«ГОТОВО!» – новая концепция административных центров

Commercial Property №3 (151) март 2016

В БЛИЖАЙШИЕ МЕСЯЦЫ В КИЕВЕ БУДЕТ ОТКРЫТ ДОКУМЕНТ-СЕРВИС «ГОТОВО!», РАЗРАБОТАННЫЙ ПО ПРИНЦИПУ ИЗВЕСТНЫХ «ДОМОВ ЮСТИЦИИ» В ГРУЗИИ. ДЕТАЛЬНЕЕ О ПРОЕКТЕ РАССКАЗАЛ ЛЕВ ПАРЦХАЛАДЗЕ, ОСНОВАТЕЛЬ ЦЕНТРА, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ КИЕВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ.

Текст: Татьяна Антонюк


 

Лев Парцхаладзе, основатель центра «ГОТОВО!», первый заместитель главы Киевской областной государственной администрации 

Расскажите о проекте здания административного центра «ГОТОВО!» и его характеристиках. Когда планируется ввод его в эксплуатацию? 

Общая площадь будущего центра административных услуг составит 1300 м2. Он расположен в центре Киева на площади Леси Украинки, в пешей доступности от станции метро «Печерская». Застройщиком проекта является украинская компания «ТММ-Окна», а разработчиком дизайн-проекта стала одесская студия Dekart Studio. Для отбора лучшего архитектурного проекта в течение двух месяцев проводился конкурс, на участие в котором было подано восемь проектов. 

Возведение центра мы планировали начать в декабре 2015 года, однако сроки немного сместились на этапе подготовки к строительным работам – оказалось, что на участке сложные грунты, что вызывало некоторые трудности. На данный момент все проблемы решены. Строительство объекта активно ведется, в чем можно убедиться, посмотрев на его ход в онлайн-режиме. Возведение всего здания планируется завершить к маю. Еще некоторое время займут отделочные и пуско-наладочные работы, а сам центр откроется летом текущего года. 

Какой объем инвестиций необходим для создания центра «ГОТОВО!», и в частности для строительства самого здания? Назовите источники финансирования реализации этого проекта. 

Приблизительный бюджет проекта уже сформирован и составляет около 31 миллиона гривен. На строительство здания будет направлено 16,5 миллиона гривен, остальная часть средств – на отделку, закупку мебели, оргтехники, программное обеспечение, подбор и обучение персонала. Из данного объема средств 22 миллиона гривен выделены из областного бюджета. Для оставшегося финансирования привлекается спонсорская и донорская помощь. Я еженедельно провожу встречи с бизнесменами и различными компаниями, прошу оказать помощь и общими усилиями реализовать этот проект. Я очень рад, что многие из них не остаются в стороне. Нас поддерживают такие компании как «Новая почта», «Киевстар», Fedoriv, международный фонд «Відродження», Hudson, Киевский картонно-бумажный комбинат, «Нива Переяславщины» и другие. 

Вы являетесь основателем проекта документ-сервиса «ГОТОВО!». Когда и как возникла идея его реализации? 

Есть много служб, предоставляющих административные услуги населению, – архитектурно-строительная, регистрационная, миграционная, земельная, которые ежегодно выдают более одного миллиона различных документов, справок и разрешений. Например, только в Киевской области за год Государственная служба геодезии, картографии и кадастра (ранее – Госагентство земельных ресурсов) выдало 345 000 регистраций, Государственная архитектурно-строительная инспекция – 10 000 документов, Государственная миграционная служба – 260 000, а Государственная регистрационная служба – 440 000. 

Запуская проект «STOP коррупции в Киевской области», мы изучили существующую ситуацию с предоставлением услуг в различных районах области, общались с людьми, многие из которых по несколько раз пытались оформить разрешения или документы, однако раз за разом получали отказы. Кроме того, условия в самих зданиях, где предоставляются такие услуги, оставляют желать лучшего – огромные очереди в душных тесных коридорах, отсутствие культуры обслуживания. 

Причины этих проблем – сплошная бюрократия, нежелание чиновников менять ситуацию и повсеместная бытовая коррупция, когда госслужащие специально затягивают время и попросту навязывают посреднические услуги определенных коммерческих структур. У меня лично был опыт, когда мне предлагали воспользоваться услугами таких фирм, при этом стоимость их работ была завышена в десятки раз. 

Проанализировав ситуацию в территориальных организациях Госгеокадастра, выяснилось, что 80% госслужащих, занимающих руководящие должности, имеют тесные родственные связи с владельцами посреднических фирм, через которые фактически и проходят все разрешительные процедуры. Понятно, что эти чиновники заинтересованы в очередях и невыносимых условиях оформления документов. 

Найдя поддержку в лице Максима Мартынюка, главы Госгеокадастра, мы совместными усилиями уволили этих руководителей. Однако система, к сожалению, не поменялась. После этого мы начали думать о ее кардинальном реформировании. Мы создали рабочую группу, которая предложила общую концепцию новых административных центров, основополагающими принципами которых стали четыре новации: новое пространство, новые кадры, новые правила (законодательство) и новые технологии.

 

Визуализация проекта документ-сервиса «ГОТОВО!», открытие которого состоится летом 2016 года в Киеве 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: КОГА 

Опыт каких стран был учтен при разработке концепции документ-сервиса «ГОТОВО!»? 

Понимая, в каком направлении нам необходимо двигаться дальше, мы провели анализ работы системы предоставления административных услуг в странах, близких нам по менталитету и государственной организации, таких как Беларусь, страны Прибалтики. Однако наилучшим нам показалось решение данного вопроса в Грузии, которая является такой же, как Украина, постсоветской страной с аналогичными законами. Там созданы и успешно работают так называемые «дома юстиции», которые в корне изменили систему административных услуг в этой стране. Свидетельством тому является позиция Грузии в мировых рейтингах, к примеру, «Ведение бизнеса», где она занимает лидирующие позиции. Успешный опыт этой страны мы решили применить в Украине. 

Какие сходства и отличия между грузинскими «домами юстиции» и украинским проектом «ГОТОВО!»? 

В команде проекта «ГОТОВО!» работает Георгий Вашадзе, основатель Фонда инноваций и развития, который создавал «дома юстиции» в Грузии. Опыт этой страны взят за основу центра «ГОТОВО!», однако украинский проект будет иметь отличия. Основная разница заключается в том, что в Грузии при создании центров административных услуг наблюдалась большая политическая воля – это был общегосударственный проект. В Украине проект «ГОТОВО!» пока что является локальной инициативой. Однако я надеюсь, что в будущем аналогичные центры появятся по всей Украине. Качество и стандарты предоставления услуг в «ГОТОВО!» будут на порядок выше существующих сейчас. Мы уже разработали пакет необходимой документации и стандартов и готовы предоставлять его заинтересованным областям Украины. 

Наблюдаете ли Вы интерес к этому проекту со стороны областных государственных администраций? 

Да, интерес однозначно есть. Нам поступило несколько звонков от губернаторов областей, с которыми мы впоследствии провели встречи и презентовали проект. Однако я ожидаю большей заинтересованности после открытия центра, когда можно будет наглядно посмотреть и ознакомиться с его системой. 

Какие услуги будет представлять центр «ГОТОВО!»? 

В центре будет предоставляться большой перечень услуг по земельным вопросам, строительству и архитектуре, государственной регистрации и миграции. В дальнейшем планируем расширять этот список, чтобы в «ГОТОВО!» можно было качественно и удобно решить максимальное количество вопросов, касающихся админуслуг. 

В чем конкретно будет заключаться новый формат предоставления административных услуг в центре «ГОТОВО!»? 

«ГОТОВО!» – это совершенно новая концепция предоставления административных услуг населению, когда бюрократический и регламентированный порядок получения документов меняется на новый сервис – быстрый, доступный и удобный. В сущности, в этом сервисном центре предполагается совершенно новый стандарт общения государства с гражданами, в основе которого лежит абсолютная прозрачность и подконтрольность всех действий, где стоимость услуг будет зависеть исключительно от сроков их выполнения. 

Новые стандарты будут внедрены и в самом здании. Проект «ГОТОВО!» предполагает создание комфортного помещения с открытой планировкой без перегородок и кабинетов. Также в здании, помимо зоны приема и выдачи документов, предусмотрены зона отдыха, детская комната и кафе. 

Большой акцент делается на новые кадры. Для этого мы пригласили рекрутинговое агентство Hudson, которое занимается подбором и тестированием персонала для центра «ГОТОВО!». Это стало возможным благодаря поддержке фонда «Відродження». Обучение персонала будут проводить высококвалифицированные тренеры. Конкуренция на работу в нашем центре очень большая – более 40 человек на одно место. К началу мая отбор и тестирование соискателей завершатся, и после обучения будет сформирована команда из 70 человек. Средняя заработная плата работников центра составит около 7000 гривен. 

 

Строительная площадка документ-сервиса «ГОТОВО!» 

ФОТО: IS 

Какие еще новшества предусмотрены в проекте центра «ГОТОВО!»? 

Новаций сервисного центра много. Среди них – принцип экстерриториальности, то есть возможность подачи документов без привязки к месту прописки; одноразовая регистрация клиента при первой сдаче документов, в результате которой он в дальнейшем сможет оформлять документы и разрешения в онлайн-режиме и получать их по почте. Большой акцент делается на скорость благодаря зонированию процессов: зоны консультаций, зоны для подачи документов и зоны выдачи решений. В «ГОТОВО!» заполнение документов будет осуществляться регистратором, который несет ответственность за корректность внесения информации. Это, в свою очередь, исключает возможность отказа в предоставлении разрешений из-за некорректного оформления документов. Сегодня в службах их заполнение выполняется клиентом самостоятельно, и если он допустил ошибку, то узнает об этом только при получении решения по своему запросу, что впоследствии вынуждает его обращаться к услугам частных компаний. Кроме того, в «ГОТОВО!» клиент не будет контактировать с тем, кто принимает решение по его запросу, что автоматически ликвидирует возможность коррупционной составляющей. 

Консультирование населения будет осуществляться как стационарно, т.е. в самом центре, так и в онлайн- и телефоном режимах. К слову, по статистике около 70% людей приходят в госорганы только для получения консультаций. После запуска нового сервисного центра большинство людей не будут тратить время и средства на дорогу. В создании call-центра нам помогает компания «Киевстар». 

Еще одна важная опция, которая будет доступна клиентам центра «ГОТОВО!», – возможность отслеживания статуса и прохождения документов в онлайн-режиме. 

Стоимость предоставляемых услуг будет ранжироваться в зависимости от сроков выдачи решений. В новом сервисном центре официально будет введено понятие срочности: необходимые документы возможно будет сделать не только за установленный законом срок, к примеру, 30 дней, а за сутки или даже за 30 минут. При этом, как принято, оформление за 30 дней будет бесплатным, за более сжатые сроки будет взыматься официальная плата. 

Какие источники финансирования деятельности сервисного центра предусмотрены после его запуска? 

60% средств, полученных в результате деятельности «ГОТОВО!», будут направляться в бюджет центра, а 40% – в государственный бюджет. По нашим прогнозам, уже через несколько месяцев после запуска проект выйдет на самоокупаемость. Однако перед нами не стоит задача получения прибыли, главная цель – побороть бытовую коррупцию. В то же время мы не хотим, чтобы новый центр был ущербным, как большинство государственных организаций с низкой оплатой труда работников, с плохим техническим оснащением и некомфортными условиями для посетителей. Центр «ГОТОВО!» должен стать тем местом, куда приятно приходить и получать удобное, быстрое и качественное обслуживание. 

Над какими вопросами в реализации проекта «ГОТОВО!» Вы еще работаете? 

Существует множество факторов, прежде всего законодательного характера, от которых будет зависеть успех нового центра. В частности, нам предстоит работа над получением статуса аккредитованного субъекта. На данный момент документ-сервис «ГОТОВО!» может работать в законном поле с Министерством юстиции. Аналогичную работу нам предстоит провести с другими государственными службами. Надеемся, они поймут преимущества упрощения в предоставлении административных услуг и важность этого проекта для развития экономики страны. Я уверен, что открытие центров, аналогичных «ГОТОВО!», станет необходимым стимулом для привлечения инвестиций в страну и развития малого и среднего бизнеса.