Эволюция российского рынка торговой недвижимости

ТРИ ФАЗЫ ЭВОЛЮЦИИ На рубеже веков московские объекты «ГУМ», «ЦУМ», «Петровский Пассаж» и «Охотный Ряд» были одними из немногих объектов на российском рынке, отвечающих критериям качественных торговых центров фото: IS На рубеже веков российский рынок торговых помещений был относительно неразвит. Даже в Москве критериям качественных торговых центров удовлетворяло всего несколько объектов – среди них «ГУМ», «ЦУМ», «Петровский Пассаж» и «Охотный Ряд». Постепенное развитие рынка торговых помещений совпало с началом фазы роста российской экономики в 2001 году. В целом на протяжении десятилетия можно выделить три основные фазы эволюции рынка. Первая (2001-2005 годы) – фаза постепенного развития. В этот период девелоперы проявляли наибольшую активность на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Вторая фаза (2006-2008 годы) характеризуется активным ростом рынков. В это время инвесторы, ритейлеры и девелоперы начали проявлять интерес к регионам, прежде всего, к городам-миллионникам. Третья фаза (2009-2011 годы). Резкий рост оборвался с приходом мирового экономического кризиса, который был преодолен в ходе третей фазы, включавшей и непосредственно период кризиса, и период восстановления рынков. Это время было отмечено оживлением национальной экономики в целом и отдельных регионов в частности, оздоровлением потребительского спроса, усилением конкуренции за арендаторов, дальнейшим развитием планов инвесторов, ритейлеров и девелоперов.
Уровень введенных и свободных площадей в России
Источник: Jones Lang LaSalle
2001-2005: Постепенный рост Постепенный рост рынка торговых помещений начался в 2001 году. Увеличение оборотов ритейлеров, выход новых операторов на рынок стали предпосылкой строительства новых торговых центров и появления рынка управления недвижимостью. В этот период средняя арендуемая площадь торгового центра в Москве составила 30 тысяч м2, в Санкт-Петербурге – около 20 тысяч. В целом в России в этот период было введено 2,5 миллиона м2 площадей. Эта цифра не может считаться слишком значительной для развивающегося рынка, однако необходимо отметить, что практически все заявленные проекты были завершены вовремя. В этом смысле рынок был достаточно эффективен именно в 2001-2005 годах. Иностранные девелоперы также начали выходить на рынок в рассматриваемый период. Крупнейшими проектами в Москве стали ТК «МЕГА Теплый Стан» (2002 год) и ТК «МЕГА Химки» (2004 год). В 2001 году было завершено строительство ТЦ «Капитолий Каширский» компании ENKA. В регионах этот процесс начался позднее, примерно с 2005 года. Знаковым проектом стал ТЦ «МЕГА Казань», вышедший на рынок в 2005 году, однако внимание девелоперов было все еще сосредоточено в основном на двух крупнейших российских городах. Эволюцию стратегии иностранных девелоперов можно проследить на примере компании IKEA, крупнейшей иностранной компании на данном рынке. На ее примере видно, что в начале десятилетия основные проекты выходили на московский рынок, затем в середине десятилетия иностранные девелоперы стали расширять сферу своего присутствия на рынки Санкт-Петербурга и городов-миллионников. Однако и сегодня число иностранных девелоперов на российском рынке невелико, в десятку крупнейших входит лишь IKEA. Тем не менее, есть и компании меньшего размера, достойные упоминания, например, Renaissance Development. В число основных российских игроков входят федеральные девелоперы, расширяющие сеть своих торговых центров («Ташир», ГК «Регионы», «Торговый Квартал», «ТПС») или местные игроки, работающие в основном в одном регионе или городе. ТК «МЕГА Химки» в Москве (Россия) фото: IS Что касается концепций, то в ходе рассматриваемого периода им не всегда уделялось столько внимания, сколько обычно уделяется в западных странах. За некоторыми исключениями (ТЦ «Атриум», построенный в 2002 году, вполне успешен с точки зрения концепции) архитектура и подбор арендаторов были недостаточно продуманы, что было возможно лишь в условиях отсутствия достаточного уровня конкуренции. В это время интерес потребителей вызывали больше непосредственно покупки, а не времяпрепровождение, как следствие, во многих центрах отсутствовала развлекательная составляющая. Инвестиционный рынок в данный период характеризовался относительно небольшим размером сделок, что связано с недостаточным количеством качественного продукта и ликвидности; при этом интерес инвесторов был сфокусирован в основном на Москве. В 2005 году объем инвестиций в торговую недвижимость был сравнительно небольшим – $117 миллионов. В 2001-2005 годах началось формирование рынка управления недвижимостью. До начала XXI века этот сегмент недвижимости в целом существовал в условиях «дикого рынка», несмотря на то, что некоторые крупные международные игроки – Colliers International FM, GVA Sawyer, Sawatsky Group – появились в России еще в 90-е годы прошлого столетия. Их доля была сравнительно невелика, а небольшие торговые центры, составлявшие основную долю рынка, управлялись непосредственно собственниками.
Объем инвестиций на московском и региональных рынках, 2001-2011 годы
Источник: Jones Lang LaSalle
2006-2008: Активный рост Период с 2006 по 2008 годы можно с полным правом назвать временем бума как в отношении ритейлеров, так и в отношении девелоперов. Объем ввода новых площадей в России достиг уровня 3,7 миллиона м2, что почти в полтора раза больше, чем в 2001-2005 годах. Средняя арендуемая площадь московского торгового центра находилась на уровне 37 тысяч м2, в Санкт-Петербурге эта цифра составила около 35 тысяч м2. На рынок выходили новые ритейлеры, уже присутствовавшие на рынке активно расширялись. Среди наиболее известных брендов, появившихся в России в этот период, стоит отметить Gap, Zara Home, The Body Shop, Bershka. Как следствие, девелоперы перешли к строительству крупных торговых центров, идя навстречу ожиданиям потребителей и стараясь максимизировать свои прибыли. Примером этой тенденции могут служить ТЦ «МЕГА Парнас» и «МЕГА Дыбенко», крупнейшие торговые центры Санкт-Петербурга, вышедшие на рынок именно в этот период. Кроме того, торговые центры «МЕГА» стали появляться и в других регионах страны. Возросшая конкуренция за привлечение арендатора заставила девелоперов уделять больше внимания концепциям. Архитектура и дизайн вновь возводимых торговых центров стали разнообразнее, подбор арендаторов стал играть более значимую роль, чем когда-либо прежде. Девелоперы все чаще принимали решение о строительстве торгово-развлекательных центров, а не торговых объектов в чистом виде. ТЦ «МЕГА Белая Дача», открывшийся в Москве в 2006 году, – пример хорошо спланированного торгового центра. ТЦ «Европейский», в свою очередь, может быть отмечен за удачное местоположение и пул арендаторов, однако концепцию этого торгового центра в целом не стоит приводить в качестве примера. ТЦ «МЕГА Дыбенко» в Санкт-Петербурге (Россия) фото: IS Активный рост не обошел стороной и рынок инвестиций, их общий объем превысил показатель $1,5 миллиарда в 2007 году. Однако вскоре рост оборвался с приходом мирового финансового кризиса, и объем инвестиций значительно сократился и составил в 2009 году всего $431 миллион. Рынок управления недвижимостью окончательно сформировался уже в 2008-2009 годах. К этому времени выросло количество международных компаний, среди них – Engineerics, аффилированный с Atrium European Land (в прошлом – Meinl European Land), Zander Rus (сосредоточившийся в основном на технической эксплуатации), а также ECE Project Management Rus. В это время большинство игроков рынка в качестве основного направления деятельности выбирали управление технической эксплуатацией зданий, финансовые вопросы чаще всего оставляя на откуп собственникам. В целом компании данного сегмента рынка стабильно развивались на протяжении десятилетия и в меньшей степени пострадали от последствий кризиса 2008-2009 годов, в ходе которого их основной целью было сокращение издержек и разработка эффективных стратегий работы с арендаторами, и большинство профессиональных участников рынка с этой задачей успешно справлялись.
Объем инвестиционных сделок и средний размер сделки
Источник: Jones Lang LaSalle
2009-2011: Кризис и восстановление рынка 2009 год оказался временем стагнации. Инвесторы и девелоперы прилагали значительные усилия для того, чтобы сохранить свои активы и сократить издержки. Единичные проекты развивались в соответствии с заявленными планами, многие другие были заморожены или приостановлены. Общий объем инвестиций и средний уровень сделки значительно снизились. В 2010-2011 годах началось восстановление рынка и новый цикл роста. Этот этап характеризовался более стабильным и устойчивым развитием, чем предыдущие. С одной стороны, возобновившийся после кризиса рост предоставил девелоперам и ритейлерам большие возможности, с другой – еще более конкурентное окружение заставило девелоперов принимать более взвешенные решения. Объем ввода новых площадей в этот период вновь вырос и составил 4,2 миллиона м2. Московский рынок характеризовался дальнейшим ростом показателя средней арендуемой площади, составившего 70 тысяч м2, показатель ввода новых площадей составил 500 тысяч м2. Новая фаза роста на рынке торговых помещений характеризуется снижением уровня свободных помещений на фоне по-прежнему низкого показателя обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек, ростом оборота ритейлеров, выходом на рынок новых брендов. Региональные рынки восстанавливались медленнее, уровень свободных площадей в регионах в посткризисный период оставался на прежнем уровне или рос. Концепции торговых центров стали носить еще более продуманный и инновационный характер. Примерами торговых центров с удачными концепциями и качественным пулом арендаторов можно считать ТРЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге, ТЦ «Аура» в Новосибирске, ТЦ «Метрополис» в Москве, вышедшие на рынок в рассматриваемом периоде. К 2011 году полностью восстановился рынок инвестиций. Общий объем в 2011 году достиг $3,3 миллиарда, что является историческим максимумом. Кроме того, выросла доля российских инвесторов с 23% в 2001-2005 годах до 66% в 2009-2011 годах. Наибольший интерес у инвесторов традиционно вызывает московский рынок. Однако в ходе рассматриваемого этапа мы стали свидетелями крена в сторону Санкт-Петербурга и регионов. На долю Санкт-Петербурга и региональных городов пришлось 70% инвестиций, что, прежде всего, связано со сделкой с ТРЦ «Галерея» и порт-фолио компании «Макромир». Улучшения происходили и в сфере управления недвижимостью. Набирали популярность новые услуги (прежде всего, управление проектами и финансовый анализ), качество предоставляемых услуг продолжало повышаться. Рынок в целом постепенно признал необходимость подобных услуг, повысился уровень конкуренции в связи с обозначенными улучшениями. Тем не менее, не все собственники принимают решения о привлечении профессиональных управляющих компаний – их услуги в целом дороги. По этой причине многие компании (например, «Торговый Квартал») предпочитают создавать собственные управляющие подразделения или привлекать профессиональные управляющие компании в качестве консультантов. Среди основных факторов, мешающих развитию этого рынка, можно отметить нежелание собственников нести дополнительные издержки и недоверие к управляющим компаниям. Основной спрос на услуги в области управления недвижимостью исходит от иностранных компаний или крупных российских компаний с иностранным участием.
Объем площадей на 1000 жителей в российских и европейских городах
Источник: Jones Lang LaSalle
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Российский рынок торговой недвижимости начал развиваться значительно позже рынков западных стран. Недостаток разнообразия форматов (в настоящее время ритейл-парки и аутлеты находятся на начальной стадии становления), возможно, является одним из наиболее важных индикаторов, показывающих потенциал роста на рынке торговой недвижимости – как с точки зрения пространства, так и инноваций. Fashion House Outlet Village, «Outlet Village Белая Дача» планируются к вводу недалеко от Москвы, в то время как ритейл-парки запланированы в региональных городах – Красногорске, Твери, Нижнем Новгороде. Однако необходимо помнить, что концепции ритейл-парков в России отличаются от европейских аналогов. В то же время в России планируются и строятся большие современные торговые и развлекательные центры. Общий объем торговых площадей увеличится в ближайшие годы. В настоящее время рынки российских региональных городов недостаточно насыщенны торговыми помещениями и недостаточно развиты в целом, за исключением рынков Краснодара и Казани. Однако, принимая во внимание нынешние возможности для развития, можно предположить, что ситуация изменится и дальнейшее развитие региональных рынков не за горами. Прогноз развития в целом позитивен. Сегодня мы можем говорить о начале цикла роста. По нашим расчетам, рост рынка торговой недвижимости в 2012 году достигнет 5,5%, что выше, чем в большинстве стран Европы. Принимая во внимание низкую насыщенность рынков и потенциальный рост доходов населения, Россия остается ключевой страной для девелоперов. В долгосрочной перспективе онлайн-покупки будут набирать большую популярность. Доля покупок через Интернет в России относительно общего их объема, вполне возможно, достигнет уровня европейских стран, а доля онлайн-покупок в Европе, по различным оценкам, составит 20% к 2020 году. В связи с этим торговые центры вынуждены будут в большей степени сосредоточиться на развлечениях, продавать не столько товары, сколько атмосферу и «искусство жить». Менеджмент торговых центров зачастую будет принимать решение об изменении форматов. Торговые центры все больше будут напоминать шоу-румы. Как уже было сказано, времяпрепровождение и развлечения будут иметь для клиентов большее значение. Некоторые торговые центры потребуют изменения состава арендаторов, принимая во внимание тот факт, что объекты, расположенные ближе к центру города, должны сосредоточиться скорее на продаже одежды и развлечениях, а торговые центры, расположенные ближе к окраинам, в свою очередь, больше внимания должны уделять продуктовым магазинам, магазинам бытовой техники и электроники, мебельным и строительным магазинам. Возрастающее значение качества концепций и удачного подбора арендаторов в конкурентной среде заставит собственников более профессионально планировать и управлять сильными сторонами своих проектов, в связи с чем возрастет спрос на профессиональных консультантов, имеющих длительный опыт работы на данном рынке.