Государство усилит ответственность в сфере градостроительства

Принятие в феврале 2011 года Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – «Градостроительный закон») положило начало масштабному реформированию правового регулирования строительной отрасли. Наряду с упрощением разрешительных процедур важной составляющей такого реформирования является ужесточение ответственности за нарушение строительных норм, стандартов и правил в процессе проектирования, экспертизы проектов и строительства объектов градостроения, а также усовершенствование механизма государственного контроля в сфере градостроительства. Данная составляющая реформы должна быть воплощена в отдельном законопроекте, функция разработки которого была возложена на Кабинет Министров Украины Градостроительным законом. Павел Лукомский, директор департамента ЮФ «Салком» Соответствующий проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения ответственности и усовершенствования государственного регулирования в сфере градостроительной деятельности» был разработан и зарегистрирован в Верховном Совете Украины под №8597 (далее – «законопроект №8597») в мае 2011 года. Принимая во внимание разработчика данного проекта и учитывая результаты работы Верховного Совета Украины на предыдущей сессии, уже сейчас можно интересоваться, какие новшества готовит законодатель застройщикам, заказчикам строительства и иным субъектам градостроительной деятельности в области ответственности? Необходимо отметить, что на сегодняшний день ответственность за отдельные нарушения градостроительного законодательства предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее – «КУАП»), Уголовным кодексом Украины (далее – «УК Украины»), Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроения» и прочими законами. То есть законопроект №8597 в большей степени направлен на реформирование действующих норм, а не на внедрение новых положений. Цель предложенных законодательных изменений, по сравнению с положениями действующих нормативно-правовых актов, состоит в увеличении размеров штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительства, дифференциации размеров применяемых санкций в зависимости от категории сложности строящихся объектов, а также в установлении персональной ответственности отдельных субъектов за правонарушения в сфере градостроительства. Законопроект №8597 весьма интересен в том числе по структуре, которую условно можно разделить на две части. В первой части законопроекта №8597 предлагается внести изменения в КУАП, увеличив количество составов правонарушений и штрафных санкций за их совершение, а также ряд технических корректировок в иные законодательные акты. Вторая часть законопроекта №8597 посвящена изложению Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроения» в новой редакции под названием Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Следует обратить внимание на то, что предложенная законопроектом №8597 новая редакция вышеуказанного закона предусматривает различные виды штрафов за нарушения в сфере градостроительства, не определяя при этом каких-либо критериев разграничения таких штрафов от соответствующих административных штрафов, определенных КУАП, что с правовой точки зрения является весьма неоднозначным. По сути предложенного законопроекта №8597 необходимо отметить следующие важные положения. София Саврук, юрист ЮФ «Салком» Законопроектом предусмотрено, что правонарушениями в сфере градостроительной деятельности являются противоправные деяния (действия или бездействие) субъектов градостроительства – юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, установленных законодательством, строительными нормами, государственными стандартами и правилами. Согласно положениям законопроекта №8597, ответственность за нарушения в сфере градостроительной деятельности возникает в случае осуществления таких противоправных действий: – Нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил, а также утвержденных проектных решений в ходе строительства, реконструкции, реставрации и проведения капитального ремонта зданий и сооружений – влечет за собой взыскание штрафа с заказчиков строительства (как граждан, так и должностных лиц) в размере 50 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (850 грн.). Повторное нарушение на протяжении текущего календарного года – 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (1700 грн.). – Выполнение подготовительных работ без отправки уведомления о начале таких работ в случае, если отправка такого уведомления является обязательной, а также указание недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ влечет за собой взыскание штрафа с заказчиков строительства в размере 400 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (6800 грн.). – Выполнение подготовительных работ без регистрации декларации о начале таких работ, если такие работы не выполнялись на основании декларации или разрешения на выполнение строительных работ или предоставление недостоверных данных в декларации влечет за собой взыскание штрафа с заказчиков строительства в размере 1000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (17 000 грн.). – Выполнение строительных работ без отправки уведомления об их начале, а также указание недостоверных данных в уведомлении влечет за собой взыскание с заказчика штрафа в размере 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (1700 грн.) (для заказчиков строительства индивидуальных жилых домов общей площадью до 300 м2). – Выполнение строительных работ без регистрации декларации о начале выполнения таких работ, а также предоставление недостоверных сведений в такой декларации влечет за собой взыскание с заказчика штрафа в размере:    – для объектов І категории сложности – 1000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (17 000 грн.);    – для объектов ІІ категории сложности – 2000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (34 000 грн.);    – для объектов ІІІ категории сложности – 5000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (85 000 грн.). – Выполнение строительных работ без разрешения на их выполнение влечет за собой взыскание штрафа:    – для объектов IV категории сложности – 6000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (102 000 грн.);    – для объектов V категории сложности – 7000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (119 000 грн.); – Эксплуатация объектов, не введенных в эксплуатацию согласно действующим нормам и правилам, а также указание недостоверных данных в декларации о готовности объекта влечет за собой наложение штрафа в размере:    – для объектов І категории сложности – 1000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (17 000 грн.);    – для объектов ІІ категории сложности – 2000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (34 000 грн.);    – для объектов ІІІ категории сложности – 5000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (85 000 грн.);    – для объектов ІV категории сложности – 25 000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (425 000 грн.);    – для объектов V категории сложности – 50 000 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (850 000 грн.).    – для жилых домов общей площадью до 300 м2 – 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (1700 грн.);    – для жилых домов общей площадью более 300 м2 – 250 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (4250 грн.). – Необеспечение заказчиком авторского и технического надзора влечет за собой взыскание штрафов в размере 2500 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (42 500 грн.). – Самовольное строительство или самовольное изменение архитектурного вида объектов в процессе их эксплуатации, общая площадь которых не превышает 300 м2, влечет за собой взыскание с заказчика штрафа в размере 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (1700 грн.). Для объектов, площадь которых больше 300 м2, предусмотрен штраф в размере 500 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (8500 грн.). – Невыполнение законных требований представителей Государственной архитектурно-строительной инспекции влечет за собой взыскание с заказчика строительства штрафа в размере 500 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (8500 грн.). – Недопущение на объекты строительства служебных лиц Государственной архитектурно-строительной инспекции влечет за собой взыскание штрафа в размере 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (4250 грн.). Также следует отметить, что за нарушение градостроительного законодательства нести ответственность будут не только заказчики, но и иные субъекты градостроительной деятельности. В частности, субъекты градостроительства, осуществляющие проектирование объектов, экспертизу проектов строительства, несут ответственность в виде штрафа за передачу заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, строительных норм, государственных стандартов и правил, в том числе за занижение категории сложности объекта строительства в размере 5000 необлагаемых минимумов доходов граждан (85 000 грн.). Законопроектом №8597 предусмотрены значительные размеры штрафов за нарушение сроков проведения экспертизы проектной и градостроительной документации, за требование дополнительных документов, не предусмотренных законодательством, за нарушение сроков регистрации декларации о начале строительных работ либо нарушении сроков регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, и тому подобное. Проанализировав нормы рассматриваемого Законопроекта №8597, можно с уверенностью констатировать, что предусмотренные им размеры штрафов за нарушения градостроительного законодательства являются весьма внушительными и порой в десятки раз превышают даже размеры штрафов за совершение преступлений, предусмотренных УК Украины. Ввиду этого, довольно сложно прогнозировать, какое влияние может оказать законопроект №8597 в случае его принятия в целом как Закона на осуществление градостроительной деятельности. Вместе с тем, не следует исключать, что принятие Законопроекта может повлечь за собой и положительные последствия в виде побуждения всех субъектов градостроительной деятельности к неукоснительному выполнению требований законодательства во избежание значительных штрафных санкций. В любом случае, на сегодняшний день рассматриваемый законопроект еще не принят и по данным сайта Верховного Совета Украины роздан народным депутатам Украины для ознакомления. Поэтому в полной мере прогнозировать перспективы и последствия его внедрения в жизнь можно будет лишь после принятия и формирования первоначальной правоприменительной практики в условиях осуществления градостроительной деятельности по новым правилам.