Фасадные системы: взгляд сквозь призму кризиса

ТЕНДЕНЦИИ 2010 ГОДА В 2010 году, по сравнению с 2009-м, в Украине в несколько раз увеличился спрос на фасадные системы и остекление фото: SCHUCO «Ударная волна» финансово-экономического кризиса охватила все без исключения сегменты, так или иначе связанные со строительным рынком Украины. В кризисное время количество объектов, находящихся на стадии активной реализации, существенно сократилось. В частности, по данным экспертов, объемы строительства и реконструкции объектов недвижимости в Украине уменьшились в этот период примерно на 87-95%, спровоцировав глобальные изменения в деятельности игроков рынка, которые были вынуждены приспосабливаться к новым реалиям. В 2010 году началось медленное восстановление сферы недвижимости – возобновилось строительство некоторых объектов, замороженных в кризисный период, активизировалась подготовка инфраструктуры страны к проведению Чемпионата Европы 2012 года по футболу. Это повлекло за собой восстановление других смежных сегментов рынка недвижимости, в частности, увеличился спрос на фасадные системы, объемы продаж которых, к слову, в кризисный период упали до уровня 2006 года. «Прошедший год охарактеризовался началом постепенного восстановления как рынка в целом, так и сегмента фасадных систем и остекления в частности, – рассказывает Сергей Сомок, официальный представитель Pilkington IGP в Украине. – В 2010 году, по сравнению с 2009-м, в несколько раз увеличился спрос на фасадные системы и остекление. При этом необходимо отметить, что в сложившейся ситуации правильнее будет говорить не о росте рынка, а о его восстановлении. Ориентиром же служат объемы рынка 2008 года». В целом, помимо роста спроса, эксперты выделяют следующие тенденции, имевшие место на украинском рынке фасадных систем и остекления в 2010 году: – рост профессионализма заказчиков при проведении тендеров на выполнение работ по фасадному остеклению; – рост требований заказчиков к качественным характеристикам фасадного остекления. По данным компании Schuco Ukraine, существенно возросли требования в частности к таким характеристикам фасадных систем как энергосберегающие показатели и пожаростойкость. «Как об одной из тенденций на украинском рынке фасадного остекления можно говорить о начале применения солнцезащитного стекла high selective (HS), – рассказывает Сергей Сомок. – Стекло данного типа, которое на протяжении последних 5-6 лет является основным для остекления объектов в Европе, до 2010 года в Украине не применялось. Первым объектом с таким типом стекла стал НСК «Олимпийский». В настоящий момент в Киеве проектируется и реализуется еще несколько проектов со стеклом данного типа»; – стабильность цен на фасадные системы и остекление на протяжении 2010 года, за исключением небольших корректировок, связанных с ростом цен на сырье, в частности, на алюминий; – ориентация заказчиков на оптимальное соотношение цены и качества. Эксперты также отмечают, что заказчик стал уделять больше внимания выбору фасадных систем и зачастую сам вникает во все детали данного этапа строительства. Кроме того, клиенты стали намного требовательнее к техническому сопровождению. «Сегодня недостаточно предложить качественный продукт, необходимо предоставить все необходимые статические и теплофизические расчеты для того, чтобы возводимое здание соответствовало всем действующим нормам, – говорит Алексей Сверчков, коммерческий директор Schuco Ukraine. – Это говорит о том, что вопрос остекления при строительстве объектов является очень важным, и ошибка при выборе системы для остекления может впоследствии привести к непредсказуемым результатам». ИГРОКИ РЫНКА Основным катализатором восстановления рынка фасадного остекления является проведение в Украине Евро-2012 и возобновление строительства ранее замороженных объектов фото: SCHUCO В кризисный период игроки рынка фасадных систем и остекления выбирали пути противодействия финансово-экономическому коллапсу в зависимости от своих возможностей. По словам экспертов, в то время, когда одни компании корректировали стратегии своего развития, проводили реструктуризацию, сокращали издержки, оптимизировали или закрывали складские программы, другие, наоборот, выводили на рынок новые продукты, расширяли склады, увеличивали количество предоставляемых услуг и др. «Последующие два-три года покажут, чьи действия в кризисной ситуации оказались более правильными с тактической и стратегической точек зрения», – говорит Сергей Сомок. Мнения экспертов касательно изменения состава игроков рынка фасадных систем и остекления расходятся. Так, по мнению Сергея Сомока, финансовый кризис не мог не оказать влияния на этот сегмент как в отношении количества участников, так и распределения долей между ними. Солидарен с ним и Виталий Процюк, начальник отдела продаж компании Reynaers. Эксперт отмечает, что после кризиса рынок покинуло большое количество игроков, при этом действительно активными в данный момент являются лишь 2-3 крупные компании. В частности, по его словам, компании Reynaers удалось в 2 раза увеличить свою долю на рынке за счет грамотной маркетинговой политики. В свою очередь Алексей Сверчков считает, что состав игроков рынка фасадного остекления кардинально не изменился: «Отечественные компании, как и иностранные, продолжают свою деятельность на рынке, однако для новых зарубежных производителей выход в Украину сейчас, наверное, видится неактуальным», – говорит эксперт. Современный рынок фасадных систем, как и ранее, представлен украинскими и зарубежными производителями. По данным экспертов, на сегодняшний день основными игроками рынка являются компании Alumil (Греция), «Талисман» (Украина), Reynaers (Бельгия), Aluprof (Польша), Schuco (Германия) и др. В сегменте архитектурного стекла (стекло строительного назначения, которое применяется для наружного остекления элементов архитектуры зданий и сооружений – ред.) основные позиции занимают Guardian (Великобритания), AGC Glass Europe (Бельгия), Pilkington (Великобритания). Стоит отметить, что значительно усилила свое присутствие компания Euroglass: открытие нового завода в Польше и покупка крупного переработчика в Украине, по мнению экспертов, позволяют говорить о том, что компания очень серьезно относится к украинскому рынку, и, несмотря на то, что в данный момент ее усилия сосредоточены не на рынке фасадного остекления, он, наверняка, не останется без внимания компании в ближайшее время. ЦЕНА-КАЧЕСТВО В кризисный период вопрос стоимости фасадных систем вышел для заказчиков на первое место. Однако, как отмечает Алексей Сверчков, все же немногие из них готовы пожертвовать качеством. «Таким образом, большинство из заказчиков старается найти оптимальное соотношение цены и качества», – говорит эксперт. Стоимость алюминиевого фасадного остекления включает в себя такие основные составляющие как стоимость алюминия, стекла, а также стоимость работ. В 2010 году был отмечен рост стоимости фасадных систем, который в свою очередь был продиктован ростом цены на алюминий на международных рынках. Цена архитектурного стекла оставалась практически неизменной. Помимо вышеперечисленных составляющих, на стоимость фасадного остекления в том числе влияют архитектурные решения и технические задачи, которые стоят перед системой, а также требования, предъявляемые к фасадам для конкретных объектов (способность выдерживать различные виды нагрузок: статические и ветровые, солнцезащита, сопротивление теплопередаче, шумоизоляция, энергосбережение, пожаростойкие, пуленепробиваемые, противовзломные и т.д.). Как отмечают эксперты, затраты на выполнение данных требований гораздо ниже эксплуатационных, которые будут понесены собственником здания в течение первых 3-5 лет эксплуатации. «Стремление «удешевить» является своего рода «национальной чертой» строительного рынка Украины. Практически всегда это делается в ущерб качеству применяемого решения, а часто и не приносит желаемого экономического эффекта, поскольку впоследствии приводит к дополнительным затратам на обслуживание фасада, невыполнению проектных показателей, его ремонту и т.п., – говорит Сергей Сомок. – Так, например, зачастую с целью снижения стоимости фасадного остекления «уменьшается» толщина стекол в стеклопакете, что приводит к его разгерметизации или разрушению стекла через определенное время (1-2 года)». По словам эксперта, в компании Pilkington для исключения таких ситуаций каждый проект проходит предпроизводственную экспертизу, при которой осуществляется расчет на статические и динамические нагрузки. Результатом таких расчетов является либо подтверждение проекта, либо рекомендации по его корректировке в части фасадного остекления. «Если данные корректировки не будут приняты, то компания отказывается от выполнения проекта, поскольку гарантия качества продукции является самым важным критерием при производстве», – говорит Сергей Сомок. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА Основная проблема украинского рынка фасадного остекления – отсутствие жесткой законодательной базы и органов, осуществляющих проверку соответствия проектных решений построенному объекту фото: PILKINGTON В сфере фасадных систем и остекления существует большое количество проблем, которые в кризисный период еще более усугубились. Однако эксперты сходятся во мнении, что основная проблема данного сегмента лежит в плоскости государственного регулирования строительной отрасли, в частности, это отсутствие жесткой законодательной базы и органов, которые могли бы осуществлять проверку соответствия проектных решений построенному объекту. «Нормативная база в нашей стране во многом устарела и не отвечает тем техническим решениям, которые разработаны и применяются ведущими производителями в данной области», – говорит Сергей Сомок. «В наших строительных нормах только вскользь упоминается о светопрозрачных ограждающих конструкциях. Нет четких критериев, которым должны соответствовать фасадные системы, – продолжает Алексей Сверчков. – Также практически отсутствуют независимые проектные бюро, которые бы специализировались на фасадном проектировании и на которых бы мог положиться заказчик при выборе системы для остекления объекта». «На строительном рынке должны соблюдаться жесткие правила. Недобросовестные игроки рынка могут предложить заказчику что угодно, и поскольку последний не является специалистом в сегменте фасадного остекления, он может «повестись» на более дешевый материал или какие-то гарантии, которых, в принципе, нет», – говорит Виталий Процюк. ПРОГНОЗЫ 2011-2012 По данным компании Schuco Ukraine, в перспективе на 2011 год эксперты прогнозируют дальнейшее восстановление рынка фасадного остекления. Однако в то время как одни игроки говорят о стремительных темпах восстановления и хороших перспективах дальнейшего роста, другие, наоборот, делают более сдержанные прогнозы. Эксперты сходятся во мнении, что основным катализатором восстановления рынка фасадного остекления является проведение в Украине Евро-2012 и возобновление строительства ранее замороженных объектов. «Влияние данного события заключается не только в строительстве большого количества инфраструктурных объектов (стадионов, аэропортов, дорог), но и в привлечении иностранного капитала к реализации коммерческих проектов – отелей, бизнес-центров и др.», – говорит Сергей Сомок. В частности, по оценкам некоторых экспертов, в 2011 году украинский рынок фасадных систем и остекления по сравнению с 2010-м вырастет ориентировочно в 2 раза. По мнению Виталия Процюка, в ближайшей перспективе рост рынка фасадных систем составит не более 3-5%: «Я не вижу никаких предпосылок к серьезному росту рынка, поскольку в ближайшие годы многие сегменты недвижимости, к примеру, офисный, не будут активно развиваться. Строительство аэропортов, вокзалов и других объектов инфраструктуры также не предвидится, – говорит эксперт. – Рост рынка может быть обусловлен только строительством новых либо расширением уже существующих торговых центров, а также за счет строительства магазинов, супер- и гипермаркетов, специализирующихся в первую очередь на продуктах питания и строительных материалах». Мнения экспертов также расходятся и в вопросах касательно выхода на рынок новых игроков. «В 2011-2012 годах можно ожидать появление на рынке новых игроков. Так, например, в течение этого периода можно спрогнозировать усиление позиций компании Euroglass, а также своего рода «возвращение» компании Saint-Gobain», – говорит Сергей Сомок. В то же время другие эксперты не предвидят изменений в составе игроков данного сегмента. Рассказывает Виталий Процюк: «Для того чтобы сейчас начать бизнес в Украине, к примеру, по поставке фасадного остекления, необходимы серьезные капиталовложения: построить логистический центр, склад, офис, открыть серию представительств или представителей, найти хороших продавцов, снабдить их необходимой техникой и т.д. Учитывая, что существенного экономического роста не предвидится, окупаемость этого мероприятия будет очень длительной. Поэтому выхода серьезных игроков не будет, а вот существующие на рынке компании могут укрепить свои позиции».