EY: исследование рынка розничной торговли Украины

Commercial Property №1 (149) январь 2016

СОГЛАСНО РЕЗУЛЬТАТАМ БЛИЦ-ОПРОСА ИГРОКОВ РЫНКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ, ПРОВЕДЕННОГО КОМПАНИЕЙ EY*, РИТЕЙЛ-ОПЕРАТОРЫ ОЖИДАЮТ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ, В ЧАСТНОСТИ, В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ В СТРАНУ НОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ БРЕНДОВ. В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В ОСНОВНОМ БУДУТ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ НА ЭКСПАНСИИ НА УКРАИНСКОМ РЫНКЕ, А ТАКЖЕ УСИЛЕНИИ ИНТЕРНЕТ-НАПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ

Согласно результатам блиц-опроса, проведенного компанией EY, большинство участников рынка ритейла Украины ожидают в 2016 году усиления конкуренции, при этом ровно половина – 50% опрошенных – считают, что этому будут способствовать иностранные игроки. По мнению респондентов, конкуренция возрастет не только за счет активизации уже присутствующих на рынке компаний – 30% из них ожидают выхода на украинский рынок новых зарубежных ритейлеров. Согласно блиц-опросу, наиболее привлекательными сегментами для иностранных инвесторов считаются одежда и обувь, продовольственные и сопутствующие товары, а также косметика и парфюмерия.

В каких сегментах появление иностранных игроков вы считаете наиболее вероятным?
Источник: блиц-опрос EY

Большинство игроков уверены, что рынок ритейла уже достиг дна. При этом 55% опрошенных считают, что кризис не завершился, но дальнейших ухудшений не ожидают. 35% респондентов не исключают, что ситуация продолжит ухудшаться.

Существенного изменения объема рынка в 2016 году большинство игроков не прогнозируют. При этом четверть опрошенных компаний ожидают падения рынка, остальные надеются на рост. Наиболее ожидаемая динамика по результатам опроса – рост менее 5%.

Причинами тяжелого положения отрасли участники рынка в основном называют внешние факторы. Так, абсолютно все опрошенные компании указали сложные экономические условия в стране ключевой угрозой для отрасли. Среди других причин назывались неблагоприятное законодательство и недостаток инвестиций и финансирования.

Какие проблемы компании вы считаете наиболее острыми?
Источник: блиц-опрос EY

Практически все участники рынка ощутили влияние кризиса на финансовые показатели деятельности. Несмотря на то, что около половины опрошенных компаний увеличивали выручку как в 2014-м, так и в 2015 году, подавляющее большинство отмечали снижение рентабельности. По сравнению с 2014 годом, за 9 месяцев 2015-го ситуация улучшилась – 15% респондентов заявили об увеличении как выручки, так и рентабельности, притом что в прошлом году о таких успехах не заявлял никто.

ПРОБЛЕМЫ КОМПАНИЙ СЕКТОРА

На фоне девальвации гривны и высоких темпов инфляции большинство участников рынка розничной торговли среди наиболее острых проблем своего бизнеса ожидаемо указывают увеличение цен – в основном на коммунальные услуги и аренду. Следующей по «популярности» проблемой является вмешательство контролирующих органов.

Согласно исследованию, рынок не ожидает ослабления административного регулирования отрасли. 65% опрошенных компаний считают, что в ближайшее время в регулировании сегмента никаких изменений не произойдет. Остальные ожидают в том или ином виде усиление государственного регулирования рынка розничной торговли.

Какой подход к работе c недвижимостью вы считаете оптимальным?
Источник: блиц-опрос EY

В то же время участники рынка оптимистично настроены по отношению к росту собственной выручки. 85% опрошенных компаний ожидают рост до 20%, остальные 15% респондентов надеются, что рост превысит 20%.

Сложности участников рынка с привлечением кредитных ресурсов демонстрируют следующие показатели: в 65% опрошенных компаний утверждают, что привлекать кредиты стало сложнее, 25% не отметили изменений и 10% считают, что возможность получения кредитов упростилась. При этом в 80% компаний отметили увеличение кредитных ставок. В результате всего 20% респондентов в качестве источников финансирования используют только банковские кредиты. Остальные операторы привлекают финансовых инвесторов и ищут прочие способы получения ресурсов.

Какое направление географической экспансии вы считаете основным?
Источник: блиц-опрос EY

Многие участники опроса называют рост арендных ставок одной из главных проблем их бизнеса. Поэтому в работе с недвижимостью 70% респондентов считают оптимальной расчет ставки аренды с привязкой к объему выручки. При этом четверть участников опроса – 25% – считают оптимальной фиксированную ставку аренды, остальные 5% компаний предпочитают строительство собственных объектов.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Согласно результатам блиц-опроса, для 70% респондентов основным направлением экспансии является расширение в пределах Украины, еще 40% также рассматривают рынки ЕС. Следующими по популярности являются рынки Азии и СНГ.

Наиболее ярко выраженной тенденцией на рынке розничной торговли является активное развитие Интернет-коммерции. Так, развитие онлайн-магазинов планируют 45% респондентов. При этом 40% опрошенных компаний намереваются в 2016 году осуществить более 10% продаж через Интернет. В настоящее же время лишь у 20% респондентов продажи в Интернете составляют 10%. У половины компаний-участников опроса этот показатель составляет до 10%. Остальные 30% игроков рынка не осуществляют продажу товаров в сети. 

Какой формат магазинов сети планирует развивать ваша компания?
Источник: блиц-опрос EY

*Блиц-опрос игроков рынка розничной торговли Украины был проведен специалистами компании EY при поддержке Ассоциации ритейлеров Украины в ноябре 2015 года. В опросе приняли участие представители различных сегментов розничной торговли, включая лидеров отрасли. Большая часть респондентов – сети, торгующие одеждой и обувью (40%), а также продуктовые ритейлеры, сети, реализующие косметику и парфюмерию, товары для дома, DIY-ритейлеры. Кроме того, в число опрошенных входили многопрофильные сети, операторы сетей бытовой техники и прочих товаров.