Hallmark: «Снижение арендных ставок помогло нам выжить»

Расскажите о профиле деятельности Вашей компании. Как давно Вы представляете брэнд Hallmark на украинском рынке? На сегодняшний день в Украине открыто 9 магазинов Hallmark (на фото: магазин Hallmark в ТРЦ «Донецк Сити», Донецк) фото: «ЦАРЬ ГРИТИНГС» Компания «Царь Гритингс» является ведущим игроком в сегменте брэндов класса «премиум» в сфере подарков и поздравительных открыток на украинском и российском рынках. Мы долго шли к тому, чтобы открыть магазины Hallmark в Украине. В то время, когда, к примеру, в Москве уже функционировало 16 магазинов Hallmark, в Киеве, несмотря на поднятие экономики, не было подходящих торговых площадей, где можно было бы развивать сеть. Первым качественным торговым объектом в столице стал ТЦ «Глобус», где мы в 2003 году открыли первый в Украине магазин сети Hallmark. Развитием каких брэндов, помимо Hallmark, занимается компания? Помимо Hallmark, в наших магазинах мы работаем с такими брэндами как Lesser & Pavey (Великобритания), Nici (Германия), Crayola (США), Troika (Германия), Enesco (Великобритания) и другими международными и локальными торговыми марками. Насколько популярны магазины Hallmark в Украине? Назовите своих конкурентов. Продукция Hallmark пользуется популярностью во всем мире. В Украине и России в нашем сегменте очень мало конкурентов. Например, в Украине нашим основным конкурентом до недавнего времени была сеть магазинов подарков «Красный Куб», которая ушла с рынка. В каких столичных или региональных торговых центрах магазины Hallmark демонстрируют наибольший объем товарооборота? Магазины Hallmark Babies специализируются на продаже качественной продукции для маленьких детей – одежды, игрушек фото: «ЦАРЬ ГРИТИНГС» На сегодняшний день в Украине открыто 9 магазинов Hallmark, все они размещаются в крупных торговых центрах: ТЦ «Глобус», ТРЦ «Аладдин», ТРЦ «Универмаг «Украина» (все три – Киев), в сети ТРЦ «Караван» (Харьков, Днепропетровск, Киев), в ТРЦ Riviera Shopping City (Одесса), ТРЦ «Донецк Сити» (Донецк) и ТРЦ «Вавилон» (Днепропетровск). Наиболее продуктивно магазины сети работают в Киеве и Харькове. Менее успешным в плане развития нашей торговли является ТРЦ (о названии и расположении которого я умолчу), где еще полностью не введена в эксплуатацию развлекательная зона, играющая важную роль в привлечении посетителей в объект. К тому же данный ТРЦ построен возле промышленных районов, куда люди из спальных районов не очень стремятся попасть. На данный момент в России открыто 49 торговых точек Hallmark, большинство из которых размещается в торговых центрах, но имеются также и отдельно стоящие магазины. Hallmark очень успешен в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Но, например, в Казани и Ростове-на-Дону финансовые показатели не столь высокие. В данном случае стоит учитывать тот факт, что Hallmark – магазин сезонных подарков. В праздничное время – с ноября по март, особенно на такие праздники как Хеллоуин, Новый год, Рождество, 14 и 23 февраля, 8 марта у нас хороший товарооборот. Однако летом мы ощущаем большой спад. МЕБС ДАНДЖИ фото: ИВАН РУДЮК Год рождения: 1955 Место жительства: Лондон, Великобритания Занимаемая должность: директор компании «Царь Гритингс» Семейный статус: женат, трое детей Хобби и увлечения: машины, плавание с аквалангом. Как Вы оцениваете современную ситуацию на украинском рынке торговой недвижимости и в сфере ритейла? Основная продукция компании Hallmark Cards, Inc. представлена поздравительными открытками, подарками, предметами декора для дома, фотоальбомами и др. фото: IS Ситуация сейчас очень тяжелая. В 2008 и в 2009 годах мы открыли только два магазина Hallmark. Цены в магазинах Hallmark рассчитаны на людей среднего класса, которого сейчас в Украине практически нет. К тому же в кризисное время уменьшились доходы этой немногочисленной прослойки населения, которая является нашей клиентурой. В связи с этим показатели объемов продаж в 2009 году в сравнении с предыдущими годами были не самыми удачными. Однако в отличие от множества других компаний, своих сотрудников мы не сокращали, зарплату также не урезали. Обращалась ли Ваша компания к собственникам торговых объектов в Украине с просьбой пересмотреть арендные ставки в сторону уменьшения в связи с кризисной ситуацией? Наш бизнес переживал не лучшие времена, поэтому нам нужно было уменьшить издержки, основной статьей которых является арендная плата. Можно сказать, что ее снижение помогло нам выжить. Мы обращались ко всем собственникам ТЦ/ТРЦ, в которых представлены магазины Hallmark. Переговоры прошли успешно – все арендодатели были готовы пойти на уступки, потому что пустующие площади им ни к чему. Сегодня уменьшение арендных ставок – самый главный шаг для стабилизации финансового состояния нашей компании. Насколько сократился товарооборот в магазинах Hallmark в Украине с конца 2008 года? Наблюдается ли улучшение ситуации на сегодняшний день? В 2010 году брэнд Hallmark празднует 100 лет с момента основания фото: IS В гривневом эквиваленте ничего не изменилось, был отмечен даже небольшой рост в основном в связи с ростом курса доллара. Но в связи с тем, что мы реализуем импортную продукцию, объем товарооборота в долларовом эквиваленте уменьшился. Пока, к сожалению, не могу говорить об улучшении ситуации. Факторы, которые прежде всего влияют на оборот магазинов Hallmark в январе и феврале 2010 года, – это погодные условия, из-за которых люди не хотят или не могут приехать в торговый центр за покупками, например, в том же Донецке или Одессе. Думаю, что негативное влияние оказывают также выборы. Но в целом мы надеемся на улучшение ситуации, которая зависит в том числе от активности нашей компании, к примеру, в вопросе привлечения клиентов. В Hallmark действует система дисконтных карточек, благодаря которой у нас есть база постоянных покупателей. Начиная с 2003 года, мы заказали 5 партий дисконтных карт общим количеством 10 000 штук. А это значит, что у нас есть 10 000 постоянных клиентов. Также каждые два-три месяца проводим «дни покупателя», когда среди постоянных покупателей разыгрываются призы и предоставляется 20% скидка по дисконтной карте. Каковы Ваши прогнозы касательно показателей товарооборота на 2010 год? При том количестве магазинов, которое имеется сейчас, мы прогнозируем рост показателей на 25-30% (по сравнению с 2009 годом). Если откроются новые магазины Hallmark, эти показатели могут быть выше. Как кризис скорректировал планы развития Hallmark в Украине? Продукция компании Hallmark реализуется в 100 странах по всему миру фото: IS Мы отказались от некоторых планов по открытию новых магазинов Hallmark. Из-за кризиса мы стали работать очень аккуратно и не открываем магазины там, где это заведомо невыгодно. Раньше наши магазины были одними из первых небольших торговых точек, открывавшихся в новых ТЦ/ТРЦ наряду с крупными магазинами и супермаркетами. Но сейчас это рискованно: в то время пока девелоперы дают обещания, при этом не выполняя сроки, например, по открытию развлекательной части центра, являющейся сильным элементом для привлечения посетителей, мы уже работаем в торговом объекте, платим за аренду, ожидая увеличения потока людей. Именно по этой причине мы не открыли магазин в ТРЦ Dream Town в Киеве. Теперь видим, что объект функционирует и готов к приему посетителей, поэтому работаем над тем, чтобы открыть в нем магазин Hallmark. Наша компания запустила в России проект Hallmark Babies (продажа качественной продукции для маленьких детей – одежды, игрушек). Если он окажется успешным, мы запустим его также и в Украине. В каких ТЦ/ТРЦ стоит ожидать появления магазинов Hallmark в ближайшей перспективе в Украине? Магазины Hallmark будут открываться, но только там, где в этом есть экономический смысл. На данный момент нас интересуют все города-миллионники. В 2010 году есть планы открыть магазин в ТРЦ Dream Town в Киеве, и, возможно, в ТРЦ King Cross Leopolis во Львове. Девелопер обещает открыть данный объект в марте 2010 года. Мы посмотрим, как будет развиваться ТРЦ, и только потом выйдем на рынок Львова. Мы привыкли быть первыми в проектах, но теперь этого не хотим и выбираем менее рискованный путь. В качестве перспективной площадки для развития до кризиса наша компания рассматривала Черновцы, но пока эта идея отложена: в городе небольшое количество населения, еще меньшее количество является нашими потенциальными покупателями. Однако я уверен, что в будущем инвестиционный климат в Украине изменится, поэтому мы хотим присутствовать на рынке Украины длительное время. С какими компаниями Вы уже имели опыт сотрудничества в рамках открытия магазинов Hallmark? Наши партнеры в открытии магазинов в Украине – компании Colliers International и DTZ. По ТРЦ Dream Town мы будем работать с компанией SQM Experts. Какие основные требования Вы предъявляете к торговым площадям? Hallmark – магазин сезонных подарков: в новогодние и весенние праздники у компании хороший оборот, однако летом она ощущает большой спад в объемах реализации продукции фото: IS У нас есть три основных требования. Первое – мы всегда располагаемся на первом этаже, где большой поток посетителей; второе – обращаем внимание на якорного арендатора и третье – наличие развлекательной зоны. Эти критерии зависят также от расположения торгового объекта. Если он размещается в отдаленных от центра районах или за чертой города, то в такие торговые центры люди ездят в основном на выходных или вечером после работы. Поэтому мы обязательно смотрим на якорного арендатора, развлекательную зону, расположение нашего магазина, обращаем внимание на имена арендаторов, представленных в центре. Но если ТЦ находится в центре города, здесь актуальны совсем другие критерии. Например, уже не играет роли наличие кинотеатра, потому что поток людей в подобных центрах всегда большой. Какие опасения и проблемы международные ритейл-операторы связывают сегодня с современным украинским рынком ритейла и торговой недвижимости? При инвестировании в украинский рынок может возникнуть много проблем, например, здесь сложная система налогообложения. Но все же главная проблема – это система разрешительно-согласовательных органов. В Украине она очень сложная из-за большого количества проверяющих органов, которых нигде в мире в таком количестве нет. Иностранному инвестору приходится привыкать, что к нему ходит 10-20 разрешительных служб, которые постоянно его проверяют. С одной стороны, это хорошо, поскольку бизнес должен соответствовать государственным нормам и стандартам. Но с другой стороны, трактовка основных законов и правил, к сожалению, противоречива. Все магазины сети Hallmark открываются по единому стандарту, утвержденному компанией. Девять ныне функционирующих магазинов мы открыли без претензий со стороны контролирующих служб, однако через три года мы столкнулись с проблемой в отношении функционирования одной торговой точки, несмотря на то, что по стандартам она ничем не отличается от остальных восьми магазинов. Естественно, мы пытаемся исправить свои «ошибки», сделать магазин в соответствии с требованиями контролирующих служб, но это усложняет жизнь, заставляет задуматься: хочу ли я открывать второй магазин в этом городе? Возможно, нет. Основные факты о Hallmark Cards, Inc. Год основания: 1910 Президент и генеральный директор: Дональд Дж. Холл, младший (Donald J. Hall, Jr.) Головной офис: Канзас-Сити, штат Миссури, США Штат сотрудников: около 14 000 (из которых 8400 – в США) Год выхода на зарубежные рынки: 1960 Международные филиалы: Азиатско-Тихоокеанский регион (Hallmark Cards Australia, Ltd.; Hallmark Cards New Zealand Ltd.; Nihon Hallmark K.K.), Континентальная Европа (Hallmark Belgium N.V.; Hallmark Cards Nederland, B.V.), Великобритания (Hallmark Cards PLC) Дистрибьюция продукции: 100 стран Продукция: поздравительные открытки, подарки, оберточная бумага, украшения и предметы декора для дома, рамки для фотографий, альбомы, Интернет-открытки и др. Другие бизнесы: телеканал Hallmark Совокупный годовой доход: $4,3 миллиарда (2008 год).