Expo Real 2009: переоценка ценностей

В нынешнем году выставка Expo Real приняла в общей сложности более 21 000 участников из 73 стран, что на 15% меньше в сравнении с предыдущим годом фото: EXPO REAL Двенадцатая выставка Expo Real прошла в стенах конгресс-центра New Munich Trade Fair Centre, и, по мнению самих участников, несмотря на мировой финансовый кризис, в целом оправдала статус одного из центральных мероприятий сферы недвижимости в Европе. Количество участников уменьшилось не столь значительно, как прогнозировали некоторые эксперты еще несколько месяцев назад: в нынешнем году выставка приняла в общей сложности более 21 000 участников из 73 стран, что на 15% меньше в сравнении с предыдущим годом, когда количество посетителей достигло 24 800 из 78 стран. По мнению организаторов, учитывая глубокий спад, который преодолела мировая отрасль недвижимости, эти итоги вполне можно назвать отличным результатом. Лидерами по количеству представителей на форуме Expo Real 2009, помимо Германии, стали Великобритания, Австрия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Франция, Чехия, США, Россия и Люксембург. Впервые в данном мероприятии приняла участие делегация из Беларуси. Как отмечают организаторы мероприятия, в последние годы участием в выставке активно интересуются представители сектора розничной торговли, количество которых на Expo Real с каждым годом растет. Так, участниками выставки в 2009 году стали Rossmann и DocMorris, REWE Group с целым рядом собственных брэндов, EDEKA, Lidl. Впервые участниками форума стали Alnatura и Subway. «Выставка Expo Real является для REWE Group идеальной коммуникационной платформой для расширения имеющихся и налаживания новых контактов в целях поддержки или дальнейшей реализации нашей экспансии, – отметил Штефан Кооф, руководитель управления по развитию полного ассортимента компании REWE Group. – Все необходимые для реализации этой цели партнеры, будь то девелоперы или инвесторы, представлены на выставке Expo Real, являющейся крупнейшим событием для всей сферы недвижимости». МЕРОПРИЯТИЯ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ НЕДВИЖИМОСТИ Silver Centre: «Многочисленная немецкая делегация на Expo Real 2009 была полна планов по эффективному развитию собственных компаний, правда, в рамках своей страны» фото: EXPO REAL Выставка стартовала 5 октября с экспертной дискуссии на тему «Возможности в период кризиса – какие способы уже испробованы?». Ее активными частниками стали Альберт Белер (Albert Behler), президент и генеральный директор Paramount Group; Оливер Пиани (Olivier Piani), директор по глобальному развитию Allianz Real Estate; Арнольд де Хаан ( Arnold de Haan), директор и вице-председатель Meyer Bergman; и Кристиан Зауттер (Christian Sautter), вице-мэр Парижа. Помимо этого, в первый день выставки состоялся ряд важных обсуждений, посвященных теме «Пути выхода из кризиса», а также дискуссия на тему «Границы политики», затрагивающая вопросы «смысла и бессмысленности» нормативных постановлений. Вопрос, должно ли правительство и в какой мере вмешиваться в сферу недвижимости, обсудили Экарт Джон ван Фрейенд (Eckart John von Freyend), почетный председатель German Property Federation (ZIA); Вальтер Раш (Walter Rasch), президент Bundesverband Freier Immobilien- und Wohnungsunternehmen (BFW); и Томас Вайт (Thomas Veit), член правления банка Landesbank Berlin. Программа выставки включала ряд мероприятий, посвященных ключевым сферам рынка недвижимости. Так, участники Expo Real имели возможность обсудить способы преодоления финансового кризиса, стратегии инвестиций и финансирования на информационном форуме Expo Real; познакомиться с проектами, представленными экспертами в сфере гостиничной недвижимости, ритейла и логистики на форуме Special Real Estate; подискутировать о новых и развивающихся рынках отрасли на форуме Investment Locations; и, наконец, изучить перспективы развития в области градостроительства, архитектуры, а также услуг в сфере эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости на форуме Planning & Partnerships. По мнению организаторов, выставка Expo Real 2009 подтвердила факт постепенного оживления на рынке недвижимости, а также желание инвесторов вкладывать средства в рентабельные инвестиционные проекты фото: EXPO REAL Важным мероприятием стала международная гостиничная конференция «Диалог гостиничной индустрии» (Hospitality Industry Dialogue). В ее информационное поле попали вопросы изменения отношений между участниками гостиничного рынка, вызванные мировым финансовым кризисом. Какие инвестиционные гостиничные проекты интересны банкам в настоящее время, насколько тесным в данных экономических условиях должно быть партнерство между инвесторами и гостиничными операторами, каковы новые правила игры допустимы, когда речь идет о контрактах, условиях и доходе, – ответы на все эти вопросы искали эксперты сферы гостиничной недвижимости. В рамках форума состоялся Retail Dialogue, в ходе которого была подробно освещена ситуация в секторе розничной торговли. Эксперты обсудили следующие темы: «Инфляция или дефляция? Реакция и действия отрасли», «Потребитель: неведомый нрав?» и др. Банкиры, девелоперы и представители малого и среднего гостиничного бизнеса приняли участие в дискуссии «Да, нет, возможно? – Проектный девеломпент, зависящий от благосклонности банков». Своим видением ситуации поделились Курт Манерт (Kurt Mahnert), председатель Karntner Holding Beteiligungs-AG, Hypo Alpe-Adria-Bank International AG; Вилма Келлерманн-Баанс (Wilma Kellermann-Baans), независимый девелопер; и Олаф Штайнхаге (Olaf Steinhage), управляющий директор HCB по вопросам гостиничного сектора в Берлине. В целом, по мнению организаторов, выставка Expo Real 2009 подтвердила факт постепенного оживления на рынке недвижимости, а также желание инвесторов вкладывать средства в рентабельные инвестиционные проекты. Организаторы выставки уже начали подготовку к Expo Real 2010, однако воздерживаются от прогнозов касательно ее масштабов. УКРАИНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ НА EXPO REAL 2009 В 2009 году, к сожалению, ни одна из украинских компаний, посетивших выставку, не была представлена отдельным стендом. Участниками Expo Real 2009 стали Amstar Europe, CMS Cameron McKenna, Gide Loyrette Nouel, London & Regional Properties, METRO Group Asset Management Ukraine, Real Estate Investment Agency MiR, Silver Centre, Universal Development Company (все девять – Киев), Kharkov Marketing and Promotion Firm (Харьков). Ольга Заплатинская,
старший юрист, CMS Cameron McKenna, Киев
«Компания CMS Cameron McKenna, являясь частью организации CMS (именно таким образом компания была представлена на Expo Real 2009), уже многие годы является участником выставки Expo Real, которой отдает предпочтение благодаря удобному и простому формату мероприятия, большому количеству участников и популярности среди наших существующих и потенциальных клиентов. В минувшие годы, включая депрессивный 2008, Expo Real, как правило, оправдывал наши ожидания. Несмотря на то, что участие в подобных мероприятиях далеко не всегда приносит быстрый результат для консультантов, мы уже не раз имели возможность убедиться, что системное посещение Expo Real представляет прекрасную возможность наладить и возобновить контакты с клиентами, встретиться с коллегами, прочувствовать состояние рынка недвижимости и интерес инвесторов к Украине и Киеву. По сравнению с 2008 годом, выставке Expo Real 2009 был присущ более чем конструктивний характер. Пессимистическое настроение было преодолено и оставлено в 2008 году. Переоценка ценностей была налицо. Умерив аппетиты и ожидания, участники фокусировались на реалистичных целях, обсуждали возможности сотрудничества, в основном рассчитывая на свои силы, опыт и знания. На наш взгляд, участие в Expo Real всегда приносит плоды. Прежде всего, это отношения с новыми клиентами, которые имеют возможность оценить консультанта/партнера не только на основании резюме и страницы в Интернете, но и пообщаться в реальном времени, задать интересующие вопросы, оценить масштабность присутствия на рынках, познакомиться уже с существующими клиентами и получить их рекомендации. Во-вторых, это знакомство с перспективными клиентами, компаниями, которые только проявляют интерес к Украине и в целом странам Восточной Европы, ищут опору для будущего бизнеса или информацию о рынке. В-третьих, это определение новых направлений в бизнесе, заблаговременное развитие которых позволяет идти на шаг впереди конкурентов. Ну и, конечно же, это безграничные возможности для прямого участия в бизнесе клиентов: возможность представить их потенциальным партнерам и инвесторам и напрямую поучаствовать в рождении новых перспективных проектов».
Виктор Бобко,
исполнительный директор компании Silver Centre
«Перед командой Silver Centre стояло несколько задач. В первую очередь, поиск покупателей на земельные участки, предлагаемые нашей компанией; привлечение инвесторов в объекты недвижимости и заказчиков топографо-геодезических услуг в Украине. В результате нам удалось завести несколько новых полезных контактов, а также получить актуальную информацию о рынке недвижимости, как в мировом, так и в региональном масштабе, позволяющую определить вектор работы нашей компании на 2010 год. Общее настроение участников выставки я назвал бы оптимистическим: все понимают, что кризис заставил искать принципиально новые пути развития, создания нового алгоритма работы бизнес-структур и «наведения порядка» в отрасли». Многочисленная немецкая делегация была полна планов по эффективному развитию собственных компаний, правда, в рамках своей страны («экспансия» на восточноевропейские рынки переносится на вторую половину 2010 года). В свою очередь представители инвестиционного бизнеса США прогнозируют стабилизацию и повторный выход своего капитала в Европу не ранее середины-конца 2010 года. Участники выставки в большинстве своем сошлись во мнении, что необходимо строить более выверенные планы по стратегическому развитию с учетом всех инвестиционных рисков и сложившейся финансово-экономической ситуации в каждом регионе».