Генплан Киева 2025: какой будет столица через 15 лет?

СТОЛИЦА «ПЕРЕРОСЛА» ГЕНПЛАН 2020 ГОДА По предварительным подсчетам, стоимость реализации Генерального плана развития Киева до 2025 года обойдется ориентировочно в 400 миллиардов гривен фото: «CP» В сентябре 2008 года на сессии Киевсовета было принято решение о разработке нового Генерального плана развития Киева, поскольку действующий Генплан, который был принят в 2002 году со сроком действия до 2020-го, уже не отвечал современным реалиям градостроительной сферы столицы. Во многом это обусловлено стремительным увеличением количества жителей Киева и транспортных средств, опережающим прогнозные значения, изначально заложенные в документ. Отсюда – несбалансированное развитие транспортной системы, инженерного обеспечения и многое другое. Так, действующий Генплан был разработан с учетом того, что население Киева составляет 1,5-2 миллиона жителей, а количество транспортных средств – около 500 тысяч. Однако реальные цифры давно превысили заявленные показатели практически в два раза: по данным Госкомстата Украины, состоянием на январь 2009 года население столицы составляло 2,78 миллиона человек. При этом количество фактически проживающего в городе населения, по неофициальным данным, превышает 3 миллиона человек. В свою очередь, по состоянию на конец 2009 года в столице насчитывалось около миллиона индивидуальных транспортных средств. Как отметила Татьяна Нечаева, заместитель начальника Управления Генерального плана развития г. Киева КО «Центр градостроительства и архитектуры», в 2001 году никто не мог спрогнозировать столь стремительные темпы автомобилизации и увеличения потока туристов, прогрессирующий рост населения, а также его экономической активности. «Проанализировав тенденции развития города, Институт демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины определил, что до 2025 года количество постоянного населения Киева увеличится до 3,3 миллиона человек», – отметила Татьяна Нечаева на заседании. В целом, по данным КО «Центр градостроительства и архитектуры», Генплан Киева до 2020 года лишь усугубил основные проблемы градостроительной сферы столицы, как то: нерациональное использование земельных ресурсов, небольшие объемы строительства качественного и доступного жилья и др. При этом отмечается дефицит транспортной, логистической и гостиничной инфраструктуры, инфраструктуры туристско-экскурсионного обслуживания, выставочно-ярмарочных услуг и др.; несоответствие между высокой экономической активностью населения и инфраструктурным обеспечением предпринимательской деятельности. У ИСТОКОВ ГЕНПЛАНА Генплан Киева до 2020 года усугубил основные проблемы градостроительной сферы столицы фото: «CP» В числе организаций, задействованных в разработке основного градостроительного документа Киева до 2025 года, – более 20 научно-исследовательских организаций: Институт урбанистики в городе Киеве, Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт гражданского сельского строительства, Институт демографии и социологических исследований Национальной академии наук Украины, КП «Киевский институт земельных отношений», «Укртранспроект», Украинский государственный проектно-технологический и научно-исследовательский институт гражданской авиации, «Укрэнергопроект», «Укрводпроект», «Укрэнергопром», «Киевпроект» и др. Разработка основного градостроительного документа Киева проводится в два этапа. Первый этап предполагает создание Концепции Генерального плана, проведение общественных обсуждений, внесение изменений, утверждение Концепции Киевсоветом; второй – черчение Генплана, подготовка сопутствующей документации, а также разбивка на очереди (разработка программ пятилетних мероприятий). Общая смета разработки Генплана Киева до 2025 года составляет 23,4 миллиона гривен, однако на практике работы были профинансированы лишь на 25%. Алексей Евлах, глава комиссии Киевского городского совета по вопросам землеустройства, присутствовавший на заседании, пообещал, что «городские власти обязательно найдут возможность профинансировать работы». По предварительным подсчетам, стоимость реализации Генерального плана развития Киева до 2025 года обойдется ориентировочно в 400 миллиардов гривен, из них 200 миллиардов необходимы для реализации программ по жилищному строительству, 105 миллиардов – на развитие транспортной инфраструктуры, 52 миллиарда – инженерное обеспечение, 25 миллиардов – строительство социально значимых объектов, 5 миллиардов – озеленение.
Жилищная обеспеченность населения европейских столиц
Город Жилищная обеспеченность, м2/человек
Копенгаген (Дания) 44
Берлин (Германия) 38,3
Стокгольм (Швеция) 37
Рим (Италия) 34,6
Хельсинки (Финляндия) 32,5
Афины (Греция) 30,9
Мадрид (Испания) 29,9
Варшава (Польша) 22
Киев (Украина) 20,6
Москва (Россия) 19,7
Источник: КО «Центр градостроительства и архитектуры» Изначально утверждение Генерального плана развития города в период до 2025 года планировалось на конец 2009 года, однако данные сроки не были выполнены: завершение разработки Генерального плана развития Киева, по словам Сергея Броневицкого, и.о. начальника Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева, должно было завершиться в мае нынешнего года, после чего документ будет передан на рассмотрение Киевского городского совета и Министерства регионального развития и строительства Украины. Принятие Генерального плана состоится ориентировочно в I квартале 2011 года. Основными заданиями нового Генплана являются: – упорядочение и рациональное использование застроенных территорий при условии сохранения исторического облика города; – выравнивание дисфункции между Правым и Левым берегами; – строительство социального жилья; – озеленение города, сохранение и создание новых парковых зон; – оптимизация транспортных потоков, строительство транспортных развязок и магистралей, мостов, тоннелей, паркингов, новых станций метро и др.
ВАЖНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС Одним из основных заданий нового Генплана является оптимизация транспортных потоков, строительство транспортных развязок и магистралей, мостов, паркингов и др. фото: «CP» Общая площадь объектов жилой недвижимости в столице по состоянию на начало 2010 года превысила запланированную действующим Генпланом на 2011 год и достигла около 56,6 миллиона м2. Однако в связи с опережающим ростом численности населения средняя жилищная обеспеченность в городе увеличилась лишь на 1,1% – до 20,6 м2 на человека. В Концепции Генплана Киева до 2025 года предусмотрено увеличение общего объема жилищного фонда столицы в течение 15 лет на 28,5 миллиона м2 – до 85,1 миллиона м2, при этом общий уровень обеспеченности жильем составит около 25,5 м2 на человека. Однако участники обсуждения Концепции поставили под сомнение возможность строительства указанного объема жилья с учетом сжатых временных рамок и площадок, предложенных под застройку. Замечания были высказаны в том числе в отношении строительства жилья в районе Троещина, где на сегодняшний день проживает 120 тысяч человек. По мнению экспертов, дальнейшее возведение жилых построек еще более усугубит транспортную проблему в этой части города. Важными пунктами нового Генплана являются программа модернизации и реконструкции кварталов устаревшего жилищного фонда. Концепцией предусмотрена ликвидация около 1,4 миллиона м2 устаревшего жилья и объектов жилой недвижимости в аварийном состоянии. Также планируется формирование новых жилых районов возле массива Оболонь, Теремки-3, Осокорки, Позняки, на Троещине, в районе поселка Коцюбинское, по Столичному шоссе и проспекту Правды; строительство жилищных комплексов на Лесном массиве, массиве Никольская Борщаговка и др. Одним из приоритетных заданий по развитию Киева является выравнивание диспропорции между жилой и деловой функциями Правого и Левого берегов. По данным КО «Центр градостроительства и архитектуры», на Левом берегу проживает 36,2% жителей города, в то время как размещено лишь 19,7% рабочих мест, вследствие чего ежедневно наблюдается предельная транспортная загруженность магистралей между Правым и Левым берегами. Эту диспропорцию планируется выровнять за счет увеличения объемов жилищного строительства на Правом берегу, а также офисного строительства на Левом, в частности, в Дарницком, Днепровском и Деснянском районах планируется строительство офисных и торгово-развлекательных центров. В свою очередь в центральной части города, перегруженной офисными и торговыми помещениями, предлагается установить зону ограничения дальнейшего строительства и даже пересмотреть разрешения на строительство, выданные застройщикам, планирующим возведение здесь объектов недвижимости. ТРАНСПОРТНЫЙ ВОПРОС В Генплане Киева до 2025 года предлагается установить зону ограничения дальнейшего строительства в центральной части города, перегруженной офисными и торговыми помещениями фото: «CP» Ввиду стремительного роста количества транспортных средств в столице, одним из приоритетных вопросов является развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, а также сети общественного транспорта, в частности, метрополитена (развитие действующих и формирование новых линий), трамвайного и троллейбусного сообщения (увеличение протяженности линий). Предусмотрено строительство Кольцевой дороги. Решить транспортные вопросы в столице возможно посредством завершения строительства Подольского мостового перехода, Дарницкого железнодорожно-автомобильного моста и других стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры. Сергей Броневицкий отметил, что ввиду подготовки Киева к Евро-2012 в государственном бюджете на 2010 год предусмотрен большой объем средств на строительство важных инфраструктурных объектов, в частности, на завершение строительства транспортной развязки на Московской площади. «Деньги в госбюджете на реализацию данного проекта есть, – отметил Сергей Броневицкий. – Поэтому Московская площадь должна быть введена в эксплуатацию в начале 2011 года». Андрей Пашенько, руководитель творческой архитектурной мастерской «А. Пашенько», обратил внимание на вопрос перегруженности центральной части города транспортными средствами. По его мнению, эта часть города должна быть закрыта для въезда личного транспорта. Кроме того, там следует организовать больше пешеходных зон: «Киевская публика предпочитает передвигаться на личном транспорте. Однако Европа пошла другим путем: в Генеральных планах Лондона и Берлина четко выделяются общественные зоны в центральной части города, где движение транспорта ограничивается. При этом, подъезжая к центру города, должны быть организованы емкие муниципальные парковки, где можно оставить автомобиль, и добраться в центральную часть города только на общественном транспорте». Андрей Пашенько отметил, что в Генеральном плане Киева должна быть более четко отражена перспектива развития города с переориентацией от личного к общественному транспорту, в частности, необходимо зафиксировать зоны пересадки с личного транспорта на общественный. ГЕНПЛАН ПЕРЕКРОИТ ИСТОРИЧЕСКИЕ АРЕАЛЫ Разработчиками Концепции Генплана предложено выделить четыре исторических ареала: Южный исторический ареал, который останется без изменений; Китаевский исторический ареал, площадь которого будет увеличена; Центральный исторический ареал, границы которого будут откорректированы. Вместо Северного и Соломенского исторических ареалов, а также исторического ареала Пуща Водица предложено создать новый исторический ареал Дорогожицкий, в который будет включен заповедник Бабий Яр. КАК ПОКАЗЫВАЕТ ПРАКТИКА, ЛЮБОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ В ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД СТОЛИЦЫ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ УМЕНЬШЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Разработчики Концепции предлагают также увеличить буферные зоны Киево-Печерской Лавры и Национального заповедника «София Киевская», создать зоны охраняемого ландшафта для Байкового кладбища, а также в районе «Музея национальной архитектуры и быта Пирогово» и др. СТОЛИЦЕ «ГРОЗИТ» ОЗЕЛЕНЕНИЕ Среди европейских столиц Киев продолжает лидировать по количеству зеленых насаждений в расчете на одного жителя. По словам Татьяны Нечаевой, на одного жителя столицы приходится около 207 м2 озелененной территории. Однако, согласно Концепции нового Генерального плана, эти территории необходимо структурно преобразовать, а также ввести зеленые насаждения в городскую структуру. Предположить, чем грозит подобное решение, несложно: как показывает практика, любое вмешательство градостроителей в зеленый фонд столицы заканчивается уменьшением площади зеленых насаждений. Однако на бумаге подобные планы по озеленению выглядят довольно безобидно. Так, Генпланом запланировано сформировать 18 буферных парков, благоустроить ландшафты 49 существующих парков общей площадью около 1300 гектаров, 84 скверов (более 100 гектаров), озеленить 96 улиц, а также более 1000 м2 склонов и район Телички. Более того, на застроенных территориях предусмотрено внедрить вертикальное озеленение домов, ставшее привычной практикой в европейских странах. Предусмотрено также введение запрета на строительство в зонах охраняемого ландшафта: «Мы считаем, что все Днепровские острова и прибрежные озелененные рекреационные территории, в том числе Русановские сады, должны стать зоной охраняемого ландшафта, где запрещается многоэтажная застройка, – говорит Татьяна Нечаева. – В связи с этим предполагается ввести запрет на строительство, а где стройка уже ведется, понизить высоту запроектированных объектов». ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ Одной из ключевых проблем города, которая неоднократно озвучивалась экспертами и подымалась в СМИ, является нерациональное использование земельных ресурсов. В первую очередь речь идет о территориях, занимаемых промышленными предприятиями, свернувшими производственную деятельность. На данный момент общая площадь территорий промышленных предприятий составляет 6354 гектара, из которых около 47% используется неэффективно. Решать эту проблему специалисты намерены посредством реструктуризации промышленных и коммунально-складских территорий города, создания технопарков, модернизации и технологичного переоснащения промышленных предприятий на территориях Троещинского, Воскресенского, Днепровского и Дарницкого промрайонов. При этом около 1060 гектаров промышленных и коммунально-складских территорий планируется использовать для озеленения и благоустройства, размещения жилищной, многофункциональной и деловой застройки, а также создания транспортно-инженерной инфраструктуры. ВОДООТВОД Проблему изношенности системы водоотвода Киева в Генплане предлагается решить путем разделения сточных вод правобережной и левобережной части города. Для этого необходимо в южной части пригородной зоны построить очистительные сооружения, продолжить строительство второй нити главного магистрального коллектора от насосной станции «Правобережная» до новых очистительных сооружений, завершить строительство начатых и внедрить строительство новых канализационных насосных станций (КНС), а также напорных коллекторов от КНС «Святошин» и КНС «Пуща Водица»; перенаправить потоки сточных вод правобережья на новые очистительные сооружения в южном направлении. ГЕНПЛАН КИЕВА ДО 2020 ГОДА: ПОЧЕМУ НЕ СЛОЖИЛОСЬ? Генеральный план Киева до 2020 года был разработан согласно распоряжению Киевской городской государственной администрации от 16.03.1998 года. Функции заказчика работ по разработке Генплана Киева и проекта планирования его пригородной зоны были возложены на Главкиевархитектуру, главным проектировщиком определен АО «Киевпроект». Также был создан совет КГГА по организации разработки Генерального плана и рабочая группа, возглавляемая начальником Главкиевархитектуры. Разработка Генерального плана развития Киева до 2020 года началась в 2000 году, в 2001-м Киевсовет утвердил Концепцию Генерального плана развития Киева, а в 2002-м был утвержден сам Генеральный план. Генеральный план Киева до 2020 года – пятый в истории города. Он предусматривал развитие города как политического, культурного и духовного центра страны. Для создания Генплана были проведены комплексные исследования 25 научными и проектными учреждениями и городскими организациями. Согласно документу, до 2020 года в Киеве планировалось строительство 26 миллионов м2 жилья, реконструкция существующего жилищного фонда в объеме 11,8 миллиона м2 (около 4000 домов). Предусматривалось увеличение озелененных территорий, комплексное развитие транспортной системы: выведение транзитного грузового транспорта за черту города, строительство обходных железнодорожных и автомобильных дорог, возведение автовокзалов, развитие всех видов общественного транспорта, в частности, увеличение количества линий метрополитена с трех до пяти, количества станций с 40 до 86. Также было предложено создать Столичный округ как отдельную административно-территориальную единицу, включающую Киев, шесть городов областного значения и 12 административных районов Киевской области. Генеральный план Москвы до 2025 года Противники нового Генплана развития Москвы до 2025 года утверждают, что российская столица «оказалась на грани уничтожения» и превращена «в зону коммерческих интересов группы физических лиц» фото: «CP» В мае 2010 года Московская городская Дума приняла проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года, который определил основы градостроительной политики города на ближайшие 15 лет. Следует отметить, что на этапе подготовки этот документ вызвал широкий резонанс в обществе. В частности, в период проведения публичных слушаний (с 16 июля 2009 года по 16 октября 2009 года) поступило более 24 тысяч замечаний и предложений, касающихся преимущественно вопросов сноса устаревшего жилого фонда, капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территорий, организации дорожного движения, работы наземного пассажирского транспорта и др. В «Заключении по результатам публичных слушаний по проекту «Актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года» говорится, что «по результатам анализа поступивших замечаний и предложений проект Генерального плана города Москвы получил положительную оценку жителями Москвы, более 75% которых высказались в его поддержку». По данным российских СМИ, заседание Московской городской думы, где рассматривался проект Генплана, проходило под усиленной охраной милиции и ОМОНа. В свою очередь представители общественных движений провели у здания Мосгордумы акцию протеста против Генплана. После принятия документа представители 30 общественных организаций создали коалицию против Генерального плана развития Москвы. Создатели коалиции утверждают, что после принятия нового Генплана столица «оказалась на грани уничтожения» и что Москва превращена «в зону коммерческих интересов группы физических лиц». До принятия Генплана до 2025 года Москва жила на основании Генплана до 2020 года, утвержденного в 2005 году. Как и в случае с Киевом, градостроители были вынуждены пересмотреть Генплан, который, по мнению многих экспертов, привел российскую столицу на грань инфраструктурного кризиса. Причинами пересмотра Генплана Москвы до 2020 года стали: – Неравномерное развитие сфер обслуживания в Москве. В то время, когда опережающими темпами развивались объекты коммерческо-деловой сферы, потребительского рынка и услуг, отмечалось отставание в развитии объектов социальной сферы районного уровня (дошкольных учреждений и общеобразовательных школ), низкие темпы развития объектов культуры, физкультуры и спорта, гостиничной отрасли. – Рост тепловых и электрических нагрузок, опережающий расчетные показатели по Генплану. – Неэффективное использование инженерных и территориальных ресурсов. – Увеличение доли сети, эксплуатируемой сверх нормативного срока и низкие темпы работ по строительству и реконструкции инженерных объектов, др. Проект Генплана Москвы до 2025 года разделил городскую территорию на «зоны стабилизации», где планируется проводить капитальный ремонт и благоустройство территории, и «зоны развития», где будет вестись реконструкция и снос, а также новое строительство. В области развития жилищного фонда предусмотрено повышение жилищной обеспеченности населения Москвы до уровня не менее 24 м2 на человека за счет увеличения жилищного фонда до 285 миллионов м2 (по состоянию на 2009 год этот показатель составлял 210 миллионов м2). Согласно новому Генеральному плану, предусмотрено также строительство около 70 миллионов м2 объектов социальной инфраструктуры и 15,4 миллиона м2 торговых объектов. Документом предусмотрена реконструкция и строительство новых дорог и магистралей, линий метрополитена, развитие железнодорожной транспортной сети, увеличение общей протяженности линий всех видов наземного общественного транспорта с развитием сети на основных радиальных и кольцевых магистралях города (преимущественно в периферийной зоне и районах массового жилищного строительства) и др.