ГИПЕРмедленное развитие?

FMCG-РИТЕЙЛ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ По состоянию на сентябрь 2014 года суммарная торговая площадь крупнейших сетевых продовольственных гипермаркетов Украины составляла около 574 000 м2 ФОТО: «РИТЕЙЛ ГРУПП» Девальвация национальной валюты и, как следствие, снижение покупательной способности населения прямо пропорционально отразились на рынке розничной торговли Украины. Так, за период с января по октябрь 2014 года оборот розничной торговли в нашей стране снизился на 6,8% – до 728,6 миллиарда гривен. В сложных экономических условиях наиболее устойчивые позиции в структуре розничной торговли сохранил сегмент товаров повседневного спроса (FMCG). «Продуктовый ритейл работает с базовыми потребностями людей, поэтому кризисным явлениям он подвержен меньше, чем экономика в целом», – поясняют в компании «Ритейл Групп», развивающей в Украине несколько форматов ритейл-сетей, в том числе сеть гипермаркетов «Велмарт». Вместе с тем, рост цен на продукты, который, по данным Госкомстата Украины, в октябре 2014 года по отношению к октябрю 2013 года составил почти 20%, спровоцировал миграцию покупателей из одного ценового сегмента в другой, а также отказ от некоторых товаров, в частности, импортных, цена на которые увеличилась практически в два раза. Данная тенденция повлияла на стоимость среднего чека, которая у некоторых ритейл-операторов изменилась в сторону повышения, у некоторых, наоборот, – в сторону снижения. К примеру, компания «Ритейл Групп» сообщила, что средняя стоимость покупки снизилась на 1,5-2%. Вместе с тем, по данным ритейлера, спрос на продукцию, реализуемую в сети гипермаркетов «Велмарт», является стабильным и в I квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го продемонстрировал рост на 10%. СТРУКТУРА РЫНКА И ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ В 2014 году в Украине продолжился количественный рост сегмента современных (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, cash & carry) и традиционных («магазины у дома» и традиционные магазины) форматов розничной торговли, который объясняется тем, что многие ритейл-операторы завершили реализацию ранее начатых проектов. Однако, уже в 2015 году, согласно прогнозам, темпы их развития снизятся. По данным компании GfK Ukraine, по результатам первого квартала 2014 года в Украине 74% домохозяйств покупали товары широкого потребления в современных форматах розничной торговли. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество покупателей в современных форматах выросло на 6%. Наибольший прирост продемонстрировал такой формат торговли как гипермаркет (+18%). Однако, по данным компании GT Partners Ukraine, несмотря на потенциал данного сегмента и растущий спрос со стороны потребителей, рынок гипермаркетов в Украине стагнирует. Так, в 2009 году в Украине было открыто 5 новых гипермаркетов, в 2010-м – 4, в 2011-м – 5. В 2012 году в Украине было открыто 11 новых продовольственных гипермаркетов, что является лучшим результатом за последние пять лет, а в 2013 году – только 4 новых объекта. Несмотря на сложный период и крайне негативные тенденции, в 2014 году (по состоянию на конец ноября) прирост сегмента гипермаркетов по количеству новых открытий уже составил 8 объектов. Так, в текущем году новые гипермаркеты открыли такие операторы как «Ашан Украина Гипермаркет» – два объекта «Ашан» в Симферополе (сейчас этот объект находится в управлении российской компании) и Киеве, «Ритейл Групп» – три гипермаркета «Велмарт» в Харькове, Бердянске (Запорожская область) и Нежине (Черниговская область), «Новус Украина» – гипермаркет в Броварах (Киевская область), «Адвентис» – гипермаркет «Караван» в Донецке, «Континиум-Трейд» – гипермаркет «Там Там» в Киеве. Кроме того, до конца года планируется открытие еще одного гипермаркета сети «Велмарт» в Харькове. По состоянию на сентябрь текущего года суммарная торговая площадь крупнейших сетевых продовольственных гипермаркетов Украины, по данным GT Partners Ukraine, составляла около 574 000 м2, из которых более четверти приходится на сеть «Ашан» (123 100 м2), которая, таким образом, является лидером украинского продовольственного ритейла по показателю суммарной торговой площади. Лидером по количеству функционирующих объектов является национальный ритейл-оператор «Ритейл Групп», в портфеле которого представлено 17 гипермаркетов, работающих под вывеской «Велмарт» и «Велика Кишеня». На украинском рынке гипермаркетов присутствуют два международных игрока – «Ашан» и Novus.
Крупнейшие ритейл-операторы Украины, сентябрь 2014 года (по количеству открытых гипермаркетов*)
Управляющая компания Центральный офис Развиваемые оператором сети гипермаркетов Количество гипермаркетов в сети Суммарная торговая площадь гипермаркетов, м2
«Ритейл Групп» Киев «Велика Кишеня», «Велмарт» 17 60 900
Fozzy Group Киев «Сільпо» 15 63 300
«Амстор» Донецк «Амстор» 15 56 300
«Таврия-В» Одесса «Таврия В» 13 82 000
«Ашан Украина Гипермаркет» Киев «Ашан» 12 123 100
«Группа Ритейла Украины» Киев «Караван» 8 53 900
«Новус Украина» Киев Novus 7 30 700
*Розничные FMCG-магазины с торговой площадью от 3000 м2 Источник: GT Partners Ukraine
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕГМЕНТА По сравнению с другими европейскими странами, современные форматы торговли в Украине сохраняют значительный потенциал и перспективы для дальнейшего роста, в частности, сегмент гипермаркетов, характеризующийся низкой насыщенностью и отложенным спросом в условиях активного развития сетей «магазинов у дома» и дискаунтеров. Кроме того, по мнению экспертов компании «Ритейл Групп», преимущество гипермаркетов перед другими современными форматами торговли заключается не только в более привлекательной для потребителей стоимости товара, но и в широком ассортименте, которому современный покупатель уделяет все больше внимания. По мнению экспертов, дальнейшее развитие продовольственных гипермаркетов в Украине будет обусловлено как экономической ситуацией в стране в целом, так и планами торговых операторов и девелоперов по открытию новых ТЦ/ТРЦ, якорными арендаторами которых часто становятся продовольственные гипермаркеты. «Мы ожидаем, что динамика открытия новых гипермаркетов в ближайшие 1-2 года будет находиться на более низком уровне по сравнению с периодом 2010-2013 годов. Девелоперы и ритейлеры будут в первую очередь вводить в эксплуатацию те объекты, которые находятся на завершающей стадии строительства», – комментирует перспективы развития формата Игорь Гугля, директор GT Partners Ukraine. Территориальная концентрация гипермаркетов в Украине существенно не изменится – так считают в компании «Ритейл Групп», а по данным GT Partners Ukraine, в ближайшие годы крупноформатные FMCG-объекты будут открываться в основном в больших мегаполисах (за исключением Донецка и Луганска). В GT Partners Ukraine отмечают, что на сегодняшний день развитие сегмента гипермаркетов в Украине сдерживается рядом факторов, среди которых – большой объем инвестиций, необходимый для открытия объекта (от $5 до $25 миллионов с учетом покупки или долгосрочной аренды земельного участка под строительство). Среди других факторов, сдерживающих развитие сегмента гипермаркетов в Украине, эксперты GT Partners Ukraine называют проблемы в сегменте земельных отношений, отсутствие большого количества планируемых или строящихся крупноформатных торговых центров, а для небольших городов – еще и невысокая степень автомобилизации жителей, которая не позволяет делать крупные покупки и, соответственно, удерживает объем среднего чека на сравнительно невысоком уровне.
Изменение количества покупателей в форматах современной торговли*, %
*Учтено более чем 60 категорий товаров (продукты питания, напитки, средства личной гигиены, чистящие и моющие средства), которые включены в потребительскую панель домохозяйств Источник: GFK Consumer Panel Services Вместе с тем, Владимир Носов, генеральный директор компании «Укрстальконструкция», считает, что сегмент гипермаркетов можно сделать более экономически привлекательным для девелопмента за счет применения в их строительстве стальных конструкций. В данном случае речь идет об отдельно строящихся зданиях гипермаркетов, в отличие от арендуемых помещений. «Тонна металлоконструкций стоит дороже, чем куб железобетона. Однако если учесть все факторы, влияющие на экономическую составляющую проекта, то сталь в итоге способствует снижению инвестиций», – считает он. Такими факторами, по словам эксперта, являются: – Сокращение сроков проведения строительно-монтажных работ. Так, по данным «Укрстальконструкции», применение стальных конструкций по сравнению с бетонными позволяет сократить сроки строительства до 30% (однако следует учитывать, что этот показатель является индивидуальным для каждого объекта), а если сроки строительства приходятся на холодное время года, то существует возможность сократить их еще больше. – Более быстрое получение денежного потока от работающего объекта благодаря его скорейшему вводу в эксплуатацию. – Снижение расходов на управление проектом (меньше срок строительства -меньше затраты на менеджмент проекта) и затрат на аренду подъемных механизмов, задействованных на стройке. «Монтаж металлоконструкций требует меньшего количества трудовых ресурсов, а это напрямую влияет на уровень травматизма на строительной площадке. Отсутствие «мокрых» процессов несколько упрощает задачу организации работы на строительной площадке, а также снижает риски, связанные со сроками ввода объекта в эксплуатацию», – отметил Владимир Носов.