Генеральный план первой украинской столицы


ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ГЕНПЛАНА


фото: Инна Волосюк

Харьков представляет собой один из крупнейших административных, экономических, научных и культурных центров Украины. Численность населения города (2-е место в Украине после Киева) составляет порядка 1,5 миллиона человек, территория – 31 тысяча гектаров, в том числе застроенная – около 18 тысяч гектаров. Средняя плотность населения – около 50 человек на 1 га (для сравнения: в Киеве – 35, Москве – 100).
Общее количество промышленных предприятий Харькова – 353 единицы. Число занятых в 255 строительных организациях города – 37 тысяч человек.
Общая площадь жилого фонда города – около 30 миллионов м2, из которых более 85% представлено многоквартирной застройкой, а 15% – усадебной. Средняя жилая обеспеченность: в многоквартирной застройке – 20 м2, в усадебной застройке – 24 м2 на человека.
Уровень обеспеченности сетью магазинов продовольственных и непродовольственных товаров составляет, по оценкам разработчиков Генплана, около 108%, а учреждениями общественного питания – 90% от норматива. В Харькове функционирует 60 рынков общей площадью более 60 тысяч м2 (360% от норматива). Сеть учреждений бытового обслуживания представлена 8034 местами (в среднем 5,5 места на 1000 жителей, или 60% от норматива). Специалисты отмечают, что в городе ощущается дефицит отелей (37% от норматива).
Как показывает анализ динамики изменения численности населения города, на начало 1991 года этот показатель достиг наибольшей величины – более 1,6 миллиона человек. В дальнейшем он систематически снижался и на начало 2002 года составил менее 1,5 миллиона. Исходя из сложившейся динамики численности населения, для расчетов экономических показателей при разработке Генплана была принята прогнозируемая величина в 1,4 миллиона на 2026 год.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНПЛАНА
По словам Владимира Токаря, начальника планировочного управления НИИ «Гипроград», в Генплане заложены такие приоритеты социально-экономического развития Харькова:
– повышение эффективности использования городских территорий и территориальных резервов для осуществления градостроительной деятельности;
– повышение комфортности сформированной городской застройки (особенно центра) за счет ее реконструкции, восстановления и модернизации;
– изыскание необходимых территориальных ресурсов для размещения разных вариантов и типов жилищного строительства в комплексе с объектами обслуживания, озеленения, транспортного и инженерного обеспечения;
– повышение уровня обеспеченности граждан жильем и комплексом услуг социальной сферы;
– развитие сети высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов, академий;
– максимально возможное сохранение историко-культурного наследия и улучшение восприятия его эстетических, архитектурных и художественных качеств;
– повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями общего пользования, учреждениями и сооружениями для отдыха и спорта;
– стабилизация и развитие сформированного общественно-производственного комплекса за счет реструктуризации, модернизации и технического перевооружения действующих производств;
– формирование спецрежимов инвестиционной и инновационной деятельности для обеспечения благоприятных условий и привлечения инвестиций на развитие производств по новым технологиям;
– формирование зон для развития предприятий малого и среднего бизнеса;
– повышение эффективности использования, дальнейшее развитие сложившейся транспортной и инженерной инфраструктуры.


КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Сформировавшуюся на сегодняшний день планировочную структуру Харькова можно определить как радиальную с элементами кольцевой системы. Основные промышленно-заселенные образования сформировались по радиальным направлениям. Такая планировочная структура, по мнению экспертов, имеет два основных недостатка:
– все направления сходятся практически в одной точке – зоне исторического центра;
– отсутствуют кольцевые или полукольцевые перемычки для связи с этими районами.
В новом Генплане в основу территориального упорядочения положена идея формирования планировочного каркаса города на основе реорганизации городской уличной сети в соответствии с современными требованиями и перспективным развитием. Роль такого планировочного каркаса будут играть главные оси функциональной деятельности города – магистрали непрерывного движения, образующие диаметрально-лучевую систему с элементами полукольцевых связываний.
Зона общегородского центра рассматривается Генпланом как полифункциональная структура, содержащая в себе зону исторического ядра, зону административных зданий, торгово-коммерческих учреждений, банков, учреждений культурно-бытового обслуживания, а также рекреационную зону.
Согласно Генплану, предусмотрены следующие основные мероприятия по организации функционирования общегородского центра:
– реконструкция исторического ядра с сохранением основ структуры и характера сформированной застройки;
– дифференциация движения транспорта и пешеходов с выделением зон, свободных от транспорта;
– озеленение и санация внутриквартальных территорий;
– функциональное распределение территории: историко-архитектурная зона с выделением памятников архитектуры, культурно-просветительские учреждения, деловая, коммерческая, рекреационная, жилая зоны.
По оценкам разработчиков Генплана, исходя из градостроительной емкости, исторически сформированная часть центра города не может удовлетворить потребностей инвесторов в качестве зоны общественно-деловой активности Харьковского региона, что обусловлено наличием определенных ограничений существующей застройки, отсутствием свободных участков, низкой пропускной способностью уличной сети, ограниченными потенциальными возможностями инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение и т.д.).
Генпланом предусмотрено создание вблизи городской черты промышленной зоны «Рогань», в рамках которой разместится около 300 промышленных участков различных размеров и соответствующей инфраструктуры. Кроме того, в данном проекте запланировано строительство жилья, объектов торговли, крупного центра услуг, отеля, таможенного терминала и железнодорожной ветки.


ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Объем вводимого в городе многоквартирного жилья снижался с 292 тысяч м2 в 1995 году до 89 тысяч м2 в 2002 году. За этот же период объем ввода усадебного фонда вырос с 23 до 32 тысяч м2, при этом удельный вес его в общем объеме жилой застройки достиг 15%. Генплан предполагает строительство за расчетный период 5500 тысяч м2 жилого фонда, из них 4120 тысяч м2 (75%) многоквартирного и 1380 тысяч м2 (25%) усадебного, представленных в примерно 76 000 квартирах и 9500 домах усадебного типа.
30% многоквартирной застройки предлагается разместить на участках реконструкции в центральных районах города. Общий объем многоквартирного строительства на базе реконструкции на расчетный срок – 1648,8 тысячи м2.
Кроме того, за этот период планируется закончить незавершенное строительство в объеме 200 тысяч м2, предполагается надстройка существующих зданий в центральной части города и уплотнение выборочной застройки в объеме 100 тысяч м2 и 180 тысяч м2 соответственно.
В целом, предполагается, что за период реализации Генплана жилой фонд Харькова вырастет с 30 до 35 миллионов м2, в том числе усадебная застройка – с 4,4 (15%) до 5,5 миллиона м2 (15,7%), а многоквартирная – с 25,6 (85,3%) до 29,5 (84,2%). Среднюю обеспеченность населения предполагается довести с 20 до 25,3 м2 на человека.


РЕКОНСТРУКЦИЯ
Генпланом определены площадки и зоны комплексной реконструкции совместно со сносом для размещения магистралей непрерывного движения, центров деловой и коммерческой активности, а также жилых комплексов.
Анализ существующего состояния территорий, занятых зелеными насаждениями, не представляющими ценности, находящихся в заброшенном состоянии и неэффективно используемых, дает, по мнению разработчиков Генплана, возможность утверждать, что при соответствующих градостроительных обоснованиях под жилое и общественное строительство можно использовать общую территорию в 362 гектара.
Кроме того, в настоящее время в городе функционирует 5 промышленных зон, 9 промышленных районов, 12 групп предприятий и 5 промузлов. Развитие промышленной зоны на период до 2026 года предполагается в существующих границах промформирований. Промышленно-складская зона, сформированная промышленными, складскими и другими территориями, занятыми подъездными колеями, дорогами, учреждениями обслуживания, составляет около 5,4 тысячи гектаров. В центральной части города вне промышленных образований размещены промпредприятия общей площадью 164 гектара, большая часть из них – базы, АТП. Генпланом рекомендуется их передислокация или изменение функционального использования земельных участков в соответствии со спецификой эксплуатации данной зоны (торговля, банки, офисы или другие учреждения).


ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Основные проблемы транспортной системы Харькова:
– низкая пропускная способность транспортной сети города, особенно его центральной части;
– отсутствие магистралей беспрерывного движения и транспортных развязок в разных уровнях;
– пропуск транзитных транспортных потоков через центр города, обусловленный отсутствием дублирующих трасс;
– наличие в ядре города двух водотоков, ограничивающих количество транспортных связей в границах центра;
– неравномерное размещение АЗС по районам города;
– низкая (62% от нормативных показателей) обеспеченность местами парковки легковых автомобилей, что обусловлено дефицитом свободных территорий и ограниченной возможностью для расположения гаражей.
Плотность сети метрополитена в застроенной части города составляет 0,132 км на км2. Обеспеченность населения линиями метрополитена составляет 22 километра на 1 миллион жителей.
Трамвайная сеть довольно развита, особенно в центральной части города, и составляет 103,8 километра, из которых около 30 проходят непосредственно через центр, что значительно уменьшает пропускную способность уличной сети, особенно в ограниченных условиях плотной застройки. Плотность сети трамвая в застроенной части города – 0,56 км на 1 км2.
Длина троллейбусной сети по оси улиц – 136,2 км. Ее плотность в застроенной части города – 0,53 км на 1 км2.
Общая длина автобусной сети составляет 221,3 км.
Единственное решение транспортных проблем города, предлагаемое разработчиками Генплана, – строительство магистралей беспрерывного движения общегородского значения в обход центральной части. Предполагается максимальное использование существующей уличной сети города. Основные мероприятия, которые необходимо осуществить по Генплану, включают следующее:
– развитие магистральной сети путем создания магистралей беспрерывного движения общей длиной 114,9 км в границах кольцевой дороги, 95 км – в границах города;
– увеличение длины магистральной сети с доведением ее плотности до 2,41 км на 1 км2;
– создание обхода центральной части города;
– строительство развязок в разных уровнях – 41 единица, из которых 7 – на кольцевой дороге;
– в сфере пассажирского транспорта:


    
    
    


    
    
    


    
    
    

  продолжение строительства метрополитена (увеличение длины линий на 19,5 км, количества станций – до 37);
  создание сети пересадочных узлов (железная дорога – метрополитен);
  строительство 74,3 км троллейбусных линий и доведение общей длины сети до 213,9 км.



КРИТИКА
Генплан оказался не таким уж оптимальным, каким его представили разработчики. Вот что говорят о нем харьковские специалисты.
Виктор Антонов, доктор архитектуры, профессор: «Смущает архаичность подходов. Ничего не изменилось по сравнению с генпланом 1960-х годов относительно размещения площадей под расселение и промпредприятия. Меняется только улично-дорожная сеть. При этом новые магистрали предполагается проложить там, где они не могут проходить».
Владимир Новгородов, директор филиала института «Укрпроектреставрация», пессимистически относится к перспективам развития Харькова, предполагающим расширение территории города в административных границах с 30 604 до 31 975 гектаров.


Реализация Генплана
Олег Ткаченко, заместитель начальника Управления градостроения и архитектуры Харьковского горсовета, начальник отдела Генплана, сообщил нашему журналу, что его управлением была разработана «Городская программа по реализации решений Генерального плана», в соответствии с которой в 2004 году «Гипроград» начал проектирование «Схемы плана красных линий магистральных улиц города». На сегодняшний день уже проработаны варианты 4 отдельных транспортных узлов и направления дальнейшего развития 8 магистралей Харькова. Сейчас разрабатываются проекты реконструкции улиц Шевченко, Пушкинской, Клочковской; начат первый этап реконструкции улицы Шевченко.
Согласно Генплану, продолжается выборочная реконструкция центральной части города. Определены 18 участков для проведения технико-экономической оценки относительно перспективности их реконструкции.
В настоящее время продолжается разработка следующих этапов регулирующей градостроительной документации: правила застройки, проект границы города, схемы оптимизации сети маршрутов общественного пассажирского транспорта, детальные планы застройки территорий.
Владимир Пухачев, председатель постоянной комиссии Харьковского горсовета по вопросам градостроительства и земельных отношений, отмечает, что правила застройки должны регулировать все правоотношения, возникающие в ходе строительства, в том числе зонирование территории города. По его словам, о необходимости создания таких правил в горсовете говорят уже второй созыв, но этот процесс сдерживался отсутствием Генплана развития Харькова. «Сейчас, когда Генплан уже есть, правила нужно написать как можно скорее. Если будут четкие правила застройки, это снимет вопросы, возникающие у харьковчан при строительстве, появится база для регулирования споров, возникающих вокруг новостроек. Отсюда и экономический эффект – в городе сразу начнут больше строить», – говорит Владимир Пухачев. «Пока что (при отсутствии этих правил) застройщики не очень активно реализуют свои задумки. Ведь само по себе появление Генплана радикально на настроениях инвесторов не отразится, поскольку документ носит декларативный характер», – считает Андрей Моченков, генеральный директор инвестиционно-консалтинговой компании «Проконсул». – Инвестиционная же привлекательность предполагаемых под застройку микрорайонов возрастет лишь тогда, когда местные власти возьмут на себя, скажем, отселение людей, замену сетей и т.д. Но даже сейчас на площадках, где ведется сооружение каких-либо объектов, спорных вопросов возникает предостаточно. Мэр города создал в июле специальную комиссию во главе с секретарем горсовета для решения этих вопросов.
Сегодня в городе около 20 спорных объектов. После рассмотрения каждого из них комиссия будет давать рекомендации депутатам относительно судеб этих участков. Не исключено, что инвесторам будут предложены другие площадки под строительство. Между тем в городе нарастает неудовлетворенность граждан градостроительной политикой, о чем говорит системный характер жалоб, а также пикеты сессий горсовета».
Эксперты отмечают, что жители Харькова протестуют против предусмотренного Генпланом уплотнения застройки в центральных районах города, а также сокращения зеленых насаждений, «в то время, когда рядом в соседних районах есть достаточно места для строительства».
Под давлением горожан в этом году городским властям пришлось отказаться от уплотнения застройки без разработки правил застройки и детальных планов территорий. «Сегодня мы существенно изменяем подход к уплотнительной застройке из-за того, что часто не удается достичь гармонии между инвестором и людьми, которые проживают на близлежащих территориях. Поэтому мы будем оставлять уплотнительную застройку только там, где, кроме соблюдения нормативов, будут учитываться и интересы людей. А инвесторы будут выведены на окраины города и за счет инвестиций поднимать тамошнюю инфраструктуру и давать окраинам новый импульс к развитию», – говорит городской голова Владимир Шумилкин.
Еще два несоответствия Генплана настроениям и желаниям харьковчан, а также реальному положению вещей были очерчены в последние месяцы.
Во-первых, Генпланом предполагается ликвидация в центральной части города трамвайных путей общей длиной 24,7 км. Однако, увидев реакцию жителей, чиновники горисполкома решили, что делать этого пока не стоит.
Во-вторых, при разработке Генплана для расчетов экономических показателей был принят вариант прогноза численности населения, несколько меньший, чем на момент разработки (1,471 миллиона человек и 1,400 миллиона человек соответственно), хотя уже в то время наблюдалась тенденция роста численности населения. Комментируя это замечание, Сергей Политучий, первый вице-мэр города, отметил, что «Генеральный план Харькова – по большому счету всего лишь концепция его развития, а детальная проработка застройки – это отдельная работа, за которую мы только собираемся взяться».
Ситуацию в некоторой степени прояснил Анатолий Цветков, главный архитектор института «Гипрогражданпромстрой», одного из субподрядчиков разработки Генплана: «Корректировка Генплана регламентируется нормативной документацией. Он может уточняться в промежутках между Генпланами, поскольку экономика развивается, условия меняются. Это – вполне приемлемая практика, если для этого есть существенные градостроительные обоснования».