяжении более чем 30 лет компания Trump Organization построила на имени «Trump» премиальный бренд в области гостиничной и жилой недвижимости. Ресторан Проект башни Trump Tower в Батуми (Грузия) проект: JOHN FOTIADIS ARCHITECT Фоторепортаж Международного архитектурного форума размещен в рубрике «Фоторепортаж» на стр. 62-63.