Футбольный чемпионат как катализатор инвестиций

Международный аэропорт в Йоханнесбурге, в расширение которого инвестировано около $2 миллиардов в рамках подготовки ЮАР к Чемпионату мира по футболу-2010 фото: IS Южно-Африканская Республика получила право на проведение самого престижного футбольного соревнования — Чемпионата мира по футболу-2010 — еще в 2004 году, опередив в «жесткой борьбе» такие государства как Ливия, Египет, Тунис и Марокко. Несмотря на то, что на подготовку страны к этому событию отводилось шесть лет, руководство FIFA в силу различных причин неоднократно высказывало сомнения в способности ЮАР принять такое масштабное мероприятие, а вопрос о степени готовности страны к событию мирового значения не раз становился главным предметом обсуждения в рамках международных пресс-конференций. Обеспокоенность в своевременной подготовке вызывали как забастовки на стройплощадках (8 июля 2009 года несколько десятков тысяч строителей, требуя от властей подписания соглашения о повышении зарплат, остановили работы на нескольких футбольных стадионах, а также на проекте по сооружению высокоскоростных железнодорожных путей вокруг Йоханнесбурга), так и погодные условия (ураганный ветер и затяжные дожди). Несмотря на эти факты, в рамках международных пресс-конференций, проведенных 9-10 июля 2009 года в городе Йоханнесбург, Дэнни Джордан (Danny Jordan), президент федерации футбола ЮАР, заверил, что в целом подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2010 года проходила без существенных сбоев, а «все объекты будут сданы в запланированные сроки». ПОДГОТОВКА ИНФРАСТРУКТУРЫ Стадион Green Point в Кейптауне, ЮАР фото: IS Чемпионат мира 2010 года, который проходил в период с 11 июня по 11 июля 2010 года, впервые в истории состоялся на территории африканского континента. В общей сложности в рамках этого мероприятия собралось 32 команды, более 3 миллионов зрителей, состоялось 64 матча, которые были проведены на 10 стадионах в 9 южноафриканских городах. В рамках подготовки страны к Чемпионату были проведены мероприятия по развитию соответствующей мировым стандартам инфраструктуры (системы энергоснабжения, транспорта, логистики, здравоохранения; обеспечение безопасности, возведение объектов гостиничного сектора, усовершенствование и расширение сферы услуг), функционирующей как единый, отлаженный организм. Объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры страны составил более $15 миллиардов, из которых $10 миллиардов было направлено на строительство дорог; около $2 миллиардов — на расширение аэропорта в Йоханнесбурге, усовершенствование его инфраструктуры и увеличение пропускной способности; $1,8 миллиарда было потрачено на развитие железнодорожных соединений; $1,1 миллиарда — на организацию системы общественного транспорта. СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ Стадион Moses Mabhida в Дурбане, ЮАР фото: IS Как отмечалось выше, в Чемпионате мира было задействовано десять стадионов, пять из которых были построены специально для мероприятия и введены в эксплуатацию к концу 2009 года, а имеющиеся — существенно модернизированы. Восемь из десяти стадионов, принимавших игры Чемпионата мира, были оснащены современной, высокоэффективной и экономически привлекательной с точки зрения эксплуатационных затрат осветительной техникой — продукцией Osram (дочерней компании концерна Siemens). Знаковым объектом в этом направлении стало сооружение двойной «сияющей» арки на стадионе в Дурбане (Durban). Отметим, что после завершения спортивных объектов, сдача которых состоялась к концу 2009 года, был проведен этап тестирования и устранения ошибок. Реконструированный стадион Soccer City в Йоханнесбурге, ЮАР, вместительностью 100 000 человек фото: IS В рамках подготовки страны к Чемпионату мира, Организационный комитет принял решение о реконструкции одной из основных арен спортивного мероприятия — стадиона Soccer City в Йоханнесбурге, возведенного еще в 1987 году. Реконструкция объекта позволила не только обновить его внешний облик, обеспечить необходимой инфраструктурой, но и увеличить его вместимость, которая составляет более 100 000 человек. В основу архитектурной концепции Soccer City, разработанной международным архитектурным бюро Boogertman Urban Edge + Partners совместно с HOK Sports Architecture, была положена форма традиционной африканской глиняной чаши, так называемого Calabash. Обновленные очертания стадиона издали привлекают внимание оригинальностью округло-выпуклой фасадной конструкции. Архитекторы предельно внимательно отнеслись к выбору материалов для отделки фасада, добиваясь максимальной естественности и природности. Фасадные поверхности покрыты стеклянными и железобетонными панелями, выполненными в восьми цветовых оттенках красно-желтой гаммы. Стоимость реконструкции стадиона Soccer City, которая завершилась в октябре 2009 года, составила около $440 миллионов. Генподрядчик проекта — совместное предприятие компаний Grinaker-LTA (Боксбург, ЮАР), BAM International (Бунник, Нидерланды) и HBM (Дюссельдорф, Германия).