Happylon: «В Украине высокие перспективы для развития развлекательного сегмента»

Открытие первого в Украине парка развлечений международной сети Happylon, который расположился в ТРЦ Ocean Plaza в Киеве, состоялось 27 апреля 2013 года ФОТО: HAPPYLON В чем заключается успех оператора развлечений на новом рынке? Парки развлечений – это бизнес, и очень важно создать продукт, который имеет ценность для потребителя. Факторами, определяющими успех в данном сегменте, являются, в первую очередь, качество продукта, а также месторасположение и правильное управление, day-to-day менеджмент. Как компания рассчитывает стоимость посещения парков Happylon, учитывая, что развлечения – это, по сути, нематериальная сфера, стоимость которой определить сложно. Отличается ли стоимость билетов в парках Happylon в Украине, Казахстане и России? Мы всегда исходим из покупательной платежеспособности населения. Мы предполагаем, что в Киеве средний чек посещения парка будет составлять $20-25. Данная цифра сопоставима со средними чеками в России и Казахстане. Кто является основным в вопросе формирования потоков посетителей – ТРЦ для Happylon или Happylon для ТРЦ? Здесь уместно говорить о синергии. Парки Happylon как якорные арендаторы должны генерировать поток для торгово-развлекательных центров, но это в случае соблюдения пропорций, т.е. соотношения площади ТРЦ и площади парка. Что касается нашего парка в составе ТРЦ Ocean Plaza, где мы открыли наш первый центр развлечений в Украине, ввиду того, что арендуемая площадь комплекса составляет более 70 000 м2, а площадь Happylon – 2500 м2, соответственно, пропорция смещена таким образом, что мы в большей степени ориентируемся на потоки ТРЦ. Как рассчитывается арендная ставка, которую платит парк Happylon в структуре ТРЦ? Парк развлечений Happylon является якорным арендатором ТРЦ Ocean Plaza, поэтому ставка аренды, которую мы платим, ниже, чем средняя цена по ТРЦ за счет того, что мы арендуем большую площадь. Арендные ставки в России, Украине и Казахстане на сегодняшний день уровнялись. Они немного выше в Москве, но в целом примерно одинаковы и составляют в среднем $150/м2/месяц, иногда в данную сумму входят и эксплуатационные расходы. «ПАРКИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ – ЭТО БИЗНЕС, И ОЧЕНЬ ВАЖНО СОЗДАТЬ ПРОДУКТ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ФАКТОРАМИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ УСПЕХ В ДАННОМ СЕГМЕНТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ КАЧЕСТВО ПРОДУКТА, МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, DAY-TO-DAY МЕНЕДЖМЕНТ» С какими производителями оборудования Вы работаете? Сотрудничество осуществляется на постоянной основе или под каждый новый проект компания проводит новые тендеры? Мы работаем с одними и теми же компаниями, которые поставляют оборудование крупнейшим мировым паркам развлечений – Universal и Disney. Это сертифицированные поставщики, такие как Vekoma (Нидерланды), SBF и Zamperla (обе – Италия), др. Компании сами осуществляют монтаж оборудования, что гарантирует качество и безопасность для посетителей. На сегодняшний день сеть Happylon насчитывает 12 развлекательных парков в Казахстане, России и Украине ФОТО: HAPPYLON Happylon позиционируется как сеть крытых тематических парков. Рассматриваете ли Вы возможность развития парков развлечений под открытым небом? Да, рассматриваем. На данный момент мы разрабатываем концепцию открытых парков Happylon, которые будут созданы по концепции, аналогичной проектам Disneyland. Это семейные, сезонные, оздоровительные парки с образовательными элементами, а также с необходимой сопутствующей инфраструктурой, например, гостиницами и т.д. Стратегия компании Happylon предусматривает строительство трех открытых парков. Приступить к реализации проектов планируем в 2015 году. В планах компании значится строительство как минимум одного крытого парка аттракционов в каждом украинском городе-миллионнике. Насколько реальными являются подобные планы, учитывая невысокую девелоперскую активность некоторых регионов Украины? Где и когда будут открыты следующие парки Happylon? Мы только зашли в Украину, поэтому не можем конкретизировать наши планы по развитию. На данный момент мы обсуждаем возможность размещения парка развлечений под брендом Happylon в ТРК Respublika в Киеве. Возможно, он станет нашим вторым проектом в Украине. Также ведем переговоры по открытию в структуре ТРЦ в Симферополе, но договор еще не подписан. Касательно перспектив украинского рынка торговой недвижимости хочу отметить, что в последнее время появляется достаточное количество проектов ТРЦ в разных городах, которые могут стать перспективными площадками для размещения парков Happylon. Но мы не стремимся иметь большое количество проектов. Для нас разумная скорость развития – 3-4 проекта в год. Планируете ли Вы выход в страны Европейского Союза, Азии? Я думаю, со временем сеть Happylon выйдет за границы СНГ. У нас уже были предложения по открытию в Китае, в Европе. Но это вопрос, в первую очередь, привлечения и правильной организации схемы финансирования проектов. На данный момент нам важно привлечь инвесторов, после чего сможем больше думать о выходе в новые страны. Пока мы сосредоточены на рынке СНГ – России, Украине и Казахстане. РУСТАМ АГЕЕВ ФОТО: HAPPYLON Год рождения: 1968 Место рождения: Алматы, Казахстан Занимаемая должность: основатель компании Happylon Семейный статус: женат, 4 детей Хобби: горные лыжи, путешествия. Как Вы в целом оцениваете состояние развлекательного сегмента в Украине? Насколько заполненным/незаполненным он является? Выход Happylon на украинский рынок является достаточно закономерным. Украина – вторая страна в СНГ по количеству населения и количеству городов-миллионников. К тому же, мы видим, что страна развивается, несмотря на анонсируемые негативные политические и экономические явления. Перспективы развития сегмента семейных развлекательных центров в Украине достаточно широкие. Во времена СССР в Киеве не было парка, который мог бы функционировать в зимнее время года. Поэтому позже, когда началось профессиональное развитие рынка недвижимости страны, и появились крупные проекты торгово-развлекательных центров, логичным стало появление парка, который будет работать круглый год. Я вижу большие перспективы для развития развлекательных центров в Украине, однако оно будет идти параллельно с развитием девелоперских проектов. С какими девелоперскими компаниями из Украины Вы налаживаете диалог касательно сотрудничества? Мы работаем не напрямую с девелоперами, а с компаниями, которые осуществляют консалтинг – Jones Lang LaSalle, Colliers International, др. Первичную информацию о проектах мы получаем именно от них. Если обе стороны заинтересованы в сотрудничестве, тогда происходят встречи и обсуждается сотрудничество. В Киеве средний чек посещения парка Happylon будет составлять $20-25 ФОТО: HAPPYLON Назовите источники инвестиций, которые компания использует для открытия новых объектов. Инвестирует ли компания собственные средства? В развитие сети парков развлечений мы вкладываем как собственные средства, так и привлекаем заемные. Также в дальнейшем мы планируем привлечение инвесторов. Каковы сроки окупаемости проектов Happylon? Какой из существующих 12 проектов компании окупился быстрее всего? В среднем, срок окупаемости проекта составляет пять лет. Быстрее всего окупился первый проект Happylon, который открылся в 2006 году в Казахстане в городе Алматы. Объем инвестиций в этот проект площадью 5000 м2 составил около $7 миллионов, срок окупаемости – менее четырех лет. На тот момент этот проект был абсолютно уникальным, ему не было альтернативы, что и стало определяющим фактором в коммерческом успехе проекта. Happylon Компания Happylon основана в 1999 году в Казахстане. Изначально основной деятельностью предприятия была поставка оборудования для индустрии развлечений. В 2006 году был построен первый развлекательный парк Happylon в Алматы (Казахстан). На сегодняшний день сеть насчитывает 12 развлекательных парков в Казахстане, России и Украине. Happylon – это развлекательные парки площадью от 2500 м2 до 6500 м2, располагающиеся в структуре торгово-развлекательных центров. Каждый парк имеет свою тематику. Happylon в Украине Открытие первого в Украине парка развлечений международной сети Happylon, который расположился в составе торгово-развлекательного центра Ocean Plaza (ул. Антоновича, 176) в Киеве, состоялось 28 апреля 2013 года. Украинский Happylon тематически оформлен в стиле подводного мира и занимает площадь 2500 м2, на которой разместилось около 100 игровых автоматов и видео-симуляторов, аттракционы уличного формата (4-уровневый лабиринт, автодром, качели, башня падения, батуты, детская карусель, а также детское кафе, банкетные комнаты, др.). Объем инвестиций в киевский парк составил около $5 миллионов, планируемый срок окупаемости проекта – 7 лет.