Инновации и технологии – в центре внимания Архитектурного форума

В рамках Форума на одной площадке собралось более 120 специалистов в области архитектуры, недвижимости и строительства ФОТО: «CP» Программа IV Международного архитектурного форума, состоявшая из двух сессий, включала Live Presentations/Case Studies – презентации и доклады международных и украинских архитекторов, в рамках которых эксперты презентовали наработки и практические кейсы по реализации успешных проектов недвижимости, Product Showcases – знакомство с новейшими технологиями в архитектуре и строительной продукцией, а также Discussion Panels – дискуссионные панели, которые стали нововведением мероприятия, сделав его более динамичным и интерактивным. Форум открыл Сергей Целовальник, директор Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, главный архитектор Киева, который выступил со вступительным словом. «Приятно, что здание, в котором мы находимся [БЦ IQ Business Center – ред.], является работой одного из присутствующих здесь архитекторов. Рядом размещается жилой комплекс PecherSky, автор которого также посетил это мероприятие. Приятно, что в не очень легкое время архитекторы, конечно же, совместно с инвесторами и заказчиками, смогли осуществить такие интересные работы и начать формировать культурную, интересную и эстетически привлекательную среду. Я уверен, что это очень нужный Форум, важное собрание, которое и в дальнейшем будет эффективно проводиться. Я желаю, чтобы участники мероприятия услышали друг друга, чтобы возникли совместные договоренности и идеи, которые можно реализовать в последующем. Желаю всем нам изменений в лучшую сторону, улучшения окружающей среды и архитектуры», – отметил в своем выступлении Сергей Целовальник. В рамках первой сессии Форума Саймон Скотт, дипломированный архитектор Королевского института британских архитекторов (RIBA), директор по развитию, Leslie Jones Architecture (Великобритания), представил доклад «Стратегическое планирование – как максимально раскрыть возможности городских объектов». В ходе презентации эксперт представил аудитории три объекта различного функционального назначения и масштабов, разработанные компанией Leslie Jones Architecture в Великобритании, – МФК Cabot Circus в Бристоле, транспортно-пересадочный узел St Pancras Station в Лондоне и ТРЦ Old Market в городе Херефорд, сделав акцент на таких факторах как интеграция зданий в окружающую среду и ее возрождение посредством девелопмента новых объектов либо реконструкции уже существующих. Первую сессию Форума продолжил совместный доклад Андрея Ковальчука, главного архитектора проектов Института «МіськЦивільПроект», и Ярославы Чапко, директора консалтинговой компании City Development Solutions, на тему «Эффективное проектирование объектов недвижимости – результат совместной работы консультантов и проектантов». «У всех участников проекта – консультантов, технологов, проектантов, заказчика и т.д. – есть общая цель: повысить рентабельность объекта. За счет чего это можно сделать? Рентабельность проекта можно повысить за счет привлекательной архитектуры, удачной, свободной планировки, которая позволяет владельцу зонировать квартиру по собственному усмотрению, а также развитой инфраструктуры, оптимизации стоимости, не потеряв при этом качество», – отметил Андрей Ковальчук. В рамках доклада Ярослава Чапко представила пример анализа и оптимизации планировочных решений жилого здания эконом-класса, что включало в себя изменение количества и размещения 3-комнатных квартир, изменение глубины квартир, смещение лифтовой группы и лестниц, др. Алексей Сверчков, коммерческий директор, ДП «ШЮКО Украина», представил доклад «Schüco. Инновации 2015», рассказав о новинке компании – фасадной системе Schüco FWS и ее характеристиках, а также о параметрической системе Schüco, позволяющей создавать трехмерные конструкции фасадов. «Новые здания влияют на окружающую среду так же, как и уже построенные – на то, как будет выглядеть нововозведенный объект. Помимо архитектуры и внешнего вида, параметрическая система при помощи объемных фасадов позволяет управлять отражением внешних объектов и регулировать инсоляцию», – рассказал Алексей Сверчков. Илья Евстигнеев, руководитель проектов, бюро Fuksas (Италия), представил доклад «Culture/Retail: Как архитектура видоизменяет торговлю, исследование новых гибридов. Общественность – наш главный клиент». На примере таких проектов компании как Nardini Research Center and Auditoruim (Виченца, Италия), Ferrari Headquarters and Research Center (Модена, Италия), Peres Peace House (Тель-Авив, Израиль), MyZeil Shopping Mall (Франкфурт-на-Майне, Германия), Shenzhen Bao’an International Airport – Terminal 3 (Шеньчжень, Китай), New Milan Trade Fair (Милан, Италия), Armani Fifth Avenue (Нью-Йорк, США) и других Илья Евстигнеев раскрыл философию архитектурного бюро и его подход к проектированию и работе с пространством, формами и окружающей средой. Александр Степаненко, представитель SOLWIN в Украине, рассказал об энергоэффективных решениях компании, в частности, о солнцезащитной продукции ТМ WAREMA (рафшторы, роллеты, ставни, маркизы). «Классической задачей солнцезащиты является защита объекта от перегрева и таким образом оптимизация затрат, связанных с кондиционированием помещений. При использовании наружных элементов солнцезащиты снижение затрат на охлаждение достигает 95%. При использовании элементов внутренней солнцезащиты потенциал экономии составляет до 50%. Зачастую установка систем кондиционирования является излишней, а это существенно снижает как стоимость строительно-монтажных работ, так и затрат на эксплуатацию объекта», – отметил эксперт. Анатолий Лившиц, президент группы компаний Acoustic Group (Россия), представил доклад «Создание акустического комфорта в общественных помещениях и его влияние на привлечение клиентов», в котором охватил такие сегменты недвижимости как офисная, торговая и гостиничная, обратив внимание на элементы, за счет которых можно улучшить звукоизоляцию и звукопоглощение в различных помещениях. Создание комфортной акустической среды является очень важным, поскольку напрямую влияет на самочувствие людей, находящихся в помещении. «Торговые центры строятся с минимальным количеством звукопоглощения, к тому же в них постоянно играет музыка. Это приводит к тому, что покупатели быстро устают, теряют интерес к чему-либо, а продавцы теряют функциональную обязанность – быть приветливыми и вежливыми», – отметил Анатолий Лившиц. По его словам, в торговых центрах оптимальным и правильным является размещение звукопоглотителя в потолочном пространстве, в то время как, к примеру, в стенах это зачастую не является возможным ввиду того, что торговую галерею в основном занимают витрины. Дискуссионная панель «Инновационные архитектурные идеи и концепции: как заинтересовать заказчика?» ФОТО: «CP» В дискуссии первой сессии Форума на тему «Инновационные архитектурные идеи и концепции: как заинтересовать заказчика?» приняли участие Винсент Давид, инвестиционный директор, «Ашан Украина», «Иммошан Украина»; Юрий Серегин, архитектор; Андрей Ковальчук, главный архитектор проектов Института «МіськЦивільПроект»; Виталий Козлов, главный архитектор проекта, «Комфортбуд»; Андрей Миргородский, архитектор, руководитель компании «Проектные системы»; Андрей Пашенько, архитектор, основатель ТАМ «А. Пашенько»; и Александр Попов, директор проектной группы «Архиматика». Модератором дискуссии выступил Игорь Забулонский, директор по строительству, Arricano Real Estate. В рамках обсуждения эксперты затронули не только тему инноваций, но и вопросы, касающиеся градостроительства, рыночной ситуации, энергоэффективности и «зеленой» сертификации как факторов, которые также имеют влияние на архитектуру городских объектов. Так, Юрий Серегин, комментируя вопрос о том, есть ли перспективы у архитектурных инноваций в сложившейся ситуации или же на украинском рынке продолжится строительство «коробок» с целью их дальнейшей продажи, отметил: «Я не вижу перспектив. Архитекторы отстранены от принятия решений – за них принимают решения строители и девелоперы. Эту ситуацию необходимо кардинально менять. Инновационные проекты сегодня есть, однако найти заказчиков под них – это большая проблема». По мнению Андрея Ковальчука, на данный момент в стране нет фундамента для применения новых технологий и реализации инновационных проектов. «Архитекторы разрабатывают фантастические проекты, но с их реализацией возникают трудности. Необходимо применять современные методы проектирования, пересмотреть нормативную и регуляторную документацию», – отметил эксперт. По словам Андрея Пашенько, в сложившейся кризисной ситуации есть определенный позитив: «Если в период рынка, поглощающего все, любая «коробка» пользовалась спросом, то в период кризиса должна произойти чистка – такие объекты не будут иметь перспективы. Сегодня вопрос качества архитектуры и интересных объектов является актуальным, поскольку девелоперы обращают огромное внимание на то, чтобы объект был конкурентоспособным не только сегодня, но и в перспективе. Качество архитектуры, интересный внешний вид, обустроенная территория и др. – такие задачи ставятся перед архитекторами сегодня, и этого требует рынок». Виталий Козлов солидарен с экспертом и считает, что кризис отсеивает некачественные решения, в том числе архитектурные. Примером является сегмент жилой недвижимости Львова, где наиболее качественное жилье было построено в послевоенное кризисное время 1920-х годов. Андрей Миргородский, однако, считает, что в кризисе нет ничего положительного: «Как показывает наш опыт и практика, мы ничему не учимся в кризис. Архитектура, к сожалению, становится все хуже и хуже, и ситуация, когда, казалось бы, должны выживать сильнейшие, на самом деле не работает, потому что сегодня строятся самые дешевые и простые здания. Это тенденция рынка. Мы переживаем сложное время, которое не ограничится 2-3 годами. Безусловно, перед девелоперами и архитекторами сейчас поставлены сложные задачи, но они очень узкие и упираются в экономику. Реализовать инновационную архитектуру в стране, где нет экономики, практически нереально, поэтому, чтобы это направление получило положительный толчок, необходимо изменить законодательство и создать возможности для захода зарубежных инвесторов». Винсент Давид отметил, что в понимании инвестора инновации – это возможность предусмотреть потребности и требования потребителей. «Архитектура для нас – это, в первую очередь, функциональность», – отметил он. Александр Попов обратил внимание аудитории на вызовы, которые постоянно возникают и таким образом являются поводом для обязательных инноваций, а также новые функции и форматы недвижимости. Архитекторам необходимо постоянно осмысливать изменения и создавать объекты, которые будут отвечать новым требованиям. Вторую сессию форума открыл доклад Андрея Яцентюка, главного архитектора проекта, Группа «ЭСТА», на тему «Реконструкция Киевского ЦУМа. Украинские традиции/международный опыт». В проекте реконструкции ЦУМа было задействовано порядка 30 международных участников. Так, его концепция разработана компанией Benoy, интерьер универмага – студией Four IV. Новый ЦУМ, открытие которого заявлено на 2016 год, будет иметь 7 этажей. Общая площадь здания составит 41 000 м2, арендуемая – 23 500 м2. Внутреннее пространство будет иметь открытые планировки и минимум перегородок, помещения будут переливаться одно в другое. Ключевой элемент здания – атриум, который запроектирован так, чтобы с -1 этажа можно было видеть купол универмага. Юрий Кац, архитектор, Eller + Eller Architekten (Германия), старший управляющий офисов архитектурного бюро в Москве и Киеве, представил доклад «Инновационная архитектура как инструмент привлечения арендаторов, посетителей, туристов». На примере различных типологий зданий – офисных, гостиничных и жилых объектов, а также музеев как примеров культурно-социальных сооружений эксперт рассказал о том, как архитектура может влиять на привлечение или, наоборот, отторжение клиентов. К примеру, в ряде проектов офисной недвижимости в Германии, таких как офисное здание крупной юридической компании FGS в Бонне, главный офис немецкого концерна BASF в городе Людвигсхафен и здание компании Henkel в Дюссельдорфе команда Eller + Eller Architekten концентрировалась, среди прочего, на создании максимально коммуникационной среды для сотрудников компаний, что более рационально как с точки зрения организации рабочего процесса, так и позволяет им чувствовать себя членами единой команды. Ольга Романенко, генеральный директор, и Ольга Красник, архитектор компании «Экопан», представили доклад «Сохраняя тепло: синергия архитектуры и технологий», в котором рассказали об архитектурных и энергоэффективных особенностях SIP-панелей, применяемых для строительства частных домов. «На сегодняшний день мы производим более 15 домов в месяц. Принцип нашей работы основан на индивидуальном подходе к заказчику, поэтому в портфеле компании, который включает около 350 проектов, ни один дом не был построен дважды», – отметила Ольга Романенко. Ольга Красник презентовала проект энергоэффективного дома, в котором применена комбинация двух факторов – планировочные решения и ограждающие конструкции, благодаря которым можно получать и сохранять солнечную и другие виды тепловой энергии. Кшиштоф Ингарден, архитектор, президент архитектурного бюро Ingarden & Ewy Architects, профессор факультета архитектуры и изобразительных искусств Краковской академии им. Анджея Фрыча Моджевского (Польша), представил доклад «Инновационная архитектура в историческом и культурном контексте – матрица пространства». Эксперт рассказал о философии бюро, которая обращается к таким аспектам как интерпретация пространства, культурный контекст, применяемые материалы и формы, др., а также представил особенности разработанных компанией проектов – культурного центра Małopolska Garden of Arts и конгресс-центра ICE Kraków Congress Centre (оба – Краков, Польша). В завершение Форума состоялась дискуссия «Новые технологии в архитектуре: инструменты создания «брендовой» недвижимости», в которой приняли участие Андрей Вишневский, директор, «Комфортбуд»; Дмитрий Каладжиев, архитектурный консультант компании Reynaers; Юлия Костылева, архитектор, «Интергал-Буд»; Александр Кучерявый, архитектор (Беларусь); Александр Савельев, архитектор; Андрей Яцентюк, главный архитектор проекта, Группа «ЭСТА». Модератором выступила Лариса Скорик, архитектор, основатель ТАМ «Л. Скорик». Эксперты обсудили вопрос, можно ли соотносить такие понятия как «бренд» и «архитектура», какие характеристики создают ее «брендовость» и какую роль играют в этом технологии. Так, некоторые участники дискуссии сошлись во мнении, что термин «бренд» должен соотноситься со сферой недвижимости, но не с архитектурой, в то время как другие эксперты считают, что «брендовая» архитектура имеет право быть и ее характеристиками являются стиль, узнаваемость и качество. «Для меня «брендовой» является та архитектура, которая навсегда входит в архитектурную классику, когда бы она ни создавалась. Технологии являются одним из инструментов ее создания и дают архитекторам возможность работать на равных, сохраняя при этом разнообразие. Но все-таки главный инструмент – это философия архитектурной эстетики. Идея – это есть бренд. Если у нас будет архитектура идей, у нас будет архитектура брендов», – отметила Лариса Скорик. По мнению Андрея Яцентюка, «брендовую архитектуру делает качество и маркетинг – PR и реклама. Технологии помогают лишь механически выполнить работу». Андрей Вишневский отметил, что технологии не могут заменить талант архитектора. Они должны помогать учитывать в проектах все существующие на сегодняшний день потребности конечных пользователей, анализировать все аспекты и помогать в выборе правильных решений в краткий срок, ведь период реализации проектов сокращается. По мнению Дмитрия Каладжиева, «брендовая» архитектура существенно выходит за рамки классической формулы «польза – прочность – красота». «Качество брендовости – это узнаваемость. Сегодня мы видели много проектов с применением уникальных материалов и решений. Именно они играют серьезную роль в узнаваемости архитектуры», – считает эксперт. В свою очередь Александр Кучерявый отметил, что на данный момент многие архитекторы начали трактовать формулу архитектуры наоборот: «Мы настолько сконцентрировались на красоте, что забыли о сути архитектуры, о пользе, которую она должна нести. А сути немного: архитектор должен проектировать здания, в которых комфортно жить, административные здания, в которых удобно работать, и рекреацию, где удобно отдыхать. Сегодня мы гонимся за формой, чтобы удовлетворить творческое эго. Мне хотелось бы, чтобы брендовой стала та архитектура, которая решает проблемы». По мнению архитектора Александра Савельева, технология сама по себе может быть архитектурой, в доказательство чему он презентовал проект на Мальте, представляющий собой конструкцию над старинным фортом – интегрированное в ландшафт крыло-сооружение. По словам автора, оно является более технологическим, нежели архитектурным проектом, выполняющим ряд функций, в частности, кондиционирование пространства без помощи кондиционеров, генерация электроэнергии, др. Ниже приводим наиболее интересные моменты выступления зарубежных экспертов Форума. Фотоотчет мероприятия смотрите в рубрике «Фоторепортаж» на стр. 60-65. Саймон Скотт, дипломированный архитектор Королевского института британских архитекторов (RIBA), директор по развитию, Leslie Jones Architecture (Великобритания) Саймон Скотт ФОТО: «CP» Биографическая справка и профессиональный опыт: Саймон Скотт имеет 20-летний опыт работы в области коммерческого проектирования в Великобритании и других странах. Присоединившись к компании Leslie Jones Architecture в 2014 году, он принял обязанности по развитию компании по всему миру с фокусом на рынках региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и странах СНГ. Саймон Скотт получил мировую известность как разработчик успешных проектов различных сегментов недвижимости и является экспертом в поисках инновационных решений для клиентов. Его портфель включает множество проектов транспортной, жилой, торговой и гостиничной недвижимости и многофункциональных комплексов. Наиболее знаковые объекты, над которыми Саймон Скотт работал, включают МФК Ciftci Towers в Стамбуле (Турция), ТРЦ «Планета» в Перми (Россия), вторая очередь ТРЦ Ocean Plaza в Киеве (Украина), проект редевелопмента и расширения ТРЦ Expobel в Минске (Беларусь). В Великобритании он руководил разработкой и реализацией таких проектов как железнодорожная станция St Pancras Station, МФК Cabot Circus, Special Street в ТРЦ Bullring, а также торговых центров сети Westfield в Лондоне. Саймон Скотт также работал на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Leslie Jones Architecture Leslie Jones Architecture (Лондон, Великобритания) специализируется на генеральном планировании, архитектурных, дизайнерских и других услугах в сегментах коммерческой (торговой, развлекательной, офисной, многофункциональной) и жилой недвижимости, а также в сегменте инфраструктурной недвижимости (транспорт, авиация). Штат компании насчитывает 40 человек. Leslie Jones Architecture работает с Британским советом торговых центров, Комитетом по городскому развитию и Международным советом торговых центров. «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: КАК МАКСИМАЛЬНО РАСКРЫТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ?» Cabot Circus – крупный многофункциональный комплекс в Бристоле (Великобритания). Он состоит из нескольких зданий различных функциональных назначений, часть из которых накрыты крышей, защищающей пространство от дождя и ветра. Площадь МФК Cabot Circus составляет 140 000 м2, из которых около 92 000 м2 занимают торговые и рекреационные помещения. В нем представлено 140 магазинов, 13-зальный кинотеатр (около 9300 м2), паркинг (2600 машиномест), жилые площади, в том числе общежитие для студентов, офисные помещения (15 000 м2) и отель на 150 номеров. Здания в рамках данного проекта были реализованы в различных стилях. Однако нашей целью было создать комплекс, который будет выглядеть как единое целое, поэтому был применен единый подход к использованию материалов. МФК Cabot Circus (Бристоль, Великобритания) ФОТО: LESLIE JONES ARCHITECTURE Cabot Circus является не просто еще одним закрытым коммерческим объектом, но представляет собой проект расширения центра города. Комплекс занимает два земельных участка, один из которых характеризовался обильной застройкой 1960-х годов, которая, однако, не учитывала такие вопросы как этажность, стиль, др. В тот период времени было другое видение развития города, и этот конкретный участок демонстрировал доминирующее значение дорог в планировании Бристоля. Однако, они создавали барьеры свободному перемещению людей и пользованию городским пространством. Наш план был таковым, чтобы сместить дорогу, разделяющую два участка, и таким образом соединить их. В генеральном плане проекта Cabot Circus мы руководствовались такими принципами как возрождение городской среды и создание многофункционального пространства, сохранение лучших зданий, расположенных на участке, и снос худших из них, создание сети безопасных и привлекательных дорог и скверов, доступность одновременно с ограниченным влиянием трафика, строительство объектов городского масштаба, а также управляемый девелоперский процесс, благодаря чему был решен ряд социальных проблем. St Pancras Station в Лондоне – памятник архитектуры 1868 года постройки, одно из наиболее охраняемых зданий в Великобритании. Эта железнодорожная станция, расположенная неподалеку от станции King Cross, стала частью крупного проекта редевелопмента стоимостью 800 миллионов фунтов стерлингов. ТРЦ Old Market (Херефорд, Великобритания) ФОТО: LESLIE JONES ARCHITECTURE Проектом реконструкции станции St Pancras Station предполагалось создание новых функций, в том числе гостиницы и торговли. Нашей целью было интегрирование коммерческих площадей в общий операционный процесс этого транспортно-пересадочного узла, предусмотреть такие форматы ритейла и заведений питания, которые будут удовлетворять потребности различных пассажиров – как международных, так и локальных. В частности, проектом предусматривалось создание около 8170 м2 арендуемых торговых площадей, где впоследствии разместилось более 60 магазинов и самый длинный в Европе шампань-бар. С архитектурной точки зрения нашей целью было сохранение исторических материалов, а именно, кирпичной кладки, что само по себе является необычным решением для ритейла, и внедрить такие материалы, которые соответствуют функции торговли и операционной деятельности объекта. Благодаря такой комбинации нам удалось достичь разнообразия в дизайне внутреннего пространства станции. ТРЦ Old Market в городе Херефорд открылся 1 мая 2014 года. Он стал первым значимым торговым центром в городе за последние 25 лет. Площадь ТРЦ составляет 28 800 м2. Около пятой доли комплекса отведено под развлечения. На момент открытия 96% помещений было сдано в аренду, что превысило плановые показатели. Объект привлек в город новые бренды, среди которых – универмаг Debenhams, кинотеатр Odeon и супермаркет Waitrose, а также ряд модных брендов. Транспортно-пересадочный узел St Pancras Station (Лондон, Великобритания) ФОТО: LESLIE JONES ARCHITECTURE ТРЦ Old Market расположен в центре города, на участке бывшего скотного рынка. В данном проекте было важно учесть и дополнить историческое наследие города, а также создать свой характер. ТРЦ состоит из небольших зданий, отражающих окружающую среду и городскую постройку, имеет прямое отношение к историческому контексту, к примеру, через ассиметричную крышу универмага, как в зданиях бывшего рынка. Но в то же время в ТРЦ применены новые решения с целью отвечать требованиям современных торговых и развлекательных объектов. Мы использовали различные формы, подходы к архитектуре, но вместе с тем ограничили паллету цветов и используемых материалов, отдав преимущество локальному кирпичу и дубу. FUKSAS (ИТАЛИЯ) Илья Евстигнеев, руководитель проектов Массимилиано и Дориана Фуксас ФОТО: FABIO LOVINO Биографическая справка и профессиональный опыт: Илья Евстигнеев родился в Санкт-Петербурге (Россия) в 1985 году. В 2009-м он получил степень магистра архитектуры в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, в 2014-м – степень магистра архитектуры в Политехническом университете Милана. С 2012 года Илья работает в бюро Fuksas на должности руководителя проектов. Профессиональный опыт Ильи Евстигнеева в бюро Fuksas включает работу над такими проектами как Новый Политехнический музей Москвы (в реализации, победа в конкурсе в 2013 году), район железной дороги Baricentrale в городе Бари, Италия (в реализации, победа в конкурсе в 2013 году), Культурный центр Chengdu Tianfu в Чэнду, Китай (в реализации, победа в конкурсе в 2012 году), Культурный центр в Пекине, Китай (в реализации, победа в конкурсе в 2013 году), здание бывшего Военного союза (Palazzo ex. Unione Militare) в Риме, Италия (завершен в 2012 году). Бюро Fuksas Илья Евстигнеев ФОТО: «CP» Бюро Fuksas, возглавляемое архитекторами Массимилиано и Дорианой Фуксас, является одной из наиболее знаменитых международных архитектурных фирм в мире. За 40 лет своей деятельности бюро разработало инновационный подход к архитектуре в рамках множества различных проектов – от городских проектов, аэропортов, музеев, культурных и музыкальных центров, конференц-центров и офисных зданий, интерьеров и до дизайнерских коллекций. Офисы компании расположены в Риме (Италия), Париже (Франция) и Шэньчжэне (Китай). Римский офис разделен на две части, одна из которых специализируется на архитектурных услугах, а другая – на дизайне. Штат бюро насчитывает 170 профессионалов. Портфель компании Fuksas, получившей множество международных наград, включает более 600 завершенных проектов в Европе, Африке, Америке, Азии и Австралии. Среди последних наиболее известных и знаковых коммерческих, общественных и инфраструктурных проектов, разработанных бюро Fuksas, – ТЦ Bory Mall в Братиславе (Словакия), Терминал 3 шеньчжэньского международного аэропорта Shenzhen Bao’an Internationa Airport (Китай), отель Business Garden Warszawa в Варшаве (Польша), реконструкция здания бывшего Военного союза (Palazzo ex. Unione Militare) в Риме (Италия), район железной дороги Baricentrale в городе Бари (Италия), Tbilisi Public Service Hall (Дом юстиции) в Тбилиси (Грузия), ТРЦ MyZeil Shopping Mall во Франкфурт-на-Майне (Германия), магазины Armani в Нью-Йорке (США) и Токио (Япония), и множество других. «CULTURE/RETAIL: КАК АРХИТЕКТУРА ВИДОИЗМЕНЯЕТ ТОРГОВЛЮ, ИССЛЕДОВАНИЕ НОВЫХ ГИБРИДОВ. ОБЩЕСТВЕННОСТЬ – НАШ ГЛАВНЫЙ КЛИЕНТ» Работая с различными формами и проектами, мы пришли к выводу, что сооружение какого-либо объекта не является самоцелью – главным является создание среды, где мы обитаем. Пейзаж в наших проектах мы трактуем как контекст, то есть он становится полноправным участником архитектурного процесса. К примеру, в проекте Museum of Graffiti в городе Нью (Франция), который выполнен с использованием кортен-стали, создается эффект доисторического животного, которое выходит из пещеры, а само здание будто парит над городом. Исследовательский центр Nardini Research Center and Auditoruim (Виченца, Италия) также характеризует наш подход как к пейзажу, так и контексту, в котором находится объект. Проект делится на два «мира»: первый – утонченный, нематериальный, технологичный, представлен двумя «парящими» над землей прозрачными объемами, в то время как второй – брутальный, тяжелый, выполненный из железобетона, напоминает собой вырубленный в земле каньон, где располагается амфитеатр на 100 посадочных мест. Эти две части здания разделены между собой зеркалом воды, из которого «вырастает» соединяющая их лестница. Терминал 3 аэропорта Shenzhen Bao'an International Airport (Шеньчжень, Китай) ФОТО: ARCHIVIO FUKSAS В проекте офисного центра Ferrari Headquarters and Research Center (Модена, Италия) мы стремились внедрить живую среду в индустриальный, высокотехнологичный пейзаж, где сосредоточено производство компании, чтобы обеспечить комфортные рабочие условия. При помощи натурального света, водных элементов и зеленых насаждений нам удалось создать динамичную, парящую и объемную атмосферу. В большинстве наших объектов и сооружений работа ведется не напрямую с объемом, а с динамикой пространства, когда внимание сосредотачивается не на объекте, а на том, как архитектурные формы вступают между собой в диалог. Примерами могут послужить реализованное офисное здание Twin Towers в Вене (Австрия) и небоскребы в Турине (Италия) и Шэньчжэне (Китай). Особое место в портфолио нашей компании занимает Peres Peace House (Тель-Авив, Израиль). Создать не эфемерное, но абсолютно реальное место, посвященное миру – это сложнейшая архитектурная и этическая задача. По своей концепции этот проект представляет собой простой объем без лишних деталей. Монолит здания задуман как череда горизонтальных линий из стекла и бетона, символизируя стойкость, спокойствие и текучесть времени. Днем здание является естественным фильтром, пропуская рассеянный свет во внутренние пространства, а ночью источает магический свет наружу, меняя окружающий его ландшафт. Архитектура, чтобы быть настоящей, должна служить помощником в преодолении трудностей взаимопонимания, таким образом, наш проект стремится быть местом встреч и диалога. Магазин Armani Fifth Avenue (Нью-Йорк, США) ФОТО: RAMON PRAT Архитектура не является автономной дисциплиной – в ней должны отражаться все факторы: социальные, экономические, культурные. Пространство, которое не представляет интереса для публики и лишено эстетического и этетического значения, является непривлекательным и для клиента. Во всех работах нашего бюро натуральное освещение является одним из главных архитектурных решений, и каждый проект мы начинаем с изучения света, в том числе и в проекте торговой выставки New Milan Trade Fair в Милане (Италия). Несмотря на свои большие объемы – она состоит из восьми павильонов общей площадью около 1 миллиона м2 – проект получил одну из наивысших оценок по «зеленой» сертификации LEED за применение современных и экологичных материалов, устойчивое развитие участка, снижение энергозатрат, сокращение выбросов углекислого газа, повышенный процент естественного освещения. Центральная ось протяженностью в 1500 метров и шириной 32 метра служит связующим элементом между павильонами и перекрывается «развевающимся парусом» из стекла и металла. Концепция Терминала 3 Shenzhen Bao'an International Airport (Шеньчжень, Китай) отсылает нас к образу рыбы «морской дьявол», наполняется воздухом, выдыхает, видоизменяется, гнется и превращается в птицу, захваченную полетом. Структура аэропорта являет собой туннель, который на всем протяжении меняет высоту, напоминая естественный пейзаж. Торговая выставка New Milan Trade Fair (Милан, Италия) ФОТО: MAURIZIO MARCATO Ключевым мотивом в проекте стала геометрия пчелиной соты на внешней и внутренней оболочке здания. Внешняя оболочка состоит из металлических и стеклянных панелей альвеолярной формы различного размера. Двойная оболочка, обволакивающая структуру, позволила нам наполнить основной объем естественным светом и создать причудливую игру отражений в интерьере. Отличительной чертой наших проектов также является аллюзия на природные явления, в частности, воду, которая добавляет им динамики. К примеру, в торгово-развлекательном центре MyZeil Shopping Mall (Франкфурт-на-Майне, Германия), в котором присутствует культурный и эстетический аспект организации коммерческого пространства, мы интерпретировали образ реки, а именно то, как она набирает воду, доходит до берега и осушается. Посетители попадают на различные уровни ТРЦ через систему вертикальных связей и могут подняться непосредственно с первого этажа на последний по 45-метровому эскалатору. Центр Peres Peace House (Тель-Авив, Израиль) ФОТО: AMIT GERON Бюро Fuksas разработало интерьер трех магазинов для дизайнера Джорджио Армани – в Гонконге (Китай), Токио (Япония) и Нью-Йорке (США). Особенностью гонконгского магазина является 105-метровая красная лента шириной 70 сантиметров, которая обозначает вход, служит указателем и впоследствии «перетекает» в барную стойку, столы и сиденья. Таким образом, она является не только дизайнерским, но и функциональным элементом. В дизайне магазина в Токио были использованы национальные мотивы, а особенностью магазина в Нью-Йорке является скульптурная лестница, напоминающая вихрь, вокруг которого вращается мир Джорджио Армани. Офисный центр Ferrari Headquarters and Research Center (Модена, Италия) ФОТО: MAURIZIO MARCATO «Больше этики, меньше эстетики» – также часть философии нашей студии. Архитектура создается не для самой себя. Она должна быть направлена на своего потребителя – человека, которому должно быть комфортно в ней находиться, в том числе и эмоционально. К примеру, проект Admirant Entrance Building в городе Эйндховен (Голландия) выполнен в классическом стиле нашего бюро с использованием неординарных форм, которые в то же время разделяют пространство и соответствуют такому понятию как «архитектура человеческого масштаба», то есть, все элементы не нарушают общего течения жизни. Особенностью этого проекта является также экоаспект. В частности, проектом Admirant Entrance Building предусматривалась велопарковка для 1700 велосипедов, которую мы разместили в подземном тоннеле, тем самым освободив место для общественного пространства. Дом Юстиции Tbilisi Public Service Hall (Тбилиси, Грузия) ФОТО: MORENO MAGGI Проект Tbilisi Public Service Hall – Дом Юстиции в Тбилиси (Грузия) – мы завершили в 2012 году. Это сооружение является примером того, как современная архитектура может существовать в историческом контексте. В этом здании под одной крышей мы объединили множество министерств, что, по словам местного населения, очень облегчило им жизнь. Процесс строительства конгресс-центра и отеля Centro Congressi Nuvola (Рим, Италия) ФОТО: MORENO MAGGI Одним из наших любимых проектов является конгресс-центр и отель Centro Congressi Nuvola («Облако») в Риме (Италия), располагающийся в стратегической близости от аэропорта в историческом районе EUR. Этот комплекс, строительство которого еще продолжается, должен объединить в себе культурную и бизнес-активность. Простой и геометрический наружный объем здания вмещает в себе «парящее облако» конференц-зала на 1850 мест. Каркас этой свободной пространственной конструкции, выполненный из стальных ребер жесткости, будет впоследствии обтянут пропускающим свет полотном. Сверху здание покрыто панелями, защищающими его от солнечных лучей и помогающими получить чистую энергию. Система кондиционирования, отопления и охлаждения здания спроектированы с целью минимизировать расходы энергии. Юрий Кац, архитектор, Eller + Eller Architekten (Германия), старший управляющий офисов архитектурного бюро в Москве и Киеве. Юрий Кац ФОТО: «CP» Биографическая справка и профессиональный опыт: Юрий Кац родился в 1974 году. Он изучал архитектуру в Киеве (Украина) и Дармштадте (Германия). До того как стать частью команды Eller + Eller Architekten в Дюссельдорфе, Юрий Кац работал в нескольких известных бюро в Украине и Германии. Юрий Кац проводит лекции на темы строительства и устойчивости в недвижимости. Eller + Eller Architekten Eller + Eller Architekten – архитектурное бюро с головным офисом в Дюссельдорфе и подразделениями в Берлине, Москве и Киеве. Компания была основана как Eller Moser Walter в 1964 году. С 1997-го она переименована в Eller + Eller Architekten и функционирует под руководством Эрасмуса Эллера. Штат всех подразделений компании насчитывает более 70 сотрудников. С 1993 года архитектурное бюро работает на международном уровне и фокусируется, в частности, на рынках Восточной Европы. Eller + Eller Architekten концентрируется в своих проектах на характеристиках энергоэффективности и устойчивости. Портфель бюро включает коммерческие (офисные, торговые, гостиничные), жилые и государственные здания, музеи и объекты культурного назначения, инфраструктурные проекты, проекты городского планирования, а также дизайн интерьеров. Среди проектов бюро Eller + Eller Architekten, завершенных или находящихся в стадии строительства, – головные офисы таких компаний как Daimler и Siemens в Москве, METRO AG в Москве, Киеве и Бухаресте (Румыния), офис компании Haniel & Cie в Шанхае (Китай); а также проекты в Германии – здание парламента в Дюссельдорфе, Федеральное министерство юстиции в Берлине, магазин спортивного бренда Niketown в Берлине, головной офис компании Flick Gocke Schaumburg в Бонне, Исторический музей Германии (в сотрудничестве с архитектором Юй Мин Пейем из Нью-Йорка) в Берлине и множество других. Eller + Eller Architekten получило множество национальных и международных наград в области архитектуры. Eller + Eller Architekten является членом Немецкого Союза по устойчивому развитию (DGNB) и соучредителем Союза по «зеленому» строительству в России. «ИННОВАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРЕНДАТОРОВ, ПОСЕТИТЕЛЕЙ, ТУРИСТОВ» Проект головного офиса концерна BASF(Людвигсхафен, Германия) ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: ELLER + ELLER ARCHITEKTEN В Германии большинство проектов для строительства определяются путем конкурсного отбора. Одним из наших конкурсных проектов было офисное здание в Бонне, разработанное для крупной немецкой юридической фирмы. Ее штат насчитывает более 750 сотрудников, которые меняются и работают в различных командах, независимо от отдела. Учитывая это, мы запроектировали здание из четырех частей, соединенных атриумом, в который сознательно обращены все лестничные узлы. Такая композиция создает единое пространство, где существует коммуникация и практические взаимосвязи. В центральной зоне организованы комнаты для переговоров. Таким образом, все сотрудники фирмы чувствуют себя членами единой команды. Одним из требований конкурса на проектирование здания головного офиса для крупного немецкого химического концерна BASF в городе Людвигсхафен была его высотность – заказчик хотел создать крупный объект, символизирующий компанию и ее работу. Архитектура этого проекта продиктована таким образом: две тонкие шайбы, соединенные между собой атриумом. Как и в предыдущем проекте, мы хотели создать максимальную коммуникацию между сотрудниками. В современном мире важно уйти от иерархии, классической пирамиды, поэтому очень важна коммуникация и прямое общение между всеми работниками, возможность принимать решения на более низких уровнях. Мы сознательно открыли перекрытия и объединили два этажа атриумом, зелеными насаждениями и лестницей. Важным в этом проекте является и то, что в процессе работы мы сдвинули все лифтовые и другие узлы в северную сторону и, таким образом, разместили с южной стороны озелененный атриум, а в центре – общую зону, которая может иметь очень гибкую планировку и служить как для переговоров, так и местом уединения. Последний этаж здания используется как панорамный ресторан. Головной офис компании METRO Cash & Carry (Москва, Россия) ФОТО: ELLER + ELLER ARCHITEKTEN Особенностью здания одного из известных немецких концернов Henkel, построенного в 1960-х годах в Дюссельдорфе, являлась 38-метровая, лишенная света глубина. Работая над проектом его реконструкции, мы основательно изучили структуру компании и сделали следующие выводы: 50% сотрудников постоянно работают на своих местах, 25% проводят время в переговорах и 25% – в пресс- и телефонных конференциях. Мы сделали макет этой 6-уровневой постройки в пропорции 1:50 и на его примере изучили каждый этаж и зону. Однако для создания высококлассного проекта нам потребовалось вмешательство в структуру здания, поэтому было принято решение создать атриумы, которые соединяют между собой три этажа. Такой шаг потребовал множества пересогласований, в том числе и противопожарной системы, однако решение было настолько убедительно для заказчика, что компания приняла предложенный нами концепт. Приступая к проекту офисного здания в Екатеринбурге (Россия) для крупного концерна, штат которого насчитывает более 5000 сотрудников, мы провели анализ структуры фирмы, на основании которого применили следующие решения. Так, здание состоит из нескольких объемов, символизирующих отделы компании, а большие просветы (витражное остекление) на его фасадах символизируют подотделы фирмы. Такое решение создает не только эстетически привлекательный вид здания, но и является функциональным. В здании головного офиса компании METRO Cash & Carry в России, который располагается в Москве, также создана единая коммуникационная зона в виде атриума, объединяющего четыре этажа объекта. Однако его основной особенностью является высокое качество проектирования и строительства. Поэтому посетители здания, в частности, наши заказчики, которым мы показываем этот объект, считают, что он был построен 1-2 года назад. Однако офис METRO был открыт в 2007 году, то есть, практически 8 лет назад. Конечно, необходимо учитывать, что проект был реализован до кризиса, а заказчиком выступал крупный концерн, который не экономил на этом проекте. Проектом жилого комплекса 5 Morgen, который реализуется на данный момент в Берлине, предусмотрено размещение 3-4-этажных домов вокруг искусственного озера. Оно имеет «рукава», благодаря которым из каждой квартиры открывается вид на водоем. В рамках данного комплекса покупателям предложено три различных варианта отделки фасада и дизайна интерьера. Согласно статистике, одним из основополагающих факторов при покупке недвижимости в Германии является возможность обустройства жилья по собственному дизайн-проекту. Изначально заказчик этого жилого комплекса пообещал покупателям многообразие, но в конечном итоге, поскольку ситуация вышла из-под контроля, прислушался к нашему совету и ограничил выбор, предложив только три варианта отделки пола, стен и фасада. Проект ЖК 5 Morgen (Берлин, Германия) ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: ELLER + ELLER ARCHITEKTEN Проект жилого кампуса в Тюмени (Россия) состоит из четырех очередей. Две из них были разработаны другим бюро, которое задало зданию форму, не характерную для застройки центральной части города. Поскольку каркас первых двух очередей строительства был уже возведен, то в рамках работы над третьей и четвертой строительными очередями мы создали новую концепцию фасада для всего комплекса, которая должна подчеркнуть его динамику и объединить все четыре здания в единый ансамбль. В рамках этого проекта мы проводили тест ветровой нагрузки. В Германии ветровая нагрузка определяется двумя критериями: нагрузкой на фасад и зоной комфортности. В данном проекте установлено более 200 измерительных датчиков – на балконах, террасах, в квартирах. По этим показателям определяется, будет ли людям комфортно жить в здании. Все террасы и балконы кампуса имеют самые высокие 3 и 4 зоны комфортности. Особенностью еще одного разработанного нами проекта жилого здания в Дюссельдорфе является наличие офисных и торговых площадей. Кроме того, жилая составляющая комплекса реализована согласно сложной структуре финансирования и предполагает как квартиры, которые сдаются в аренду или выставлены на продажу, так и доступное жилье, финансируемое за счет бюджетных средств. В рамках разработки проекта отеля в Берлине, в котором также размещены апартаменты, мы предусмотрели на двух нижних этажах сквозную зону, соединяющую улицу возле объекта с набережной, где он расположен. Это обусловлено требованием оператора гостиницы, которое заключалось в том, чтобы привлечь клиентов в выходные дни, когда заполняемость объекта снижается. Идея данного решения заключалась в том, чтобы создать уютную зону, соответствующей философии зоны двора, куда жильцы спускаются провести время, пообщаться. В итоге, многие постояльцы отеля остаются в нем и на выходные. Кшиштоф Ингарден, архитектор, президент архитектурного бюро Ingarden & Ewy Architects, профессор факультета архитектуры и изобразительных искусств Краковской академии им. Анджея Фрыча Моджевского (Польша) Кшиштоф Ингарден ФОТО: «CP» Биографическая справка и профессиональный опыт: Кшиштоф Ингарден родился во Вроцлаве в 1957 году. Он окончил Краковский политехнический институт (факультет архитектуры) в 1982 году, получил степень доктора в 1987 году и доктора наук – в 2014-м. В 1983-1985 годах он проходил докторскую практику в Школе искусств и дизайна при Университете Цукубы в Японии. В 1984-1985 годах Кшиштоф Ингарден работал в конструкторском бюро Арата Исодзаки в Токио, в 1987 году – в студии J.S. Polshek & Partners в Нью-Йорке (США). Кшиштоф Ингарден совместно с архитектором Яцеком Еви является со-основателем архитектурного бюро JET Atelier (1991), c 1998 года известного как Ingarden & Ewy Architects. Кшиштоф Ингарден ведет преподавательскую деятельность. С 1982 по 2000 год он являлся доцентом Института архитектурного дизайна, факультета архитектуры Краковского политехнического института, в 2003-2014 годах – старшим доцентом, с 2014 года – профессором факультета архитектуры и изобразительных искусств Краковской академии им. Анджея Фрыча Моджевского, где он также занимал пост декана в период с 2003 по 2011 год. В 2010-2013 годах он был приглашенным экзаменатором факультета архитектуры и планирования Университета Данди (Шотландия). Кшиштоф Ингарден дает гостевые лекции в Университете города Токио, Университете Хоккайдо в Саппоро (Япония), Университете Цинхуа в Пекине (Китай), Университете строительства и художественного конструирования Баухаус в городе Веймар (Германия), Бранденбургском техническом университете Котбус-Зенфтенберг (Германия), Университете Данди, др. Ingarden & Ewy Architects Ingarden & Ewy Architects, офис которого расположен в Кракове, является одним из ведущих архитектурных бюро в Польше. Команда архитектурного бюро фокусируется на экспериментировании и поиске новых комбинаций материалов и форм. Ingarden & Ewy Architects создает инновационную архитектурную выразительность посредством объединения передовых технологий с традиционными материалами, искусством и мастерством. Наиболее известные проекты АБ Ingarden & Ewy – концертные и конференц-залы (ICE Kraków Congress Centre), музеи (Галерея «Европа – Дальний Восток» Музея японского искусства и технологий Manggha в Кракове), художественные и выставочные павильоны (Małopolska Garden of Arts и Wyspianski Pavilion 2000 в Кракове; Павильон Польши на Expo 2005 в Айти, Япония), библиотеки (Library Papal Academy, Краков), посольства (здание посольства Польши в Токио, здание посольства Японии в Варшаве), офисные здания (Rondo Business Park в Кракове), объекты жилой недвижимости, др. «ИННОВАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ – МАТРИЦА ПРОСТРАНСТВА» В течение 25 лет наше бюро работало над созданием философии дизайна, которую мы называем «матрицей пространства». Она учитывает и объединяет в себе множество аспектов, среди которых – интерпретация контекста. Существует множество возможностей того, как интерпретировать контекст – историческая мимикрия, абстрактные объекты и много других. Архитектура является очень чувствительной, поэтому для нас также важно использовать в проектах исторические и локальные материалы, которые могут показывать, как люди видят и воспринимают архитектуру. Еще один аспект нашей философии – формы, которые присущи местным масштабам, геометрии, локальной истории, наследию и традициям. Следующий элемент философии – технологии, в том числе энергосберегающие, др. Большинство наших проектов находятся в Кракове (Польша). Также мы разрабатывали проекты в Японии, Китае, арабских странах. Однако, наша философия базируется именно на основе польских проектов, поскольку это окружение и культура, которую мы знаем лучше всего. Конгресс-центр ICE ICE Kraków Congress Centre (Краков, Польша) ФОТО: INGARDEN & EWY ARCHITECTS Проект культурного центра Małopolska Garden of Arts в Кракове стал результатом конкурса, который мы выиграли в 2005 году. Здание было завершено 2,5 года назад. Я считаю, что это один из наиболее успешных проектов нашей компании, который выиграл множество наград. На участке, где расположен культурный центр, изначально была школа верховой езды конца XIX века постройки. Позже здание использовалось как театр. Местные власти приняли решение использовать эту площадку для реализации проекта, который состоял бы из двух функций – многофункциональной сцены для театра и цифровой библиотеки искусств (медиатеки). Начав работу над проектом, перед нами стал вопрос: какой должна быть стратегия архитектуры проекта в условиях исторического окружения, который также должен быть современным продуктом? Мы задались целью создать 100% контекстуальную архитектуру. Для этого мы провели анализ всего квартала – фотографировали и измеряли все здания с точки зрения высоты, глубины, форм, использованных материалов, чего впоследствии и придерживались в нашем проекте. Мы использовали ту геометрию, которую нам удалось замерить в этом микрорайоне, но использовали ее творчески. Было принято решение, что помимо создания Т-образной формы здания мы также создадим два общественных, открытых для всех сада, и убедили в этой необходимости заказчика. Культурный центр Małopolska Garden of Arts (Краков, Польша) ФОТО: MARCIN CZECHOWICZ Основные материалы, которые мы применяли в этом проекте, – керамика, кирпич и камень, поскольку окружающие дома также выполнены из этих материалов. Кроме того, один уровень здания был выполнен из кирпича по технологии, которую применяли каменщики 100 лет назад. Также для этого проекта мы разработали новые типы кирпича треугольной и квадратной формы, которые были произведены в трех цветах. Отмечу, что в рамках проекта Małopolska Garden of Arts мы консультировались с офисом по защите памятников архитектуры, который поставил перед нами задание сохранить часть старой постройки, в частности, фасад. Это было очень сложно, поскольку нашим проектом предусматривалось создание подземной части здания. В итоге, было принято решение разобрать стену и восстановить ее заново по оригинальной технологии. Конгресс-центр ICE Kraków Congress Centre в Кракове, проект которого победил в международном конкурсе в 2007 году, был открыт осенью 2014 года. Площадка, где расположен ICE Kraków Congress Centre, находится практически в центре Кракова. Посетив ее, мы поняли, что из этого объекта может открываться прекрасная 180-градусная панорама на город, что и стало основным моментом функциональной организации внутреннего пространства конгресс-центра. Таким образом, в проекте мы предусмотрели фойе, из которого и открывается этот вид. Это было сложно, поскольку задание на проектирование было несколько иным, и мы выполнили его не в полном объеме, внеся некоторые изменения, в частности, в размещение залов и организацию входных групп. Тем не менее, я думаю, что именно благодаря решению открыть вид на город мы и выиграли конкурс.