Евро-2012 и объекты приоритетного строительства


ТРЕБОВАНИЯ УЕФА И ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА


Наталия Доценко-Белоус, адвокат юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры»
фото: «Василь Кисиль и Партнеры»

Реализация «уникальной возможности» проистекает в строго очерченных рамках под названием «Требования УЕФА к инфраструктуре принимающей страны», адаптированных в Государственной целевой программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 2008 года №107, и подтвержденных гарантиями правительства.
Суть основных требований сводится к следующему:
– к июлю 2010 года должны быть готовы 4 главных стадиона на 30 000-50 000 зрителей;
– на время чемпионата необходимо предоставить командам 15 тренировочных баз европейского уровня;
– для антидопингового контроля будет создана лаборатория, аккредитованная агентством WADA;
– аэропорты в 4 городах, принимающих матчи Евро-2012, должны иметь достаточную пропускную способность для обслуживания авиарейсов в «пиковые» часы;
– необходимо обеспечить достаточные возможности для проживания в городах, где проводятся матчи (требования к отелям и временным жилым помещениям для разных городов отличаются);
– дороги европейского качества для перевозки болельщиков;
– достаточный парк общественного транспорта для внутригородских поездок;
– инфраструктура телевещания в формате высокой четкости.
Современная ситуация в Украине, согласно отчету УЕФА относительно подготовки к чемпионату по состоянию на 28.01.2008, очень отличается от приведенных требований и выглядит следующим образом:
1. К установленному УЕФА сроку по плану будет завершена подготовка только двух из четырех запланированных стадионов.
2. Свыше 40 тренировочных баз включено в планы модернизации.
3. В настоящее время лаборатории, аккредитованной агентством WADA, нет.
4. Согласно оценкам УЕФА, пропускную способность аэропортов Украины необходимо повысить на 15-81%.
5. Необходимо существенно расширить гостиничную базу во всех городах. Наибольший дефицит наблюдается в сегменте 4-, 5-звездочных гостиниц Киева.
6. Дороги, реконструируемые в 2008 году, потребуют повторной реконструкции к началу Евро-2012.
7. Пропускная способность общественного транспорта едва покрывает потоки в обычное время.
8. Для обеспечения высокой четкости трансляции футбольных матчей требуются дополнительные инвестиции. При этом реальна только передача сигнала на спутник.
Времени, оставшегося для подготовки инфраструктуры к проведению Евро-2012, явно недостаточно, учитывая тот факт, что существующий процесс получения разрешений и согласований с момента подачи заявки на выделение земельного участка до получения разрешения на ведение строительно-монтажных работ в среднем занимает более двух лет. При такой длительности согласовательных процедур Украина рискует не уложиться в поставленные УЕФА сроки. Поэтому для успешного проведения Евро-2012 необходимо существенное ускорение процесса согласования при строительстве объектов инфраструктуры, что в рамках действующего законодательства осуществить невозможно. Решение данного вопроса является исключительно важным, поскольку из 150 приоритетных объектов лишь около 50% находится на стадии строительства. Поэтому наиболее действенным способом устранения законодательных рисков, препятствующих созданию инфраструктуры для Евро-2012, является принятие отдельного закона, устанавливающего особенности разрешительной системы при реализации проектов приоритетного строительства.
По сути данный законопроект будет иметь характер эксперимента, позволяющего оценить преимущества и недостатки ускорения и упрощения разрешительных процедур в строительстве.
Указанный Проект Закона Украины «Об особенностях реализации проектов приоритетного строительства в связи с проведением в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу в 2012 году» был разработан ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» на общественных началах, и сейчас изучается Кабинетом Министров Украины.


ПРОЕКТЫ ПРИОРИТЕТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Проект приоритетного строительства будет представлять собой инвестиционный проект, связанный с созданием объектов инфраструктуры в городах, принимающих Евро-2012, при условии, что он прямо указан в гарантиях, предоставляемых УЕФА, и внесен Кабинетом Министров Украины в реестр проектов приоритетного строительства.
К числу таких проектов будут отнесены проекты строительства стадионов, тренировочных баз, аэропортов, гостиниц, больниц, объектов медиа-инфраструктуры, фан-зон. К данной категории не принадлежат жилые многоквартирные дома, рекреационные объекты, промышленные объекты.


К июлю 2010 года, согласно требованиям УЕФА, в Украине должно быть готово 4 основных стадиона
фото: Яна Лысенко

Перечень проектов приоритетного строительства будет утверждаться Кабинетом Министров Украины на основании предложений, внесенных Национальным агентством по вопросам подготовки и проведения Евро-2012. Агентство определяет уполномоченных лиц, ответственных за осуществление мониторинга проекта и применения мер оперативного реагирования по каждому из объектов. Проект приоритетного строительства считается завершенным с момента принятия объекта в эксплуатацию. При этом инвестор обязуется приступить к эксплуатации не позднее срока, указанного в инвестиционном договоре.
Суть основных положений и нововведений законопроекта в части разрешительных процедур сводится к следующему:
– Реализация проектов приоритетного строительства (ППС) осуществляется инвесторами на основании инвестиционных договоров, заключенных между соответствующими органами местного самоуправления или государственными администрациями по месту реализации и инвестором, определенным на конкурсной основе. Результаты конкурса закрепляются в распоряжении государственной администрации или в решении органа местного самоуправления, которое является разрешением на разработку и строительство ППС. Применение инвестиционного договора позволит четко и однозначно определить обязательства инвестора, связанные с реализацией ППС, а также ответственность за их нарушение. В случае несоблюдения данных условий (при изменении целевого назначения объекта, существенном изменении его характеристик и несоблюдении сроков, препятствовании проведению инспекций) договор расторгается без компенсации понесенных инвестором расходов.
– Заключению инвестиционных договоров и выбору инвестора предшествует отвод земельного участка, осуществляемый органом местного самоуправления или государственной администрацией в соответствии с положениями Земельного кодекса Украины. Данное нововведение освобождает инвестора от проблем, связанных с землеотводом, изменением целевого назначения, получением разрешения на строительство и проектирование. Своевременно решать земельные вопросы для ППС (согласно утвержденному графику их реализации) и нести за это ответственность будет орган местного самоуправления или государственная администрация.
– Инвестор, с которым был заключен инвестиционный договор, имеет право на получение исходных данных на проектирование объекта (задания на проектирование, архитектурно-планировочное задание и технические условия по инженерному обеспечению объекта) и осуществление проектно-изыскательских работ. Предоставление инвестору исходных данных в полном объеме обеспечивается исполнительными органами соответствующих районных городских советов или районных государственных администраций не позднее чем через десять дней после предоставления письменного заявления. Местными службами и другими специализированными организациями предоставляются технические условия относительно обеспечения водоснабжения (в том числе горячего), водоотвода, теплоснабжения, электрического энергоснабжения, газоснабжения, внешнего освещения, телефонизации, диспетчеризации, телевидения, радиофикации, гражданской обороны, безопасности движения, мусороудаления, подъездов и путей, пожарной безопасности. Этот перечень технических условий для проектов приоритетного строительства является исчерпывающим и не подлежит расширению. Более того – законопроектом предусмотрено, что выдача исходных данных на проектирование осуществляется параллельно. Местные службы и специализированные организации не вправе отказывать в их предоставлении в связи с неполучением инвестором остальных исходных данных.
– Инвесторы, осуществляющие реализацию проектов приоритетного строительства, освобождаются от паевого участия на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
– Проектно-сметная документация стадии «Проект» подлежит прохождению комплексной государственной экспертизе, проведение которой в первоочередном порядке обеспечивается Центральной службой Укргосстройэкспертизы Минрегионстроя, а также ее местными подразделениями. Общий срок проведения комплексной государственной экспертизы не должен превышать 30 календарных дней, 20 из которых занимает подготовка заключений соответствующими управлениями экологии, санитарно-эпидемиологической станций, департаментом пожарной охраны, управлением охраны труда, инспекцией по энергосбережению, управлением архитектуры.
– Выдача разрешения на проведение строительно-монтажных работ осуществляется управлением Государственного архитектурно-строительного контроля в течение 7 календарных дней с момента утверждения стадии «Проект» проектно-сметной документации градостроительным советом. Разрешение на выполнение строительных работ, полученное инвестором, является прямым основанием для осуществления таких работ при реализации проектов приоритетного строительства и не требует дополнительного получения ордера на выполнение земляных работ и нарушение благоустройства.
– Принятие в эксплуатацию объектов завершенного строительства, созданных в результате реализации ППС, осуществляется государственными приемными комиссиями без предварительной их приемки рабочей комиссией в 15-дневный срок с момента завершения строительства и уведомления об этом местного органа исполнительной власти.
– При согласовании проектно-сметной документации стадии «Проект» в порядке, описанном в Законе, используется принцип уведомительного/«молчаливого» согласования. Принцип уведомительного/«молчаливого» согласования предусматривает информирование соответствующих инстанций о проекте в следующем порядке. Документы, входящие в состав проектно-сметной документации стадии «Проект», перечень которых определен ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства», подаются непосредственно заявителем, или уполномоченным лицом, либо заказным письмом в соответствующий согласующий орган в одном экземпляре. В случае пересылки документов заказным письмом, подпись заявителя удостоверяется нотариально. Дата приемки документов письменно фиксируется и является датой начала нормативного периода для предоставления соответствующего согласования. В течение этого периода (5 дней) соответствующий орган должен либо согласовать документы в установленном порядке, либо представить письменный отказ в выдаче согласования с объяснением причин. В случае неполучения ответа от согласующего органа в течение 5 дней согласование (разрешение) считается полученным.
– В отношении ППС приостанавливается действие нормативно-правовых актов, требующих обязательного проведения следующих процедур: (а) общественных слушаний; (б) получения разрешения на нарушение благоустройства и проведение земельных работ.
 
Грядущие разрешительные упрощения оживят инвестиционный климат в отношении проектов приоритетного строительства. К сожалению, не все социально значимые и имиджевые проекты пополнили списки ППС. Так, в их число не были включены проекты реконструкции музеев и архитектурных памятников, строительства и реконструкции магистралей, не связанные с городами, принимающими матчи Евро-2012.