IKEA в Украине: «Быть или не быть»?

ФЕНОМЕН IKEA Основная стратегия концерна IKEA – производство широкого ассортимента качественной продукции для дома по ценам, доступным большинству покупателей фото: IS Концерн IKEA позиционирует себя в первую очередь как производитель широкого ассортимента качественной продукции для дома по ценам, доступным большинству покупателей. Именно эта стратегия лежит в основе организации производства, ценовой политики и расширения сети торговых центров, принадлежащих компании. Как никто другой в мире IKEA знает, как можно достичь достаточно высокого качества при постоянном снижении расходов на производство. Секрет кроется в тщательном контроле над снижением расходов, которое не ухудшает качества производимых товаров даже во время кризиса, в максимально эффективном использовании сырья, оптимизации рабочих процессов, правильной организации продаж, а также адаптации производства к потребностям и предпочтениям потребителей. «Компания IKEA, конечно же, не защищена от глобального экономического спада, – говорит Микаэль Олссон (Michael Olsson), президент группы компаний IKEA. – Но когда у большого числа покупателей становится меньше средств, которые они могут потратить, наша концепция низких цен становится еще более востребованной. Это заставляет нас продолжать снижать цены и повышать качество». ЦИФРЫ И ФАКТЫ На сегодняшний день сеть IKEA насчитывает более 310 магазинов в 44 странах мира. Кроме того, в мире функционируют еще 34 франчайзинговых магазина, не входящих в группу компаний IKEA. Ассортимент продукции представлен 9500 наименованиями, преимущественно одинаковыми во всех магазинах сети. По состоянию на август 2009 года группе компаний IKEA принадлежит 31 закупочный офис в 26 странах, 28 дистрибьюторских центров и 11 центров прямой поставки товаров в 16 странах, а также международная промышленная группа «Сведвуд» (Swedwood Group), занимающаяся производством и дистрибуцией мебели и комплектующих из дерева. Группа «Сведвуд» состоит из более 50 производственных предприятий и офисов в 12 странах мира – Швеции, России, Латвии, Литве, Польше, Германии, Словакии, Венгрии, Украине, Португалии, Китае и США. В 2006 году IKEA запустила кардинально новое направление деятельности: внедрила собственную торговую марку традиционных шведских продуктов, которые можно приобрести как в продуктовых магазинах, так и в ресторанах IKEA. Развитие сети ресторанов в структуре собственных торговых центров является еще одним направлением деятельности компании. Несмотря на трудности с открытием торговых центров на российском рынке, на протяжении последних пяти лет IKEA занимает лидирующие позиции в ежегодном рейтинге владельцев коммерческой недвижимости России, публикуемом Forbes фото: IS В 2009 финансовом году концерн открыл 15 новых магазинов (в 2008 финансовом году – 21 магазин). Согласно официальному отчету, за 10 лет совокупный оборот компании увеличился на 13,9 миллиарда евро – с 7,6 миллиарда евро в 1999 году до 21,5 миллиарда евро в 2009 году. По итогам 2009 года в пятерку стран с лучшим показателем оборота вошли Германия, США, Великобритания, Франция и Италия. «2009 год был хорошим для IKEA, несмотря на спад в мировой экономике. Продажи выросли на 1,4%, и мы открыли 15 магазинов в 11 странах, – рассказывает Микаэль Олссон. – Мы продолжим расширять бизнес, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше, и планируем открыть около 15 новых магазинов в 2010 году, большую часть из которых – в Европе. В прошлом году IKEA увеличила свою долю на всех розничных рынках, где компания уже была представлена». Стоит отметить, что компания IKEA развивает не только собственные мебельные гипермаркеты, но и торговые центры, «якорями» в которых выступают магазины IKEA. Группа IKEA владеет такими ТЦ как самостоятельно, так и в партнерстве с компаниями Inter IKEA Centre Group (головной офис находится в Каструпе, Дания) и Ikano Group (головной офис расположен в Люксембурге). По словам Микаэля Олссона, в ближайшие годы компания сохранит тенденцию развития именно в формате торговых центров, поскольку «покупателям проще делать все покупки в одном месте, чтобы совершать меньше поездок». ПОКОРЯЯ РОССИЮ Компания IKEA развивает не только собственные мебельные гипермаркеты, но и торговые центры, «якорями» в которых выступают магазины IKEA фото: IS На российский рынок IKEA вышла в 2000 году, открыв свой первый магазин в городе Химки (Московская область). С 2002 года компания начала развивать сеть торговых комплексов «МЕГА», неотъемлемой частью которых стали мебельные гипермаркеты IKEA. На сегодняшний день в России функционируют 12 торговых центров «МЕГА» в 9 городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Адыгея-Кубань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск). В скором времени планируется открытие 13-го в России ТЦ «МЕГА Самара». Развитие IKEA в России проходит проблематично: открытие магазинов нередко откладывалось, часто – «по техническим причинам», в основном из-за проблем с документацией и разными проверяющими службами. Так, со стороны пожарных служб не один раз возникали претензии к ТЦ «МЕГА Казань» и «МЕГА Нижний Новгород»; открытие ТЦ «МЕГА Парнас» в Санкт-Петербурге дважды откладывалось из-за того, что компания не могла заключить договор о подключении объекта к электросети; под угрозой закрытия оказалась «МЕГА» в Екатеринбурге из-за претензий санитарных и пожарных служб; в Ростове сооружение торгового комплекса было приостановлено из-за отсутствия документов на строительство, а в Самаре построенный ТЦ «МЕГА» долго не открывался из-за отсутствия разрешительной документации. В феврале 2010 года руководство IKEA в официальном пресс-релизе заявило об увольнении Пера Кауфмана, директора IKEA по Центральной и Восточной Европе, и Стефана Гросса, директора по недвижимости IKEA в России, за «проявление терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчика», в частности уточнялось, что менеджмент одного из российских подразделений концерна «закрыл глаза» на случай выплаты компанией-подрядчиком взятки. Тем не менее, несмотря на трудности с открытием торговых центров на российском рынке, на протяжении последних пяти лет IKEA занимает лидирующие позиции в ежегодном рейтинге владельцев коммерческой недвижимости России, публикуемом Forbes. Рейтинг составляется на основе совокупных годовых доходов от аренды объектов, принадлежащих компаниям. По результатам 2004 года IKEA Mos, российская дочерняя компания концерна, заняла первое место в рейтинге владельцев самых крупных торговых и офисных центров, гостиниц и складов России. Выручка компании от сдачи площадей в аренду по итогам года составила $400 миллионов. В 2005 году компания занята второе место ($430 миллионов), уступив первенство «Сафра Инструментс», принадлежащей российскому олигарху Зараху Илиеву. С 2006 по 2009 год IKEA снова занимала первое место в рейтинге. Стоит отметить, что доход IKEA Mos в кризисном 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился с $1,26 миллиарда до $890 миллионов. УКРАИНА: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ»? В ближайшей перспективе открытие торгового центра IKEA в Украине не планируется, несмотря на то, что концерн признает нашу страну интересным рынком для своего развития фото: IS Истории IKEA в Украине – пять лет. В 2005-м году в СМИ появились первые сообщения о том, что шведский мебельный гигант планирует выйти на украинский рынок. Для этих целей уже был подобран участок площадью около 50 гектаров в районе Харьковской площади в Киеве, где планировалось возвести торгово-развлекательный центр общей площадью около 200 000 м2. В роли якорных арендаторов должны были выступить магазин мебели и товаров для дома IKEA, гипермаркет Ramstore и гипермаркет OBI. Этот проект так и не был реализован: Киевская городская государственная администрация отклонила просьбу IKEA о выделении земельного участка, аргументировав свой отказ тем, что участок, на который претендует компания, засажен лесом. Не найдя общего языка со столичной властью, компания переключила свое внимание на Одессу и Харьков. В 2007 году Европейский банк реконструкции и развития намеревался выделить кредит в объеме $100 миллионов дочерней структуре IKEA Group – компании IKEA Dnipro LLC. Данные средства планировалось использовать для приобретения земельных участков и развития проектов торговых центров «МЕГА» в нескольких регионах Украины. Приобрести земельный участок компании удалось только в минувшем году. Речь идет об участке площадью 64 гектара в Беляевском районе Одесской области. В 2010 году в СМИ появилась информация о том, что открытие первого центра IKEA в Украине возможно уже в 2011 году, однако реализация проекта в ближайшее время очень призрачна. Согласно официальному разъяснению пресс-службы IKEA в России и СНГ на запрос редакции «Commercial Property», в ближайшей перспективе открытие торгового центра IKEA в Украине не планируется: «Украина является интересным рынком для IKEA. Совет директоров внимательно следит за ситуацией на украинском рынке, но пока не считает возможным приступить к строительству на участке, который был приобретен в Одесской области. Мы планируем активно развивать сотрудничество с украинскими производителями мебели и товаров для обустройства дома, продукция которых реализуется во всех странах, где работает розничная сеть IKEA. Что касается более отдаленной перспективы, наши специалисты ведут предварительные переговоры, проводят анализ рынка и изучают возможность размещения многофункциональных торговых центров, включающих магазин IKEA, на территории Украины. На сегодняшний день глобальным приоритетом для IKEA является укрепление позиций на тех рынках, где уже работает наша розничная сеть. Выход на новые рынки в ближайшей перспективе не рассматривается». Следует отметить, что более полугода назад компания Swedwood Ukraine LLC, входящая в международную промышленную группу Swedwood Group (производственное подразделение концерна IKEA), продала принадлежащие ей предприятия в Украине. Речь идет о деревообрабатывающем предприятии «Сведвуд Карпаты» (Swedwood Karpaty) и предприятии по производству столярных изделий и кухонных столов «Сведвуд Проза» (Swedwood Prosa) (оба – пгт Большой Бычков, Закарпатская область), приобретенные более 10 лет назад. Официально озвученной причиной продажи стала высокая конкуренция в секторе производства кухонной мебели между зарубежными производителями, отрицательная рентабельность работы предприятий, а также негативные прогнозы продаж. IKEA: история Развитие компании и укрепление брэнда Компания IKEA была основана в Швеции в 1943 году 17-летним Ингваром Кампрадом: за успешную учебу отец поощрил сына деньгами, которые были инвестированы в создание собственной компании. Ее название – IKEA – образовано из инициалов основателя (Ingvar Kamprad), а также первых букв названий фермы Ельмтарюд (Elmtaryd) и деревни Агуннарюд (Agunnaryd), где вырос будущий миллиардер. Изначально компания специализировалась на продаже мелкой продукции – ручек, кошельков, рамок для картин, часов, бижутерии и др. Лишь спустя пять лет – в 1948 году – в ассортименте магазинов IKEA появилась мебель. Со временем ассортимент мебельной продукции расширялся и совершенствовался: появлялись новые товары, марки, коллекции. Первый зал IKEA по торговле мебелью открылся в 1953 году в Эльмхульте (Швеция), а через 10 лет – в 1963-м – в Норвегии в пригороде Осло открылся первый магазин IKEA за пределами Швеции. Компания и дальше продолжала активное развитие: в 1980-х годах IKEA расширила географию торговли, осуществив выход на рынки США, Италии, Франции, Великобритании. В 2006 году магазин IKEA появился в Японии, а в 2007-м открылся самый «международный» из всех существующих магазинов IKEA, который расположился на границе Швеции и Финляндии. Зона охвата магазина включает также территории России и Норвегии. В основе концепции IKEA положены дизайнерские идеи, запущенные в массовое производство. «Красивая и практичная продукция для каждого!» – так звучит лозунг компании, которому она верна вот уже седьмой десяток лет. Ингвар Кампрад руководил империей IKEA более 40 лет. Несмотря на то, что на сегодняшний день IKEA принадлежит зарегистрированному в Голландии фонду Stichting INGKA, Ингвар Кампрад все еще остается главным советником компании. В рейтинге самых состоятельных людей мира по версии американского Forbes, The World’s Billionaires, по результатам 2009 года основатель IKEA занял пятое место. Его состояние было оценено в $22 миллиарда. Социальная ответственность Следует отметить широкую социальную направленность деятельности концерна. Так, IKEA известна сотрудничеством с международными организациями, в частности, с международным фондом помощи детям UNICEF, всемирным фондом дикой природы WWF, международной общественной природоохранной организацией Greenpeace. Совместно с этими организациями компания участвовала во многих проектах, в частности, запустила программу по борьбе с трудовой эксплуатацией детей, начала проводить активную работу по ответственному лесопользованию, снижению выброса парниковых газов собственными предприятиями, повышению эффективности использования энергии, переходу поставщиков IKEA на возобновляемые источники энергии. Компания проводила акции по сбору средств в поддержку проектов, реализуемых фондами UNICEF и «Спасем детей», направленных на защиту детей, предоставляла помощь в виде своей продукции пострадавшим от стихийных бедствий. По словам Микаэля Олссона, компания осознает свое влияние на людей и окружающую среду: «Мы должны относиться ответственно ко всему, что делаем. Необходимость беречь ресурсы хорошо согласуется с корпоративной культурой IKEA и с постоянно стоящей перед нами задачей снижать расходы. Как президент группы компаний IKEA, я хочу, чтобы наш подход к защите окружающей среды и социальная ответственность накладывали более заметный отпечаток на ассортимент IKEA». IKEA – признанный классик современности В декабре 2009 года в Музее искусств и ремесел (Museum fur Kunst und Gewerbe) в Гамбурге (Германия) была организована выставка под названием «Феномен IKEA». В ее экспозицию вошли товары, выпущенные под брэндом IKEA за последние 60 лет. В их числе – работы дизайнера мебели Михаэля Тонета (Michael Thonet), мастера психологического интерьера Вернера Пантона (Werner Panton) и других знаменитых дизайнеров. Выставка включила 250 экспонатов, рассказывающих об истории IKEA, а также о дизайнерах и художниках, работавших над продукцией концерна.