Глобальные тренды в продуктовом онлайн-ритейле

Commercial Property №8 (146) октябрь 2015

ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ КОМПАНИЯМИ ВО МНОГИХ СТРАНАХ МИРА, ПОКАЗЫВАЮТ: ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ БУДЕТ РАСТИ – И ЭТО «ТЕОРЕМА» СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ, КОТОРАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНА И ДЛЯ СЕГМЕНТА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ИМЕЮЩИХ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАРЬЕРОВ ДЛЯ ОНЛАЙН-ПОКУПКИ.

Текст: Татьяна Антонюк

ОБЪЕМ СЕГМЕНТА БУДЕТ РАСТИ

Продукты питания – одна из тех товарных категорий, которые имеют наибольшее количество барьеров для их покупки в Интернете, основными из которых являются опасения покупателей в отношении качества и свежести товара. Вместе с тем, данные исследования Global E-commerce and the New Retail Survey, проведенного компанией Nielesen среди 30 000 онлайн-покупателей в 60 странах мира, свидетельствуют, что около четверти опрошенных приобретают продукты питания в сети, при этом 55% респондентов выразили готовность пользоваться Интернетом для совершения таких покупок в будущем. По прогнозам, к 2018-2019 годам годовой объем продовольственных онлайн-продаж достигнет $100 миллиардов, что почти в три раза больше, чем в 2013 году ($36 миллиардов). Согласно данным компании IGD, на сегодняшний день крупнейшими рынками продовольственных Интернет-продаж являются Китай, Великобритания и Япония. При этом к 2020 году Китай продемонстрирует крупнейший – более чем 4-кратный рост этого сегмента (с $41 миллиарда в 2015-м до $178 миллиардов в 2020).

Существующий и прогнозируемый объем сегмента продовольственных онлайн-продаж в 10 странах мира
Источник: IGD 

ПОКОЛЕНИЯ Y И Z – ОСНОВНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ

«Потребители больше не совершают покупки только офлайн или онлайн – они применяют смешанный подход, используя тот канал, который лучше всего удовлетворяет их потребности, – комментирует Патрик Додд (Patrick Dodd), президент компании Nielsen. – Наиболее успешные ритейлеры и производители будут находиться на пересечении физического и виртуального миров, эффективно используя технологии для удовлетворения того, как, когда и где потребители хотят совершать покупки». Как было отмечено выше, четверть респондентов исследования, проведенного компанией Nielsen, приобретают в Интернете продукты питания. Наиболее активными среди таких покупателей являются представители поколений Y (люди в возрасте 21-34 лет, миллениалы) и Z (люди в возрасте 15-20 лет). При этом 28% и 30% из них соответственно покупают товары онлайн с доставкой на дом, 14% и 18% соответственно – пользуются виртуальным супермаркетом, 14% и 17% – заказывают товары онлайн и забирают в магазине. 

По результатам исследования, проведенного компанией A.T. Kearney среди около 1340 потребителей в США, совершавших онлайн-покупки продуктов питания, наиболее активными среди них являются городские жители (41% опрошенных), миллениалы (37%) и люди с достатком более $75 000 в год (22%). Согласно этому же исследованию, в 2015 году по сравнению с 2014 количество людей различного возраста, совершающих покупки продуктов онлайн, существенно возросло. Так, к примеру, четверть людей в возрасте более 65 лет совершали онлайн-покупки продуктов за последний год, в то время как год назад таких было всего 7%.


Увеличение количества онлайн-покупателей продуктов питанияв разрезе возраста в США, 2014-2015 годы
Источник: A.T. Kearney 2015 

ПОТРЕБИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ЭКОНОМИИ И УДОБСТВА

Онлайн-продажи – канал, который открывает традиционным операторам широкие возможности для роста, особенно на рынках с медленнорастущим и низкорентабельным продуктовым ритейлом. Основной спрос на такие услуги будет исходить от представителей поколений Y и Z, которые активно пользуются цифровыми технологиями, и для которых онлайн-шоппинг стал укоренившейся привычкой. По данным A.T. Kearney, покупатели предпочитают совершать покупки, пользуясь Интернет-сайтами и мобильными приложениями, и реже – социальными сетями. По мнению экспертов, покупки с помощью мобильных приложений и социальных сетей будут расти, но зависит этот тренд также от разработчиков таких сайтов и приложений и возможности создания привлекательного покупательского онлайн-опыта. 

Основными стимулами для совершения Интернет-покупок продуктов питания являются экономия времени, денег и расходов на транспорт, а также возможность заказа продуктов питания в больших количествах. При этом требования и пожелания покупателей к продуктовому онлайн-ритейлу выглядят следующим образом: 

  • удобство заказа товара, в том числе возможность его переоформления или изменения; 

  • скорость доставки;

  • низкая стоимость или бесплатная доставка;

  • низкие цены в Интернет-магазине и возможность пользоваться различными скидками, купонами, программами лояльности;

  • возможность сравнивать цены между магазинами и сайтами;

  • качество продуктов питания. 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 

Годовой объем продовольственных онлайн-продаж к 2018-2019 годам достигнет $100 миллиардов 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: TESCO.COM 

Одним из перспективных направлений работы продуктовых ритейлеров в отношении онлайн-бизнеса будет сотрудничество как между самими операторами, так и между операторами и поставщиками товаров и услуг, др. 

К примеру, в текущем году китайская компания Alibaba Group подписала два стратегических партнерских соглашения с немецким оператором METRO Group и нидерландским производителем Unilever. 

В рамках партнерства Alibaba Group и METRO Group был запущен флагманский Интернет-магазин немецкого оператора (metro.tmall.hk) на платформе Tmall Global, принадлежащей Alibaba Group. Магазин предлагает китайским потребителям товары из Германии, как собственные марки торговых подразделений METRO Group, так и продукцию немецких поставщиков (молочные продукты, консервы, кофе, шоколад, др.). Кроме этого, компании намерены исследовать омниканальные и комплексные возможности для совместной работы в таких сферах как глобальный поиск качественных продуктов в различных категориях, оптимизация цепочек поставок. 

Партнерство Alibaba Group и Unilever началось еще в 2011 году, когда последняя запустила на платформе Tmall Global свой магазин. Новое соглашение, подписанное в 2015 году, усиливает партнерство компаний, расширяя каналы дистрибуции продуктов Unilever в Китае, др. 

В сентябре текущего года американский ритейл-оператор Target подписал соглашение с компанией Instacart, специализирующейся на доставке продуктов питания. Благодаря этому партнерству жители Миннеаполиса в США могут получать доставку продуктов, заказанных онлайн, в течение двух часов с момента оформления покупки. Кроме того, компании рассматривают возможность расширения сотрудничества в других регионах и рынках США.