Индекс A.T. Kearney 2010: большие возможности для маленьких стран

В октябре 2009 года российская отрасль ритейла была неприятно удивлена новостью о намерениях французского оператора Carrefour покинуть рынок России фото: IS Международный индекс развития розничной торговли агентства A.T. Kearney, Global Retail Development Index (GRDI), определяет потенциал мировых рынков и их привлекательность для развития ритейл-операторов. Ежегодное исследование, которое основано на 25 макроэкономических и специфических для ритейла переменных, ранжирует 30 наиболее привлекательных стран для расширения ритейл-бизнеса. Основная цель Индекса – помочь крупным ритейлерам оценить возможности расширения своей деятельности в определенной стране. Рынки, которые активно развиваются, на которых растет покупательная способность населения и, соответственно, спрос на мировые марки, являются перспективными для экспансии крупных ритейл-операторов. Наиболее интересны в этом отношении страны, в которых цены на объекты коммерческой недвижимости невысокие, логистическая инфраструктура развивается, покупатели тратят средства на брэндовые товары, а уровень конкуренции между ритейлерами еще низкий. Менее перспективными рынками в рейтинге отображаются те государства, где уже присутствует жесткая конкуренция, цены на торговые площади высокие и продолжают свой рост. Как правило, определенный рынок может открывать для ритейлеров так называемое «окно возможностей» на этапе старта своего профессионального развития, однако возможности исчерпываются по мере роста рынка через 7-10 лет. МИРОВОЙ РИТЕЙЛ В 2010 ГОДУ В 2008 году крупный американский ритейл-оператор электроники Circuit City, не сумев договориться с кредиторами, объявил о банкротстве фото: IS Результаты 2010 года для мировой ритейл-индустрии напрямую зависят от чрезвычайно турбулентного 2009 года, который глобальным образом изменил рыночные условия во всех без исключения странах. Сегодня ритейл-операторы на развитых рынках сталкиваются с меньшим количеством магазинов, более капризными покупателями и более масштабными скидками. Что касается развивающихся рынков, в большинстве своем они достаточно быстро восстанавливаются после рецессии. Качественные площади для размещения магазинов здесь все еще сложно получить, конкуренция остается сильной со стороны местных и иностранных игроков, а средний класс продолжает расти. Если глобальные ритейлеры когда-либо задавались вопросом целесообразности инвестирования в развивающиеся рынки, рецессия не оставила сомнений в необходимости данного вектора развития. Ритейл-операторы на развитых рынках занимают осторожно оптимистичную позицию в отношении результатов 2010 года после неудач таких крупных ритейлеров как Circuit City в США и Quelle в Германии, и финансовых институтов как CIT Group в США. Большинство ритейлеров уменьшили количество своих магазинов, оптимизировали затраты, сократили высшее корпоративное управление и изменили стратегию развития с прицелом на прибыльный рост. Те, кто выжил в масштабном кризисе, получили повышение продуктивности и улучшили собственный баланс. Том-менеджеры ритейл-бизнеса благодаря кризису пришли к пониманию того факта, что их ядерными рынками являются не мощные двигатели, которые им так нравятся, – предполагается, что рост ВВП США и Европейского Союза в 2010 году будет достигать 3% и 1% соответственно. Сегодня упор на развивающиеся страны для будущего глобальных ритейлеров уже не просто желательно, но и необходимо делать. Хотя такие развивающиеся гиганты как Китай (10% прирост ВВП) и Индия (8% прирост ВВП) продолжают свой активный рост, Азиатско-Тихоокеанский регион не является единственным с многообещающими перспективами. Богатый нефтью Средний Восток продолжает взрывоподобный рост благодаря большому проценту городского населения и относительно слабо развитому рынку ритейла. При этом Латинская Америка в последнее время демонстрирует экономический спад. Как говорит директор одной из крупных ритейл-компаний, «глобальное расширение не для малодушных. Если вы его правильно понимаете, то сможете сбалансировать свой портфель и компенсировать малый прирост на домашнем рынке». Столь изменившаяся конкурентная среда диктует необходимость для мировых ритейл-компаний сравнивать различные рынки с целью оценки перспектив выхода на них, что и помогает сделать индекс GRDI 2010. СЕГОДНЯ УПОР НА РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО ГЛОБАЛЬНЫХ РИТЕЙЛЕРОВ УЖЕ НЕ ПРОСТО ЖЕЛАТЕЛЬНО, НО И НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ ПОЗИЦИИ В РЕЙТИНГЕ 2010 Лидеры рейтинга 2010 года, где Кувейт занял 2 место, показывают общее направление GRDI этого года: успех небольших стран. Глобальная рецессия действительно изменила горизонты бизнеса, и малые рынки оказались в относительно хорошем положении. «Новичками» рейтинга этого года являются несколько мелких рынков, включая Албанию, Македонию, Доминиканскую Республику и Боснию и Герцеговину. Посыл для ритейлеров ясен: во время глобальной экспансии расширение портфеля стран, больших и малых, может предоставить наилучший путь для успеха глобальных ритейл-операторов в их намерении «go global». Китай и Индия остаются по-прежнему лидерами GRDI и занимают в 2010 году 1 и 3 место соответственно. Эти огромные развивающиеся рынки все еще предоставляют большие перспективы для ритейл-индустрии. В то время как основные возможности в большинстве своем сосредоточены в крупных городах этих стран, ритейлеры также активно работают над экспансией в небольших городах. Исследование A.T. Kearney показывает, что Бразилия, Индия, Россия и Китай все еще остаются основными приоритетными рынками для дальнейшего расширения ритейл-операторов. Россия в 2010 году опустилась в рейтинге со 2 на 10 место, однако при этом остается лидером Восточной Европы. Основные причины падения позиций России в рейтинге – низкий рост ВВП, увеличение количества представленных ритейл-операторов. Однако при этом российский ритейл-рынок не изменился значительно. Россия остается самым большим потребительским рынком Европы с растущим средним классом и покупательной способностью, которые предлагают массу возможностей для роста ритейлеров с долгосрочными планами. Такие иностранные ритейлеры как METRO Group и Auchan Group продолжают развитие крупных магазинов на российском рынке. Некоторые ритейл-операторы открыли небольшие магазины в регионах для более масштабного выхода на рынок. Однако при этом органичная экспансия в России по-прежнему является сложным, медленным и дорогим процессом. Carrefour, борясь за свое внедрение и расширение, сдал в аренду 2 своих гипермаркета, а позже и вовсе ушел с российского рынка. Но, как продемонстрировал «Ашан» со своими 40 гипермаркетами в России, выносливость может быть вознаграждена. Х5 Retail Group и «Магнит» остаются местными лидерами. Х5 расширяется за счет покупки местных игроков в основных регионах страны.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2010
Страна Регион Баллы экспертной оценки
Страновой и бизнес-риск Country and Business Risk 0 = высокий 100 = низкий (25%) Привлекательность рынка Market Attractiveness 0 = низкая 100 = высокая (25%) Насыщенность рынка Market Saturation 0 = высокая 100 = низкая (25%) Временной фактор Time Pressure 0 = отсутствует 100 = присутствует (25%) GRDI Изменения в рейтинге по сравнению с 2009 годом
1 Китай Азия 85,8 50,6 32,9 86,8 64,0 +2
2 Кувейт Средний Восток и Северная Африка 94,3 75,4 56,2 24,5 62,6 NA
3 Индия Азия 51,3 35,4 62,2 97,8 61,7 -2
4 Саудовская Аравия Средний Восток и Северная Африка 86,5 65,3 50,7 31,0 58,4 +1
5 Бразилия Латинская Америка 74,3 73,5 46,6 36,9 57,8 +3
6 Чили Латинская Америка 92,3 71,8 27,5 38,3 57,5 +1
7 ОАЭ Средний Восток и Северная Африка 100 79,1 18,8 32,0 57,5 -3
8 Уругвай Латинская Америка 74,3 67,7 58,6 23,1 55,9 NA
9 Перу Латинская Америка 54,6 43,4 72,2 49,2 54,9 +9
10 Россия Восточная Европа 55,1 63,5 32,0 61,8 53,1 -8
11 Тунис Средний Восток и Северная Африка 77,1 45,3 61,3 26,3 52,5 +3
12 Албания Восточная Европа 30,2 30,4 82,2 61,7 51,1 NA
13 Египет Средний Восток и Северная Африка 45,5 30,9 85,7 41,6 50,9 +2
14 Вьетнам Азия 49,4 12,3 50,2 89,1 50,2 -8
15 Марокко Средний Восток и Северная Африка 60,6 31,8 56,0 46,9 48,8 +4
16 Индонезия Азия 46,6 40,9 59,9 47,5 48,7 +6
17 Малайзия Азия 67,5 54,9 15,6 48,9 46,7 -7
18 Турция Средний Восток и Северная Африка 52,5 64,6 40,5 28,9 46,6 +2
19 Болгария Восточная Европа 60,8 49,7 18,8 57,6 46,5 +2
20 Македония Восточная Европа 28,0 41,7 60,8 52,2 45,6 NA
21 Алгерия Средний Восток и Северная Африка 21,3 26,1 96,0 38,2 45,4 -10
22 Филиппины Азия 35,6 35,6 72,7 37,0 45,2 +3
23 Доминиканская Республика Латинская Америка 27,4 41,2 69,8 35,4 43,5 NA
24 ЮАР Центральная Африка 73,0 52,4 25,2 16,0 41,7 NA
25 Мехико Латинская Америка 69,6 64,3 11,1 20,9 41,5 -13
26 Колумбия Латинская Америка 44,0 45,0 48,8 21,9 40,0 +2
27 Сальвадор Латинская Америка 43,1 43,8 55,3 15,9 39,5 +2
28 Румыния Восточная Европа 61,8 46 0,0 49,4 39,3 –5
29 Босния и Герцеговина Восточная Европа 30,2 27,3 21,4 77,4 39,1 NA
30 Гватемала Латинская Америка 30,5 29,3 70,4 11,9 35,5 NA
Ключ: № 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority)
Источник: A .T. Kearney
УКРАИНА ВНЕ РЕЙТИНГА Ситуация Украины в индексе A.T. Kearney является достаточно интересной, поскольку, побывав в первых строках рейтинга несколько лет, в 2010 году она «выпала» из тридцати наиболее привлекательных стран, причем произошло это не по причине масштабного развития рынка, а как раз наоборот – за годы пребывания среди наиболее перспективных стран на украинском рынке не произошло кардинальных изменений в экономике и сфере торговли. В течение 2005-2007 годов, по мнению экспертов A.T. Kearney, украинский рынок представлял значительный интерес для мирового ритейла и занимал, соответственно, лидирующие позиции в рейтинге. В 2005 году Украина заняла третье место. Эта позиция означала огромный интерес со стороны международного бизнеса к государству. В рейтинге 2006 и 2007 годов Украина продолжала оставаться в пятерке наиболее привлекательных рынков наряду с такими странами как Россия, Китай и Индия. В 2008 году она опустилась на 17-ю строчку рейтинга, данную позицию наша страна сохранила и в 2009 году. В 2009 году, по мнению экспертов A.T. Kearney, выросли страновой и бизнес-риски Украины. Это произошло на фоне крайне нестабильной политической ситуации, которая имела место в течение нескольких лет в государстве и усугублялась мировым кризисом. «Привлекательность рынка», по мнению экспертов A.T. Kearney, в 2009 году снизилась на 7 пунктов, при этом, по сравнению с 2008 годом, рынок Украины стал менее насыщенным. Показатель «Временной фактор», снижение которого на 28 пунктов сместило Украину в 2008 году в конец второй двадцатки, в рейтинге 2009 года снова вырос на 27 баллов. По мнению Натальи Кравец, директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International (Украина), «в предыдущие годы, когда Украина занимала первые места в рейтинге A.T. Kearney, она не использовала свой потенциал и возможности. Население Киева составляет 2,7 миллиона (официально) и 4,5 миллиона (неофициально). Общий сток торговых площадей на сегодняшний день составляет около 500 тысяч м2. Если 500 тысяч м2 разделить на 2,7 миллиона, получается около 190 м2 торговых площадей на 1000 жителей, а если их разделить на 4,5 миллиона – около 110 м2. Этот показатель в 6 раз меньше, чем в Варшаве!». По словам эксперта, количество торговых площадей в расчете на 1000 жителей – это показатель, на который смотрят международные ритейлеры, когда принимают решение о выходе на определенный рынок: «Например, давайте рассудим, почему Н&М до сих пор нет в Украине, в то время как он уже представлен у всех наших соседей, где уровень доходов населения не намного выше? Данному оператору для того, чтобы качественно выйти на новый рынок, необходимо открыть одновременно несколько торговых точек. Если Н&М захочет выйти на рынок Киева, ему необходимо будет открыть минимум 3 магазина площадью от 1500 до 2000 м2 каждый. Проблема состоит в наличии помещений для их размещения. На Крещатике арендная ставка даже на подобные крупноформатные помещения составляет от $150/м2/в месяц, в то время как, например, на центральной улице Будапешта возможно арендовать площади с базовой отделкой по ставке 40 евро/м2. Брэнд не будет платить в Украине такие высокие ставки, какие он платит в Западной Европе. Если же говорить о торговых центрах, то крупные ТРЦ Киева заполнены сегодня практически на 100% и возможности разместить магазины Н&М на данный момент нет». Очевидно, что крупным международным ритейлерам для выхода на рынок Украины придется ожидать открытия новых профессиональных ТРЦ, что произойдет не ранее 2012-2013 годов. Иначе активное развитие крупных брэндов на украинском рынке невозможно. Соответственно, у Украины есть шансы вернуться на первые позиции Индекса A.T. Kearney также в эти годы.