Группа «АДС»: «Мы ориентированы на реализацию объектов торгово-развлекательных центров»




ТРЦ «Терминал», Бровары
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите, пожалуйста, о группе «АДС» и основных направлениях ее деятельности.
ООО «АДС» было создано в 1998 году как проектная организация, деятельность которой нацелена на создание современных торгово-развлекательных центров, таких как РЦ «Ультрамарин» и ТРЦ «Терминал». Также у нашей компании есть опыт успешной реализации элитного коттеджного комплекса «Сосновый бор», в том числе клубного особняка «Триумф» (пгт Козин). Кроме работ по проектированию, наше предприятие выполняет функции генподрядчика и девелопера наших объектов.
Компания небольшая, в штате работает 25 человек, в числе которых – архитекторы, конструкторы, инженеры, дизайнеры, техники, экономисты. Однако над крупными объектами работают до 70-80 проектировщиков, не входящих в штат нашей компании, а также специализированные субподрядные организации.
CP: В реализации каких проектов принимала участие группа «АДС»?
На сегодняшний день самыми яркими проектами, реализованными нашей компанией, являются РЦ «Ультрамарин» в Киеве и ТРЦ «Терминал» в Броварах. В «Ультрамарине» располагается боулинг на 18 дорожек с оборудованием американской компании AMF Bowling, современный 6-зальный кинотеатр (два зала на 134 места, два – на 244, один – на 133 и один VIP-зал на 274 места), зал игровых автоматов, казино, концертный зал, рестораны и проч.
Сейчас мы работаем над проектом офисного центра по улице Горького (Антоновича), 50. В составе 31-этажного здания запланированы офисы класса А, конференц-зал (на 130 мест), залы для проведения переговоров, обзорный ресторан на 100 посадочных мест. В офисном центре предусмотрен паркинг на 130 машиномест.
Также ведутся проектные работы над комплексом яхт-клуба в Судаке, жилым комплексом по ул. Щербакова в Киеве и др.


Дмитрий Антонюк, главный архитектор группы «АДС»
фото: Олег Герасименко

CP: Кто занимается разработкой концепции проектов группы «АДС»? Привлекаете ли вы в процессе развития проектов сторонних консультантов, архитекторов и других специалистов?
Разработкой концепции проектов, над которыми мы ведем работу, занимаются непосредственно специалисты нашей компании. В то же время, для успешного развития проектов, а также для накопления профессионального опыта сотрудники нашей компании встречаются с представителями иностранных инженерных бюро и архитектурных мастерских.
Ежегодно в январе коллектив «АДС» посещает иностранные компании с целью обмена опытом и поиска контактов для реализации совместных проектов. За последние 5 лет мы побывали в Англии, Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Испании и Германии. Были проведены встречи с архитекторами всемирно известных проектных команд, таких как «Эйвери Ассошиейтид Акитектс» (Avery Associated Architects), в частности, с архитектором Браяном Эйвери (Bryan Avery), Англия; «Снохетта» (Snohetta) и «Уайт» (White) в Швеции. В Испании, например, были встречи с архитектором Рикардо Бофиллом (Ricardo Bofill) и архитектурной студией «b720», в Австрии – с представителями студии архитектора Кууп Химельблау (Coop Himmelb(l)au) и В. Вендорна (W.Wendorn), а также провели встречу в Норвегии с лауреатом Прицкеровской премии архитектуры 1997 года (Pritzker Architecture Prize 1997) архитектором Сверре Фен (Sverre Fehn).


Картинг в ТРЦ «Терминал», Бровары
фото: Олег Герасименко

В январе этого года мы провели встречу с представителями немецкого конструкторского бюро «Кребс унд Кефер» (Krebs und Kiefer), с которыми, в частности, обсуждалась возможность сотрудничества при реализации упомянутого проекта офисного центра по ул. Горького (Антоновича), 50.
Помимо этого мы проводим ряд встреч с девелоперскими компаниями, ведущими операторами в области розничной торговли и компаниями по управлению ТЦ/ТРЦ.
CP: Компания «АДС» первая на украинском рынке реализовала проект развлекательного центра. Почему было принято такое решение? Насколько этот проект оправдал ваши ожидания?
Современный развлекательный центр «Ультрамарин» по ул. Урицкого, 1-а общей площадью 20 тысяч м2 был введен в эксплуатацию в 2004 году. С экономической точки зрения этот проект можно считать рискованным. В строительных работах мы использовали довольно дорогие материалы, что на тот момент являлось скорее исключением, чем правилом. Однако нам хотелось создать действительно приятное место проведения досуга. По всей видимости, это удалось, о чем могут свидетельствовать 3 национальные премии в области кинопроката «Лучший кинотеатр Киева».


Ледовый каток ТРЦ «Терминал», Бровары
фото: Олег Герасименко

CP: В проекте «Терминал» акцент также был сделан на развлекательной части. Почему именно такая концепция была выбрана для комплекса в Броварах?
Акцент на развлекательной части в проекте ТРЦ «Терминал» был сделан не случайно, и причиной тому частично послужила нестандартная концепция центра «Ультрамарин». «Терминал» был задуман как крупный торговый центр, способный охватить интересы и удовлетворить запросы разных групп потребителей. Этот комплекс, с его развлекательными заведениями, широким спектром услуг, должен был стать интересным и полезным местом как для проведения досуга всей семьи, так и для корпоративного отдыха. Развлекательная часть комплекса охватывает разные направления: картинг-центр, ледовый стадион с трибуной на 1500 мест, 4-зальный кинотеатр, боулинг на 24 дорожки, детская игровая комната, скалолазная горка, бильярд, арена для лазерных игр, небольшая гостиница с бассейном и фитнес-клубом, зал для проведения конференций и концертный зал на 900 мест. Торговая группа ТРЦ «Терминал» представлена супермаркетом «МегаМаркет», магазином бытовой техники «Технополис», бутиковой зоной, в которой размещаются такие известные операторы одежды для детей и взрослых, как «Антошка», Peacocks, GLAN, COLIN'S, Fashion Stitch, Columbia и др. Позже планируется введение в эксплуатацию помещения площадью 10 тысяч м2, где разместятся магазины мебели и, возможно, отделочных материалов, автосалон. Также ведется работа над отдельным проектом для ресторана McDonald's рядом с ТРЦ.
CP: Насколько интересен для вас сегмент торговли, учитывая тот акцент, который компания делает на развлекательной части своих проектов? Заинтересованы ли вы в привлечении крупных операторов – одежных, спортивных и обувных брэндов, не представленных в Украине?
Исходя из построения правильной концепции ТРЦ, мы стараемся не упускать случаев для проведения переговоров и консультаций с известными операторами в сфере розничной торговли. В частности, именно это стало одной из целей участия нашей компании в международной выставке MAPIC 2004 и MAPIC 2006.
CP: Какие источники финансирования используются для развития проектов группы «АДС»?
Для реализации своих проектов компания привлекает средства инвесторов, которые, по нашей информации, используют также и кредитные ресурсы.
CP: Как вы можете охарактеризовать современную ситуацию на рынке торговой недвижимости Киева и Украины в целом?
Здесь можно проследить две параллельно развивающиеся тенденции: рост себестоимости недвижимости и дефицит торговых площадей.
Вопрос качественного уровня реализации проектов ТЦ/ТРЦ возглавляет список требований, предъявляемых инвесторами. Именно профессиональное проектирование и реализация проектов ТЦ/ТРЦ являются важным показателем, на который обращают внимание иностранные инвесторы, готовясь выйти на украинский рынок. Пока они больше ориентированы на соседние Польшу, Чехию, Румынию. Однако, по моему мнению, через 3-5 лет ситуация изменится: резко увеличится количество вводимых в эксплуатацию новых торговых центров, что, в свою очередь, повлияет на уровень арендных ставок.
CP: Как вы оцениваете уровень конкуренции между украинскими и зарубежными девелоперскими компаниями и ритейл-сетями? Можете ли вы назвать существенные отличия качества работы зарубежных и отечественных компаний в данных сегментах?
Говорить о конкуренции между отечественными и зарубежными компаниями сегодня не приходится. Рынок торговой недвижимости ненасыщен. Спрос на арендные площади намного превышает предложение, поэтому заполнены все ТЦ, не зависимо от того, хорошо или плохо они организованы. Однако, с появлением крупных профессиональных международных операторов ТЦ ситуация на рынке изменится. А пока у отечественных компаний есть шанс успеть приобрести необходимый опыт и выйти на высокий уровень реализации проектов.